Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подходы к пониманию прогностической компетентности и ее характеристики
Для описания понятия прогностической компетентности, процесса прогнозирования использовались такие понятия, как «вероятностное прогнозирование» [42], «ожидание» [30], [42], «прогностическая способность» [33], «опережающее отражение действительности»[36] и другие. Однако, наиболее ранним, и являющимся синонимичным для понимания прогностической компетентности, является понятие «антиципация». Термин антиципация был введен в научный оборот в XIX веке немецким ученым В. Вундтом, который охарактеризовал данный процесс следующим образом: «антиципация возникает в результате взаимодействия элементов психического таких, например, как память, восприятие, мышление, но при непосредственном воздействии на этот синтез «творческих производных» [15]. На сегодняшний день учеными осуществляется работа по сравнению понятий «антиципационная состоятельность» и «прогностическая компетентность». Определяя антиципационную состоятельность как способность прогнозировать предстоящие события, действия окружающих, их реакции и свои собственные, они предлагают считать понятие «состоятельности» близким к понятию «компетентность», и таким образом считать определения «антиципационная состоятельность» и «прогностическая компетентность» как синонимичные и взаимозаменяемые [29], [25], [39]. В настоящее время антиципацию определяют как «способность человека предвосхищать ход событий, собственных действий и поступков окружающих, строить деятельность на основании адекватного вероятностного прогноза» [38]. Подобное определение практически соотносится с определением антиципации, предложенным Б.Ф. Ломовым: «способность субъекта действовать и принимать решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий» [22]. Данное определение понятия антиципации Ломова считается классическим. Н.П. Ничипоренко и В.Д. Менделевич так же осуществляли работу по соотношению выше указанных понятий, определяя их как способность прогнозировать события будущего и тем самым оказывать влияние на них [29]. Первые работы, посвященные антиципации относятся к началу XX века. Таковой работой можно назвать книгу Г. Уэллса «Предвидения» 1901 года. Далее, начиная с 30-х годов, более углубленно начинают исследовать данный процесс, его предпосылки, механизмы и способы возникновения [33].
Отечественным психологом, исследовавшим прогнозирование, является Л.С. Выготский, который рассматривал фантазирование подростков о будущем в своей работе «Воображение и творчество в детском возрасте». Термин «вероятностное прогнозирование» впервые был введен И.М. Фейгенберг и В.А. Иванниковым в работе «Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям» [39]. Способность к антиципации на разных возрастных этапах, антиципация в различных видах деятельности, специфика ее проявления сформировали существующие на настоящий момент научные подходы [10]. Интерес представителей психофизиологического подхода в понимании сущности прогностической компетентности (И.П. Павлова, П.К. Анохина, А.Н. Бернштейна, более поздние исследования В.М. Русалова, Т.Ф. Базылевич, Д.А. Ширяева) фокусировался на природных предпосылках прогностической деятельности, ее механизмах и функциях [33]. Введение в научный оборот понятия «предупредительная деятельность» является заслугой академика и физиолога И.П. Павлова, который занимался изучением поведения животных и человека. Данное понятия автором было определено как «сигнализирующая (или упреждающая) о предстоящих событиях внешнего мира». Исследования предупредительной деятельности Павловым можно считать важным этапом первичной разработки понятия антиципации [33]. Предупредительная деятельность, по мнению И.П. Павлова, является важным биологическим фактором. Данная деятельность организма является важным положением в учении об условных рефлексах. Автор отмечает, что благодаря данной «особенности условного рефлекса» животным удается по сигналу подготовиться к предстоящим событиям [48]. Далее разработка знаний о предупредительной деятельности в рамках вышеуказанного подхода связана с именем П.К. Анохина, который доказал,, что функция организма, заключающаяся в предвидении результатов, является «универсальной функцией организма», благодаря которой человек может избежать совершения каких-либо ошибок, действий, которые не соответствуют цели [48]. П.К. Анохин в процессе изучения животных различных уровней организации (эволюционные уровни), пришел к важнейшему выводу, который заключался в том, что «опережающее отражение» свойственно всем живым организмам: от простых до сложных форм, при различиях в формах их проявлений и функционировании [36].
