Источниковедение истории культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источниковедение истории культуры



ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

Семинарское занятие I.

Установочные сведения по проведению семинарских занятий

и оформлению рефератов

 

1. Семинарские занятия как форма творческой самореализации студента.

2. Формы отчётности студентов.

3. Требования к устным выступлениям.

4. Требования к оформлению итоговой отчётной работы.

5. Проект «Музей открывает фонды»: возможности, перспективы и условия участия

Семинарское занятие II

Основы источниковедения истории культуры

1. Устный опрос по содержанию прошедшей лекции.Задания по актуализации приобретённых знаний.

Сообщения по семинарским вопросам

1) Предмет и объект, цель и задачи источниковедения.

2) Научная и общественная актуальность источниковедения.

3) Место источниковедения в системе современного гуманитарного знания.

4) Общее источниковедение и специальное источниковедение культуры. Специфика и проблемная область источниковедения истории культуры.

Практическое задание по освоению специфики источниковедения истории культуры:

- найти и посмотреть передачи Е.В.Анисимова из цикла «Важные вещи». Выявить и проанализировать элементы историко-культурологического подхода к изучению рассматриваемых в этих передачах мемориальных предметов как историко-культурных источников.

- найти и прочитать статьи, посвящённые культурологическому анализу различных историко-культурных источников и опубликованные в учебном пособии «Мировая художественная культура в памятниках» (Л.М.Мосоловой, Л.В.Никифоровой, И.И.Докучаева, М.С.Кагана и др.). Выявить и проанализировать элементы историко-культурологического подхода к изучению рассматриваемых памятников как историко-культурных источников.

Рекомендуемая литература:

1. Источниковедение. Теория. История. Метод. / И.Н.Данилевский, В.В.Кабанов, О.М.Медушевская, М.Ф.Румянцева. М., 1998.

2. Источниковедение [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И.Н.Данилевский, Д.А.Добровольский, Р.Б.Казаков. — Электрон. дан. — Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. — 685 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/66019.

2.Источниковедение: учебник для академического бакалавриата / А. В. Сиренов [и др.]; под ред. А.В.Сиренова. — М.: Изд-во Юрайт, 2018. — 396 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — https://biblio- online.ru/book/934CC5C0-7B33-4372-B59E-474723169044/istochnikovedenie

3. Источниковедение: Практикум / Голубева Е.В. - Краснояр.: СФУ, 2016. - 90 с. — http://znanium.com/bookread2.php?book=966672

4. Каравашкин А.В., Юрганов А.Л. Регион Докса: Источниковедение культуры. М., 2005.

5. Русина, Ю. А. Методология источниковедения: учебное пособие для академического бакалавриата / Ю.А.Русина. — М.: Изд-во Юрайт, 2018. — 203 с. — (Серия: Университеты России). — https://biblio-online.ru/book/88D940AB- D5A8-49F6-B5E4-9188DB9110E8/metodologiya-istochnikovedeniya

6. Фарсобин В.В. Источниковедение и его метод: Опыт анализа понятий и терминологии. М. 1983.

 

Семинарское занятие III

Становление источниковедения истории культуры

В европейской и русской науке

1.    Устный опрос по содержанию прошедшей лекции. Задания по актуализации приобретённых знаний.

Индивидуальные доклады

1) Основные этапы становления источниковедения истории культуры.

2) Исследование источников по истории культуры в западноевропейской науке XVIII-нач. ХХ вв.

3) Представления об этапах исследовательской работы над источниками в российской исторической науке XVIII-ХХ вв.

4) Исторический факт и исторический источник в концепции «Анналов».

5) Современный этап в развитии источниковедения истории культуры. Перспективы развития источниковедения в системе наук о человеке.

 

Основная литература:

Георгиева Н.Г. Историческое источниковедение: теоретические проблемы. — М.: Проспект, 2018. — 256 с.

Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». – М., 1993.

Медушевская О.М. Современное зарубежное источниковедение. – М., 1983.

Медушевская О.М. История источниковедения в XIX-ХХ вв.: Учеб.пособие. – М., 1988.

