Глава 1. Теоретические основы управления при реализации таможенной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы управления при реализации таможенной политики



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы управления при реализации таможенной политики 5

1.1. Понятие, цели и задачи таможенного управления. 6

1.2. Функции таможенного менеджмента. 10

Глава 2. Исследование роли таможенного менеджмента в РФ.. 15

2.1. Особенности управления в таможенных органах. 15

2.2. Роль управления в таможенной политике РФ.. 25

Заключение. 36

Список использованных источников. 36

 

 


Введение

 

В результате функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Таможенного союза (ТС) ЕАЭС перед Федеральной таможенной службой (ФТС России) поставлена очень важная задача, которая направленна на увеличение результативности деятельности таможенных органов, которая характеризуется многими факторами. Особо важное значение среди факторов занимает быстрое, эффективное и качественное управление.

Эффективная деятельность единой системы таможенных органов зависит от качественного и сплоченного управленческого аппарата. Важным звеном системы управления является механизм или процесс управления. Из двух компонентов системы управления – структуры и процесса – самым активным и динамичным является именно процесс управления.

Следовательно, динамичное изменение процесса управления в системе таможенных органов влечет за собой прогресс в совершенствовании управленческой структуры. Немаловажную роль в эффективности процесса функционирования таможенных органов отводится управлению и организации их деятельности. В этом и заключается актуальность выбранной темы курсовой работы.

Целью данной работы является раскрытие особенностей управления деятельностью таможенных органов.

 Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

 - изучить понятие, цели и задачи таможенного управления;    

- исследовать функции таможенного менеджмента;

- проанализировать особенности управления в таможенных органах в РФ;       

- раскрыть роль управления в таможенной политики РФ.

Объект исследования: система управления в таможенных органах. Предметом исследования выступает механизм организации управления в таможенных органах РФ.

Методы исследования: анализ, классификация, описание, синтез и системный подход.

Теоретическую основу исследования составили результаты научных исследований ученых таким как М.Ю. Козка, Е.Н. Петрушко, В.В. Макрусев и др., рассматривающие разнообразные аспекты изучаемой проблемы.

В структурном отношении работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ

 

Рис. 1 – Принципы деятельности Российских Таможенных органов

 

Основы организации и управления таможенными органами определены в ФЗ «О таможенном регулировании РФ» №311 от 21.11.2010 г. и Таможенном кодексе Таможенного союза.

Согласно 3 статье ФЗ №311 «О таможенном регулировании РФ» общим руководством таможенным делом в России занимается Правительство РФ. Непосредственная реализация задач в таможенной области возложена на уполномоченный орган федеральный исполнительной власти в области таможни - Федеральная таможенная служба [21].

Согласно статье 10 Федерального закона №311 к таможенным органам относятся такие структуры:

- уполномоченный в области таможенного дела федеральный орган исполнительной власти;

- управления региональными таможнями;

- непосредственно таможни;

- таможенные посты [21].

Непосредственное осуществление таможенного дела возлагается на ФТС, которые, реализуя таможенную политику, выполняют определенные задачи.

Таким образом, дальнейшая модернизация управленческой структуры ФТС России, по нашему мнению, должно происходить в направлении сочетания структурных элементов с их функциональной нагрузкой, вернуться от двухуровневой структуры, которая фактически сложилась сегодня, к трехуровневой, которая является приемлемой в большинстве таможенных служб стран мира и приоритетом в деятельности государства в таможенной сфере, в то же время, учитывая наличие военного конфликта в РФ, таможенная система должна обеспечить баланс между максимальным содействием торговли и законной деятельности субъектов предпринимательской деятельности и защитой своих экономических интересов.

Необходимо определить, что именно является таможенной системой государства. Интересным является определение таможенной системы государства Тесленко Д.В., который определил, что эта система является подсистемой государственного регулирования, направленной на реализацию торгово-политических задач по защите рынка.

По мнению Е.В. Трунина, таможенная система государства составляет собой:

1) систему организационно-правовых и финансовых взаимоотношений, возникающих между государствами, таможенными органами и субъектами внешнеэкономической деятельности при ввозе на ее таможенную территорию и вывозе за пределы этой территории товаров, транспортных средств и других предметов, на которые распространяются таможенные процедуры;

2) совокупность тарифных и нетарифных инструментов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, механизм, который обеспечивает своевременную и полную уплату таможенных платежей, контроль и ответственность за нарушение таможенного законодательства, а также государственные органы, на которые возложены обязанности реализовывать таможенную политику;

3) общественное явление, которое представляет собой совокупность взаимосвязанных институциональных единиц, которых объединяют единые цели и задачи. Характерными признаками таможенной системы выступают: целостность, четкая организация, порядок и последовательность, взаимосвязь и взаимопомощь.

