Профессиональные компетенции. Научно-исследовательская деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональные компетенции. Научно-исследовательская деятельность



Научно-исследовательская деятельность

ПК- 1 способен использовать в исследованиях по истории искусства (по искусству Древнего Рима) базовые знания в области Всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства

ПК-6 способен понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства

ПК-7способен к критическому восприятию концепций различных школ по методологии и истории искусства, различных историографических школ

ПК-8 способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории

ПК-9 способен к работе в музеях, галереях, художественных фондах, архивах, библиотеках, владеет навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах

Педагогическая деятельность

ПК-11 способен применять полученные знания в педагогической деятельности по преподаванию курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, искусства античности, искусства Древнего Рима в общеобразовательных учреждениях

 

Организационно-управленческая деятельность

ПК-12 способен к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления

 

Культурно-просветительская деятельность

ПК-14 способен к разработке информационного обеспечения историко-культурных, историко-краеведческих, искусствоведческих аспектов, а также проблем, связанных с сохранением памятников архитектуры и искусства, художественного наследия, в тематике деятельности организаций и учреждений культуры

Экспертно-аналитическая деятельность

ПК-15 способен к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные источники и труды по истории искусства;

- содержание фундаментальных концепций, их общекультурные основания;

- суть и специфику процессов и явлений, характерных для ХХ столетия;

- типичные для периода школы, направления, произведения архитектуры и изобразительного искусства, исторический контекст их создания;

- творчество наиболее значимых для эпохи и /или школы мастеров;

- иметь представление о крупнейших коллекциях музеев мира и художественных галерей;

- проблематику взаимосвязей и взаимовлияния европейского и русского изобразительного искусства и архитектуры.

Уметь:

- выявлять типологические особенности художественных направлений и региональных школ;

- различать и интерпретировать памятники с точки зрения времени и места возникновения.

 - анализировать произведения изобразительного искусства и архитектуры, интерпретировать их художественно-стилистические и содержательные аспекты, исторический и идейный контекст их создания;

анализировать и содержательные аспекты произведения искусства;

- выявлять контекстуальные связи произведения искусства в историческом, философском, эстетическом, социокультурном аспектах.

Владеть:

- понятийным аппаратом истории искусства;

- основами формально-стилистического и иконографического анализа произведений искусства;

- основами научных подходов, выработанных на современной стадии развития искусствознания.

4. Структура и содержание дисциплины «Основы искусства Древнего Рима»

 Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 а.ч.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в а.часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
        Лекции 64 а.ч. Семинар «Проблемы искусства Древнего Мира»  36 а.ч. Самостоятельная работа студента, научно-исследовательская работа, выполнение курсовой работы, чтение литературы, подготовка к экзамену, 44 а.ч. Консультации, дискуссии, устный опрос, доклады в семинаре, коллоквиум, зачет, экзамен, письменная работа.
1 Общая периодизация и проблемы изучения Искусства Древнего Рима.   2,3 1 4 2 2 Консультации, дискуссии
2 Раздел 1. Архитектура и искусство этрусков и италиков.     2,3 2-4 12 6 8 Консультации, дискуссии, устный опрос, доклады в семинаре
3 Раздел 2. Архитектура и искусство Древнего Рима в эпоху Республики.   2,3 5-7 12 6 8 Консультации, дискуссии, устный опрос, доклады в семинаре
4   2 8     1 Коллоквиум
5 Раздел 3. Архитектура и искусство Древнего Рима в эпоху Империи.   2,3 8-11 16 8 8 Консультации, дискуссии, доклады в семинаре
6 Раздел 3.1. Архитектура Древнего Рима в эпоху Империи. Архитектура Провинций. 2,3 12-13 8 4 5 Консультации, дискуссии, доклады в семинаре
7 Раздел 3.2. Искусство Древнего Рима в эпоху Империи. Искусство Провинций. 2,3 14-16 12 6 6 Консультации, дискуссии, устный опрос, доклады в семинаре
8   3 17-18   4 5 Доклады в семинаре, зачет, письменная работа
9   2 сессия     1 Экзамен

5. Рекомендуемые образовательные технологии

Работа в аудитории: лекции; семинары; индивидуальные консультации; анализ и обсуждение самостоятельных работ; подготовка демонстрационного визуального материала для презентаций.