Наумова, Г.Р. История исторической науки. Историография истории России в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / Г.Р.Наумова. — М.: Изд-во Юрайт, 2018. — 237 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — https://biblio-online.ru/viewer/309050FD-2100-420B-8B6D-7E134D4EF044/istoriya-istoricheskoy-nauki- istoriografiya-istorii-rossii-v-2-ch-chast-1#page/1

Николаева А.Т. Основные этапы развития отечественного источниковедения XVIII-XX веков: Учеб.пособие. – М., 1976.

Никулин, П.Ф. Методология источниковедения дореволюционной отечественной истории: учебное пособие [Электронный ресурс]: учеб. пособие — Электрон. дан. — Томск: ТГУ, 2014. — 94 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/76804.

Сальникова А.А. Современное зарубежное источниковедение: Теория и метод. Казань, 1999.

Черноморский М.Н. Источниковедение истории СССР. Советский период. – М., 1976.

 

Семинарское занятие V

Факультативы

 

Практическое занятие 1

Конская упряжь и предметы вооружения кочевников.

Задача занятия: определить типичные предметы конской упряжи и вооружения древних кочевников Евразии.

Форма работы: индивидуальные доклады.

Задание: на примере погребального обряда доказать, что мужчине-воину оказывались высшие почести в кочевом обществе Великой Степи.

Практическое занятие 2

Вопросы к дифференцированному зачёту

1. Источниковедение как наука. Предмет и задачи источниковедения истории культуры.

2. Теоретическое и практическое источниковедение культуры.

3. Вспомогательные исторические дисциплины и их роль в изучении истории культуры.

4. Определение исторического источника: основные подходы.

5. Исторический источник и его роль в процессе познания.

6. Объективное и субъективное в источнике. Структура информации источника. Проблема достоверности источника. Проблемы интерпретации источника. Содержание источника и его анализ.

7. Источник как явление культуры. Исторические источники и их роль в культурологических исследованиях. Источники как средство познания для историка и культуролога. Культурологический подход к анализу источников по истории культуры.

8. Проблема классификации источников по изучению культуры. Типы источников. Виды источников по изучению культуры. Источники-фальсификаты (по С. Козлову).

9. Методы и приемы источниковедческой критики. Внутренняя и внешняя, аналитическая и синтетическая критика источника.

10. Искусство понимания источников культуры. Герменевтика и ее основные принципы.

11. История становления и развития источниковедения: основные вехи. Формирование культурологического подхода к изучению исторических источников

12. Вклад зарубежных и отечественных исследователей в источниковедческую науку (по выбору студента).

 

 

Шкала критериев оценивания

Шкала Критерии
отлично · обучающийся на протяжении всего учебного процесса демонстрирует глубокое и прочное усвоение теоретических и практических знаний по источниковедению истории культуры; · обучающийся способен использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в области культурологически ориентированного источниковедения; · обучающийся демонстрирует способности использовать систематизированные теоретические и практические знания по источниковедению для постановки и решения исследовательских задач в области образования; · знания обучающегося в области источниковедения имеют системный и осмысленный характер; · обучающийся умеет правильно формулировать и решать исследовательские задачи в области источниковедения; · обучающийся способен исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно изложить изученный материал; · обучающийся может правильно формулировать определения; · обучающийся умеет самостоятельно работать с рекомендованной к изучению литературой; · обучающийся способен делать выводы по излагаемому материалу; · у обучающегося успешно выполнена итоговая отчётная работа.
хорошо · обучающийся демонстрирует достаточно полное усвоение систематизированных теоретических и практических знаний, умение правильно формулировать и решать исследовательские задачи в области образования; · обучающийся демонстрирует знание основных теоретических понятий; · обучающийся способен достаточно последовательно, грамотно и логически стройно излагать материал; · обучающийся демонстрирует умение ориентироваться в специальной литературе; · обучающийся в состоянии делать достаточно обоснованные выводы по излагаемому материалу · итоговая отчётная работа у обучающегося выполнена достаточно хорошо.
удовлетворительно · обучающийся способен продемонстрировать усвоение систематизированных теоретических и практических знаний, · умеет правильно формулировать и решать исследовательские задачи в области образования; · знает основную рекомендованную учебную литературу по изучаемой дисциплине; · умеет строить ответ в соответствии со структурой излагаемого вопроса; · способен продемонстрировать общее владение понятийным аппаратом дисциплины. · итоговая отчётная работа у обучающегося выполнена вполне удовлетворительно.
неудовлетворительно у обучающегося отсутствуют систематизированные теоретические и практические знания по изучаемой дисциплине, он не умеет правильно формулировать и решать исследовательские задачи в области образования; не владеет понятийным аппаратом дисциплины; допускает существенные ошибки при изложении учебного материала; не умеет строить ответ в соответствии со структурой излагаемого вопроса; не способен делать выводы по излагаемому материалу, итоговая отчётная работа у обучающегося не выполнена.

