Тема 1. Институционально-социологическое направление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Институционально-социологическое направление



УДК 330

 

Методические указания по выполнению эссе по дисциплине                «Современные экономические теории» для студентов направления 38.04.01 – Экономика всех форм обучения/ / Сост. А.Ф.Белинский,  Т.Д. Литвинова, А.Г.Баранов, А.А. Митус, Е.В.Баранова – Севастополь: Изд-во СевГУ, 2018. – 32 с.

 

 

Целью методических указаний является оказание студентам направления 38.04.01 – Экономика всех форм обучения методической помощи в написании эссе. Рекомендуется для использования преподавателями и студентами экономических специальностей.

 

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Экономической теории» протокол № __ от «___» ________ 2018 г.

 

Допущено учебно-методическим центром СГУ в качестве методических указаний.

 

Рецензент: Кулинич И.Н., к.э.н., доцент

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение...………………………………………..………………...….…………. 4
1. Учебная программа…………………………...………………………...…….. 6
2. Требования к реферату…………….……………..……………………..…….. 8
3. Варианты ……………………………………..…………………………...….. 11
4. Тестовые задания…………………………………………………….………… 15
5. Критерии оценки реферата………………………………………….………… 25
6. Вопросы к промежуточной аттестации.......…………………….……...….…. 26
Библиографический список….……………………………………………….…. 28
Интернет издания и библиотеки……………………………..……………….… 31
   
   

 

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Современные экономические теории» изучается студентами направления 38.04.01 – Экономика в первом и втором семестрах на первом курсе.

Цель преподавания дисциплины «Современные экономические теории» - ознакомить студентов с ключевыми концепциями современной экономической науки во взаимосвязи с развитием других наук и эволюцией общественных институтов.

Содействовать получению магистрантами общего представления об основных этапах и особенностях систематизации современных экономических идей и воззрений. Выявить значимость для практики хозяйственной жизни творческого наследия видных экономистов современности, способствовавших возникновению различных теоретических школ, течений и направлений экономической мысли.

Задачи дисциплины:

· исследовать основные экономические проблемы современности;

· познакомить студентов-магистрантов с основными этапами и направлениями развития современной экономической мысли;

· показать богатство и разнообразие идейного и методологического арсенала экономической теории;

· содействовать осмыслению студентами-магистрантами вклада крупнейших экономистов современных школ в познание экономической реальности;

· показать и объяснить преемственность отдельных экономических школ и направлений;

· представить критику отдельных теорий со стороны других школ и направлений;

· научить ориентироваться в сложных процессах современной экономической жизни.

В представленных методических указаниях весь материал курса разделён на отдельные темы, согласно утвержденной Министерством образования Программы. В каждой теме представлены собственно план практического занятия, основные термины и понятия, которые должен усвоить студент в ходе изучения данной темы, основные представители той или иной экономической школы, вопросы для обсуждения темы, фиксированных выступлений и эссе, а также тесты для самоконтроля. В соответствие с утвержденным объемом академических часов на данный курс, ряд тем вынесен для самостоятельного изучения.

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы приведен в таблице 1.

 

 

Таблица 1 – Планируемые результаты обучения по дисциплине

Код и уровень формируемой компетенции по ООП ВО Владения Умения Знания

 

ОК-1

способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу

В (ОК-1)-1 владеет методологией экономического исследования институционализма, неокейнсианства, монетаризма, неолиберализма У (ОК-1)-1 умеет понимать и анализировать мировоззренческие, социально значимые экономические проблемы новейшей экономической истории, современные личностно значимые экономические проблемы З (ОК-1) –1 знает закономерности развития современной экономической мысли
  У (ОК-1) –2 умеет анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты З (ОК-1) –2 знает особенности ведущих школ и направлений современной экономической науки  
  У (ОК-1) –3 умеет представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, реферата  

 

 

ПК-1

способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований

В (ПК-1)-1 владеет современными методами и принципами экономического исследования   У (ПК-1)-1 умеет использовать на практике инструментарий экономического анализа факторов развития государства и общества З (ПК-1) –1 знает общую характеристику этапов современной мировой экономической истории и науки    
    З (ПК-1) –2 знает основные направления критики различных экономических концепций, школ и направлений;
    З (ПК-1) –3 Знает направления практического использования современных экономических теорий  

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Содержание дисциплины включает следующие разделы и темы:

Тема 4. Монетаризм

     Монетаризм – теория макрорегулирования экономики. Общая характеристика концепции. Антикейнсианский характер теории монетаризма.

