Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально е н социшгическое исследовани е
Ни в зарубежной, ни в отечественной литературе невозможно найти четкого и однозначного ответа на вопрос, в чем состоит специфика социального и соци- ологического исследований. Иногда эти понятия ис- пользуются как синонимы; в других случаях между ними проводят некоторое разграничение.
Глава 1. Прикладные СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ исследования типа эмпирических исследований: 1) собственно дисцип- линарные (юристы изучают конкретные правовые про- блемы, историки — исторические и т.д.) и 2) те, что направлены на изучение социальных проблем, с кото- рыми сталкивается данная дисциплина (так, юристы изучают социальные проблемы преступности, истори- ки — социальные проблемы исторической реальности и т.д.). Второй тип исследований получил название кон- кретных социальных исследований. Социологическое исследование возникло как ис- следование резидуаЛьное. При помощи эмпирических методов социологи изучают то, что не исследуют юри- . сты, экономисты, философы и представители других общественных наук. Речь идет прежде всего о соци- альной структуре, социальных институтах и целом ряде аналогичных феноменов, составляющих теоретическое ядро социологии и постигаемых посредством теорети- ческих и эмпирических социологических исследова- ний. Иными словами, социологическим, (в полном смысле этого слова) можно признать только такое ис- следование, которое направлено на изучение чисто социологических проблем и регулируется теорией со- циологического знания. В тезисной форме различия между социологичес- ким и социальным типами исследования можно сфор- мулировать следующим образом: • понятие «социальное исследование» шире понятия «соци- ологическое исследование»; • понятие «социальное исследование» не отражает сто- ящую за ним конкретную науку, в то время как за социо- логическим исследованием стоит социология; • социологическое исследование нормировано идеалом на- учного метода, а социальное нет;
• социологическое исследование определено предметом, тематикой, а также методом социодогии, в то время как социальное исследование нет; • у социологического исследования есть специфический метод, у социального исследования он отсутствует; • социальное исследование охватывает любые социальные проблемы общества, социологическое исследование зат- рагивает узкий круг проблем, заданных предметом социо- логии; • социальные исследования (опросы) проводят юристы, врачи, экономисты, журналисты, кадровики и другие, так называемые «общественные социологи». Социологичес- кое исследование, отличительной чертой которого явля-
ется спаянность теории и метода, проводят только про- фессионалы; • социальное исследование представляет собой широкий взглядна общество, социологическое — узкий, специализи- рованный. Таким образом, социологическое исследование можно рассматриватькакчастный случай обществозпания. В целом можно утверждать, что социологическим называется такое исследование, при котором одни социальные явления объясняются при помощи других социальных явлений. Принцип объяснения явлений посредством обращения к явлениям того же типа при- меняется во всех строгих дисциплинах, имеющих са- мостоятельный методологический статус, собственные предмет и методы исследования. Напротив, в междис- циплинарных областях знания один тип явлений объяс- няется через другой. Так, в антропологии костные ос- танки человека кладутся в один объяснительный ряд с культурными артефактами или семейными структура- ми. В социальной географии в одно целое смешивают- ся географические и социальные события и т.п. Как только ученый-социолог пытается объяснить социальные факты, обращаясь к экономическим, физи- ческим, психологическим и иным явлениям, он покидает границы социологии как строгой науки. Многочислен- ные теории социального дарвинизма, географического детерминизма, психологические школы в социологии не относятся к разряду социологических теорий. Это соци- альные теории. Так что же такое социальное исследование? Под ним следует понимать широкий класс исследований, где социальные факты объясняются через психофизи- ологические, психические, правовые, экономические и т.п. факты. Социальное исследование не принадлежит области социологии. Это междисциплинарное иссле- дование. Сформировавшиеся на стыке социологии и родственной обществоведческой дисциплины, напри- мер экономики, социальные исследования принадле- жат сразу двух наукам — социологии и экономике.
В одних случаях новое направление никак не на- зывается, в других оно получает самостоятельное на- звание, статус и предмет. Скажем, социальные иссле- дования, проводимые с привлечением социологии и педагогики не получили статуса самостоятельной дис- циплины. Напротив, социально-экономические иссле- дования, сформировавшиеся на стыке социологии и 656 экономики, превратились сегодня в мощную научную
Глава Прикладные социологические исследования дисциплину — экономическую социологию. О ее ста- тусе, предмете и методах ученые еще ведут дискуссии, однако несомненно одно: экономическая социология привлекает сотни и тысячи исследователей, препода- вателей, студентов, изучающих социологические аспек- ты рынка, предпринимательства, маркетинга и т.д. Сформировавшийся ныне на границах социологии и ряда других научных дисциплин широкий пласт при- кладных (отраслевых) направлений занят как раз та- кими междисциплинарными, или социальными, иссле- дованиями.
