Смысловые подходы к культуре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смысловые подходы к культуре



Смысл культуры русский мыслитель Н. Бердяев определял как борьбу вечности со временем. Культура борется со смертью, хотя бессильна победить ее реально, именно поэтому закономерностью культуры является увековечивание, непрерывность, преемственность.

Взаимопроникновение культуры и смысла позволяет утверждать, что культура – это смысл, понятый, прежде всего, как программа, ненаследуемая биологически и существующая в надличностном измерении. Это раскрывается в рассматриваемых далее теоретических положениях смысловых подходов к культуре (табл. 5).

Таблица 5

Творческий Культура – целенаправленное преобразование мира и духовно-телесное совершенствование человека
Религиозно-философский Культура – синтез высших духовных достижений человечества, проявление деятельностной любви к Богу; это способ преодолеть пустоту разрыва между Богом и человеком путем самосовершенстования, избавления от греховности, наполнения своей жизни моральными смыслами
Этнографический культура – совокупный опыт, сумма знаний, верований, обычаев, искусств, морали народов
Социологический Характеризует культуру как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей
Психологический Культура – это система норм, запретов, табу в сознании человека, определяющих его жизнь и отделяющих его от собственной животной природы
Нормативный Исходит из того, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей и обеспечивающие его интеграцию и стабильность

Окончание табл. 5

Идеалистический Культура как высшее проявление человеческого духа: «Реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств» (позиция немецкого философа М. Хайдеггера)
Идеационный Определяет культуру как поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти (позиция русского социолога и культуролога П. Сорокина)
Этический Культура добровольное исполнение человеком его нравственных обязанностей; деятельность по гармонизации природной и духовной составляющих человека
Эстетический Культура – осуществление красоты и наполнение гармонией всех видов человеческой деятельности. Красота – источник культуры, функционирует в бесконечном множестве форм: симметричность, гармония, ритм, пропорциональность и т. д. История культуры, с этой точки зрения – путь возрастания культуры как вечное стремление людей к красоте

При всем многообразии характеристик культуры очевидна особая роль человека как создателя культуры: человек возделывает, совершенствует, взращивает и почитает, поклоняется. Отсюда вывод: культура неразрывно связана с человеком и без него не существует.

Следует отметить, что деятельность человека всегда опосредована значениями. Каждый элемент окружающей среды (природный и социальный) человек наделяет определенным смыслом. Так, возникая на материале природы, культурный мир приобретает новое качество, которым не обладает природный мир – смысл.

Проблема смысла культуры является одной из ключевых в современном культурологическом знании. Именно смыслогенез как свойство культуры, согласно утверждению В. Библера, делает ее сферой самодетерминации личности, так как только культура является смыслообразующим началом самого человеческого существования[5]. Откуда следует, что проблема смыслов культуры актуальна не только для науки, но и для индивидуального самосознания.

Смысл раскрывается в процессе познания трех взаимосвязанных составляющих: генерации (возникновения), функционирования и интерпретации.

Морфология культуры

Под морфологией (строением) культуры понимаются устойчивые элементы культурной системы (универсалии, ценности, образцы, нормы, институты, группы, статусы и т. п.), находящиеся в определенном соотношении и взаимодействии между собой, которые обеспечивают стабильность, воспроизводство и возможность трансляции культурного опыта культурной системы.

Сложнейшая многоуровневая система культуры может быть структурирована по следующим основаниям.

Материальная культура – совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая физические объекты, созданные человеком, и природные объекты, используемые человеком; совокупность материальных ценностей; культура производства материальных благ, культура быта, культура топоса (места жительства); культура отношения к собственному телу и т. п. Таким образом, материальной культурой является все, что относится к взаимоотношениям человека со средой его обитания, к удовлетворению его потребностей для дальнейшего существования – это техническая и технологическая стороны жизнедеятельности.

Социальная культура – отношение людей друг к другу, система их статусов, ролей и социальных институтов, деятельность по их созданию, распространению, сохранению и развитию – это образ действий, характерный для каждого человека, социальной общности, общества как системы, проникающей во все сферы и виды человеческой жизнедеятельности. Именно взаимодействие людей посредством деятельности и символизма (информирование словом, знаком, символом) осуществляет взаимосвязь, взаимозависимость материальной и духовной культур.

Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества; включает в себя идеи, установки, ценности и ориентирующиеся на них способы поведения людей; виды и формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности; виды, формы познания; культурные институты (образования, воспитания, учреждения культуры). Духовная культура характеризует уровень, глубину познания природы, общества, человека.

К основным формам духовной культуры относятся: мифология, искусство, мораль, религия, право, идеология, наука, философия, экономика и т. д.

Начальное развитие культуры шло от слитных, нерасчлененных форм к специализированным сферам. Рассмотрим этот процесс на примере так называемой духовной культуры – представлений о мире и символьной деятельности.

На ранних стадиях человеческой истории универсальная роль принадлежала мифу. Это понятие в буквальном переводе с древнегреческого означает «рассказ», но значение этого слова в описании ранних культур значительно шире.

Прежде всего, миф – это способ понимания мира, а в определенной мере и способ воздействия на мир. Миф мог возникать и быть представленным в речевой форме, в жестах, танцах, изображениях. Использовались все возможные формы передачи впечатлений. В первобытных и древних обществах миф выполнял целый ряд функций.

Мифы служили для объяснения явлений природы и человеческой жизни. Так, миф о Прометее объяснял происхождение огня. Объясняя, миф удовлетворял человеческую любознательность, транслировал социальный опыт, предупреждал и развлекал. Несложно заметить, что перечисленные функции в современной культуре выполняют наука, образование, право и искусство. Выполняемые ими задачи не были разделены на ранних этапах человеческой истории. Слитное, нераздельное существование культуры носит название синкретизма.

Мифы использовались не только с целью дать объяснение, но с их помощью люди стремились воздействовать на мир. Например, периодическое повторение мифа о возникновении огня позволяло сохранять огонь. Чтобы он горел, нужно было не только подбрасывать дрова, но и определенными словами вызывать огонь к жизни. К кому обращались эти рассказы? К миру, к Вселенной, которую наделяли человеческими свойствами, в частности, способностью понимать слова, понимать знаки. Собственным свойством человек наделял окружающее пространство.

Итак, в ранних культурах миф отражал слитное (синкретическое) сознание. Постепенно разные области осмысления мира разошлись.

Современная культура неразрывно связана с мифологией. И не только потому, что на основании мифа выросли многие сферы современной цивилизации. В широком понимании миф – версия, интерпретация действительности. А чем больше данных накапливает наука (научная информация вырастает вдвое каждые пять лет), чем больше каналов информации становится доступно широкому потребителю, тем больше версий стучится в наше сознание. Задача различить достоверное и недостоверное, истинные заблуждения и намеренную ложь становится практически нереальной, если дело не касается узкой профессиональной области потребителя информации. Современный человек оказывается окружен мифами в значительно большей мере, чем его далекий предок.

Помимо уже перечисленных сфер культуры, восходящих к синкретическим формам древности, можно назвать и другие особые области, выделившиеся на тех или иных этапах человеческой истории: искусство, мораль, религию, философию, спорт.

Искусство – форма культуры, возникшая в первобытности и отражающая жизнь в художественных образах (табл. 6).

Таблица 6

Виды искусства

Пространственные Временные Пространственно-временные
Скульптура (монументальная, станковая, декоративная), живопись (фигуративная, нефигуративная), архитектура, прикладное искусство Литература, музыка   Танец, театр, кино: объединяют в себе свойства пространственных и временных форм (синтетические формы искусства)

Мораль – форма культуры, в основе которой представления людей о добре и зле, совести и стыде, вине и справедливости, о запретах на плохие поступки и действия людей. Первые моральные запреты – табу – возникли уже в первобытной культуре.

Религия – форма духовной культуры. Это – мировоззрение и поведение, которые определяются верой в сверхъестественное.

Религии делятся (в зависимости от представлений людей о боге) на:

– монотеистические (иудаизм, христианство, ислам – вера в одного бога);

– языческие (политеизм – вера во многих богов, восточные культы);

– этические религии (философские учения, трансформировавшиеся в религию) – конфуцианство, даосизм, буддизм. Здесь идея божества находится на втором плане. Главную роль играют представления о единстве Вселенной. Человек должен следовать особым этическим идеалам, чтобы не нарушить мировой гармонии.