     Основатели теории М. Фридмен и А. Шварц. Идея портфеля активов. Количественная теория денег М. Фридмена: содержание, особенности.

     Эволюция монетаризма и его разновидности. Глобальный монетаризм. Модель номинального дохода. Неортодоксальный монетаризм.

ТРЕБОВАНИЯ К ЭССЕ

 

Вариант эссе выбирается по последней и предпоследней цифре зачетной книжки. Выбор варианта осуществляется согласно данным таблицы 1.

К эссе предъявляются следующие требования:

- объем работы должен составлять 10-15 страниц формата А4;

- необходимо четко определять категории и понятия;

- ответы на вопросы не должны содержать плагиата. Ссылки на источники обязательны;

- работа должна быть написана грамотно, четким почерком, или напечатана, а страницы должны быть пронумерованы;

- в конце работы необходимо привести список использованных источников, который оформляется в соответствии с требованиями высшей школы;

- на титульном листе реферата указывается название вуза, кафедра, дисциплина, по которой написана работа, номер варианта; внизу справа - фамилия, имя, отчество студента, группа, № зачетной книжки; ниже - фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание проверяющего преподавателя. Образец титульного листа представлен в приложении А;

- работа должна быть представлена на кафедру за месяц до сессии.

Несоблюдение студентом этих требований дает основание не допускать студента к защите реферата, а, следовательно, к сдаче зачёта.

 

Таблица 1 – Выбор варианта

Последняя цифра   Предпоследняя цифра 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
0 14 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 10 11 12 13 14 1 2 3 4 5
2 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1
3 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
4 12 13 14 1 2 3 4 5 6 7
5 8 9 10 11 12 13 14 1 2 3
6 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
7 14 1 2 3 4 5 6 7 8 9
8 10 11 12 13 14 1 2 3 4 5
9 6 7 8 9 10 11 12 13 14 1

 

 

Работа состоит из четырех частей.

Первая часть теоретическая, требует раскрытия двух теоретических вопросов. Предполагается изложение соответствующей темы по дисциплине на основе изучения, анализа и обобщения экономической литературы (учебной, монографий и журнальных статей) по данной проблематике.

Вторая часть включает раскрытие содержания понятий и категорий.

Третья часть – решение тестовых заданий. В тестах выбирается только один ответ, который Вы считаете правильным. По всем ответам тестов необходимо обязательно дать обоснование, например:

Тест: Концепция социального рыночного хозяйства своей популярностью «обязана»:

а) философии экономической свободы Ф. Хайека;

б) экономическим реформам Л. Эрхарда;

в) моделям экономического роста Р. Харрода и Е. Домара;

г) монетаристским рецептам М. Фридмена.

Ответ: правильный ответ – б) Людвиг Эрхард (1897—1977), канцлер ФРГ, известен как один из авторов кон­цепции «социального рыночного хозяйства» и «конструктор» нового хозяйственного порядка. При его непосредственном участии был раз­работан план и проведена денежная и экономическая реформа, в ходе которой Западная Германия вышла из послевоенного кризиса и вско­ре достигла впечатляющих результатов. Его реформа вошла в учебные руководства и рассматривается как образец искусного выбора момента для реализации решений, пример эффективного использования средств и методов преобразований.

Четвёртая часть - эссе (индивидуальные впечатления, точка зрения автора по конкретному вопросу или предмету, трактуемая субъективно). Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.

 В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, постоянство — изменчивость.

 В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли.

 

Основные требования к оформлению работы:

1) Печать текста осуществляется через 1.5 интервала из расчета не более 40 строк на странице, шрифт Times New Roman, размер шрифта – 12, без наклона и подчеркивания, полуторный интерлиньяж).