Научное исследование М.Ю. Козка предполагает рассмотрение таможенной системы государства как ряда подсистем, среди которых:

1) финансово-экономическая подсистема;

2) организационная подсистема;

3) правоохранительная подсистема;

4) кадровое обеспечение [5].

Таможенная система России является самостоятельным механизмом государственного управления, эффективность которого напрямую зависит от влияния внешних факторов – политических, экономических, социальных и проч. Влияние на таможенную систему России должно иметь системный и тщательно просчитанный характер, ведь постоянные изменения законодательства не позволяют участникам международной торговли выстроить устойчивые, прозрачные и понятные взаимоотношения с государством в таможенной сфере. В то же время вопрос внесения законодательных изменений в законодательные отношения, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность, должны ставиться в прямую зависимость от того, соответствует ли практика внесения таких законодательных новелл в мировой или европейской практике и практике Всемирной таможенной организации.

ФТС России должна и способна как обеспечивать реализацию текущих задач государства, так и направлять свою деятельность на устранение бюрократических препон, уменьшение количества неоправданных административных барьеров и содействие международной торговле.

С целью реализации своих полномочий в направлении обеспечения безопасности государства дальнейшими направлениями реформирования таможенной системы является усиление правоохранительной роли таможни, получение исключительных полномочий по действиям на государственной границе с товарами и транспортными средствами. По нашему мнению, это может быть определение единого органа на границе, то есть объединения ФТС России и Государственной пограничной службы России в Таможенно-пограничную службу России.

Таким образом, можно подвести итог, что система управления таможенными органами состоит из 4-х звеньев управления, которые в свою очередь имеют свои и преимущества и недостатки. Следовательно, чтобы достичь поставленную цель, необходимо детально изучить все направления по развитию системы управления таможенными органами.

 

Рис. 2. Основные функции управления

 

Давая определение понятия «функция менеджмента в таможенных органах», необходимо отходить от его понимания как деятельности или как продукта. Следовательно, функции менеджмента в таможенных органах (как продукт) представляют собой упорядоченный набор действий, результатами которых рациональное разделение, переформатирование и дифференциация труда работников таможенных органов (с учетом их персональных профессиональных качеств), что соотносится с целями и задачами существования таможенного органа.

 Функция менеджмента в таможенных органах (как деятельность) - это относительно самостоятельный, специализированный и отдельный вид управленческой деятельности в таможенных органах на всех уровнях, направленный на создание универсальных действенных технологий взаимодействия всех структурных элементов системы таможенных органов между собой в процессе осуществления таможенного дела.

 Считаем целесообразным выделить следующие признаки функций менеджмента в таможенных органах, как свойство самоорганизации, самосовершенствования, самоприспособления, самовосстановления; абстрактность и четкая направленность, которая обусловлена ​​результатами; привязанность к субъекту; содержательный охват использования коммерческих и административных методов.

На наш взгляд, систему универсальных управленческих функций составляют те функции, осуществление которых обеспечивает элементарные потребности в управлении. В теории менеджмента органов государственной власти универсальность функционала действительно имеет право на существование.  Объем набора необходимых функций примерно одинаков во всех организациях, в том числе в таможенных органах. В. Макрусев к «жизненно важным» функциям относит формулировку цели; планирование; принятие управленческих решений; организацию и координацию; стимулирование, мотивацию; контроль, учет, анализ результатов [28, с. 29].

 В результате обобщения научных концепций ведущих специалистов в сфере менеджмента мы приходим к следующим подходам в классификации функций менеджмента в таможенных органах. Функции менеджмента в таможенных органах необходимо выделять с учетом административно-правовой природы таможенных органов и, среди прочего, коммерческих, коммуникационных и индивидуально-ориентированных задач в их управлении. Из этого следуют два блока функций - универсальные (общие) и коммерциализированные (специальные).

 К универсальным функциям относятся контроль, организация, планирование, регуляторная функция. Применение универсальных функций в управлении таможенными органами можно считать достаточным для выполнения базовых полномочий в системе таможенного администрирования. Однако, когда речь идет о создании конкурентной таможенной службы, которая соответствовала бы международным стандартам, основные функции не в состоянии решить следующие задачи.