По степени распространенности выделяют:

мировые религии (буддизм, христианство, ислам),

локальные религии (иудаизм, даосизм, индуизм и т. д.). Их влияние ограничено рамками определенного региона или народа.

Право – форма культуры, содержанием которой является деятельность государства по установлению законов (общеобязательных социальных норм). Право формируется вместе с государством и является признаком цивилизационного образа жизни людей.

Идеология – форма культуры, включающая систему жизненных, социокультурных, политических идей.

Наука – форма культуры, которая производит новые знания о мире и человеке.

Философия – форма культуры, которая формулирует обобщенную картину мира. Она возникла в середине 1 тыс. до н.э. в трех регионах мира: Элладе, Индии, Китае. Первые философы пытались открыть первоосновы жизни, одинаковые для всех народов.

Экономика (от греч. букв. – искусство ведения домашнего хозяйства) – форма культуры, содержанием которой является материальное обеспечение общественной жизни человека в результате активного воздействия человека на природу, ведения хозяйства определенными методами.

2.4. Функции культуры (табл. 7)

Таблица 7

Гуманистическая Человекотворческая
Гносеологическая Познавательная
Деятельностная Освоение и преобразование мира
Аксиологическая Определение и культивирование социальных ценностей
Аккумулятивная Накопление и сохранение информации
Коммеморативная Сохранение социальной памяти
Сигнификативная (знаковая) Придание значений, смыслов. Благодаря этой функции культура предстает как осмысленное представление о мире независимо от формы выражения
Коммуникативно-трансляционная Передача информации и социального опыта; связь между культурными формами, эпохами, социальными группами, индивидами
Регулятивная Определение и обеспечение соблюдения норм, табу
Рекреативная Восстанавливающая духовный и физический потенциал человека

Статика и динамика культуры

Культура есть противоречивое единство сохранения, воспроизводства и обновления, развития ее элементов, свойств, отношений. Состояние покоя, неизменности культуры выражается понятием «статика». Изменения, которые происходят в культуре и во взаимодействии различных культур, выражаются понятием « динамика ».

Статическая сторона общественного организма стала привлекать внимание мыслителей в период становления и зрелости индустриального общества. Объектом исследования стала структура общества, взаимодействие его элементов и т. д. Однако и в этот период времени мы находим попытки объяснения развития, динамики социума.

Достаточно вспомнить И. Г. Гердера, который подчеркивал: «Нашему человеческому роду потрясения нужны, как волны водной глади, для того чтобы озеро не превратилось в болото. Гений человечности вечно обновляет свой облик, вечно расцветает и вновь возрождается в народах, поколениях, племенах».

В эпоху заката индустриального общества внимание культурологических исследований перемещается от статики к изучению проблем динамики, циклов развития, кризисов, их преодоления.

Термин «культурная динамика» стал активно использоваться с середины XX в., после выхода в свет в 1930-х гг. 4-томного труда одного из основоположников социологии Питирима Сорокина «Социальная и культурная динамика». Работа была посвящена развитию культуры с древнейших времен и причинам перехода от одной культурной системы к другой (или, по терминологии Сорокина, от одного культурного стиля к другому). Сорокин видел причину изменчивости в неравновесном развитии разных областей и уровней культуры (например, знания и незнания в рамках одного социума).

Центральной проблемой в рассмотрении культурной динамики стал вопрос о факторах перемен. Почему одни эпохи и общества демонстрируют длительное сохранение культурных систем, а другие оказываются подвержены быстрым и радикальным переменам? Что формирует характер культуры? Какие элементы присутствуют в любой культуре? Какие факторы предопределяют различия? В рассмотрении изменчивости культур гуманитарное знание конца XIX – середины XX вв. двигалось двумя основными путями.

Одних авторов интересовали явления универсальные, свойственные всем человеческим сообществам. В рамках такого подхода возникло течение эволюционизма (табл. 8).