Внеаудиторная работа, проводимая с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся: выездные семинары в экспозиции музея, посещение выставок.

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

 

Виды самостоятельной работы обучающегося, порядок их выполнения и контроля.

- научно-исследовательская работа учащегося, работа в библиотеках, архивах, музейных фондах;

- работа на семинарских занятиях, участие в дискуссии;

- выступление с докладом на семинарском занятии;

- выполнение письменной работы (семинарская или курсовая работа);

- подготовка к устному экзамену.

 

По результатам работы в семинаре (участие в дискуссии, выступление с докладом), учащийся получает оценку «зачет».

В результате написания курсовой работы, учащийся получает за нее оценку «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

По результатам устного экзамена учащийся получает оценку «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

 

Учебно-методическое обеспечение

Самостоятельная подготовка учащегося может осуществляться по опубликованной программе курса дисциплины «Искусство Древнего Рима». Труды ист. ф-та МГУ. Отд. ист. и теории искусства. Программы общих курсов. Под ред. В.П. Головина и В.С. Турчина. Часть первая. М., изд. МГУ, 2009.

 

Содержание разделов дисциплины

 

Основные периоды развития искусства Древнего Рима.

 

Раздел 1.

Общая периодизация и проблемы изучения Искусства Древнего Рима.

Искусства Древнего Рима и его характерные особенности.

Периодизация искусства Древнего Рима и ее принципы.

Связь с исторической периодизацией.

Основные этапы и их характеристика.

Архитектура и искусство этрусков и италиков.

Первый этап развития искусства Древнего Рима непосредственно не связан с искусством самого Древнего Рима.

Искусство тех народов (и в первую очередь этрусков), населяющих территории северной, средней и отчасти южной Италии, которые потом войдут в римское государство.

Возможные оговорки данного определения.

Влияние искусства италиков и этрусков на зарождение и существование римской художественной ситуации, особенно в ее ранней фазе.

Особенности этого влияния.

Архитектурные типологии, формы, способы и техника строительства этрусков и начальная пора римской архитектуры.

Влияние италиков и этрусков на технические приемы, темы, мотивы, образы, иконографические схемы изобразительного искусства Древнего Рима.

Проблема возникновения портрета.

Влияние этрусков – один из наиболее ярких факторов сложения римского искусства

 

Раздел 2.

Архитектура и искусство Древнего Рима в эпоху Республики.

Сложение римского государства и римского искусства.

Формирование основных архитектурных типологий, техники строительства, конструкций.

Римские новации.

Формирование индивидуальных особенностей римского изобразительного искусства.

Римский скульптурный портрет и исторический рельеф.

Начальные этапы развития искусства эпохи Республики и их особенности.

Искусство живописи в Древнем Риме.

Стили в римской живописи.

Собственно римские традиции и различные внешние влияния.

Ассимиляция основных элементов культуры и искусства народов, населявших территорию Италии.

Проблема «Ассимиляции» и «Заимствования» в искусстве Древнего Рима.

Особенности этих процессов в истории искусства и в римской художественной ситуации.

Соприкосновение италийской культуры и искусства (в том числе и складывающейся древнеримской) с высокими образцами культуры и искусства Древней Греции и эллинизма.

Искусство Древней Греции и Древнего Рима.

Сильное, много определившее влияние и римская самобытность.

Особенности воздействия древнегреческой культуры и искусства на римскую художественную ситуацию.

Раздел 3.

Архитектура и искусство Древнего Рима в эпоху Империи.

Различные подходы в периодизации искусства Римской империи.

Несколько периодов в границах этого большого, самобытного и важного этапа истории римского искусства.

Искусство I-II вв.

Эпоха принципата.

Особенности исторической ситуации и искусства.

Разнообразие, сложность общей художественной картины, эволюции архитектуры и искусства.

Расцвет римской архитектуры и градостроительного искусства.

Окончательное сложение древнеримской архитектурной системы.

Ее характерные черты, развитие и способность к эволюции.

Широкое распространение римских по типологии, технике, конструкции, художественным и формально-образным принципам архитектурных сооружений по всей территории империи.