• Специфика прикладного СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО исследования Мы уже говорили о том, что любая научная дис- циплина представляет собой сложноорганизованное, многоуровневое знание. Каждый уровень отличается собственной спецификой и присущими только ему приемами и методами. Логика и статус прикладных исследований до сих пор остаются мало изученными. При этом в естество- знаний прикладные области выделяются легче, чем в социологии. Прикладная физика — это то, чем зани- маются ученые-практики, в то время как фундамен- тальная физика — наука, творящаяся в лабораториях и кабинетах. Первая представляет собой конкретное знание, вторая — абстрактное. Но мир человеческого поведения трудно представить как систему абстракт- ного знания; Все, что относится к социальным наукам, добывается учеными в лабораторных экспериментах и (или) полевых исследованиях. В естествознании фундаментальные факты полу- чают путем абстрагирования явлений (изъятия их из совокупности конкретных связей) и дальнейшей про- верки в лабораторных исследованиях. Таков дедуктив- ный путь. Социальные ученые идут к истине индук- тивным путем: они, начинают с практики, поднимаясь затем до высот абстрактной теории. Специалисты расходятся во мнениях: одни при- держиваются расширительного подхода, с позиций которого практически все типы социологического ис- следования можно квалифицировать как конкретно- социологические, эмпирические, прикладные, конк- ретно-эмпирические и т.п. (при этом соединяется
несоединимое: эмпирическое исследование вдруг ста- вит своей целью получение теоретических законов, а сама теория превращается в эмпирическое описание, состоящее из множества взаимосвязанных утвержде- ний); другие объединяют теоретическое знание с при- кладным, в результате чего получают теоретико-при- кладные исследования, не являющиеся, по существу, эмпирическими.
Общее для всех точек зрения состоит в том, что прикладное исследование либо а) отождествляется с другими, как правило, эмпирическими, исследования- ми, либо 6) понимается как упрощенный, неразвитый уровень других типов исследования, либо в) трактует- ся как исследование, ориентированное на практику, ее измерения. В 1980-е гг. обнаружился отход от упрощенной трак- товки прикладного исследования. В это время появи- лись работы, в которых оно выделялось в самостоятель- ный тип познания со специфической методологией, процедурой и логикой разработки практических меро- приятий. Считалось, что прикладное исследование на- чинается там, где кончается исследование эмпиричес- кое, В «Словаре прикладной социологии» данный тип исследования специфицировался по своей цели (ис- пользование знания законов, обнаруженных в фунда- ментальном исследовании, в конкретных социальных условиях), но не по характеру. В дальнейшем прикладное исследование связыва- лось с функциями заводских (промышленных) или практикующих социологов, о кдторых мы говорили ранее. Широкое развитие социального планирования и управления, социального проектирования и норми- рования потребовало разработки теоретических и ме- тодологических оснований прикладного исследования как особого типа познания и практической деятельно- сти. В литературе сложилась, его «инновационная» концепция, подразумевающая, с одной стороны, соци- альное планирование нововведений и социологическое обеспечение организационной перестройки, а с дру- гой — технологию инновационного социологического исследования, существенно отличающегося от иссле- дования описательного плана не только по своим це- лям, но и по структуре. Таким образом, в отечествен- ной литературе произошла качественная переоценка логики, структуры и целей прикладного исследования. 658Из побочного метода познания, «растворенного» в
Глава 1. Прикладные социологические исследования других видах исследования, оно превратилось в само- стоятельный диалог теории с практикой. Вместе с тем некоторые считают, что прикладную социологию нельзя рассматривать только как примене- ние научных открытий к практическим ситуациям. За рубежом термин «прикладная социология» использует- ся в нескольких значениях. Иногда он выступает сино- нимом эмпирической социологии, т. е. определяет поле- вое исследование. Однако более правильным является, на наш взгляд, понимание прикладной социологии как проблемно-ориентированного исследования, противо- стоящего ориентированным на теорию изысканиям в области базисной или фундаментальной социологии. В фундаментальной работе движущим мотивом научно- го поиска является уточнение, совершенствование или создание новых понятий и концепций, открытие новых фактов; решение же конкретных социальных проблем отходит на второй план.
