Модели некооперативного поведения фирм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели некооперативного поведения фирм.



Характер конкурентного взаимодействия фирм при условии некооперативного поведения имеет ряд особенностей. А именно, каждая фирма строит свою конкурентную стратегию поведения, ориентируясь на стратегию конкурентов. Очень важным при этом является параметр, который принимается фирмами в качестве объекта реагирования. Таким параметром может служить цена или объем выпуска.

Если роль параметра реагирования выполняет цена, то имеет место ценовая олигополия, если объем выпуска - то количественная олигополия.

Основными моделями реализации некооперативного взаимодействия фирм на рынке олигополии являются:

- модель дуополии Курно;

- модель дуополии Бертрана (сознательного соперничества);

- модель ломаной кривой спроса.

Модель дуополии Курно.

Поскольку взаимодействие на основе реагирования представляет собой сложный механизм, упростим его рассмотрение на примере дуополии, т.е. таком отраслевом рынке, где действуют две фирмы.

Анализ поведения фирм в модели Курно опирается на ряд предпосылок:

1) Фирмы производят однородный продукт и имеют одинаковые издержки производства;

2) Фирмы обладают полной информацией о рыночном спросе и в качестве основной цели деятельности рассматривают максимизацию прибыли;

3) Решения фирм принимаются одновременно.

В качестве стратегического параметра, относительно которого происходит взаимодействие фирм, служит объем выпуска. Суть взаимодействия заключается в том, что каждая из фирм самостоятельно принимает решение об объеме выпуска, исходя из неизменности выпуска конкурентом.

Предположим, что рыночный спрос задается кривой , а предельные издержки фирм – кривой (рис. 47). Фирма Б предполагает, что объем выпуска фирмы А будет таким, чтобы максимизировать прибыль () и составит . Объем спроса на свой продукт фирма Б воспринимает как остаточный, который ограничен участком кривой спроса . Для остаточного спроса линия предельной выручки находится в положении . Оптимальным объемом выпуска фирмы Б будет , при котором выполняется равенство . Таким образом, принятие решения фирмой Б есть не что иное, как реакция на предположение об объеме выпуска фирмы-конкурента.

 

                     

 

                                           

 

 

                                                                            

                                                    

 

                                                             

 

Рис. 47 Принятие решения о выпуске в модели Курно

 

Когда действующим на рынке фирмам характерен такой объем взаимодействия, то любые изменения объема выпуска одной фирмы будут приводить к изменениям объема выпуска другой, и наоборот. Графически данная зависимость может быть выражена кривой реагирования фирмы.

Кривая реагирования фирмы – это выраженная функциональная зависимость, характеризующая оптимальный с позиции максимизации прибыли объем выпуска одной фирмы в зависимости от объема выпуска конкурента. Кривые реагирования фирм позволяют отследить механизм установления рыночного равновесия в случае некооперативного поведения конкурентов, стремящихся избежать ценовой конкуренции (рис. 48).

Если объем выпуска фирмы А составит , то фирма Б, в соответствии со своей кривой реагирования, не будет осуществлять производство (). Если фирма А сократит объем своего производства до объема , то фирма Б начнет осуществлять выпуск в объеме, равном . Реагируя на выпуск конкурента фирма А сократит объемы выпуска до . Фирмы будут вести себя аналогично и, в конечном итоге, это приведет к производству такого объема продукции, при котором установится рыночное равновесие.

Точка пересечения кривых реагирования фирм отражает равновесие Курно, которое свидетельствует о достижении каждой из фирм наилучшего объема выпуска с позиции максимизации прибыли при заданных действиях конкурента.

 

Кривая реагирования фирмы Б
Равновесие Курно
Кривая реагирования фирмы А
                                                                

                

 

 

               

              

              

 

 

             

                                             

Рис. 48 Кривые реагирования фирм и равновесие в модели Курно

 

Модель дуополии Бертрана.

Модель дуополии сознательного соперничества (Бертрана) является примером ценовой олигополии. Для анализа данной модели применяются те же предпосылки, что и при модели Курно, с единственным отличием, что параметром реагирования конкурента является цена.

Модель Бертрана представляет собой способ взаимодействия, при котором фирма принимает решение об объеме выпуска, исходя из предположения, что фирма-конкурент не изменит цену.

При отраслевом спросе и одинаковых издержках производства  фирмы могли бы поделить рынок пополам и реализовывать продукцию по монопольно высоким ценам, получая при этом монопольную экономическую прибыль. Однако, каждая из фирм имеет потенциал увеличения прибыли и это будет стимулом к изменению ситуации на рынке. Поскольку фирма А считает цену фирмы Б неизменной, то она рассчитывает несколько снизив свою цену, увеличить объем спроса на продукт фирмы. А так как продукт фирм однороден, то любое снижение цены фирмой А приведет к переключению всего рыночного спроса на продукт данной фирмы. Соответственно, фирма Б вынуждена будет ответить снижением цен на свой продукт ниже цены конкурента, и следовательно, уже она захватит весь объем рынка. Ответные действия конкурента заставляют каждую из фирм снижать цену до тех пор, пока она не достигнет уровня средних издержек и ее дальнейшее снижение принесет убытки (равновесие Бертрана).

Таким образом, ценовая война приведет рынок в такое состояние, при котором цена будет равна долгосрочным средним издержкам, как и на рынке совершенной конкуренции. Фирмы снова разделят рынок пополам, но при этом не получая экономической прибыли.

Ситуация «ценовых войн» выгодна потребителям, так как приводит к максимизации потребительского излишка. Но от ее проигрывают фирмы-производители независимо от исхода борьбы. Фирмы, стремясь максимизировать прибыль, в итоге оказываются с нулевой прибылью – парадокс Бертрана.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.008 с.)