2) Текст печатается черным цветом, одинаковым по всей работе. Выравнивание по ширине текста.

3) Размеры полей: верхнее, левое, нижнее не менее 20 мм, правое – не менее 10 мм.

4) Все страницы работы должны быть пронумерованы. Номер страницы ставится в правом верхнем углу без точки.

5) Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и быть равным 15-17 мм.

6) Ссылки являются необходимым при цитировании и заимствовании положений, формул, таблиц, иллюстраций из работ других авторов. Оформляются ссылки в виде «[8, с.194]», где первая цифра – номер источника, вторая страница, откуда взят материал.

7) Таблицы нумеруют арабскими цифрами в пределах раздела. Над левым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица» с указанием ее номера.

8) Иллюстрация должна иметь название, которое помещается под ней по центру. Обозначается иллюстрация словом «Рисунок», которое вместе с номером и названием помещается после поясняющих данных.

9) Список использованных источников должен содержать сведения обо всех источниках, использованных при написании контрольной работы. Группировка материала, применяемая в списке использованных источников, может быть:

– алфавитной;

– хронологической;

– в порядке упоминания или цитирования источников в основном тексте.

Однако, на первое место по степени значимости рекомендуется выносить законодательные и нормативные документы.

Примеры библиографического описания различных источников:

1. Верхогладова Н.И. Экономика предприятия: Учебн. пособ. / Н.И. Верхогладова, Д.М. Ядранский, Н.А. Иванникова. – К.: «Издательский дом «Профессионал», 2008. – 384 с.

2. Положение ЦБ РФ от 10.02.2003 г. № 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций».

3. Гизатулин И.А. Базельские нормативы достаточности капитала: Проблемы и перспективы // Методический журнал. «Международные банковские операции» № 1(11) 2006 г.

4. Положение ЦБ РФ от 28.12.2012 г. №395-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций (Базель III)».

5. Бондарчук П.К. Управление собственными средствами (капиталом) банка (в схемах). Учеб. пособ. – М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ. – 2008. – 200 с.

6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов/А.Смит. - М.: Соцэкгиз, 1962. – 684 с.

 

 

7. Бизнес на рынке ценных бумаг. Российский вариант: Справочно-практ. пособие / Отв. ред. Коланьков В.В., Коланьков А.В., Грабарник В.Е., Карловский К.Е; Гл. редактор альманаха Грабарник В.Е. – М.: Граникор, 1992. – 510 с.

8. Одинцова Т.М. К вопросу формирования национального плана счетов бухгалтерского учета в Украине / Т.М. Одинцова// Вестник СевГТУ. Сер. Экономика и финансы / СевГТУ. – Севастополь, 1998. – Вып. № 11. – С. 141-146.

9. Иванов А.Т. Организационно-технологические принципы сохранения машиночитаемых ресурсов автоматизированных библиотечно-информационных систем [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые данные (28304 bytes). – М.: ГПНТБ РФ, 2000. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea 2000/doc/tom1/333/Doc11.HTML Monday, 15 May 2000 14:07:02.

 

ВАРИАНТЫ

 

 

Вариант 1

1. Теоретические вопросы:

1.1. Исторические условия формирования и общая характеристика институционализма.

Вариант 2

1.Теоретические вопросы:

1.1 Теория экономических циклов Э. Хансена.

1.2. Монетаризм – теория макрорегулирования экономики. Общая характеристика концепции.

2. Раскрыть понятия: банкротство, стимулирующие инвестиции, экономическая рента, реальная заработная плата, фрикционная безработица.

3. Тесты с 6 по 10.

4. Тематика эссе: Почему современный неолиберализм является продолжением классической экономической традиции?

 

 

Вариант 3

1.Теоретические вопросы:

1.1 Концепция невозможности экономического роста при социализме.

1.2 Основные положения теории рациональных ожиданий Дж.Мута

2. Раскрыть понятия: кривая Филлипса, банковские резервы, ценные бумаги, эффект Лаффера, «налогообложение капитала».

3. Тесты 11 по 15.