Н.А. Бернштейн, так же занимавшийся изучением антиципации в рамках данного подхода, называл указанную функцию мозга «заглядыванием вперед» и отмечал, что большое значение при построении модели настоящего и будущего имеет «программирующий аппарат мозга». Подобные аспекты прогнозирования и антиципации представлены в его работе «Физиология движения и активность» [33]. Исследованием процессов прогнозирования человека более подробно занимался В.М. Русалов. Рассматривая прогностическую деятельность совместно с понятиями саморегуляции и особенностями нервной системы, Русаловым были выделены факторы, которые определяют действия человека в «вероятностной среде», такие как «Фактор чувствительности к вероятностной среде», «Пластичность саморегуляции», а так же факторы, отражающие скорость и вариативность формирования прогноза [33]. Основными представителями структурно-уровневого подхода к пониманию антиципации являются Б.Ф. Ломов и Е.Н. Сурков. В контексте данного подхода представлен анализ изучения психологических механизмов антиципации, произведено выделение основных функций антиципации и уровней организации данного процесса [29]. Представителями данного подхода выделялись следующие основные функции антиципации: 1.Когнитивная функция, являющаяся наиболее важной, по мнению авторов,что объясняется большой связью антиципации и всех психических процессов: памяти, мышления, воображения, восприятия. Процесс антиципации тесно связан с познавательной деятельностью, так как формирование прогноза человека в значительной степени определяется его когнитивным развитием, познавательным потенциалом. 2. Регулятивная функция антиципации позволяет человеку строить различные прогнозы относительно событий будущего и тем самым дает возможность подготовиться к этому событию. Регуляция проявляется на всех этапах формирования прогноза [33], [23]. 3. Коммуникативная функция антиципации так же называется социально-перцептивным предвосхищением, которое проявляется при общении, в процессе восприятия речи, эмоций окружающих и собственных. На основе взаимодействия человек неосознанно дает оценку личности и на ее основе строит дальнейшее общение [37]. Тщательное исследование данной функции антиципации принадлежит таким западным психологам, как Ж. Нюттен, Ф. Хоппе, П. Фресс, Э. Брунсвик и др. Ж. Нюттен рассматривая коммуникативную функцию антиципации, показывал ее связь с ожиданием – «оцениванием своей деятельности», которое определялось тем, насколько успешно человеку удается решение коммуникативных и некоммуникативных задач, а так же от его личностных особенностей [30]. Таким образом, при нарушении познавательных процессов, происходит и нарушение процессов антиципации [23]. У. Найссер связывает процессы антиципации с восприятием. Он отмечает, что антиципация в процессе восприятия соотносится с окружающей средой и в результате может изменяться. По мнению автора, накопленный опыт восприятия человека является материалом для построения точного прогноза [27]. Б.Ф. Ломов (1991) показывает взаимосвязь прогнозирования и памяти. По его мнению, человек, предвидя будущее, воспринимает определенную информацию, тем самым реализует ее функцию избирательности, и соответственно выборочно запечатлевает информацию, которая в дальнейшем, так же может переосмысливаться человеком и используется им для дальнейшего процесса прогнозирования [24].
А.В. Брушлинский, Э. Кестер, О.К. Тихомирова и др. считают антиципацию компонентом мыслительной деятельности. По мнению А.В. Брушлинского, мыслительная деятельность осуществляется при столкновении человека с проблемной ситуацией и выявлении в данной ситуации известного и неизвестного. Нахождение этого неизвестного в проблемной ситуации осуществляется благодаря процессам антиципации [8], [17]. Б.Ф. Ломов и Е.Н. Сурков, занимаясь изучением структуры антиципационного процесса, выделили пять основных уровней, на которых осуществляется прием и переработка информации: 1. Субсенсорный уровень; 2. Сенсомоторный уровень; 3. Перцептивный уровень; 4. Уровень представлений; 5. Речемыслительный уровень [33]. Авторы отмечают, что все уровни антиципации тесно связаны между собой, при этом каждый уровень начинает формировать с раннего возраста, проявляясь на разных возрастных этапах. В зависимости от того, проявления какого уровня антиципации присущи человеку, такой диапазон задач способен решить человек [33], [18]. Деятельностный подход раскрывается в работах отечественных ученых, таких как Л.А. Регуш, Е.Н. Сурков, Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский, А.Г. Асмолов, А.К. Осницкий и др. В контексте данного подхода прогностическая деятельность рассматривается во взаимосвязи с компонентами деятельности [29]. По А.Н. Леонтьеву, любая деятельность имеет свою цель и в соответствии с этим, на начальных этапах ее реализации в сознании человека формируется прогноз относительно исхода данной деятельности, о ее возможных результатах [21]. По Л.С. Рубинштейну, в контексте данного подхода реализуется принцип «единства сознания и деятельности», который заключается в реализации целей, целенаправленности деятельности человека, соотносимой с его предвосхищениями [36]. Таким образом, модель вероятностного будущего соотносят с целью деятельности. И.В. Имедадзе же в своих работах говорит, что поведение человека определяется не определенной целью и деятельностью. В данном случае, он имеет в виду вариативность целей и мотивов, а так же исходов ситуации [14]. А.Г. Асмолов пишет, что при использовании прогноза в реализации деятельности человек будет руководствоваться не только вероятностным прогнозом, но и тем, насколько данная деятельность значима для человека [3].