Таблица 8

Представители Суть теории Ведущая идея
Э. Тайлор (1832–1917); Г. Спенсер (1820–1903); Дж. Фрезер (1854–1941); Л. Г. Морган (1818–1881) Процесс культурного развития человечества – однолинейный, универсальный; проходит общие этапы – от простого к сложному (эволюционный ряд) Идея прогресса (поступательного совершенствования); единообразие развития культуры. Причина культурных различий – принадлежность сообществ к разным стадиям исторического прогресса

Другую группу теорий, трактующих развитие культуры, составили цивилизационные или циклические концепции. Они появились во многом как реакция на господствовавшее в XIX в. европоцентристское видение мировой истории. Культурный стандарт Европы принимался за образец, все остальные цивилизации оценивались в соответствии с этим стандартом.

Таблица 9

Представители Суть теории Ведущая идея
П. А. Сорокин (1889–1968); Н. Я. Данилевский (1822–1888); О. Шпенглер (1880–1936); А. Тойнби (1889–1975) Отказ от универсальной истории человечества, линейности развития, преемственности культур. История – чередование культур, круговорот цивилизаций Типы культур – замкнуты, локальны, самодостаточны; имеют свой жизненный цикл (замкнутый круг). (А. Тойнби: 4 цикла – генезис, рост, надлом, распад)  

В середине XX в. культурная динамика часто трактовалась с позиций структурализма. Это направление рассматривает культурные изменения как результат обмена информацией и энергией между социальными системами. Источником культурного изменения может быть избыток (либо недостаток) как информации, так и энергии при обмене между социальными системами.

Со второй половины XX в. вопрос о причинах культурной динамики стал обсуждаться в рамках новых концепций, связанных с бурным развитием информатики, биологии, синергетики. Последняя дисциплина оказала наиболее заметное влияние на культурологические построения. Из данной области заимствовались и концептуальные подходы, и терминология.

Синергетика – комплексная дисциплина, занятая поисками единства процессов – в неживой, живой и социальной средах. Один из терминов синергетики – бифуркация – в последние десятилетия особенно часто используется в языке культурологии. Бифуркация – системный взрыв, резкое повышение удельного веса перемен, а также изменение вектора развития с несколькими вариантами будущего. История культуры знала примеры резкого изменения вектора развития – к примеру, те, что вызвали к жизни античность или привели к началу нового времени, сменившего средневековье. Такого рода изменения ряд авторов трактует через понятие бифуркации.

2.6. Культурогенез и культурные процессы (табл. 10)

Таблица10

Концепция Представители Причина культурогенеза
Предметной (орудийной) деятельности Г. Гегель (1770–1831); Ф. Энгельс (1820–1895) Создание и использование предметов (артефактов), орудий труда
Игровая Й. Хейзинга (1872–1945)   Специфика игры (свободное действие, наличие правил и т. д.) определили ее функцию как основу культуры
Натуралистическая З. Фрейд; К. Юнг; К. Лоренц Происхождение культуры – работа биологических механизмов
Символическая Ф. Де Соссюр (1857–1913); Э. Кассирер (1874–1945); К. Леви-Строс (1908–2009); Л. Уайт (1900–1975)   Образующий элемент культуры – способность людей передавать при помощи знаков новые, не природой данные знания. Способность передавать приобретенную информацию неотделима от способности формировать искусственные знаковые системы. Именно они и позволяют хранить, накапливать и передавать информацию. Так образуется неприродная информационная среда – культура

2.7. Культура и общество

Обратимся к ряду понятий, выражающих позицию человека по отношению к сторонам действительности окружающего мира (табл. 11).

Таблица 11

Понятие Определение
Значение Информационная составляющая, которую несет объект, играющий для нас (в ситуации его восприятия) роль знака
Норма Диапазон проявления определенного качества, в пределах которого это качество остается ценностью
Артефакты Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные людьми предметы и явления (лат. arte – искусственный и factus – сделанный)
Знак Предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи
Коды Системы знаков
Текст Совокупности знаков («тексты»), в которых «зашифрована» социальная информация, т. е. вложенное в них людьми содержание, значение, смысл
Ценности (ценностные смыслы) Характеристики объектов с точки зрения их соответствия потребностям и интересам человека
Знания (когнитивные смыслы) Информация о свойствах объектов действительности
Регулятивы (регулятивные смыслы) Правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность

При этом необходимо отметить, что в природе окружающего мира эти характеристики полностью отсутствуют.