Методы прикладной социологии сходны с теми, которыми пользуется фундаментальная социологичес- кая наука. Более того, любой фрагмент последней может считаться прикладным, если понятия, категории или техника исследования используются для решения конкретных задач. •Вместе с тем прикладники гораздо - «всеяднее» академических социологов. Они не брезгуют приме- нять методы, далекие от социологии: системный и сто- имостной анализ, психологические тесты и т.п. Так, например, в сфере промышленности прикладник изу- чает, каковы Цели организации; при помощи каких критериев можно измерить или оценить то, в какой мере они достигаются; каким образом эти критерии соотносятся с данными, собранными в выборочном обследовании; какие практические мероприятия необ- ходимы для совершенствования и улучшения дел в организации. Неслучайно поэтому прикладную соци- ологию рассматривают еще и как способ увязывания принципов и методов общей социологии с конкретны- ми ситуациями. Отметим еще один немаловажный момент. Специ- алисты настаивают на необходимости разделения двух понятий: «прикладная социология» и «приложение со- циологии». Последнее есть процесс популяризации науки, распространения и практического использова- ния социологических идей в обществе, реализуемый четырьмя способами: диффузией через общие каналы (проникновение социологических идей и открытий в общественное мнение через прессу, радио и телевиде- ние); диффузией через специальные каналы (препода- вание социологии в университетах, школах бизнеса и т.п.); диффузией через практику (практическая работа прикладных социологов, социальных инженеров и со- циологов-консультантов в промышленности и бизнесе); запланированным распространением, подразумеваю- щим пропаганду социологических идей через специаль- ные публикации и научные отчеты.
Прикладны е социальны е исследовани я за рубежом
Согласно мнению западных специалистов, при- кладные социальные исследования близки базисным исследованиям и отличаются от них весьма незначи- тельно. По существу, прикладные социальные исследова- ния представляют собой приложение социологическо- го знания и исследовательских приемов к получению эмпирически обоснованной информации о практичес- ких проблемах. Исследовательские методы, применяе- мые здесь, мало отличаются от методов базисной на- уки, однако получаемое посредством прикладных социальных исследований социологическое знание характеризуется большей специфичностью и деталь- ностью.
Принято различать три разновидности прикладных социальных исследований: 1. описательное исследование — самый простой и доступный тип изучения реальности, предназна- чением которого является получение эмпиричес- кой информации О социальных проблемах. Так, деловые фирмы просят социологов описать мо- ральный климат, сложившийся в трудовом коллек- тиве или провести структурирование социальных позиций потребителей конкретной компании, изу- чив, какие продукты предпочитают ее покупатели; 2. характерной чертой аналитического исследования является стремление построить эмпирическую мо- дель социального явления, ставящую своей целью не просто описать, но и объяснить тот или иной про- цесс. Так, по заказу общественной организации со- 660 циолог, описав объект, должен объяснить, почему
Глава 1. Прикладные СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ исследования население оказывает поддержку одному кандидату и отказывает в ней другому. При этом «предпочте- ние» нужно определить в терминах социальных групп, партийной принадлежности, социально-эко- номического статуса избирателей. Аналитическое и базисное исследования, проведенные по одной и той же теме, похожи друг на друга. Различаются они типом используемых в модели переменных. Прикладник выбирает из всего множества перемен- ных и индикаторов, относящихся к теме, только те, которые можно использовать в практике принятия решений; академический же социолог опирается на всю информацию; 3. оценочные исследования — это совокупность моделей и приемов, позволяющих оценить — в социальных, экономических или политических терминах — конеч- ный результат (эффект) целенаправленного вмеша- тельства в социальные процессы. Примером может служить внедренческая программа улучшения стиля руководства деловой организацией. Первоначально оценочные исследования появи- лись и стали использоваться в 1960-е гг. в угольной промышленности США. Они проводились на контрак- тной основе в частных фирмах, которые, как правило, нанимали профессионально подготовленных социоло- гов. Сегодня оценочные исследования — основная сфера приложения труда прикладников. Несмотря на то, что благодаря своим публикациям социологи сыграли в самоопределении прикладных социальных исследований ведущую роль, численно они в этой области не преобладают. В наши дни роль со- циолога, участвующего в проведении исследований этого типа, считается, в основном, технической: как правило, он ставит перед политическими деятелями или бизнесменами конкретные проблемы и переводит их в исследовательскую программу. Б. Тачфилд выделяет две различные модели при- кладных социальных исследований. Первая была на- звана им «дисциплинарной перспективой», ибо в ней внимание сконцентрировано на том, как политика выводится из теории. К примеру, теории отклонения, социальных изменений, расовых отношений, социаль- ной стратификации и организационной структуры содержат в себе полезные знания, применимые в со- циальном планировании. Данная модель ориентирова-