Л.А. Регуш рассматривает прогнозирование как познавательную деятельность, в процессе которой человек формирует прогноз будущего события. Результатом данной осознанной деятельности, по мнению автора, служат данные о предстоящих событиях [33]. Представителями генетического подхода изучения антиципации являются Е.А. Сергиенко, Л.А. Регуш. Авторы рассматривают процессы прогнозирования на каждом возрастном этапе отдельно, так как считают, что прогнозирование начинает формировать на этапе раннего возраста, в дальнейшем усложняясь, переходя на другие, более высокие, уровни. Так же авторы отмечают тесную связь антиципации с ведущей деятельностью человека на каждом возрастном этапе [33], [36]. В работе Л.А. Регуш представлено возрастное развитие прогностических способностей. По его мнению, антиципация начинает проявляться уже в первую неделю жизни ребенка, тогда, как проявляются определенные преднастройки перед началом поступления пищи, это проявление антиципации основывается на выработке условного рефлекса [33]. Развитие прогнозирования и антиципации на разных возрастных этапах осуществляется при увеличении знаний об окружающей действительности, расширении словарного запаса, опыта чувств, расширении представлений о связях явлений окружающего мира [33]. Исследованием прогнозирования в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте занимались такие авторы, как А.Ю. Акопов, Т.К. Чмут, Л.Г. Лысюк, Л. Эльконинова, И.Н. Кондратьева, Л.А. Регуш, Л.И. Переслени, Л.А. Рожнова. Клинический подход к антиципации, яркими представителями которого являются В.М. Менделевич, И.М. Фейгенберг, А.Э. Узеленская, О.В. Демакина, Т.В. Скиданенко, А.И. Ахметзянова и др., с давних пор имеет свое распространение и на сегодняшний день уже накоплено огромное количество исследований прогнозирования и антиципации в условиях нарушенного развития. Представителями данного подхода отмечается зависимость развития антиципационных способностей от наличия того или иного нарушения развития [29]. На сегодняшний день уже имеются исследования прогностической деятельности при невротических расстройствах и неврозоподобных состояниях (Ч.Р. Громова, 2003; В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева, 2002), при шизофрении (В.Д. Менделевич, 1988; И.Н. Фейгенберг, 1973), личностных расстройствах (А.Э. Узелевская, 2001), остеохондрозе (О.В. Демакина, 2004; В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева, 2002), органических нарушениях, эпилепсии (Т.В. Скиданенко, 2003), при речевых нарушениях (А.И. Ахметзянова) и т.д. [39]. Исследования В.Д. Менделевич (2002) антиципационной состоятельности у лиц с невротическими расстройствами показали, что лица с подобными нарушениями склонны прогнозировать благоприятный исход событий, в связи с чем, у них отмечается снижение прогностической способности [25].
Исследование прогностической способности при шизофрении И.М. Фейнгерберг показало, что лица с данным нарушением не имеют возможности адекватно использовать прошлый опыт для построения дальнейшего прогноза, в связи с чем, высоковероятные прогнозы они делают редко [42]. А.Э. Узелевской проводилось исследование процесса антиципации у лиц с различными формами расстройств личности. В процессе исследования была выявлена закономерность между параметрами данных расстройств и особенностями антиципации. Так, лица с истерическим типом личности не способны учитывать ошибки прошлого опыта прогнозирования, поэтому прогнозируют лишь благоприятные исходы событий и ситуаций; эмоционально-неустойчивым личностям свойственна малая успешность в предвидении коммуникативных ситуаций; при параноидных расстройствах личности вследствие высокой тревожности и подозрительности имеется склонность прогнозировать лишь неблагополучные исходы ситуаций [40]. А.И. Ахметзяновой исследовался уровень развития антиципационных способностей при общем недоразвитии речи, а так же при девиантном поведении и выявлялась зависимости сформированности данной способности от наличия подобных нарушений развития [4], [5], [6]. О.Л. Гончарова так же рассматривает особенности формирования антиципации у детей с ограниченными физическими возможностями при различных видах дизонтогенеза [11]. Е.А. Василевская в своей статье производит сравнительный анализ антиципационной деятельности и социального интеллекта при шизофрении и умственной отсталости. В результате исследования Василевская продемонстрировала, что у пациентов с шизофренией выше уровень вероятностного прогнозирования и способность к пониманию оттенков человеческих взаимоотношений [9]. М.В. Ларских рассматривая антиципационную состоятельность, определяет ее как критерий конструктивного перфекционизма. В процессе работы она выявила корреляцию между антиципационной состоятельности и параметрами перфекционизма. Антиципационную состоятельность в совокупности с высоким уровнем перфекционизма определила как один из критериев конструктивного перфекционизма [19]. M. Mutsaarts рассматривает антиципацию и планирование целей при гемипаретической форме детского церебрального паралича, сравнивая их с детьми без нарушений, и выявляет трудности в выполнении моторных действий по инструкции [49]. Обобщив имеющиеся на сегодняшний день подходы к понятию феномена «антиципации» как способности прогнозировать будущее, можно выделить ее характерологические черты: свойственность живым организмам разного уровня организации, функциональность в рамках познавательной сферы, специфичность в условиях нарушенного развития, взаимосвязанность со структурой деятельности и ее природная обусловленность. Таким образом, в настоящее время понятие антиципации имеет различные определения и целые подходы к его пониманию. Рассмотрев исследования данного процесса многими авторами, можно сделать вывод, что антиципация является сложным многофункциональным механизмом, с которым связаны все психические процессы человека. Антиципация начинает формироваться с рождения ребенка и в дальнейшем, усложняясь, расширяет спектр своих возможностей.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.1.136 (0.016 с.) |