Методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы»



(Ахметзянова А.И. и др.)

 

Методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы» способностей предназначена для оценки прогнозирования в 6-и сферах отношений младшего школьника: отношение к учению, к сверстникам, взрослым, представляющим широкую социальную среду, отношения в семье, в сфере виртуального общения, отношение к здоровью [8,9].Методика имеет многофункциональный характер и может быть ис-пользована для скрининга, развернутого обследования прогностической способности в диагностических и исследовательских целях, а также в рамках разработки стратегии психолого-педагогического сопровожде-ния младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья.В зависимости от целей использования методики возможны раз-личные варианты обработки ответов испытуемых. Методика позволяет специалистам-практикам, участвующим в комплексном сопровождении (педагогу-психологу, дефектологу, учителю-логопеду, тьютору, социаль-ному педагогу) использовать выборочно отдельные шкалы методики для диагностики различных характеристик прогностической способности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья и опре-деления мишеней коррекционно-профилактического воздействия.

В основу методики положена авторская модель прогностической компетентности младшего школьника как интегрального показателя бла-гополучия протекания социализации и ранних предикторов возникно-вения девиантного поведения у детей с дефицитарным дизонтогенезом (слабовидящих, слабослышащих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с тяжелыми нарушениями речи), а также у детей с нормоти-пическим развитием.Стимульный материал методики состоит из 12-и серий картинок; каждая серия отражает ситуацию, типичную для младшего школьного возраста. Эти 12 серий соответствуют 6-и сферам отношений, состав-ляющих пространство социализации младшего школьника с ограничен-ными возможностями здоровья и с нормотипическим развитием – отно-шение к учению, к сверстникам, взрослым, представляющим широкую социальную среду, отношения в семье, в сфере виртуального общения, отношение к здоровью (болезни).

Каждая сфера отношений включает две серии картинок; одна описывает учебную ситуацию, одна – внеучеб-ную, всего 12 ситуаций.Каждая ситуация представлена в виде 3-х картинок, демонстрирую-щих последовательные этапы её развития. В каждой из ситуаций одни или несколько изображённых персонажей, ровесников испытуемых, нарушил какую-либо социальную норму, либо такое нарушение может произойти в ближайшем будущем. В соответствии с проективным харак-тером методики в рисунках присутствует некоторая неопределенность изображенных событий, что допускает различные понимания происходя-щего и соответственно различные варианты возможного будущего. Деятельность испытуемого при выполнении заданий методики предполагает понимание ситуации, отраженной на серии из 3-х картинок, и построе-ние вербального прогноза развития ситуации в будущем.

 

Стимульный материал.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Методика на исследование прогностической деятельности «Угадайка» (Л.И. Переслени, В.Л. Подобед).

 

Методика исследования прогностической деятельности позволяет выявить качественно-количественные характеристики прогностической деятельности и определить информативные показатели для оценки ее особенностей у детей в норме и с трудностями обучения. В процедуре проведения обследования используется ситуация, в которой испытуемый должен самостоятельно выявить порядок чередования двух событий с учетом правильности или ошибочности своих предсказаний.

Материал: три набора карточек размером 4х4 см с написанными на одной стороне геометрическими фигурами «Круг» или «Квадрат». Размер фигур 2-2,5 см.

— I набор имеет 20 карточек с последовательностью фигур "КрКвКрКв...", повторяющихся в 10 циклах;

— II набор - 60 карточек с последовательностью букв "КвКвКрКр...-.", повторяющихся в 15 циклах;

— III набор - 60 карточек с последовательностью букв "КрКвКв... ", повторяющихся в 20 циклах.

С оборотной стороны мелкими цифрами отмечен порядковый номер карточки. Нумерация каждого набора начинается с единицы. Перед предъявлением I набора экспериментатор показывает ребенку две карточки с написанными на них фигурами "Круг" или "Квадрат". Эти карточки дополнительные и не входят в состав основных наборов.

Проведение

Ребенку сообщается, что фигуры «Круг» и «Квадрат» в наборе, который держит в руке экспериментатор, чередуются в определенном порядке. Нужно догадаться, в каком порядке чередуются буквы. Затем ребенку предлагают угадать, какая фигура нарисована на верхней карточке (на стороне, невидимой ребенку) I набора. После того, как ребенок назовет фигуру, которая по его предположению, написана на верхней карточке, экспериментатор переворачивает ее и показывает ребенку, чтобы он увидел, правильна ли была догадка. Отработанные карточки складываются в стопку изображением фигур вниз.

По окончании предъявления карточек I набора, одобрив действия ребенка, экспериментатор добавляет, что порядок чередования фигур во II наборе будет иным, чем в I наборе. Затем ребенок предсказывает элементы II набора. Отработанные карточки II набора также складываются в стопку изображением символов вниз отдельно от первой (ниже). По окончании предсказаний II набора, без предупреждения об изменении порядка чередования фигур, но акцентировав внимание ребенка на необходимости допускать как можно меньше ошибок, аналогичным образом предъявляется III набор. Отработанные карточки складываются в третью стопку. Ошибки, допускаемые ребенком, фиксируются в протоколе (раздельно для трех наборов записываются номера карточек, в предсказании символа которых допущена ошибка).

После предъявления всех трех наборов, испытуемый опрашивается о порядке чередования фигур в каждом из трех наборов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.005 с.)