Ординализм: категории потребительских предпочтений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ординализм: категории потребительских предпочтений



Представители данного научного подхода выявили, что ценность одного и того же блага определяется не только его количеством, но и тем товарным набором, в котором это благо находится.  Поэтому понятие полезность стали применять не к отдельному благу, а к определенному потребительскому набору.

В рамках данного подхода, потребитель не количественно оценивает полезность того или иного блага, а располагает их в определенном порядке: от наименее ценного к наиболее.

Поскольку поведение каждого потребителя индивидуально, то для его изучения в рамках ординалистской теории предложены следующие аксиомы:

1) Аксиома полной упорядоченности: при наличии двух различающихся между собой товарных наборов потребитель способен либо ранжировать свои предпочтения в пользу одного из них, либо признать их равноценными;

2) Аксиома рефлексивности: если два товарных набора одинаковы, то при оценке их полезности потребитель признает, что любой из данных наборов не хуже другого;

3) Аксиома транзитивности: если при оценке полезности товарных наборов потребитель выяснил, что товарный набор №1 предпочтительнее набора №2, а товарный набор №2 - набора №3, то это значит, что товарный набор №1 предпочтительнее набора №3;

4) Аксиома ненасыщения: при прочих равных условиях, потребитель выбирает большее количества определенного блага меньшему, более качественное благо вместо худшего, и т.д.

Аксиомы ординализма позволяют ранжировать различные сочетания товарных наборов и проводить их попарные сравнения при осуществлении потребительского выбора.

Максимизация полезности потребителя также сохраняется основным мотивом его поведения, но она достигается за счет выбора наиболее предпочтительного набора благ из имеющихся и доступных потребителю.

Кривая безразличия – это линия, отражающая совокупность товарных наборов, имеющих одинаковую предельную полезность для потребителя.

Кривая безразличия всегда соответствует только одному уровню потребления, представленному в различных комбинациях благ. Количественная характеристика, отражающая взаимозаменяемость одного блага другим выражается предельной нормой замещения (, от англ. marginal rate of substitution):

 

,                (5)

или

,                (6)

 

Если товарные наборы имеют для потребителя одинаковую полезность, то ему безразлично какой из них выбрать, на основании этого происходит построение кривой безразличия и их совокупности (рис. 13).

                      

 

                                                                        U3

                                                                   U2

                                                                   U1

                                                                            

Рис. 13 Карта кривых безразличия

 

Свойства кривых безразличия:

1) Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, поскольку для увеличения объема потребления одного блага, потребитель вынужден отказаться от определенного количества другого блага;

2) Кривые безразличия никогда не пересекаются, поскольку потребитель ранжирует их по значимости, предпочтительности товарных наборов для него;

3) Кривые безразличия расположенные более высоко отражают более высокий уровень полезности (), т.е. расположение кривых безразличия отражает предпочтительность тех или иных товарных наборов для потребителя;

4) Кривые безразличия выпуклы к началу координат, т.к. наклон кривой безразличия уменьшается с увеличением потребления какого-то одного блага в связи с действием убывающей предельной полезности.

Наклон кривой безразличия является отражением предпочтений потребителя относительно благ, входящих в данный товарный набор. Основные характеристики и общий вид кривых безразличия для разных типов благ представлены в табл. 3.

Тип блага и вид кривых безразличия

Таблица 3

Тип блага Характеристика блага Вид кривой безразличия
Нормальное благо Благо, увеличение потребления которого в товарном наборе приводит к росту общей полезности потребителя.                                                          
Совершенные заменители   Блага, которые рассматриваются потребителем как однотипные, при этом потребитель готов замещать одно благо другим в постоянном соотношении, т.е. .                                                                                                                                                                               
Комплементар-ные блага Блага, которые могут принести полезность потребителю только в случае их совместного использования.                                                                                                                                        
Нейтральное благо Благо, увеличение количества которого в товарном наборе потребителя не приводит к росту общей полезности.                                                                                                                   
Антиблаго Благо, потребление которого рассматривается потребителем как ущерб, нанесенный его общей полезности.                                                                                                                         

 

Бюджетное ограничение потребителя.

В реальных условиях поведение потребителя и его выбор будут ограничены его денежным доходом, бюджетом потребителя. Абсолютную величину покупок можно представить следующим выражением:

 

,               (7)

где - объем покупок благ ;

- цены на блага ;

Из формул (3) и (7) видно, что изменения в объеме покупаемых благ (спросе потребителя) могут произойти вследствие изменения следующих параметров:

- изменения цен на блага;

- изменения предельной полезности приобретаемых благ;

- изменения дохода потребителя.