4. Тематика эссе: В чем заключается негативное влияние государственной политики на уровень безработицы согласно «теории предложения»?

 

Вариант 4

1.Теоретические вопросы:

1.1. Глобальный монетаризм. Модель номинального дохода. Неортодоксальный монетаризм.

1.2. Равновесный циклический процесс Р. Лукаса.

2. Раскрыть понятия: рациональные ожидания, политика «инфляционного шока», равновесный циклический процесс, неоинституционализм, институты.

3. Тесты с 16 по 20.

4. Тематика эссе: Какой должна быть экономическая политика государства, исходя из концепции «рациональных ожиданий»?

Вариант 5

1.Теоретические вопросы:

1.1 Экономические взгляды И. Шумпетера.

1.2 Теория экономического роста Е.Домара.

2. Раскрыть понятия: трансакция, трансакционные издержки, внешние эффекты, планирование, прогнозирование.

3. Тесты с 21по 25.

4 Тематика эссе: В чем заключается проблема «размывания» прав собственности?

Вариант 6

1.Теоретические вопросы:

1.1 «Теория праздного класса». Эффект Веблена

1.2 Антикейнсианский характер теории монетаризма.

2. Раскрыть понятия: «эффект Слуцкого», межотраслевой баланс, экономический рост, экономический рост, налоговое бремя.

3. Тесты с 26 по 30.

4. Тематика эссе: Какие основные исторические причины обусловили особенности русской экономической мысли?

 

Вариант 7

1.Теоретические вопросы:

1.1 Экономические воззрения Ф. Хайека

1.2 Теория фирмы (Р. Коуз, Д. Норт, А. Алчиан)

2. Раскрыть понятия: политика дорогих денег, дисконтная ставка, иммобилизация, экстраполяция, неолиберализм.

3. Тесты с 31 по 35.

4. Тематика эссе: Как Вы понимаете теорию циклов Э.Хансена?

 

Вариант 8

1.Теоретические вопросы:

1.1 Теория рациональных ожиданий: макроэкономическая модель и влияние денежной политики на экономику.

1.2 В. И. Ленин как основоположник экономической концепции государственного социализма

2. Раскрыть понятия: депрессия, фактический темп роста, капиталоёмкость, субсидия, дотация.

3. Тесты с 36 по 40.

4. Тематика эссе: Раскройте смысл идеи выдвинутой Т. Вебленом: «институы – основа экономического поведения».

 

Вариант 9

1.Теоретические вопросы:

1.1 Экономические взгляды Н.Д. Кондратьева.

1.2 Стокгольмская школа экономической теории и шведский социализм.

2. Раскрыть понятия: коэффициент капиталоёмкости, прибыль, экономическая конъюнктура, социальное рыночное хозяйство, ордолиберализм.

3. Тесты 41по 45.

4. Тематика эссе: Охарактеризуйте идеальные типы экономических систем, определенных В. Ойкеном.

 

Вариант 10

1.Теоретические вопросы:

1.1 Количественная теория денег М. Фридмена: содержание, особенности.

1.2  Налоговая политика. Кривая Лаффера и ее обоснование

2. Раскрыть понятия: политика дешевых денег, ставка (норма) процента, теневая экономика, инфляция, «случайные блуждания».

3. Тесты с 46 по 50.

4. Тематика эссе: Каковы основные возражения против теории рациональных ожиданий?

Вариант 11

1.Теоретические вопросы:

1.1 Pэйганомика и тэтчеризм– основные формы неоконсервативной экономической политики

1.2 Организационно-производственная школа А.В. Чаянова. Трудовое крестьянское хозяйство и трагедия «ликвидации».

2. Раскрыть понятия: человеческий капитал, собственность, права собственности, трудовое крестьянское хозяйство, теория длинных волн.

3. Тесты с 51 по 55.

4. Тематика эссе: Какой метод использует М.И. Туган-Барановский, исследуя проблему рынка?

Вариант 12

1.Теоретические вопросы:

1.1 Этико-социальное направление: М.И. Туган-Барановский и С.Н. Булгаков.

1.2 Теория прав собственности (Р. Коуз, Д. Норт, А. Алчиан).