Различие по степени и силе римского влияния в каждом из регионов Римской империи, их самобытность, многоликий характер соединения разнообразных художественных традиций, их синтез.

Особенности развития изобразительного искусства.

Расцвет римского портрета.

Этапы развития римского скульптурного портрета в эпоху Империи.

Технологические, формальные, образные, иконографические новации и верность основополагающим принципам.

Местные школы и основные направления.

Расцвет римского исторического рельефа и его эволюция.

Особенности художественного языка и программы.

Живопись.

Эволюция стилей.

Столичная и провинциальные художественные школы.

Искусство мозаики.

Техники мозаики.

Архитектура и искусство римских провинций в первые века существования империи, их своеобразие и значение.

Искусство III в. (конец II в. – 80-ые гг. III в.).

Эпоха кризиса.

Экономический, политический, культурный и художественный кризис Римской империи.

Судьба традиционных римских художественных ценностей.

Отсутствие единой линии развития всего художественного процесса.

Одновременное наличие старых традиций в архитектуре, скульптуре, живописи и формирование новых ценностей и принципов.

Все более возрастающая роль провинциального искусства.

Изменение характера художественных отношений между метрополией и провинциями.

Своеобразие развития архитектуры.

Особенности развития изобразительного искусства.

Значение поздних фаз развития исторического рельефа и скульптурного портрета.

Искусство ранних христиан.

Эпоха домината.

Изменение характера римского искусства.

Новые принципы и методы.

Поздние фазы эволюции языческой архитектуры и искусства.

Значение искусства Восточных провинций Римской империи.

Новые художественные центры и школы.

Правление императора Константина и его роль в развитии римского искусства. Формирование раннехристианского искусства.

 

Примерные темы курсовых и семинарских работ для семинара «Проблемы искусства Древнего Мира».

 

1. Архитектура этрусских гробниц.

2. Декорация этрусских храмов и скульптурное убранство храма Аполлона в Вейях.

3. Гробница Быков в Тарквиниях: художественная система декорации этрусской гробницы и ее программа.

4. Этрусская терракотовая урна со сценой битвы Этеокла и Полиника из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве.

5. Проблемы римского градостроительства.

6. Архитектура «святилищ» в эпоху Республики: святилище Фортуны Примигении в Пренесте.

7. Форум Августа в Риме: традиции и новаторство.

8. Форум императора Траяна в Риме.

9. Типология римских императорских форумов. Ее истоки и эволюция.

10. Архитектура форумов в Европейских провинциях Римской империи.

11. Архитектура римского жилого дома.

12. Термы Каракаллы и архитектура римских императорских терм.

13. Архитектура римской виллы: типология и эволюция.

14. Представления о загородной жизни и вилле в римской литературе от Цицерона до Плиния Младшего.

15. Новаторство архитектурных решений в ансамбле Виллы Адриана в Тибуре. Архитектура Виллы Адриана в Тибуре.

16. Императорская вилла около Пьяцца Армерина на Сицилии: проблемы архитектуры и декорации.

17. Дворец Диоклетиана в Сплите.

18. Особенности архитектуры виллы в Римской Британии.

19. Архитектура римских театров.

20. Архитектура Римского Египта.

21. Храмовый комплекс в Баальбеке.

22. Мосты и акведуки Древнего Рима.

23. Центрические постройки в архитектуре Древнего Рима.

24. Образы архитектуры на римских монетах. Architectura numismatica.

25. Рельефы Алтаря Мира в Риме: программа и художественное решение.

26. Скульптурная декорация триумфальной арки Тита и триумфальной арки Константина в Риме: проблема эволюции декоративного убранства римских триумфальных арок.

27. Рельефы колонны Траяна и колонны Марка Аврелия в Риме.

28. Саркофаг Юния Басса (Рим, Ватикан).

29. Основные направления развития римского скульптурного портрета эпохи Республики и его индивидуальные особенности.

30. Женский и детский скульптурный портрет эпохи Августа.

31. Римский скульптурный портрет эпохи Флавиев.

32. Римский скульптурный портрет III-го века н.э.

33. Голова императора Траяна из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве.

34. Женское надгробие из Пальмиры в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве.

35. Портреты императора Константина.

36. Мозаики Римской Британии.