Только человек может определить нечто как значимое, ценное, предложить его в качестве нормы. Приведенный ряд понятий выражает позицию человека по отношению к сторонам действительности, важность которых для него признается несомненной.

Итак, при рассмотрении вопроса «культура и общество» можно выделить два аспекта, если исходить из того, что определение культуры есть определение того же круга явлений, что и определение общества, но под углом зрения обобщения технологического статуса деятельности:

*культура выступает как характеристика движения общества, способа его функционирования, технологичности. Короче говоря, культура есть общество с точки зрения технологичности его образа жизни; общество есть субъект культурной деятельности;

*в качестве предмета культуры рассматривается все общество в целом, но со стороны его способности производить самого человека как развивающееся, социальное, творческое существо. Тем самым культура выделяет в обществе «человеческий» аспект и в этом смысле выступает как характеристика общества и его развития с точки зрения активного творческого участия в этом процессе общественного индивида. Таким образом, содержанием культурного процесса выступает развитие самого человека в качестве общественного субъекта деятельности. Общественные отношения оказываются показателем, критерием развития человека, а значит, и его культуры, именно отношения между индивидами и группами индивидов в качестве субъектов деятельности. В этом смысле данные отношения образуют «субстанцию» культуры постольку, поскольку они реально раскрываются как «человеческие отношения».

2.8. Культура и техника

Термин «техника» происходит от греческого слова, обозначающего «мастерство», «умение». Пространство техники – это искусственно созданные приспособления, механизмы, машины. Они облегчают человеческий труд и способствуют производительности, т. е. выполняют в жизни людей прагматическую функцию.

Но вместе с тем техника выступает как часть культуры и важнейший фактор ее развития.

Во-первых, техника образует культурную среду обитания человека – искусственную, артефактную, «вторую природу».

Техника служит человеку средством воздействия на природу с целью защиты от неблагоприятных для него природных процессов и приспособления природы к своим нуждам. С помощью техники люди «окультуривают» окружающую их среду, превращают ее в «материальное тело» культуры. Значение техники в этом процессе настолько велико, что уже первые стадии развития человеческого общества историки именуют каменный век, бронзовый век, железный век. В зависимости от уровня развития техники различают и последующие этапы исторического развития общества.

Во-вторых, техника представляет собой звено, соединяющее культуру с практикой, она – способ ответа культур на «социальный заказ» со стороны общества (если стимулы для развития и совершенствования техники порождаются условиями общественной жизни).

Под этим термином «социальный заказ» понимается назревшая общественная потребность в решении некоторой практически важной задачи.

В-третьих, техника создает инструментарий культуры – средства и способы деятельности в сфере культуры.

Любая культурная деятельность имеет технологический аспект, ибо требует как использования определенных технических орудий и устройств, так и владения исполнительской техникой. Важнейшие универсальные технические инструменты культуры – язык, техника мышления, информационная техника. Наряду с такими универсальными инструментами культуры есть масса специальных технических средств и способов научной, художественной, правовой, политической и других форм культурной деятельности.

В-четвертых, техника выступает как культурный код – одна из важнейших знаковых систем культуры, несущая в себе огромное количество социальной информации (это – не только технологическая информация, но и источник сведений об обществе, в котором ее создают и используют, о жизни людей в этом обществе).

Неоспоримость технического прогресса виделась людям уже со времен европейской промышленной революции (в частности, громадное впечатление на человечество произвело изобретение паровой машины). Непрерывное совершенствование различного рода технических устройств все чаще наводило людей на мысль о близящемся господстве человека над природой. Однако сегодня одним из следствий масштабного развития техники стало возникновение ряда проблем.

В гуманитарной сфере человеческого существования (философия, этика, эстетика, религия и пр.) фактор ценности присутствует как внутренняя характеристика этого пространства, т. е. благо человека, понимаемое здесь в очень широком смысле, определяет расположение полюсов этого пространства (направление блага к человеку или от человека).