2. Раскрыть понятия: линейное программирование, «шоковая терапия», совершенная гибкость цен, полнота информации, абсолютная нейтральность денег.

3. Тесты с 56 по 60.

4. Тематика эссе: В чем состоит негативное влияние государственной политики на уровень деловой активности согласно «теории предложения»?

 

Вариант 13

1.Теоретические вопросы:

1.1 Неокейнсианство. Проблемы макроэкономического анализа.

1.2 Немецкий неолиберализм: теория социального рыночного хозяйства (Мюллер-Армак).

2. Раскрыть понятия: номинальная процентная ставка, инфляция, банковские деньги, девальвация, плавающий валютный курс.

3. Тесты с 61 по 65.

4. Тематика эссе: В чём проявляются отличия англо-американской школы неолиберализма от немецкой школы ордолиберализма?

Вариант 14

1.Теоретические вопросы:

1.1 Концепция «неоклассического синтеза» П. Э. Самуэльсона – методы рыночного и государственного регулирования экономики

1.2 Проблемы регулирования, планирования и прогнозирования в работах Н.Д. Кондратьева

2. Раскрыть понятия: стагнация, большие циклы, автономные инвестиции, эконометрия, эффект снобизма.

3. Тесты с 66 по 70.

4. Тематика эссе: В чём состоит личный вклад У.Митчела в институциональную теорию? Почему его принято называть автором концепции «измерения без теории»?

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Какой институт из перечисленных лежит в основе социально-психологического институционализма?

а) школа;

б) суды;

в) инстинкт;

г) деньги.

2. Впервые институционализм как направление экономической теории появилось в:

а) Англии;

б) Франции;

в) США;

г) Германии.

3. Термин «институционализм» ввел в экономическую науку:

а) Т.Веблен;           

б) У.Гамильтон;

в) Дж.Коммонс;

г) У.Митчелл.

4. Дж. Коммонс в своих трудах на первый план выдвигал:

а) психологические факторы;

б) юридические и правовые нормы;

в) биологические факторы;

г) социальные факторы.

5. Какая из перечисленных работ написана У.Митчеллом?

а) «Распределение богатства»;

б) «Теория праздного класса»;

в) «Экономические циклы»;

г) «Правовые основы капитализма».

6. Кто является автором труда «Правовые основы капитализма»?

а) Дж.Гэлбрейт;

б) У.Митчелл;

в) Дж.Коммонс;

г) Т.Веблен.

7. Методология институционалистов наиболее созвучна с методологией:

а) чикагской школы;

б) исторической школы;

в) классической школы;

г) критической школы.

8. Институционализм можно охарактеризовать как:

а) теория контроля общества над экономикой;

б) теория монополизации рынка;

в) теория революции и кризисов;

г) теория экономического роста.

 

 

9. Т.Веблен в своих трудах на первый план выдвигал:

а) социальные факторы;    

б) юридические нормы;

в) правовые нормы;

г) психологические и биологические факторы.

10. Какой труд не принадлежит Т.Веблену?

а) «Теория праздного класса»;

б) «Инженеры и система цен»;

в) «Распределение богатства»;

г) «Привилегированные группы и состояние промышленной техники».

11. Кто из представителей институционализма сформировал теорию общественного выбора?

а) Дж.Бьюкенен;        

б) Р.Коуз;             

в) Дж.Гэлбрейт;

г) Т.Веблен.

12. Какой труд принадлежит перу Р.Коуза?

а) «Экономические циклы»;

б) «Правовые основы капитализма»;

в) «Природа фирмы»;

г) «Распределение богатства».

13. Кто был лидером социально-правового направления институционализма?

а) Т.Веблен;

б) У.Митчелл;

в) Р.Коуз;

г) Дж.Коммонс.

14. Кто ввел в научный оборот категорию «трансакционные издержки»?

а) Дж.Гэлбрейт;        

б) У.Митчел;

в) Р.Коуз;

г) Дж.Коммонс.

15. Какое новое направление экономической теории сформулировал Дж.М.Кейнс?

а) теорию инвестиций;

б) теорию государственного регулирования экономики;

в) теорию ценных бумаг;

г) теорию циклических колебаний.