 Исходя из того, что идеей менеджмента является «коммерциализация» управления, то есть достижение максимального результата в условиях минимальной ресурсной базы, на наш взгляд, сущность функций менеджмента в таможенных органах может проявляться в расширении основных функций публичного управления для прогрессирования и модернизации таможенных органов. В первой ситуации модель существования коммерциализированных (специальных) функций может быть самостоятельной (то есть такие функции выделяются как самостоятельные направления менеджмента). К ним можно отнести такие как экономия, мотивирование (активизация работников), корректировка (работа над ошибками), оптимизация, оценка и качество, пропорциональность, процедурность (технологичность) и др.

Расширение универсальных функций может происходить без выделения специализированных. Такая модель функционала в менеджменте таможенных органов проявляется в системе каждой универсальной функции применением дополнительных коммерциализированных направлений ее реализации.

 


Рис. 3 Изменение размера собранных таможенных платежей, пошлин, налогов в денежном и процентном соотношении

 

На диаграмме видно, что ярко-выраженных колебаний показателя не наблюдается, они, безусловно, существуют, но их размеры не так существенны. Этот факт свидетельствует о стабильности в работе по данному направлению. Такая оценка в наибольшей мере подходит в нашем случае. Что касается результатов выполнения бюджетного плана, то на протяжении всех трёх лет, наблюдается перевыполнение нормы на 1 – 2 %. Таким образом, можно сделать вывод, что за счёт качественной работы таможенных служб государственный бюджет ничего не теряет, а наоборот таможенными органами поддерживается баланс данного показателя.

Следующим показателем характеризующим, работу таможенных органов служит результативность и эффективность распределения сэкономленных средств на собственные нужды. По результатам исследований, проведённых в период с 2016 по 2018 годы, ФТС осуществлены 120, 117 и 121 процедура государственных закупок соответственно [5]. Показатели экономии денежных средств составляют в 2018 году 540 млн. рублей, что в переводе на одну закупку выражается приблизительно в 4,5 млн. рублей. Если сравнивать результаты крайних лет, выбранного периода, то в 2016 году экономия ровнялась 152 млн. рублей или в переводе на одну закупку 1,7 млн. рублей.

Важно отметить, что показатели экономии государственных закупок, осуществляемых Федеральной таможенной службой - увеличиваются, а затраты на одну закупку стремятся к уменьшению с каждым годом, что несёт в себе положительный экономический и финансовый эффекты. Так как за счёт сэкономленных средств таможенные органы приобретают дополнительную продукцию, необходимую для стабильного функционирования собственной организационной структуры, которая представлена в таблице 4.

Таблица 4

Рис. 4 Процентное соотношение общего объёма деклараций, собранных за 2016 – 2018 годы

 

Рисунок 4 показывает, что в 2018 году было оформлено немного большее число деклараций, чем в два предыдущих года, это отличие не такое существенное.

Таблица 5

Скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций

№ п/п

Наименование критерия

Значение критерия (минуты)

2016 2017 2018

1

1 Время совершения таможенными органами РФ операций, связанных с осуществление таможенного контроля в автомобильных пунктах пропуска: - для товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному и санитарно-карантинному контролю 32,5 29,5 29,1
- для иных товаров, по которым не выявлены риски нарушений 21,4 18,2 18,2
2 Время, прошедшее с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита товаров, от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа, до впуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления 354,8 419,1 401,6

Источник: Сборник Таможенная служба российской Федерации в 2018г - Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России: Москва 2019г

 

Таблица 7

Заключение

 

Основными приоритетными направлениями деятельности и задачами ФТС РФ на 2010 год было определено:

I. Совершенствование механизма реализации фискальной составляющей деятельности ФТС РФ с целью безусловного выполнения показателей поступлений в государственный бюджет.

II. Внедрение действенных мероприятий по содействию внешнеэкономической деятельности, обеспечивая упрощение таможенных процедур, повышение эффективности технологий пошлинного контроля, использования информационных технологий и совершенствования обмена информацией.

III. Обеспечение системного подхода к решению проблем в сфере борьбы с контрабандой и нарушением таможенных правил.

IV. Продолжение построения эффективного механизма управления деятельностью Гостаможслужбы и повышение качества управленческих решений путем совершенствования информационного обеспечения руководства, повышение профессионального уровня персонала Гостаможслужбы, эффективного противодействия проявлениям коррупции, взяточничества, другим служебным зло употреблением.

