Тема 1: Предмет и метод микроэкономики. Базовые экономические понятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: Предмет и метод микроэкономики. Базовые экономические понятия.



МИКРОЭКОНОМИКА

Учебное пособие

 

 

Факультет:              Экономический

 

Направление: 38.03.01 – экономика

                       38.03.02 – менеджмент

 

 

Вологда

2015


УДК 330.101.542 (075)

ББК 65.012.1я73

 

Микроэкономика: Учебное пособие для студентов очной и заочной формы обучения / автор: Ю.В. Воропанова. – Вологда: ВоГУ, 2015. – 143 с.

 

Учебное пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения по направлениям подготовки 38.03.01 – экономика, 38.03.02 – менеджмент. В работе представлены основы микроэкономического анализа, которые дают представление об экономических процессах, явлениях и закономерностях, и показывают возможности его практического применения.

 

 

Утверждено редакционно-издательским советом ВоГУ

 

 

Автор: Ю.В. Воропанова, кандидат экон. наук

 

Рецензенты:      доктор экон. наук, профессор П.М. Советов,

кандидат экон. наук, доцент М.А. Логунов.

                  

 


 

Содержание  
Введение 5
Тема 1. Предмет и метод микроэкономики. Базовые экономические понятия.  
1.1. Экономическая система и предмет микроэкономики. 6
1.2. Методы микроэкономики. 7
1.3. Базовые экономические понятия. 9
Тема 2. Основные принципы функционирования рыночной экономики.  
2.1. Типы экономических систем. 10
2.2. Основные функции рыночной системы. 11
Тема 3. Основные положения теории спроса и предложения.  
3.1. Спрос, предложение и установление рыночного равновесия. 13
3.2. Эластичность спроса и предложения. 16
3.3. Государственное регулирование рынка. 18
Тема 4. Теория поведения потребителя.  
4.1. Потребительский выбор. 19
4.2. Подходы к анализу поведения потребителя. 20
4.3. Бюджетное ограничение потребителя. 24
4.4. Равновесие потребителя. 27
Тема 5. Теория производства.  
5.1. Фирма как субъект экономики. 28
5.2. Производство и производственная функция. 31
5.3. Деятельность фирмы в краткосрочном периоде. 32
5.4. Деятельность фирмы в долгосрочном периоде. 35
5.5. Оптимальный объем производства. Эффект масштаба. 39
Тема 6. Издержки производства.  
6.1. Концепции издержек, их структура и виды. 40
6.2. Динамика издержек производства в краткосрочном периоде. 42
6.3. Динамика издержек производства в долгосрочном периоде. 47
Тема 7. Прибыль предприятия.  
7.1. Бухгалтерская и экономическая прибыль. 49
7.2. Общий, средний и предельный доход. 51
7.3. Принцип максимизации прибыли. 52
Тема 8. Модели организации рыночных структур.  
8.1. Характеристики рыночных структур. 54
8.2. Модель совершенной конкуренции. 55
8.3. Деятельность совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. 56
8.4. Кривая предложения конкурентной фирмы. 59
8.5. Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном периоде. 60
Тема 9. Монополия.  
9.1. Монополия: экономическая природа и виды. 62
9.2. Формирование предложения на рынке монополии. 64
9.3. Экономические последствия монополии. 67
9.4. Регулирование монополий. 71
Тема 10. Монополистическая конкуренция.  
10.1. Общие характеристики рынка монополистической конкуренции. 73
10.2. Производственный выбор в условиях ограниченной монопольной власти. 75
10.3. Проблема эффективности на рынке монополистической конкуренции. 76
10.4. Неценовая конкуренция и общеэкономическое значение рекламы. 78
Тема 11. Олигополия.  
11.1. Общие характеристики рынка олигополии. 79
11.2. Модели кооперативного поведения фирм. 80
11.3. Модели некооперативного поведения фирм. 84
11.4. Проблемы эффективности олигополии. 87
Тема 12. Рынки производственных ресурсов.  
12.1. Рынки ресурсов и факторные доходы. 88
12.2. Спрос на факторы производства. 90
12.3. Предложение производственных ресурсов. 95
12.4. Рыночное равновесие на рынке факторов производства. 96
Тема 13. Рынок труда.  
13.1. Общая характеристика рынка труда. 97
13.2. Заработная плата: виды, формы. 100
13.3. Рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. 102
13.4. Действия профсоюзов на рынке труда. 105
Тема 14. Рынок капитала.  
14.1. Капитал как фактор производства. 107
14.2. Равновесие на рынке капитала. 110
Тема 15. Рынок природных ресурсов.  
15.1. Земля как фактор производства. 112
15.2. Рынок невозобновляемых природных ресурсов. 116
15.3. Рынок возобновляемых природных ресурсов. 117
Тема 16. Теория общего равновесия и экономика благосостояния.  
16.1. Анализ частичного и общего равновесия в экономике. 119
16.2. Общее равновесие и экономическая эффективность. 121
16.3. Общее равновесие и экономика благосостояния. 126
Тема 17. Несовершенства рынка.  
17.1. Неопределенность и риск. 127
17.2. Асимметрия информации и эффективность рынка. 129
17.3. Внешние эффекты. 130
Список рекомендуемой литературы 135