16. Кто является учителем Дж.М.Кейнса:

а) Ф.Хайек;

б) А.Маршалл;

в) В.Ойкен;

г) Т.Веблен.

17. Какая из этих книг принадлежит перу Дж.М.Кейнса?

а) «Принципы экономической науки»;

б) «Лекции по экономической теории государственного сектора»;

в) «Общая теория занятости, процента и денег»;

     г) «Экономические циклы и национальный доход».

18. Кто из названных ученых не является последователем Дж.М.Кейнса?

а) Р.Харрод;

б) Е.Домар;

в) Э.Хансен;

г) Ф.Хайек.

19. Своими предшественниками Дж.М.Кейнс признает:

а) меркантилистов;

б) физиократов;

в) классиков;

г) неоклассиков.

20. Что, по мнению Дж.М.Кейнса, не побуждает людей к сбережению денег?

а) трансакционный мотив;

б) мотив предостережения;

в) спекулятивный мотив;

г) мотив предельного потребления.

21. Основной психологический закон общества – это склонность человека:

а) потреблять больше по мере уменьшения его дохода;

б) потреблять меньше по мере возрастания его дохода;

в) потреблять больше по мере возрастания его дохода;

г) потреблять меньше по мере уменьшения его дохода.

22. Взгляды какого экономиста положены в основу учения Дж.М.Кейнса об эффективном спросе:

а) А.Смита;            

б) Д.Рикардо;

в) Т.Мальтуса;

г) Ж.Б.Сэя.

23. Какие экономические теории положительно оценивают государственное регулирование экономики?

а) теория физиократов, марксизма, маржинализма;

б) меркантилизма, марксизма, кейнсианства;

в) марксизма, кейнсианства, теория общественного выбора;

г) марксизма, кейнсианства, монетаризма.

24. Кто является автором идеи о «большом неоклассическом синтезе»?

а) Дж.М.Кейнс;

б) П.Самуэльсон;

в) М.Фридмен;

г) Дж.К.Гэлбрейт.

25. Кто является автором модели акселератора?

а) Е.Домар;

б) Э.Хансен;

в) Дж.Робинсон;

г) У.Феленер.

 

26. Какой фактор не влияет на формирование эффективного спроса?

а) предельная склонность к потреблению;

б) предельная эффективность капитала;

в) предельная ликвидность;

г) предельная производительность.

27. Кто является автором теории экономической динамики?

а) Р.Харрод;

б) Е.Домар;

в) Дж.М.Кейнс;

г) Э.Хансен;

д) Н.Д.Кондратьев.

28. Кто является автором известного выражения: «Идеи экономистов и политических мыслителей – и когда они правы, и когда они ошибаются,— имеют значительно большее значение, чем принято считать. В действительности именно они правят миром»?

а) Дж.М.Кейнс;

б) Дж.Н.Кейнс;

в) П.Самуэльсон;

г) Дж.Б.Кларк.

29. По мнению Ф.Хайека главным условием экономической свободы является:

а) частная собственность;

б) невмешательство государства в экономику;

в) конкуренция;

г) монополия.

30. Кому из ученых-экономистов принадлежит утверждение «Деньги имеют значение»?

а) Дж.М.Кейнс;

б) М.Фридмен;

в) Т.Веблен;

г) П.Самуэльсон.

31. Кто из представителей современной экономической теории является автором книги «Конституция свободы»?

а) В.Ойкен;

б) Ф.Хайек;

в) М.Фридмен;

г) У.Митчелл.

32. Термин «монетаризм» в современную экономическую литературу ввел:

а) К.Браунер;

б) М.Фридмен;

в) Ф.Лассаль;

г) В.Ойкен.

33. Ф.Хайек подвергает критике кейнсианство за:

а) концепцию валютного регулирования;

б) теорию социально-рыночного хозяйства;

в) концепцию индикативного планирования;

г) денежное правило.

34. Для содействия рыночной стабилизации государство, по мнению М.Фридмена, может воспользоваться лишь одним инструментом влияния на экономику:

а) денежной эмиссией;

б) ставкой процента;

в) уровнем заработной платы;

г) валютным курсом.