В технике фактор ценности есть ее внешняя характеристика. Разумеется, мысль о ценности всегда присутствует в технике (иначе зачем бы ее создавали?). Однако изначальное ее устремление к эффективности (а это один из главнейших параметров, которыми оценивается техника) в определенном смысле «уводит» технику из культурного пространства человека.

Философия, искусство, религия не могут существовать без учета духовного мира и житейских интересов человека. А техника может! Техника не враждебна человеку, она безразлична к нему, поскольку имеет как бы собственные ориентиры развития. Это обстоятельство и становится проблемой: где те границы, которые здравый смысл может поставить развитию техники?

Таким образом, возникает вопрос о «вписанности» техники в культурную среду (социума). Как оценить ее роль в жизни общества? Решая этот вопрос, мыслители высказывают два мнения относительно техники и той роли, которую она играет в жизни человечества.

Техницисты (защитники техники) говорят о благотворности технического прогресса для человечества. Будущее процветание, по их мнению, напрямую зависит от успехов техники. Они согласны, что имеются определенные негативные последствия, связанные с ее прогрессом, но они в будущем могут быть преодолены ее же (техники) усилиями.

Антитехницисты утверждают, что гонка за новыми и новыми техническими достижениями чревата непредсказуемыми негативными последствиями (угроза здоровью и даже самой жизни людей; техника воспитывает в человеке потребителя и тем самым уводит его в сторону от духовных интересов существования; техника совершает насилие над природой; техника создает разработки, последствия которых предусмотреть невозможно; техника порождает условия для захвата власти технократами, интересы которых весьма далеки от подлинной культуры).

Общая рекомендация здесь может быть только одна: техника (как и наука) должна сохранять в себе социальные и культурные смыслы своего существования; она не имеет права их терять.

Современная техногенная культура западноевропейского толка требует от человека, имеющего дело с техникой, наличия особых психических свойств и навыков. Такое качество, как «профессионализм», является суммарной характеристикой современного человека, связанного с производством.

Стабильность осуществляемого общественного производства может быть поддержана только людьми, которые обладают профессионализмом.

Профессионал – это специалист, обладающий знанием и умениями, относимыми к определенной области. Именно поэтому профессионализм как понятие несет в себе как личностные, так и объективные (мастерство, освоенная информация) характеристики.

Понятие профессионализма включает знание технологии данного производственного процесса; умение поддержать уверенную стабильность работы всей системы; профессиональную компетентность (как одна из ее сторон – понимание реальных связей данной производственной системы с другими, родственными ей) и т. д.

Однако культурологи утверждают, что одной профессиональной компетенции недостаточно и что специалисту необходима компетентность социальная: овладение профессиональной культурой означает сознательное подчинение профессиональной деятельности ценностным культурным приоритетам.

2.9. Культура и личность

Человек рождается человеком, но он не рождается личностью, а становится ею. Человек выступает как личность, когда он способен самостоятельно принимать решения и несет за них ответственность перед обществом, т. е. является относительно автономным, свободным и самостоятельным субъектом деятельности. Любой нормальный взрослый человек – личность.

Личность – это человеческий индивид как социальное существо, способное к самостоятельной деятельности. Проявляется личность в поступках, т. е. действиях, которые она совершает по собственной воле и за которые готова нести ответственность. Поступок – всегда результат свободного выбора, что никоим образом нельзя понимать как абсолютный произвол. Наоборот, последний на самом деле есть несвобода, ибо он означает, что личность не способна контролировать свои действия и совершает их под давлением каких-либо мимолетных прихотей или случайных внешних влияний. Свобода выбора предполагает, что личность подчиняет его своим внутренним установкам, убеждениям, принципам, которых она придерживается независимо от тех или иных преходящих обстоятельств. Важнейшую роль здесь играют нравственные принципы. Таким образом, условием свободы оказывается самоограничение, которому личность добровольно подвергает свое поведение. Именно благодаря самоограничению, самодисциплине, умению «властвовать собой» личность сохраняет свою свободу, автономию, способность сопротивляться внешнему принуждению.