Введение

Экономика – одна из важнейших сфер жизнедеятельности общества, обладающая своей структурой, системой  взаимоотношений и связей, поэтому она изучается многими науками, но с разных углов зрения.

Отличительной особенностью микроэкономики, также исследующей экономику как сферу жизнедеятельности общества, является рассмотрение закономерностей поведения основных субъектов рынка: потребителей и фирм. Изучение экономической деятельности с позиции микроэкономического анализа позволяет ответить на многие значимые вопросы, например: как участники рынка принимают решения о покупке и продаже товаров? какие факторы оказывают влияние на их решения? как структура рынка влияет на поведение его участников?

Данное учебное пособие имеет своей целью помочь студентам в освоении курса «Микроэкономика».

Изучение «Микроэкономики» позволит студенту:

- освоить знания и навыки экономического мышления;

- понять логику поведения субъектов рынка;

- знать методы оценки экономических ситуаций и самостоятельно принимать правильные управленческие решения.

Задачей данного учебного пособия является последовательное представление основных тем курса «Микроэкономика» в соответствии с действующим государственным образовательным стандартом. В пособии рассмотрены ключевые понятия и законы экономического поведения потребителей и фирм, представлены основные типы рыночных структур и их особенности; изложены особенности рынков факторов производства: земли, труда и капитала, а также уделено внимание случаям неэффективной работы рынка. Учебное пособие включает в себя большое количество графиков, рисунков и таблиц, призванных облегчить восприятие теоретического материала.

В заключении приводится список рекомендуемой литературы, необходимой для более полного и развернутого изучения разделов пособия, для более качественной подготовки к практическим занятиям и итоговому дисциплинарному экзамену.

 

 

 


Методы микроэкономики.

Методы микроэкономики.

Экономическая теория, и микроэкономика, как ее часть, базируются на некоторой системе принципов, методов анализа и моделирования.

К основным методам микроэкономики относят:

1) Эмпирический метод предполагает сбор и обработку информации, характеризующую определенные факты и события (девальвация рубля, приватизация, и т.п.);

2) Статистический метод предполагает сбор и обработку количественных данных о массовых явлениях и процессах в хозяйственной жизни (объем ВВП, размер инвестиций, уровень занятости и т.п.);

3) Метод экономико-математического моделирования (метод научной абстракции) предполагает выделение наиболее важных, существенных явлений и процессов и установление взаимосвязи между ними, при исключении второстепенных деталей (модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов (рис. 2));

4) Функциональный метод предполагает выявление и установление причинно-следственных связей между отдельными явлениями и процессами экономической деятельности (например, выявление зависимости размера прибыли фирмы от величины уставного капитала, объемов промышленного производства от количество занятых в экономике и т.п.).

Кроме того, методология микроэкономики базируется на нескольких принципах (допущениях):

1) Принцип экономического атомизма.

Исходя из данного принципа, деятельность хозяйствующих субъектов в микроэкономике характеризуется свободой выбора целей и их реализации. Принятие решений каждого субъекта экономики осуществляется независимо от других, и не влияют на решения другого.

2) Принцип экономического рационализма.

Исходя из данного принципа, вся деятельность хозяйствующих субъектов направлена на максимизацию разницы между затратами и выгодами.

3) Принцип «при прочих равных условиях».