35. Какая экономическая школа выдвинула лозунг: «Конкуренция везде, где возможно, регулирование – там, где необходимо»:

а) лондонская;          

б) чикагская;

в) французская;

г) фрайбургская.

36. Выдающимся представителем неолиберализма во Франции был:

а) Ж.Рюэф;         

б) В.Репке;

в) Ф.Хайек;

г) Л.Мизес.

37. Кто впервые предложил термин «социальное рыночное хозяйство»?

а) А.Мюллер-Армак;

б) Л.Эрхард;

в) В.Рёпке;

г) О.Рюстов.

38. Термин «монетаризм» в современную экономическую литературу ввел:

а) К.Браунер;

б) М.Фридмен;

в) Ф.Лассаль;

г) В.Ойкен.

39. Лидер Чикагской школы неолиберализма М. Фридмен в своей концепции государственного регулирования экономики основополагающими считает принципы:

а) приоритетности неденежных факторов;

б) приоритетности денежных факторов;

в) стабильности «кривой Филлипса»;

г) нестабильности «кривой Филлипса»;

д) стабильности темпа роста количества денег с учетом «естественной нормы безработицы».

40. Назовите определяющие факторы фридменовской формулы дополнительного ежегодного предложения денег:

а) среднегодовой темп ожидания инфляции;

б) среднегодовой темп прироста ВНП;

в) среднегодовой темп прироста национального дохода;

г) среднегодовой темп прироста безработицы.

 

 

41. Для содействия рыночной стабилизации государство, по мнению М.Фридмена, может воспользоваться лишь одним инструментом влияния на экономику:

а) денежной эмиссией;

б) ставкой процента;

в) уровнем заработной платы;

г) валютным курсом.

42. Наиболее серьезную работу, исследующую роль денег и денежного обращения в деловом цикле, написали:

а) Дж. Кейнс и А. Болейн;

б) М. Фридман и А. Шварц;

в) Э. Гамильтон и А. Астор;

г) Э. Долан и А. Кэмпбелл.

43. Денежно-кредитная теория на современном этапе — это:

а) монетаризм и современная количественная теория;

б) монетаризм и кейнсианство;

в) синтез монетаризма и кейнсианства;

г) теория, разработанная Э. Доланом;

д) ответы а), г) правильные;

е) все ответы неправильные.

44. Какое из перечисленных положений монетаризма изложено неправильно?

а) монетаризм - это теория стабилизации экономики, в которой деньги рассматриваются как решающий фактор общественного воспроизводства;

б) монетаризм - это теория спроса на деньги;

в) государство может воздействовать на экономику, формируя предложение денег;

г) регулируя денежную массу, правительство может воздействовать на темпы роста или падения производства;

д) суть монетарной концепции в так называемой " проблеме запаздывания".

45. Какая мера по ограничению совокупного спроса, предлагаемая монетаристами, указана неправильно?

а) проведение конфискационной денежной реформы;

б) замораживание сбережений населения;

в) поощрение покупок золота, драгоценностей, недвижимости;

г) государство должно освободиться от "чрезмерных" социальных обязательств перед своими гражданами;

д) государство должно все же поддерживать дотациями и субсидиями неэффективное производство, если оно важно для общества.

46. Как оценивает теория экономики предложения устой­чивость рыночной экономики?

а) по своей природе неустойчива;

б) может оказаться в состоянии застоя при отсутствии адекватных стимулов к труду, сбережениям и инвестициям;

в) при естественном уровне безработицы устойчива в дол­госрочном плане.

47. Теория экономики предложения объясняет, что изме­нения в предложении денег влияют на экономику следую­щим образом:

а) никак не влияют, т. к. эти последствия уже ожидаются хозяйствующими субъектами;

б) за счет изменения ставки процента, которое влечет из­менение инвестиций и ЧНП;

в) посредством влияния на инвестиции и, таким образом, на совокупное предложение.