Человек как личность всегда обладает индивидуальностью – своеобразием, оригинальным и неповторимым сочетанием черт, отличающих его от всех других людей. Но личность и индивидуальность – не одно и то же: индивидуальность имеет и новорожденный, который как личность еще не сформировался, и психический больной, у которого произошла деградация личности. В личности индивидуальное, уникальное сочетается с общим, типичным. Индивидуальные особенности психики и жизненного опыта личности так или иначе выражают какие-то общие черты духовного облика людей, живущих в данных конкретных исторических условиях.

Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает возможности, заложенные в его биологической природе. Вне общества эти возможности не могли бы реализоваться, человек не смог бы стать личностью.

Духовность личности – ее способность возвыситься над эгоизмом и корыстью, поставить задачу развития своего духа выше материально-практических нужд. «Не хлебом единым жив человек» – эта старая истина выражает одно из существеннейших условий подлинно человеческого бытия. Единственным универсальным способом постичь целостность окружающего мира стал способ межчеловеческого общения в культуре.

Важно отметить, что взаимовлияние культуры и личности невозможно без систем общения в культуре. Эта система общения состоит из систем передачи, распространения и хранения информации; системы социальной и межкультурной коммуникации.

Творчество – создание новых образов, знаний, средств общения, ценностей; продуктивная деятельность по обновлению бытия в культуре. Именно в процессе творчества происходят саморазвитие и самореализация личности. В истории философии и в теории культуры творчество рассматривается, во-первых, как глубинный, истинно человеческий, «божественный» процесс, не поддающийся рациональному объяснению; во-вторых, как результат развития общества, искусства, науки и техники, результат нарастания требований в создании нового (начиная с эпохи Возрождения).

Сущность творчества заключена в сотворчестве, в совместной деятельности людей по обновлению жизни, в понимании ответственности перед всеобщим, в самоотдаче личности. Б. Пастернак говорил, что творческий акт – это максимальное выявление себя вовне [6].

Инкультурация – это понятие означает постепенное вовлечение человека в культуру, постепенную выработку им навыков, манер, норм поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода.

Не следует путать понятия «инкультурации» и «аккультурации».

Аккультурация – это процесс приобретения свойств и форм культуры одним народом у другого народа.

Социализация и ее типы. Социализация – процесс выработки человеком социальных норм и правил общественной жизни для развития активного, полноценного члена общества, для формирования культурной личности.

В процессе социализации происходит постепенное вовлечение индивида в жизнь общества, приобщение его к истории и традициям, передача основных форм социокультурного опыта.

Выводы

Многочисленные определения культуры (около 1000 определений) объясняются принадлежностью исследователей разнообразным теоретическим направлениям, подходам.

Культура – это смысл, понятый, прежде всего, как программа, ненаследуемая биологически. Она неразрывно связана с человеком и без него не существует.

Сложнейшая многоуровневая система культуры может быть структурирована по следующим основаниям: материальная, социальная и духовная культура. К основным формам духовной культуры относятся: мифология, искусство, мораль, религия, право, идеология, наука, философия, экономика и т. д.

Главной функцией культуры является гуманистическая (человекотворческая), а остальные так или иначе связаны с ней или вытекают из нее.

Культура есть противоречивое единство сохранения, воспроизводства и обновления, развития ее элементов, свойств, отношений, которое выражается понятиями: «статика», «динамика», «культурогенез».

Основные концепции культурогенеза: орудийно-трудовая, игровая, натуралистическая, символическая.

Культура и общество не соотносятся как часть и целое, а взаимопроникают.

Культурное есть природное, продолженное и преобразованное человеческой деятельностью. И только в этом смысле о культурном можно говорить как о надприродном, внебиологическом явлении. Вместе с тем следует отметить, что культура не может быть над природой, ибо она ее уничтожит.

В узком смысле техника – это инструментальные средства и навыки (например, техника скрипичной игры). В широком смысле – техника есть фактор развития цивилизации, а также непременного развития того, что мы называем «общественным прогрессом».

Техника выполняет в жизни людей прагматическую функцию: люди создают и применяют ее для того, чтобы получить от этого какую-то пользу. Но вместе с тем она выступает как часть культуры и важнейший фактор ее развития.

Профессионализм является суммарной характеристикой современного человека, связанного с производством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.08 с.)