Данный принцип применяется с целью выявления влияния выбранного фактора на поведение хозяйствующих субъектов или процессов, за исключением влияния других переменных факторов.

4) Принцип равновесного подхода.

Данный принцип предполагает, что анализ экономических явлений и процессов производится в условиях их нахождения в состоянии равновесия. Это означает, что нет внутренних мотивов к изменению ситуации.

Необходимость применения данных принципов микроэкономического анализа вызвана, в первую очередь, сложностью и неоднородностью рассматриваемых явлений и процессов.

 

Потребители
Фирмы
Рынок продуктов
Рынок факторов
Потребительский бюджет (ПБ)
Факторы
Предпочтения
Готовая продукция
Прибыль
Технологии
 

Рис. 2  Модель кругооборота ресурсов, продукта и дохода

 

Анализ экономических процессов может осуществляться в двух направлениях:

- Позитивный анализ, который формулирует представление об экономическом поведении, устанавливает зависимости между различными явлениями, но не дает им оценки;

- Нормативный анализ, который определяет лучший из альтернативных вариантов, дает оценку экономическим явлениям.

 

Типы экономических систем.

Типы экономических систем.

Экономическая система (ЭС) представляет собой совокупность всех экономических процессов, происходящих в обществе на основании установленных в нем имущественных и организационных отношений. Экономическая система является механизмом, который позволяет преодолевать ограниченность ресурсов и отвечать на основные вопросы экономики: что производить, для кого производить, как и сколько производить?

В зависимости от механизма, осуществляющего координацию деятельности всех субъектов экономики, различают следующие типы экономических систем:

1) Традиционная (иерархическая) – это система, механизм координации которой направлен на сохранение вековых традиций.

2) Плановая – это система, механизм координации которой полностью контролируется государством.

3) Рыночная – это система, в которой действует механизм регулирования, основанный на свободной конкуренции.

4) Смешанная – это система, которая опирается на рыночный механизм при активном участии государства.

Основные характеристики данных типов экономических систем приведены в таблице 1.

Основные характеристики экономических систем

Таблица 1

 

Тип системы Основные признаки системы
Традиционная - наличие вековых традиций и устоев; - применение ручного труда; - преобладание сельского хозяйства, рыболовства, ремесел; - сохранение коллективных форм труда и натурального распределения ресурсов; - преобладание мелкотоварного производства, основанного на частной собственности и личном труде хозяина.
Плановая (командная)  - наличие государственной формы собственности; - централизованное планирование и руководство всеми сферами деятельности, монополизация экономики государством; - отсутствие конкуренции и невосприимчивость к НТП; - применение административных методов управления экономикой; - хорошо развита социальная сфера, здравоохранение и образование.
Рыночная - наличие частной собственности на экономические ресурсы; - наличие свободной конкурентной среды; - основной мотив деятельности субъектов экономики – получение дохода; - цена регулирует рыночную систему; - ограниченность роли государства.
Смешанная - сочетание рыночного механизма и государственного регулирования; - целевая функция экономики – обеспечение устойчивого экономического роста; - сочетание разнообразных форм собственности.

 

Спрос.

Спрос покупателей формируется под влиянием потребностей человека и стремлением к обеспечению более качественных условий жизни для его самого, семьи и близкого окружения, общества в целом.

Объем спроса – это количество товара, которое готов приобрести покупатель при заданном уровне цен.

Величина спроса складывается под влиянием факторов (детерминант), которые подразделяются на две группы:

1) Цена;

2) Неценовые факторы спроса:  доход потребителя, его предпочтения, число покупателей на рынке, цены на товары-заменители, конъюнктура рынка.

Закон спроса заключается в следующем: покупателями будет приобретено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. Графически зависимость между объемом спроса () и ценой () отражена на рис. 7.

                       

                             

                      

 

                                                     

 

                                                

Рис.7  Графическое отображение  функции спроса

 

Другими словами, закон спроса заключается в обратной зависимости между объемом спроса и уровнем цен на рынке.

Наблюдаемые в хозяйственной жизни явления таковы, что не во всех случаях закон спроса подтверждается. К таким ситуациям в жизни можно отнести:

1) Инфляционные ожидания покупателей.

2) Наличие асимметрии информации на рынке.

3) Эффект массового потребления.