37. Мозаики Римской Африки.

38. Декорация виллы П. Фанния Синистра в Боскореале.

39. Декорация виллы Ливии в Прима Порта и проблемы развития пейзажа в римской живописи.

40. Портрет в римской живописи.

41. Фаюмский портрет.

42. Проблемы натюрморта в римской живописи.

Возможны также другие темы по выбору учащегося при согласовании с преподавателем.

Контрольные вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

 

1. Искусство Древнего Рима. Периодизация. Общие проблемы.

2. Архитектура этрусков.

3. Искусство этрусков. Геометрический стиль. Ориентализирующий стиль.

4. Искусство этрусков. Архаика.

5. Искусство этрусков. Классика. Эллинизм.

6. Этрусская монументальная скульптура.

7. Архитектура Древнего Рима. Материалы, конструкция, декорация, ордер.

8. Архитектура эпохи Республики. Город. Форум. Базилика. Храм. Святилище.

9. Архитектура эпохи Республики. Театр. Термы. Жилая и утилитарная архитектура.

10. Скульптура эпохи Республики.

11. Римский скульптурный портрет.

12. Римский исторический рельеф.

13. Живопись эпохи Республики.

14. Архитектура эпохи Августа.

15. Архитектура I века н.э.

16. Архитектура II века н.э.

17. Архитектура III - начала IV века н.э.

18. Трактат Витрувия «Десять книг об архитектуре».

19. Принципы римского градостроительства.

20. Римская архитектурная революция.

21. Термы римлян.

22. Архитектура римских гробниц.

23. Жилая архитектура эпохи Империи.

24. Архитектура Италии в эпоху Империи.

25. Архитектура Остии.

26. Архитектура римских провинций. Европейские провинции.

27. Архитектура римских провинций. Восточные провинции.

28. Архитектура римских провинций. Африканские провинции.

29. Искусство эпохи Августа.

30. Искусство I века н.э.

31. Искусство II века н.э.

32. Искусство III - начала IV века н.э.

33. Искусство римских провинций. Европейские провинции.

34. Искусство римских провинций. Восточные провинции.

35. Искусство римских провинций. Африканские провинции.

36. Форум Траяна.

37. Святилище Фортуны Примигении в Пренесте.

38. Пантеон.

39. Колизей.

40. Вилла Адриана в Тибуре.

41. Дворец Диоклетиана в Сплите.

42. Алтарь Мира.

43. Колонна Траяна.

44. Декорация виллы Мистерий.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Культура Древнего Рима.

Зелинский Ф.Ф. История античной культуры [1914]. СПб., 1995.

Культура Древнего Рима. М., 1985. [Т.] 1-2. (есть раздел по искусству).

Грант М. Цивилизация Древнего Рима. М., 2003. (есть раздел по архитектуре и искусству).

Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993.

Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. М., 1987.

Шайд Дж. Религия римлян [1998]. М., 2006.

Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2002. [Т.] I-III. (разделы о религиозных представлениях Древнего Рима).

Корелин М.С. Падение античного миросозерцания. Культурный кризис в Римской империи [1895]. СПб., 2005.

Михаэль фон Альбрехт. История римской литературы. От Андроника до Боэция. И ее влияния на позднейшие эпохи. М., 2002-2005. [Т.] I-III.

Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика I-II вв. н.э. М., 1979. (и другие издания).

Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977.

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древнего Греции и Рима. Пер. с польского В.К. Ронина. М., 1988.

Сергеенко М.Е. Жизнь Древнего Рима. М.-Л., 1964. (репринт 2000).

Кнабе Г.С. Древний Рим – история и повседневность. Очерки. М., 1986.

Кнабе Г. Избранные труды: Теория и история культуры. М., 2006.

Абрамзон М.Г. Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской империи. М.,1995.

Михаэлис А. Художественно-археологические открытия за сто лет. Пер. с нем. под ред. В.К. Мальмберга. М., 1913.

Сидорова Н.А. Новые открытия в области античного искусства. М., 1965, с. 150-203.

Немировский А.И. Нить Ариадны. Из истории классической археологии. Воронеж, 1972. (главы про открытия в области древнеримской археологии).

Искусство Древнего Рима.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.118 с.)