Специфика ситуации, определяющая содержательные и эстетические особенности литературы русского зарубежья: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика ситуации, определяющая содержательные и эстетические особенности литературы русского зарубежья:



1) феномен раздельного существования двух ветвей единого культурного организма; 

2) проблема культурного контекста и его роли в литературном развитии: перед представителями литературы русского зарубежья встает выбор: или следовать традициям русской классической литературы (т.е. оказаться в изоляции от литературного процесса стран, где они оказались), или влиться в литературный процесс Западной Европы, неизбежно утратив при этом национальное своеобразие.

В основу периодизации литературного процесса русского зарубежья положено так называемое «волновое» членение. Выделяются 3 этапа развития литературы русского зарубежья, совпадающие с 3 «волнами» русской эмиграции. 

Специфика содержательности каждого из этапов:

Первая «волна» (с 1917). Специфика периода: проблема вины интеллигенции перед русским народом за события Октября, тема идеального прошлого России, тема одиночества и бездомности, проблема долга эмигрантской литературы перед русской культурой – сохранение классической русской традиции, раздумья о будущем России и др. Мемуарность и автобиографизм - основные тенденции литературы старшего поколения первой «волны». Представители: И.А. Бунин, Д.С. Мережковский, М. Алданов, З. Гиппиус, А.И. Куприн, К.Д. Бальмонт, И. Северянин и др.

«Молодая эмиграция» (русские писатели, творческий путь которых начинается в эмиграции): В. Набоков, Б. Поплавский и др.

Вторая «волна» (с 1922) Специфика периода: меньшая степень политизированности (по сравнению с литературой «первой волны»), трагедийность видения мира, пессимистичность во взглядах на будущее, нарастание мистико-религиозных тенденций и др. Представители: Г. Адамович, Б. Зайцев, Г. Иванов, В. Ходасевич, М. Цветаева и др.

Третья «волна» (с конца 1960 – начала 1970-х гг.). Специфика периода: внутренняя разнородность литературного процесса, обусловленная особенностями восприятия писателями своего положения в эмиграции: одни не воспринимают себя вне процессов, происходящих в Советском Союзе, и размышляют о том, «как им обустроить Россию», другие воспринимают всякого человека как гражданина Вселенной, третьи пытаются ассимилироваться с литературой страны проживания. Представители: И. Бродский, А. Солженицын, А. Терц, С. Довлатов, В. Войнович, Э. Лимонов, Ф. Горенштейн, В. Максимов и др.

СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА (конец 1980-начало 2000-х гг.)

Литература конца 1980-начала 2000-х гг.

«возвращенная» литература Литература Постмодернизма Неонатурализм («чернуха») Массовая  Литература

«Возвращенная» литература

Произведения классиков, ранее запрещенные по идеологическим причинам   Произведения периода «оттепели», оказавшиеся слишком радикальными для своего времени Эмигрантская литература Произведения 1970—начала 1980-х гг., не публиковавшиеся из-за их авангардного характера
А. Ахматова «Реквием», И. Бунин «Окаянные дни», Е. Замятин «Мы», М. Булгаков «Собачье сердце», Б. Пастернак «Доктор Живаго» и др. А. Рыбаков «Дети Арбата», В. Дудинцев «Белые одежды», Ю. Домбровский «Факультет ненужных вещей», А. Битов «Пушкинский дом», Ф. Искандер «Кролики и удавы» и др. Произведения В. Набокова, Вл. Ходосевича, Б. Поплавского, С. Довлатова, Э. Лимонова, В. Войновича, А. Солженицына, С. Соколова и др. Произведения Вен. Ерофеева, Д. Пригова, Л. Рубинштейна, А. Парщикова и др.

Русский литературный постмодернизм*

 Постмодернизм (от франц. post – после, modernе - новый)– художественная система, сложившаяся в конце 60-х – начале 70-х гг. XX в.

1. Эпоха постсовременности порождает у человека ощущение, что все слова уже сказаны, что все реалии уже описаны, что все формы выражения уже созданы и опробованы, поэтому в настоящее время все вольно или невольно повторяются. Постмодернисты четко дают себе отчет в этом, поэтому, когда им приходится говорить о каком бы то ни было явлении, они не пытаются тщетно породить что-либо новое, а демонстративно цитируют текст-предшественник, иронизируя над этим текстом, над миром и над собой.

2.  Постмодернизм не претендует на высказывание абсолютной истины, поэтому любой текст постмодернизма имеет неограниченное количество вариантов прочтения.

3.  Для постмодернизма не существует авторитетов, это влечет за собой ниспровержение традиционных ценностей, их ироничное переосмысление и их рождение в новом качестве.

4.   Каждый читатель воспринимает постмодернистский текст в зависимости от своей индивидуальности: один может ограничиться поверхностным прочтением, другой погрузится в многочисленные глубинные пласты – восприятие текста от этого не страдает.

5.   Художник-постмодернист никогда не навязывает читателю своей точки зрения.

Крупнейшими представителями русского литературного постмодернизма считают Абрама Терца («Прогулки с Пушкиным» и др.), Вен. Ерофеева («Москва-Петушки» и др.), А. Битова («Пушкинский дом» и др.), И. Бродского («Двадцать сонетов к Марии Стюарт» и др.), Сашу Соколова («Палисандрия» и др.), Д.А. Пригова, Л. Рубинштейна, Вик. Ерофеева («Жизнь с идиотом» и др.), Т. Кибирова, А. Парщикова, В. Пелевина («Чапаев и Пустота» и др.), В. Сорокина («Роман» и др.) и др.