4) Демонстративное поведение (эффект Веблена).

5) Товары Гиффена.

6) Спекулятивный спрос (реальный или искусственно создаваемый дефицит товара).

7) Нерациональный спрос (спонтанные покупки).

По характеру взаимосвязи цены на товар и спроса на него, различают следующие группы товаров:

а) товары - заменители (субституты, конкуренты);

б) товары - комплементы (взаимодополняющие друг друга в потреблении);

в) нейтральные товары. 

Предложение.

Предложение товаров отражает особенности поведения продавцов на рынке и представляет собой их желание и способность заключать сделки по продаже товара по установленной цене.

Величина предложения – это количество товаров, которое желают и способны предоставить на рынок продавцы. Поскольку производство товаров связано с затратами, то желание продавать товар возникает, если цена не только возмещает затраты, но и обеспечивает производителю получение дохода.

Цена предложения – это минимальная цена, по которой производители готовы предоставить рынку определенное количество товара.

Факторы (детерминанты), определяющие объем предложения на рынке:

1) Цена товара;

2) Неценовые факторы: цены на производственные ресурсы, количество продавцов на рынке, применяемая технология, налоги, ожидания производителей.

Закон предложения: чем выше цена, тем большее количество товаров готовы предложить продавцы. Графически зависимость между объемом предложения () и ценой () отражена на рис. 8.

Кривая предложения отражает прямую зависимость между ценой товара и объемом его предложения на рынке.

 

 

                  

                                                           

                           

                          

                           

                                                                                       

                                                     

                                          

Рис. 8 Графическое отображение функции предложения

Рыночное равновесие.

Рыночное равновесие представляет собой такое состояние рынка, когда величина спроса равна величине предложения при заданном уровне цен. Только в точке рыночного равновесия покупатели и продавцы обладают одинаковой готовностью к совершению сделки купли-продажи. Графическое отображение равновесного состояния рынка представлено на рис. 9.

Параметрами, выражающими условия рыночного равновесия, являются равновесная цена () и равновесный объем (). При установлении на рынке равновесного состояния у участников сделки отсутствуют внутренние стимулы к изменению сложившейся ситуации, обеспечивая тем самым устойчивость состояния рынка.

 

                                                                       

                          

                                                                                                                             

                                                   

                  

 

                         

Рис. 9 Рыночное равновесие

 

Равновесная цена, сложившаяся под действием рыночных сил, выполняет следующие функции в экономике:

1) Информационную, поскольку именно цена является сигналом к действию для всех субъектов рыночной экономики;    

2) Стимулирующую, поскольку посредством цены регулируются объемы товаров, предлагаемых производителями, изменяются технологии и ассортимент, регулируется уровень издержек на производство, т.к. производителям важно получение прибыли;

3) Нормирующую, поскольку цена регулирует объемы распределения товаров.

Установление равновесия между спросом и предложением является важной характеристикой рынка. Оно показывает, что извлекаемые потребителями предельные выгоды и предельные затраты производителей совпадают, что говорит о наилучшем распределении ресурсов. Кроме того, рыночное равновесие фиксирует наилучшее положение для участников сделки.

Нарушение рыночного равновесия приводит к появлению избытка предложения (если установившаяся цена выше равновесной, ) или избытка спроса (если установившаяся цена ниже равновесной, ) (рис. 10).

 

Избыток предложения
Избыток спроса
                            

                                                           

                                      

                                               

                                                 

                                                                                                   

                                                           

                                                        

Рис. 10 Нарушение рыночного равновесия

 

Потребительский выбор.

Бюджетное ограничение потребителя.

Равновесие потребителя.

 

Потребительский выбор.

В ходе изучения поведения потребителя в экономике фактически рассматривается вопрос о формировании рыночного спроса, т.е. процесс принятия решения о покупке и реализация данного решения позволяют оценить формирование платежеспособного спроса потребителя.

В микроэкономике под потребителем понимается хозяйствующий субъект, который самостоятельно принимает решение о структуре и объеме потребляемых им благ. В рамках исследования поведения потребителя важным моментом является принятие решения о покупке, поэтому понятия «потребитель» и «покупатель» являются синонимами.  

Приобретение покупателем тех или иных благ приносит ему определенную полезность, которую можно определить как удовольствие, удовлетворение от совершенных покупок.

