Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 11. Власть , авторитет и лидерство
В основу биполярности модели было заложено различе- ние по способу получения заданий, степени свободы в методах и сроках их выполнения,, ресурсам, передан- ным исполнителю, методам контроля за исполнением, степени включенности исполнителя в процесс приня- тия работы, решений, формализации отношений руко- водитель— подчиненный и т. п. Примером другой- популярной классификации, сформулированной на том же основании, является ти- пология стилей Р. Лайкерта220 , который разработал свою систему, сравнивая в различных организациях группы с высокой и низкой производительностью тру- да. Использовав биполярную теорию стилей управле- ния, он дополнил ее двумя промежуточными стилями и представил в виде континуума, фиксирующего убы- вание авторитарности (сосредоточенности на работе) и нарастание либерализма (сосредоточенности на че- ловеке) вплоть до почти полного размывания власти221. Среди программ по исследованию вопроса лидер- ства, инициированных после Второй мировой войны, наиболее значимой оказалась программа, проводимая на базе университета штата Огайо группой исследова- телей под руководством Э. Флейшмана и его коллег. В результате возникла т. н. двухфакторная теория ли- дерства, над созданием которой работали А. Корман, А. Хальпин, Д. Хеллригаль и Дж. Слокам222. Согласно этой системе, поведение руководителя классифицировалось по двум параметрам: формирова- ние структуры и внимание к подчиненным. Формиро- вание структуры — это действия лидера, направлен- ные на структуризацию производственных заданий и обязанностей ведомых. Структура подразумевает та- кое поведение, когда руководитель планирует и орга- низует деятельность группы, свои взаимоотношения с ней, стремится установить надежные связи между со- трудниками для выполнения заданий. Сам же лидер ос- тается вне этих взаимоотношений и фокусирует свое внимание на выполнении задания. Внимание к подчи- ненным или участие (действия лидера, свидетельству- ющие о заботливом отношении к ведомым в группе) предполагает установление тесных дружеских связей между лидером и его подчиненными, а также непос- редственное участие последних в выполнении задания. В ходе исследований было выявлено, что люди могут проявлять разную степень внимания к подчиненным и структурированию проблем. Таким образом, возника- ло четыре возможных комбинации вышеназванных эле-
ментов в руководстве. В дальнейшем исследователи пришли к выводу относительно сложности поддержа- ния соответствия между двумя вышеупомянутыми кри- териями. Лидеры, читавшие самым важным формиро- вание структуры, получали высокую оценку со стороны их руководителей, но вызывали недовольство у своих подчиненных. Чем больше лидер заботился об установ- лении дружеских взаимоотношений с подчиненными, тем ниже был его рейтинг и абсентеизм. Концепция подхода к анализу эффективности ру- ководства по двум критериям, разработанная в уни- верситете штата Огайо, была модифицирована Робер- том Блэйком и Джейн Моутон, которые построили управленческую решетку (схему), включавшую 5 ос- новных стилей руководства. Вертикальная ось этой схемы ранжировала «заботу о человеке» по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось— «заботу о производстве». Стиль руководства определялся соотношением этих критериев. Блэйк и Моутон описывают среднюю и четыре крайние позиции решетки, как: 1.1 — обедненное управление — (низкая степень уче- та интересов людей и низкая степень учета инте- ресов производства). Приложение минимальных усилий для достижения необходимых производ- ственных результатов достаточно для сохранения членства в организации; 1.9— управлениев духе загородного клуба (высокая степень учета интересов людей и низкая — инте- ресов производства). Руководитель сосредоточен на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий; 9.1 — власть— подчинение (высокая степень учета интересов производства и низкая — интересов лю- дей). Руководитель очень заботится об эффектив- ности выполняемой работы, но практически не обращает внимания на моральный настрой подчи- ненных; 5.5 — организация. Руководитель достигает приемле- мого качества выполнения заданий, находя баланс между эффективностью и хорошим моральным настроем; 9.9 — команда (групповое/организационное управ- ление) (высокая степень учета интересов произ-
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.004 с.) |