Литература постмодернизма конца 1980-начала 2000-х гг.

Проза Поэзия Драматургия
1) Т. Толстая – изображение мира как совокупности «сказок» о мире, рассказываемых на языках различных культур («Петерс», «Факир», «Кысь» и др.). 2) Вик. Ерофеев – использование приема «межвременного видения»: совмещение различных исторических эпох, реалий, текстов, принадлежащих к разным литературным периодам, натуралистических описаний и глубокого лиризма, ненормативной и высокой лексики («Попугайчик», «Письмо к матери», «Жизнь с идиотом», «Russkaja красавица», «Энциклопедия русской души» и др.). 3 ) Вл. Сорокин использование приемов деконструкции наиболее устойчивых мифов русской литературы (классики 19 века, социалистического реализма, модернизма), материализации метафоры, обращение к поэтике абсурда («Норма», «Роман», «Лед» и др.). 4) В. Пелевин – главный вопрос, встающий перед его персонажами: «Что есть реальность?» Ответ: «Любая реальность иллюзорна, это череда искусственных реальностей, сменяющих друг друга» («Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота», «Generation P» и др.)   1) Д. А. Пригов – создание авторских масок, каждая из которых воплощает определенную черту русской культуры и доводит ее до логического завершения, превращая в абсурдную. 2) Л. Рубинштейн – создание жанра каталога, когда текст произведения произвольно и свободно складывается из строк, фрагментов, запечатленных на карточках, перебираемых поэтом. 3) Т. Кибиров – изображение присутствия лирического личностного начала под слоем конгломерата из хрестоматийных цитат, популярных мотивов, привычных словесных формул, заполняющих пространство человека. 4) А. Парщиков – отличительная черта поэтики – тяготение к изощренной метафоре, позволяющей изобразить каждую вещь как «микрообраз вселенной» – мир представляется как «родной хаос». 1) Н. Садур – создание «фантасмогорического театра», персонажи всю жизнь стремятся отгородиться от хаоса, но, встретившись с ним, попадают в его власть («Уличенная ласточка», «Панночка» и др.) 2) Б. Акунин – обращение к текстам известнейших классических пьес и применение к ним метода децентрации – меняется традиционный смысловой центр, меняется угол зрения на события, меняется смысл хорошо известного всем произведения («Чайка», «Трагедия» и др.)

 

Литература неонатурализма

Одна из тенденций современной литературы, обозначившаяся в середине 1980-х гг.

Неонатурализм (или «чернуха») тяготеет к воспроизведению физиологической фактуры быта и нравов постсоветской эпохи. Описание среды носит подчеркнуто бесстрастный характер, что позволяет вовлечь в художественное пространство те реалии, которые традиционно относятся к разряду табуированных (натуралистические описания сцен насилия, секса, смерти, страдания и др.)

Представители неонатурализма:

1) С. Каледин – характерна тенденция к описанию среды и ее правил, к воспроизведению мироощущения стаи («Стройбат», «Смиренное кладбище» и др.)

2) М. Палей – характерна тенденция к сентиментальному натурализму: мысль о неразделимости физического страдания и экзистенциальных откровений («Отделение пропащих», «Кабирия с Обводного канала» и др.)

3) Н. Коляда - характерна тенденция к подчеркнуто детальному воспроизведению реалий постсоветского быта, к созданию очерка нравов этой эпохи, устойчивый интерес к пограничным состояниям: темы смерти, апокалипсиса («Манекен», «Мурлин Мурло», «Чайка спела» и др.)

Современная массовая литература

Массовая литература – термин, применяющийся для определения таких популярных жанров как детектив, триллер, любовный (дамский) роман, фантастика, фэнтази, литература «ужасов» (чиллер) и др.

В современном литературоведении существуют различные представления о содержательной природе и ценностных качествах «массовой литературы»:

1) массовая литература рассчитана на читателя, ищущего в художественном произведении только развлекательности, обладающего невзыскательным вкусом, неспособного глубоко проникнуть в замысел автора, по достоинству оценить особенности стиля серьезного художника слова;

2) к массовой литературе следует относить все те произведения, которые не вызвали интереса у литературоведов и критиков, а также не были выделены читателями, обладающими развитым литературным вкусом;

3) массовая литература отражает важнейшую тенденцию новейшего времени, связанную с тем, что огромный объем информации, которым вынужден оперировать современный человек, нуждается в разумной организации, обеспечивающей удобство использования, т.е. в классификации этой информации, влекущей за собой ее сворачивание. Например, любой текст массовой культуры представляет собой модель, элементы которой были многократно опробованы в текстах классической литературы. Так, если тексты трагедии У. Шекспира «Гамлет», романов Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и т.п. свести до уровня модели, они ничем не будут отличаться от повестей и романов Ф. Незнанского или А. Марининой. Для каждого жанра массовой культуры создается определенный свод законов и правил, который обеспечивает их узнаваемость, поэтому читатель никогда не испытывает разочарования от несбывшихся ожиданий: в детективе преступник всегда будет разоблачен, героиня женского романа обретет свое счастье и т.п. В отличие от элитарной культуры массовая культура говорит со своим читателем на понятном ему языке.

 


[1] Антропокосмизм – философская концепция, для которой характерны представления о полно идентичности структуры и содержания человеческой личности и вселенной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.009 с.)