Иначе, полезность благ можно рассматривать как некий потребительский эффект, присутствие у благ таких свойств и качеств, которые удовлетворяют субъективные запросы потребителей.

Теория поведения потребителя опирается на следующие фундаментальные предположения:

1) Полезность представляет собой субъективную оценку ценности блага, т.е. одно и то же благо может иметь разную оценку у отдельных потребителей.

2) Каждый потребитель будет стремиться к максимизации полезности, исходя из принципа рационального поведения.

3) Полезность разных благ сопоставима, т.к. любой потребитель принимает решение в условиях альтернативного выбора.

4) Потребитель имеет широкий спектр потребностей, а возможности для их удовлетворения (бюджет) всегда ограничены.

Таким образом, потребительский выбор представляет собой принятие решения потребителем о распределении своего бюджета таким образом, чтобы состав и структура приобретенных благ приносили максимальную полезность.

 

Бюджетное ограничение потребителя.

В реальных условиях поведение потребителя и его выбор будут ограничены его денежным доходом, бюджетом потребителя. Абсолютную величину покупок можно представить следующим выражением:

 

,               (7)

где - объем покупок благ ;

- цены на блага ;

Из формул (3) и (7) видно, что изменения в объеме покупаемых благ (спросе потребителя) могут произойти вследствие изменения следующих параметров:

- изменения цен на блага;

- изменения предельной полезности приобретаемых благ;

- изменения дохода потребителя.

Графически бюджетное ограничение представлено на рис. 14:

 

Бюджетная линия
                 

                

 

                                                                          

                                                                    

Рис. 14 Бюджетная линия (ограничение)  потребителя

 

Любая точка на бюджетной линии характеризует максимальный объем товаров, который при данном уровне цен потребитель может приобрести, расходуя весь свой бюджет. Разные точки на бюджетной линии отражают различные комбинации товаров, входящих в товарный набор потребителя, но во всех этих точках бюджет израсходован полностью.

Наклон бюджетной линии определяется соотношением рыночных цен на блага, входящие в товарный набор потребителя ().

Смещения бюджетной линии происходят в силу действия следующих основных факторов:

1) Изменения дохода потребителя.

Смещение бюджетной линии происходит параллельно исходному положению в сторону расширения (вправо), если реальные доходы потребителя увеличиваются, и в сторону сужения (влево), если доходы – сокращаются (рис. 15).

2) Изменения цен на блага, входящих в товарный набор.

                 

          

                  

 

 

                                                                    

                                                                                     

                                                                                                              

Рис. 15 Изменение бюджетной линии вследствие изменения дохода потребителя

 

При изменении цен на благо происходит изменение наклона бюджетной линии, поскольку рост цен вызывает сокращение объемов потребления, и наоборот, снижение цен на благо – рост объемов потребления (рис.16).

 

 

                    

               

                     

 

 

                                                                                      

                                           

 где

       .

 

Рис. 16 Изменение наклона бюджетной линии вследствие изменения цен

 

На бюджет потребителя также могут оказывать влияние такие внешние факторы, как:

а) Налогообложение потребителя, которое может проявиться как в сдвиге бюджетной линии (подоходный налог), так и в ее повороте (налог с продаж);

б) Субсидии потребителю, которые расширяют его бюджетное поле;

в) Нормирование потребителя, которое в конечном итоге, приводит к сокращению бюджетного поля, а бюджетная линия принимает вид ломаной (квотирование, штрафы за превышение лимитов потребления);

г) Стимулирование сбыта приводит к расширению бюджетного поля (цена при оптовой закупке, скидки).

 4.4. Равновесие потребителя.

Объединив анализ потребительских предпочтений и бюджетное ограничение потребителя (его покупательную способность) можем выявить тот товарный набор, который будет являться наилучшим для потребителя.

Точка равновесия (оптимума) потребителя – это товарный набор, который обеспечивает ему максимальную полезность и исключает внутренние стимулы для изменения принятого решения (рис. 17).