48. Назовите лидера одной из современных научных школ, который считает, что методы анализа рыночного по­ведения можно приложить и к исследованию политики, т. к. политика есть сложная система обмена, где нет других инте­ресов, кроме индивидуальных. А для любого обмена важны "теория контрактов", безупречная правовая база, т. е. "хоро­шие правила игры" ("общественный договор"):

а) М. Фридмен;

б) М. Фелдстайн;

в) Дж. Бьюкенен;

г) Р. Коуз;

д) Р. Лукас.

49. Укажите школу, к которой он (см. вопрос № 3) отно­сится:

а) школа нового экономического институционализма;

б) чикагская школа;

в) теория рациональных ожиданий;

г) вирджинская школа;

д) экономическая теория предложения.

50. Кому, вероятнее всего, могли принадлежать следую­щие слова, сказанные как критика в адрес теоретиков-эконо­мистов, занятых поиском наиболее точных моделей нацио­нальной экономики: "Модели не учитывают того, что эконо­мические субъекты могут в корне пересмотреть свои ожида­ния под влиянием изменений государственной политики, и принятые ими меры сделают эту политику неэффективной!":

а) М. Фридмену;

б) Р. Лукосу;

в) А. Лафферу;

г) Дж. М. Кейнсу;

д) М. Фелдстайну.

51. Кривая А. Лаффера обычно используется для доказа­тельства основных положений:

а) теории экономики предложения;

б) кейнсианской теории;

в) монетаризма;

г) теории рациональных ожиданий.

 

52. Экономическая политика администрации президента США Р. Рейгана (1981 — 1988 гг.) следовала рекомендациям и одной из названных ниже школ, что до сих пор отличает эту политику и эту администрацию от предыдущих и после­дующих. Что это за школа?

а) теория общественного выбора;

б) теория рациональных ожиданий;

в) теория экономики предложения;

г) монетаризм.

53. Что называет теория рациональных ожиданий в каче­стве главной причины неустойчивости рыночной экономики?

а) количественное несовпадение плановых инвестиций и сбережений и шоки совокупного предложения;

б) изменения совокупного предложения;

в) неверная денежная политика;

г) непредвиденные шоки совокупного предложения и со­вокупного спроса.

54. Каков взгляд сторонников теории рациональных ожи­даний на инфляцию, вызванную ростом издержек?

а) возможна из-за роста зарплаты или шока совокупного предложения;

б) невозможна в долгосрочном плане при отсутствии из­быточного роста предложения;

в) возможна вследствие падения производительности труда, более высоких издержек (по причине регулирования экономики) и т. д.

55. Какой из указанных ученых-экономистов не относится к школе рациональных ожиданий:

а) Р. Лукас;

б) Н. Уоллес;

в) Ф. фон Хайек;

г)  Э. Прескотт.

56. Главной гипотезой теории рациональных ожиданий является:

а) для прогнозирования будущего частные лица и фирмы эффективно используют всю доступную информацию об экономике, поэтому не делают систематических ошибок в предсказаниях;

б) экономические индивиды рационально мыслят и принимают решения в любых ситуациях;

в) человек эволюционно изменяет свое мышление с инстинктивного на рациональное;

г) если бы не было трансакционных издержек экономические субъекты принимали бы экономические решения пользуясь принципом рациональности.

57. Наиболее близкой теорией к теории рациональных ожиданий является:

а) классическая школа политической экономии;

б) марксизм;

в) кейнсианство;

г) маржинализм.

58. Модель ограниченной рациональности разработана в трудах:

а) Р. Барроу;

б) Г. Саймона;

в) Р. Лукаса;

г) Дж. Мута.

59. По мнению Р. Лукаса причиной цикличности являются:

а) НТП;

б) несовершенство информации;

в) колебания в инвестиционных расходах;

г) солнечная активность.

60. Неоинституциональные концепции модифицируют:

а) «жесткое ядро» неоклассики;

б) «защитную оболочку неоклассики»;

в) «жесткое ядро» марксизма;

г) «защитную оболочку» кейнсианской теории.

61. Основателем неоинституциональной исследовательской программы считается:

а) У. Митчелл;

б) Л. Вальрас;

в) Р. Коуз;

г) Р. Буайе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.348 с.)