 


Рекомендуемая литература

Учебники

7. Источниковедение [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И.Н.Данилевский, Д.А.Добровольский, Р.Б.Казаков. — Электрон. дан. — Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. — 685 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/66019.

7.Источниковедение: учебник для академического бакалавриата / А. В. Сиренов [и др.]; под ред. А.В. Сиренова. — М.: Изд-во Юрайт, 2018. — 396 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — https://biblio- online.ru/book/934CC5C0-7B33-4372-B59E-474723169044/istochnikovedenie

8. Источниковедение: Практикум / Голубева Е.В. - Краснояр.: СФУ, 2016. - 90 с. — http://znanium.com/bookread2.php?book=966672

9. Русина, Ю. А. Источниковедение новейшей истории России: учебное пособие для академического бакалавриата / Ю.А.Русина. — М.: Изд-во Юрайт, 2018. — 234 с. — (Серия: Университеты России). — https://biblio-online.ru/book/5D375156-D991-4635-9 041-7C7BABD08441/istochmkovedenie-noveyshey-istorii-rassii

10. Русина, Ю. А. Методология источниковедения: учебное пособие для академического бакалавриата / Ю.А.Русина. — М.: Изд-во Юрайт, 2018. — 203 с. — (Серия: Университеты России). — https://biblio-online.ru/book/88D940AB- D5A8-49F6-B5E4-9188DB9110E8/metodologiya-istochnikovedeniya

11. Семилет Т.А. Исследования культуры в современном мире: Учебное пособие/Семилет Т.А.. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 153 - URL: http://www.biblio- online.ru/book/3323F3EA-3C68-4ECD-86D2-F32FE7A88730. - ЭБС Юрайт.

12. Соколова, М. В. Теория и методология истории. Историческая память: учебное пособие для академического бакалавриата / М.В.Соколова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2018. — 113 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — https: //biblio-online.ru/viewer/0CD0173F-FC2D-4392-B61D-2517C168A73C/teoriya-i- metodologiya-istorii-istoricheskaya-pamyat#page/1

13. Источниковедение новой и новейшей истории стран Европы и Америки: Учебное пособие / И.В. Григорьева. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 288 с. http://znanium.com/bookread2.php?book=237540

14. Наумова, Г.Р. История исторической науки. Историография истории России в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / Г.Р.Наумова. — М.: Изд-во Юрайт, 2018. — 237 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — https://biblio-online.ru/viewer/309050FD-2100-420B-8B6D-7E134D4EF044/istoriya-istoricheskoy-nauki- istoriografiya-istorii-rossii-v-2-ch-chast-1#page/1

15. Никонов, О.А. Источниковедение новой и новейшей истории. Учебное пособие [Электронный ресурс]: учеб. пособие / О.А.Никонов, М.В.Пономарев, С.Ю.Рафалюк. — Электрон. дан. — М.: Издательство "Прометей", 2012. — 150 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/30336.

16. Никулин, П.Ф. Методология источниковедения дореволюционной отечественной истории: учебное пособие [Электронный ресурс]: учеб. пособие — Электрон. дан. — Томск: ТГУ, 2014. — 94 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/76804.

16.

Дополнительная литература

Бернгейм Э. Введение в историческую науку. СПб., 1908.

Ланглуа Ш.В., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. М., 1910.

Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. СПб., 1910-1913. Вып. 1-2.

Саар Г.П. Источники и методы исторического исследования. Баку. 1930.

Быковский С.Н. Методика исторического исследования. Л., 1931.

Проблемы источниковедения [Сб.ст.] М.; Л., 1933-1940. Сб. 1-3; М., 1955-1963. Вып. 4-11.