 

 

                  

 

                                В            D

                                            

                                                   Е             

                                            А         С

                                                             

                                                                         

Рис. 17  Равновесие потребителя

 

На рис.17 можно выделить следующие товарные наборы:

а) т. Е – это товарный набор, характеризующий оптимальный выбор потребителя (наивысшая кривая безразличия при имеющемся уровне дохода);

б) т. А – это товарный набор, который достижим при данном уровне дохода потребителя, но не обеспечивающий ему максимальной полезности;

в) т. В и т. С – это товарные наборы, на которые расходуется весь доход потребителя, но обеспечивающие ему меньшую полезность, чем оптимальный товарный набор;

г) т. D – это товарный набор, который недостижим при данном уровне дохода потребителя.

Как видно на рис. 17, оптимум потребителя достигается в точке касания кривой безразличия и бюджетной линии, что означает равенство углов наклона данных линий в т. Е и равенство предельной нормы замещения одного блага другим обратному отношению цен:

 

,                  (8)

 

Предельная норма замещения отражает желательность замещения одного блага другим, в то время как соотношение рыночных цен характеризует возможность замещения благ в потреблении.

Виды равновесия потребителя:

1) Внутреннее равновесие – это оптимальный выбор потребителя, когда он расходует свой бюджет на потребление двух видов благ;

2) Угловое равновесие потребителя – это оптимальный выбор потребителя, когда потребитель отказывается от покупки одного блага из двух.

Реакция потребителей, вызванная изменением цен покупаемых благ, складывается из следующих эффектов:

Эффект дохода представляет собой изменение объема спроса на благо, вызванное изменением реального дохода потребителя в результате роста или снижения цены на данное благо.

Эффект замещения представляет собой изменение объема спроса на благо, вызванное перераспределением спроса в его пользу вследствие роста или снижения цены на данное благо.

  

Бухгалтерские издержки

Бухгалтерские издержки – это величина фактических денежных расходов фирмы, связанных с выплатами работникам и контрагентам. Данные издержки включают в себя:

1) Затраты на материалы;

2) Затраты на оплату труда работников;

3) Отчисления на социальные нужды;

4) Амортизационные отчисления;

5) Прочие затраты (арендные платежи, расходы на рекламу, проценты за кредит и т.п.).

Бухгалтерская концепция издержек позволяет дать издержкам четкую и однозначную оценку, которая отражается на счетах фирмы. Методика бухгалтерских расчетов стандартизирована и поэтому является основой оценки финансового состояния фирмы, определения прибыльности ее функционирования.

Бухгалтерские издержки представляют собой величину явных (внешних) издержек, т.к. отражаются в виде хозяйственных операций на счетах фирмы. Однако, не все затраты можно отразить таким способом, есть ресурсы которые находятся в собственности фирмы и за их использование она ничего не платит. Затраты, связанные с использованием таких ресурсов, называются неявные (внутренние) издержки. Взаимосвязь явных и неявных издержек представлена на рис. 23.

 

Бухгалтерские издержки
Явные (внешние) издержки
Неявные (внутренние) издержки
Экономи-ческие издержки
Нормальная прибыль

 


Рис. 23 Виды издержек и их взаимосвязь

 

К неявным издержкам руководителя фирмы можно отнести его заработную плату, которую он  мог получать, работая по найму, например, на госслужбе. Если оборудование и здание принадлежит руководителю фирмы, то неявные издержки представляют собой сумму, которую он мог получать, сдавая данные ресурсы в аренду или получив деньги от их продажи, разместил бы их на депозит.

Сумма явных и неявных издержек фирмы представляют собой экономические (вмененные) издержки, которые рассматриваются концепцией альтернативных издержек.

Тема 9: Монополия.

Регулирование монополий.

 

Регулирование монополий.

Регулирование деятельности монополий проявляется в ограничении монопольных проявлений и применяется с целью снижения цен и увеличения объема выпуска.

Направление контроля и регулирования монополий включает в себя законодательные и экономические меры (рис. 41).

 

Законодательные меры
Экономические меры
Ограничение контроля над рынком
Контроль за слияниями
Запрет соглашений о ценах
Запрет соглашений о разделе рынков
Контроль за соглашениями об использовании продукции
Запрет на установление розничных цен
Установление набора предоставляемых услуг
Запрет соглашений о предоставлении исключительных прав
Косвенное регулирование
Прямое регулирование
Налогообложение продукции
Установление «потолка» цен
Налогообложение сверхприбылей
Установление предела нормы прибыли

 

 


Рис. 41 Система мер анти



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.204 с.)