V. Дальнейшее развитие взаимодействия таможенной службы с правоохранительными и контролирующими органами РФ, с таможенными органами других государств с целью формирования основы для принятия согласованных решений, реализации взаимовыгодных и наиболее эффективных путей долгосрочного сотрудничества.

VI. Обустройство таможенной границы и его техническое оснащение в соответствии с международными стандартами, приведение инфраструктуры пунктов пропуска в соответствие с европейскими нормами, а также дальней шей развитие инфраструктуры ФТС РФ. Современная мировая торговля при покоренными темпами развивается в направлении глобализации и интеграции в области международного обмена. Это неизбежно ведет к модернизации и ре организации таможенного дела и, как след, — развития новых подходов к методологии и практики управления таможенной службой на качественно другом уровне.

Сегодня ФТС РФ составляет сложный комплексный характер общественных отношений, обусловленных самой природой и ее целевым назначением. Именно поэтому регулирование таможенного дела должно основываться на накопленном опыте и новых этапах таможенных взаимоотношений. Ведь практически невозможно представить себе прогрессивное развитие национальных пошлин ним процессов в отрыве от международного таможенного сотрудничества в рамках таких международных организаций, как Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ/ВТО), Совет таможенного сотрудничества (СТС) и ряда других авторитетных органов. Но, по нашему мнению, дальнейшее развитие таможенного дела в РФ невозможен без улучшения управления в таможенной службе. Современная таможенная система должна быстро адаптироваться к новым требованиям и гармонично сочетать в своей деятельности экономические и административно-правовые средства регулирования. Таким образом, управление в таможенной службе можно определить как особый вид деятельности специально созданных аппаратов и должностных лиц, наделенных определенными полномочиями по упорядочению системы таможенной службы, обеспечения ее оптимального функционирования и развития, с целью эффективного решения зав дань по реализации таможенной политики государства.

Учитывая растущий интерес к научным исследованиям, в которых анализируются различные аспекты таможенного дела и проблем управления в таможенной службе, а также практическую потребность в них, надеемся, что данная работа откроет новые возможности для дальнейшего углубленного изучения и научной разработки теоретико-методологических и практических аспектов деятельности таможенных органов, улучшение управления в таможенной службе.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы управления при реализации таможенной политики 5

1.1. Понятие, цели и задачи таможенного управления. 6

1.2. Функции таможенного менеджмента. 10

Глава 2. Исследование роли таможенного менеджмента в РФ.. 15

2.1. Особенности управления в таможенных органах. 15

2.2. Роль управления в таможенной политике РФ.. 25

Заключение. 36

Список использованных источников. 36

 

 


Введение

 

В результате функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Таможенного союза (ТС) ЕАЭС перед Федеральной таможенной службой (ФТС России) поставлена очень важная задача, которая направленна на увеличение результативности деятельности таможенных органов, которая характеризуется многими факторами. Особо важное значение среди факторов занимает быстрое, эффективное и качественное управление.

Эффективная деятельность единой системы таможенных органов зависит от качественного и сплоченного управленческого аппарата. Важным звеном системы управления является механизм или процесс управления. Из двух компонентов системы управления – структуры и процесса – самым активным и динамичным является именно процесс управления.

Следовательно, динамичное изменение процесса управления в системе таможенных органов влечет за собой прогресс в совершенствовании управленческой структуры. Немаловажную роль в эффективности процесса функционирования таможенных органов отводится управлению и организации их деятельности. В этом и заключается актуальность выбранной темы курсовой работы.

Целью данной работы является раскрытие особенностей управления деятельностью таможенных органов.

 Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

 - изучить понятие, цели и задачи таможенного управления;    

- исследовать функции таможенного менеджмента;

- проанализировать особенности управления в таможенных органах в РФ;       

- раскрыть роль управления в таможенной политики РФ.

Объект исследования: система управления в таможенных органах. Предметом исследования выступает механизм организации управления в таможенных органах РФ.

Методы исследования: анализ, классификация, описание, синтез и системный подход.

Теоретическую основу исследования составили результаты научных исследований ученых таким как М.Ю. Козка, Е.Н. Петрушко, В.В. Макрусев и др., рассматривающие разнообразные аспекты изучаемой проблемы.

В структурном отношении работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.042 с.)