Практический раздел на на прирост знания внутри дисциплины и обращает- ся к коллегам, а не к клиентам. Вторая модель — «про- граммная перспектива» — включает традиционные оценочные исследования, оценивающие эффектив- ность конкретной социальной программы. Сюда вхо- дят постановка проблемы, определение целей и задач программы, методов сбора и анализа данных. Возможна и такая классификация прикладных со- циальных исследований: 1) теоретически обоснованные эмпирические исследования с выходом на социальную политику; 2) проведение социальной политики практи- ческими работниками и консультантами, но с широким использованием теоретической и эмпирической лите- ратуры (анализ источников, опрос экспертов, посеще- ние передовых предприятий и т.д.); 3) использование теоретических и эмпирических знаний в крупномасш- табных социальных экспериментах. В зарубежной прикладной социологии принято различать два подхода — инженерный и клинический. Инженерный, или социоинженерный, подход относит- ся к сфере деятельности частных консультативных фирм, функционирующих в сфере менеджмента; имен- но поэтому его часто именуют управленческим кон- сультированием. Обычный круг вопросов, которыми занимаются подобные фирмы, это изучение удовлет- воренности трудом, условий труда, его мотивации и стимулировании, организации и режима работы, дея- тельности менеджеров и т.п. В большинстве случаев инженер-социолог исполь- зует стандартные методы социологического опроса, полевые эксперименты, наблюдение, посредством ко- торых он разрабатывает проекты социальной пере- стройки небольших сообществ (например, молодежных кемпингов или производственных бригад), занимается планированием и дизайном. Собрав и обобщив пер- вичные данные, он использует обычную статистику и количественный анализ переменных, а, подготавливая научный отчет, включает в него, наряду с описанием указанных процедур, блок практических рекомендаций, сформулированных в терминах заказчика или клиен- та. Результаты своего исследования социоинженер, как правило, обсуждает с менеджерами и, если это необ- ходимо, с профсоюзами. Если инженер оперирует лишь той информацией, которую дает ему опрос промышленных рабочих, то 662 социолог-клиницист предпочитает независимые суж-
Глава Прикладные социологические исследования дения, обращая мало внимания на то, что ему диктует или что хотел бы увидеть заказчик. Он, как и инженер, проводит диагностику, но не принимает ценности кли- ента в качестве нечто данного, обязательно влияющего на результаты исследования. Если клиницист работает с людьми, не учитывая их должностного статуса, то инженер действует, как правило, по заказу высшего эшелона организационной власти и редко консульти- рует рядовых работников. Различие двух подходов обнаруживается еще и в том, что инженер оперирует очевидным и сравнивает реальное положение дел с некоторым эталоном (напри- мер, сопоставляет эффективное и неэффективное уп- равление), клиницист же интересуется глубоко скры- той от нас сущностью явлений, вскрывает латентные переменные и выясняет отклонения (патологию) реаль- ных процессов. Он подходит к любому клиенту, а им может быть бездомный или безработный, максимально серьезно и индивидуально. Неторопливое углубленное интервью с человеком заставляет клинициста избегать в интерпретации данных стереотипов здравого смыс- ла, суждений «на скорую руку». Социоинженер обеспокоен другим: результаты его исследований должны быть доступны и понятны клиен- ту (администрации), как-то укладываться в его систему представлений и ценностей. Для верхушки власти важна не истина, а польза дела. Инженер представляет науч- ный отчет менеджерам, а те по каналам передают его наверх. И те, кто стоит наверху, во-первых, должны ра- зобраться в написанном, не тратя на это много времени (тезисность отчета), а во-вторых, оценить не только ин- женера, но еще и тех менеджеров, которые работали и обсуждали с ним результаты исследования. Стало быть, клиент, отчитывающийся перед своим начальством, за- интересован в таком исследовании, которое не только откроет что-то, новое, но еще и поддержит его репута- цию, выставит его в нужном свете. Истина, несовмести- мая с управленческой философией компании, ее полити- кой или символами веры — самым дорогим, что у нее есть, — наконец, с представлением менеджмента о са- мом себе, может оказаться бесполезной, даже вредной. Полагая, что клиент хочет знать истину, инженер- социолог на самом деле путает этические императивы с сущностью познавательного процесса. И чем больше он впадает в подобную иллюзию, тем тщательнее наводит научный лоск на свою деятельность, изо всех сил стара-