Графически бюджетное ограничение представлено на рис. 14:

 

Бюджетная линия
                 

                

 

                                                                          

                                                                    

Рис. 14 Бюджетная линия (ограничение)  потребителя

 

Любая точка на бюджетной линии характеризует максимальный объем товаров, который при данном уровне цен потребитель может приобрести, расходуя весь свой бюджет. Разные точки на бюджетной линии отражают различные комбинации товаров, входящих в товарный набор потребителя, но во всех этих точках бюджет израсходован полностью.

Наклон бюджетной линии определяется соотношением рыночных цен на блага, входящие в товарный набор потребителя ().

Смещения бюджетной линии происходят в силу действия следующих основных факторов:

1) Изменения дохода потребителя.

Смещение бюджетной линии происходит параллельно исходному положению в сторону расширения (вправо), если реальные доходы потребителя увеличиваются, и в сторону сужения (влево), если доходы – сокращаются (рис. 15).

2) Изменения цен на блага, входящих в товарный набор.

                 

          

                  

 

 

                                                                    

                                                                                     

                                                                                                              

Рис. 15 Изменение бюджетной линии вследствие изменения дохода потребителя

 

При изменении цен на благо происходит изменение наклона бюджетной линии, поскольку рост цен вызывает сокращение объемов потребления, и наоборот, снижение цен на благо – рост объемов потребления (рис.16).

 

 

                    

               

                     

 

 

                                                                                      

                                           

 где

       .

 

Рис. 16 Изменение наклона бюджетной линии вследствие изменения цен

 

На бюджет потребителя также могут оказывать влияние такие внешние факторы, как:

а) Налогообложение потребителя, которое может проявиться как в сдвиге бюджетной линии (подоходный налог), так и в ее повороте (налог с продаж);

б) Субсидии потребителю, которые расширяют его бюджетное поле;

в) Нормирование потребителя, которое в конечном итоге, приводит к сокращению бюджетного поля, а бюджетная линия принимает вид ломаной (квотирование, штрафы за превышение лимитов потребления);

г) Стимулирование сбыта приводит к расширению бюджетного поля (цена при оптовой закупке, скидки).

 4.4. Равновесие потребителя.

Объединив анализ потребительских предпочтений и бюджетное ограничение потребителя (его покупательную способность) можем выявить тот товарный набор, который будет являться наилучшим для потребителя.

Точка равновесия (оптимума) потребителя – это товарный набор, который обеспечивает ему максимальную полезность и исключает внутренние стимулы для изменения принятого решения (рис. 17).

 

 

                  

 

                                В            D

                                            

                                                   Е             

                                            А         С

                                                             

                                                                         

Рис. 17  Равновесие потребителя

 

На рис.17 можно выделить следующие товарные наборы:

а) т. Е – это товарный набор, характеризующий оптимальный выбор потребителя (наивысшая кривая безразличия при имеющемся уровне дохода);

б) т. А – это товарный набор, который достижим при данном уровне дохода потребителя, но не обеспечивающий ему максимальной полезности;

в) т. В и т. С – это товарные наборы, на которые расходуется весь доход потребителя, но обеспечивающие ему меньшую полезность, чем оптимальный товарный набор;

г) т. D – это товарный набор, который недостижим при данном уровне дохода потребителя.

Как видно на рис. 17, оптимум потребителя достигается в точке касания кривой безразличия и бюджетной линии, что означает равенство углов наклона данных линий в т. Е и равенство предельной нормы замещения одного блага другим обратному отношению цен:

 

,                  (8)

 

Предельная норма замещения отражает желательность замещения одного блага другим, в то время как соотношение рыночных цен характеризует возможность замещения благ в потреблении.

Виды равновесия потребителя:

1) Внутреннее равновесие – это оптимальный выбор потребителя, когда он расходует свой бюджет на потребление двух видов благ;

2) Угловое равновесие потребителя – это оптимальный выбор потребителя, когда потребитель отказывается от покупки одного блага из двух.

Реакция потребителей, вызванная изменением цен покупаемых благ, складывается из следующих эффектов:

Эффект дохода представляет собой изменение объема спроса на благо, вызванное изменением реального дохода потребителя в результате роста или снижения цены на данное благо.

Эффект замещения представляет собой изменение объема спроса на благо, вызванное перераспределением спроса в его пользу вследствие роста или снижения цены на данное благо.

  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.55.42 (0.051 с.)