Источниковедение: Теоретические и методические проблемы: Сб.ст. М., 1969.

Пронштейн А.П., Задера А.Г. Методика работы над историческими источниками. М., 1969.

Иванов Г.М. Исторический источник и историческое познание. Томск, 1973.

Пушкарев Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. М., 1975.

Источниковедение отечественной истории: Сб.ст. М., 1973-1989. Вып. 1-7.

Николаева А.Т. Основные этапы развития отечественного источниковедения XVIII-XX веков: Учеб.пособие. М., 1976.

Пронштейн А.П. Методика исторического источниковедения. Ростов-на-Дону, 1976.

Стрельский В.И. Теория и методика источниковедения истории СССР: Учеб. пособие. Киев, 1976.

Медушевская О.М. Теоретические проблемы источниковедения: Учеб. пособие. М., 1977.

Тартаковский А.Г. Социальные функции источников как методологическая проблема источниковедения // История СССР. 1983. 3. С. 112-130.

Пронштейн А.П., Данилевский И.Н. Вопросы теории и методики исторического исследования. М., 1986.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987.

Медушевская О.М. История источниковедения в XIX-ХХ вв.: Учеб.пособие. М., 1988.

Источниковедение и компаративный метод в гуманитарном знании. М., 1996.

Ключевский В.О. Источниковедение: Источники русской истории // Соч.: В 9 т. М., 1989. Т. VII. С. 5-83.

Тихомиров М.Н. Источниковедение истории СССР. С древнейших времен до конца XVIII века. М., 1940. (2-е изд. М., 1962).

Источниковедение истории СССР XIX века (до начала 90-х годов). М., 1940.

Стрельский В.И. Источниковедение истории СССР периода империализма. М., 1962.

Источниковедение истории СССР XIX начала XX в. М., 1970.

Источниковедение истории СССР. 2-е изд. Под ред. И.Д.Ковальченко. М., 1981.

Кабанов В.В. Источниковедение советского общества. М., 1997.

Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие. М., 1998.

Голиков А.Г., Круглова А.Т. Источниковедение отечественной истории. М., 2000.

Actio nova (сборник научных статей). М., 2000.

Бржоставская Н.В. Архивы и архивное дело в зарубежных странах. Григорьева И.В. Источниковедение новой и новейшей истории стран.–М., 1977.

Выбор метода: Изучение культуры в России 1990-х годов. М., 2001.

Достоверность и доказательность в исследованиях по теории и истории культуры. М., 2002.

Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах.Западной Европы: Уч.пособие для вузов.–М., 1984.

Звучащий мир: книга о звуковой документалистике.–М., 1984.

Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993.

Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники российской истории. М., 1998.

Источниковедение истории СССР 19–20 вв. / Под ред. И.А.Федорова.–М., 1970.

Источниковедение истории СССР / Под ред. И.Д. Ковальченко.–М., 1981.

Источниковедение: история Древнего Востока–М., 1984,

Киселева.Л.И. О чем рассказывают средневековые рукописи.–Л., 1978.

Ключевский В.О. Курс лекций по источниковедение: Соч. в 8-и томах. Т. 6.–М., 1959.

Кузин А.А., Ромаль Л.М. Кинофотоархивы: Уч. пособие.–М., 1982.

Люблинская А.Д. Источниковедение средних веков.–Л., 1955.

Малов В.Н. Что такое палеография // Вопросы истории. 1966. № 2. С. 209–213.

Медушевская О.М. Современное зарубежное источниковедение.–М., 1983.

Мнухина Р.С. Источниковедение истории нового и новейшего времени.–М., 1970.

Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике.–М.,1994.

Справочник. Негосударственные организации культуры Санкт-Петербурга.–СПб., 1997.

Степанов Ю. С. Контексты: Словарь русской культуры.–М., 1997.

Тихомиров М.Н. Источниковедение СССР.–М., 1962.

Тойнби А. Постижение истории.–М., 1991.

Фарсобин В.В. Источниковедение и его метод: Опыт анализа понятий и терминологии. М. 1983.

Черноморский М.Н. Источниковедение истории СССР. Советский период.–М., 1976.

 

 

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

Семинарское занятие I.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.043 с.)