II. Практический раздел ясь выглядеть не хуже академического социолога. Вот почему внимание прикладника зачастую сосредоточива- ется на том, над чем постоянно задумывается академи- ческий социолог: проблемах выборки, конструировании вопросника, технике интервью. Клиницист чаще исполь- зует терапевтические процедуры и непрямые методы ис- следования, стремясь просветить или научить клиента снимать психологическое сопротивление организацион- ным нововведениям. Когда прикладник ставит проблему научить клиента (менеджеров) чему-либо, он признает, что научение не достигается исключительно за счет сбо- ра эмпирической информации, что ему требуется нечто большее, превращаясь тем самым в клинициста. Таким образом, социоинженеры применяют коли- чественные и статистические методы, клиницисты — качественные, нестатиетические методы. Естественно, что первые предъявляют к методике обследования стро- гие научные требования, предполагая получить макси- мально ясную, валидную и обобщенную информацию о четко определенном фрагменте реальности. Напро- тив, социоклиника как метод практического вмешатель- ства ориентирована на сбор любых — прямых и кос- венных — фактов о данном объекте. Часто клинические социологи используют те же методы и знания, что и социоинженеры. Различие со- стоит в степени воздействия, оказываемого ими на объект. Например, социоинженер предлагает новую форму групповой работы на конвейере, а клинический социолог консультирует администрацию «Дженерал моторе» по вопросам улучшения трудовой морали. Социоинженер интересуется, главным образом, инсти- туциональным контекстом социальной проблемы и возможностями планировать ее решение, клиницист — содержанием проблемы. Оба специалиста заимствуют друг у друга методические приемы и с успехом приме- няют их. Может случиться и так, что прежде чем пе- реходить к клинической терапии, понадобится изме- нить структурные факторы организации и наоборот. Таким образом, как правило, оба специалиста работа- ют в тесном контакте друг с другом. Разумеется, и социоинженер, и клинический со- циолог прибегают к помощи смежных дисциплин — психологии, экономики, антропологии. Так, социолог, консультирующий в сфере бизнеса, должен обладать определенными знаниями в области маркетинга, фи- 664 нансов, технологии и т.п.
Глава 1. Прикладные социологические исследования Бытует мнение, что в США основной задачей при- кладника является внедрение практических рекомен- даций. На.самом деле это далеко не так. Социолог на предприятии — всегда «аутсайдер», человек посторон- ний, не знающий производства досконально. Нередко решения прикладника, а тем более его вмешательство способны нанести компании ощутимый вред. Вот по- чему прикладник, социоинженер не должен отвечать за управленческие решения. Информация, полученная социологом — это собственность корпорации, которая вольна поступить с ней так, как считает нужной: сдать в архив или библиотеку, принять к сведению, запре- тить публикацию или внедрить в жизнь. Задача кон- сультанта — поставить диагноз, просветить менедже- ров (во время лекций, собеседований) и разработать рекомендации. Он может определить социальную стра- тегию предприятия, но не более того. Далее необходи- мо определить лицо, которое несет ответственность за практическое осуществление предложенных рекомен- даций. Внедрение рекомендаций — дело не менее, а подчас и более сложное, чем исследование, и осуще- ствлять его должны профессионалы. Говоря о развитии социологии управления в Ррс- сии, мы упоминали понятие «социальная инженерия», под которой понимали совокупность прикладных со- циальных методов, основывающихся на изменении и изучении организационных структур и контроле над человеческим поведением. Социальная инженерия представляет собой одно из направлений прикладной социологии. В отечественной литературе этот термин был впервые введен А.К. Гастевым, который считал, что социальная инженерия должна стать наукой точных измерений, формул, чертежей, основанной на приме- нении к изучению социальных, экономических, психо- физиологических и других проблем производства ма- тематических методов. Предпосылки возникновения так называемой «че- ловеческой инженерии», предполагающей использова- ние научных, данных о возможностях и недостатках человеческого, организма, а также учет человеческих потребностей в процессе конструирования и проекти- рования машин и машинных систем, сложились в пе- риод до Второй мировой войны. Термин «человечес- кая инженерия» прижился главным образом в странах Северной Америки, в СССР предпочтение было отда- но термину «инженерная психология», а в остальных
Практический раздел странах— «эргономике». Основной круг проблем, изу- чаемых человеческой инженерией — повышение бе- зопасности труда и сокращение производственного травматизма, повышение эффективности работы ма- шин, снижение утомляемости работника и улучшение комфортности систем «человек —машина». Как правило, специалисты в области социальной инженерии имеют комплексную подготовку по не- скольким дисциплинам и применяют в исследователь- ской и практической деятельности знания в области социологии, социальной психологии, физиологии, пси- хологии, экономики и др. Наиболее часто здесь упот- ребляются такие методы, как лабораторные и полевые исследования, наблюдение, моделирование, экспери- мент, теория игр, линейное программирование, теория информации, тестирование и т.д. Немалое влияние на возникновение социальной инженерии оказала при- кладная антропология, имеющая дело с описанием изменений в сфере человеческих отношений и разра- боткой принципов контроля над ними. В послевоенный период методы социальной инже- нерии стали широко применяться в прикладных науч- ных областях, таких как индустриальная социология, военная социология, исследование пропаганды и ком- муникаций, групповая динамика, социальная клиника. Если до 1949 г. в США действовала лишь одна научная группа по человеческой и социальной инженерии, то к середине 60-х годов XX в. их насчитывалось более 130. Большинству из них имело финансовую поддер- жку со стороны правительства. Сегодня социальной инженерией занимаются в основном частные фирмы по управленческому консультированию, исследующие удовлетворенность работников зарплатой, условиями и организацией труда, а также стиль руководства. По- лученные результаты оформляются в научных отчетах в виде процентных распределений, эмпирических за- кономерностей и обобщаются в систему практических рекомендаций по улучшению политики в сфере трудо- вых отношений. Рассмотрим конкретный пример социального ис- следования. Американский Центр выборочных иссле- дований под руководством Ф. Манна провел диагно- стическое и практическое исследование на шести заводах и в центральном офисе крупной компании. Под диагнозом понимался процесс изучения различ- ных характеристик организации и персонала с целью
Глава Прикладные социологические исследования получения точного описания того, как обстоят дела в фирме. Методология диагностики предполагала не только первичное обследование объекта, но и после- дующую перепроверку (повторное исследование) сте- пени надежности полученных данных, установление приоритетов практических мероприятий. Допуска- лось, что диагностику можно проводить любым спо- собом в зависимости от целей ученых и исходной кон- цептуальной модели. В данном случае цели определялись сотрудниками Центра совместно с руководством заводов и админис- трацией фирмы. Первоначальные цели были призна- ны недостаточно точными, поэтому для их конкретиза- ции провели устные интервью и сбор письменных пожеланий. После этого ученые откорректировали цели исследования, которые на следующих стадиях были согласованы с профсоюзом. В конечном счете определились общие цели — то, что интересует каждую из сторон. Компанию интере- совало улучшение психологического климата и морали работников, изменение установок людей и их отноше- ния к работе. Профсоюз хотел получить комплекс прак- тических мероприятий, улучшающих положение дел на производстве. Ученых интересовали такие перемен- ные, как «контроль», «коммуникация», «эффектив- ность», «координация», «процесс устаревания техно- логии», «склонность к риску», «удовлетворенность» и «организационные изменения». Исследование проходило в несколько этапов. На первом был создан специальный комитет, состоящий из ученых и менеджеров. Он возник после того, как ученые убедились в практической полезности подоб- ного шага. Оказалось, что научные данные могут быть оценены компанией по достоинству в том и только в том случае, если лица, занимающие в ней ключевые посты, будут включены в разработку процедуры иссле- дования в той мере, в какой это позволяют научные правила. Комитет составил список проблем, которые надлежало изучить: в дальнейшем — в ходе интервью с персоналом, занятым на самых разных уровнях — он несколько раз дополнялся и расширялся. Активное участие в обсуждении приняли профсоюзы. Ученые перевели идеи и предложения работников на язык социально-психологических переменных. На второй стадии, обобщив богатый материал, полученный в процессе коллективных обсуждений с
II. Практический раздел
персоналом, ученые составили вопросник и схему ос- новного интервью. Включенные в него вопросы про- сматривались руководством производственных отделов компании и членами комитета. Процедура одобрения инструментария и его совместная разработка суще- ственно снизили психологическое сопротивление ме- неджмента на стадии обсуждения научных результа- тов, В конечном итоге была достигнута высокая степень профессионализма исследования и конфиденциально- сти ответов респондентов. Третья фаза — заключительный этап диагностики. Здесь сбор и анализ данных проводились по стандарт- ным правилам, принятым в социологии. В то же время процедура интерпретации данных отличалась специфич- ностью. Поскольку диагностика ориентировалась на до- стижение практического эффекта, интерпретация про- водилась посредством серии конференций с персоналом. Подключение персонала к интерпретации данных и анализу выявленных проблем считалось решающим фактором, поскольку предполагалось, что результаты исследования будут использованы именно в этой орга- низации. Как правило, дискуссию с персоналом вел руководитель отдела компании, нацеливающий сотруд- ников на практическое использование результатов и участие в принятии решений. В ходе исследования выяснилось, что никто из со- трудников компании никогда не сталкивался раньше с количественным анализом человеческих проблем, не читал статистических отчетов и не был обучен тому, как интерпретировать и решать проблемы, выявленные в процессе обобщения ответов респондентов. Ученые помогли менеджерам интерпретировать данные и глуб- же понять особенности поведения подчиненных. Если диагноз является важным этапом процесса принятия решений, то его кульминацией служит вы- бор способа практических действий. Польза участия в этом процессе менеджеров состоит в том, что они по- могают ученым найти альтернативные интерпретацию или практическое решение, которые без них никогда не были бы увидены. Для интерпретации данных ученые использовали современный арсенал знаний в области социологии, антропологии, психологии, статистики, в частности теорию игр, концепцию полевой неопределенности, теорию принятия риска. Разумеется, употреблять эти инструменты произвольно, кому как вздумается, было бы неправильно. Поэтому степень применимости по- добных знаний к конкретным условиям устанавлива- ются специальной экспериментальной процедурой. Исследование завершилось стадией организаци- онного изменения. Научные результаты высветили для менеджмента те проблемы, на которых ему было необ- ходимо сконцентрировать свое внимание. Менедже- ры острее прочувствовали свою социальную ответ- ственность и сосредоточились не на деталях, а на принципиальных выводах исследования. Помогая ме- неджерам, специалисты превратились из обычных социальных ученых или социоинженеров в клиницис- тов, а само исследование переросло в процесс обуче- ния персонала. И еще одно замечание. В начале своей карьеры видный специалист в области прикладной социологии В. Уайт участвовал в социоинженерном проекте, цель которого заключалась в разработке эффективных ме- тодов привлечения индустриальных рабочих к приня- тию решений посредством работы в совместных с менеджерами комитетах. Еще в 1940-е гг. он (совме- стно с другими титанами прикладной социологии — Д. Макгрегором, Р. Лайкертом и К. Арджирисом) дока- зал преимущества участия рабочих в Однако идеи партисипативного менеджмента долгое время признавали в Америке лишь на словах: с ними соглашались, но ничего не делали для их практическо- го распространения. Первыми серьезное внимание на партисипатив- ный менеджмент обратили японцы, которыми занялись научными изысканиями и практическими внедрения- ми в этой области. Американцы обратились к откры- тию Уайта лишь в 1970-е гг. и то только после одного прецедента, в ходе которого рабочие завода и члены местной общины предотвратили закрытие нерентабель- ного предприятия, выкупив и превратив его в коллек- тивную собственность. Естественно, что уровень уча- стия рядовых работников в управлении был здесь выше, нежели в частных компаниях. С этого момента вопрос о собственности рабочих вышел за рамки академических дискуссий, став пред- метом широких публичных прений. Уайт предвидел возможности возникновения предприятий с коллектив- ной собственностью, поэтому успел провести диагно- стику на предприятии до перехода к новой форме организации, а затем повторил ее в процессе нововве-
II. Практический раздел
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.072 с.) |