Культура как объект исследования. В культурологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура как объект исследования. В культурологии



В культурологии

2.1. Трактовки и определения понятия «культура»

Понятие «культура» – центральное в культурологии.

В своем современном значении оно вошло в научный оборот со второй половины XVIII в., хотя представление о культуре возникло значительно раньше.

Слово «Культура» в значении, близком к современному, впервые употребил древнеримский оратор и писатель Цицерон. В буквальном переводе с латыни оно означает «возделывание», «обработка». До Цицерона говорили о возделывании земли, Цицерон же стал говорить о возделывании души. Такова этимология слова, его происхождение.

Уже в эпоху Просвещения слово «культура» используется (Г. Гердер, И. Кант) в качестве центральной категории философии истории, понимаемой как «история духа», духовного развития человечества. Культура здесь – синоним интеллектуального, нравственного, эстетического, разумного совершенствования человека в ходе его исторической эволюции.

Представления о культуре, выраженные просветителями, а затем немецкой классикой, принято называть «классической моделью культуры». В ее основе – гуманистический идеал, согласно которому культура неотделима от разума и свободы воли человека.

К концу XIX в. классическому пониманию культуры было противопоставлено неклассическое. Неклассическое понимание культурыот всеобщего и абстрактного характера культуры переносит акцент на индивидуальные формы проявления и существования культуры (впервые появилось у романтиков и в «Философии жизни» А. Шопенгауэра, Ф. Ницше), согласно мнению которых, культура есть дитя самопознания каждого отдельного человека и его неудовлетворенности самим собой, а свобода личного самовыражения есть душа культуры, придающая ей в каждую эпоху неповторимость, уникальность и индивидуальный образ.

Таким образом, культура признавалась недоступной объективному научному анализу. В ее субъективистскую суть следовало проникать, используя возможности мифа и искусства.

На рубеже XIX – XX вв. сформировался новый подход к культуре – позитивнонаучный, уходящий корнями к учениям Э. Тайлора и Л. Уайта, при котором строгие и точные методы исследования природы стали применяться в исследовании общества и жизни человека, а значит, и культуры. При таком подходе культурология воспринималась как точная наука, изучающая законы и механизмы существования культуры, но творческая деятельность как источник культуры выносилась, по большому счету, за скобки научного анализа.

В современной научной литературе указывается на существование от 500 до 1000 определений культуры в зависимости от теоретического направления, концепции, подхода, которого придерживаются исследователи, приведем некоторые из них:

аксиологический (ценностный) подход рассматривает культуру как совокупность достижений, ценностей, накопленных и передаваемых людьми. Сторонники этого подхода полагают, что изучать следует ценности, выработанные человеческим способом жизни, и основное внимание уделяют изучению достижений науки и искусства [2];

технологический полагает, что культура – это способ человеческой жизни. Всякое человеческое знание есть знание способа, технологии. Что бы ни делал человек, он делает в соответствии с выработанными нормами и стереотипами, т. е. способами, технологиями, и потому можно говорить о культуре быта (способе существования в повседневности); экономической культуре (способе ведения хозяйства); политической культуре (способах управления обществом); художественной культуре (способах украшения жизни).

В рамках технологической концепции рассматриваются все явления, составляющие специфику существования человека[3];

имажинативный (imagination – воображение) – культура есть высший человеческий инстинкт, удовлетворяющий неполноценно реализованные потребности человека с помощью воображаемой реальности, иначе говоря, посредством создания иллюзий[4];

описательный (дескриптивный) – просто перечисляет, заведомо неполно, отдельные элементы и проявления культуры (например, обычаи, верования, виды деятельности);

антропологический – рассматривает культуру как совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящих природе;

адаптивный – трактует культуру как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, особый вид деятельности, посредством которого они приспосабливаются к природным условиям;

исторический –подчеркивает, что культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению;

функциональный – характеризует культуру через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривает, прежде всего, единство и взаимосвязь этих функций в ней;

семиотический –рассматривает культуру как систему знаков, используемых обществом;

символический – акцентирует внимание на использовании символов в культуре;

герменевтический – изучает культуру как множество текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми;

дидактический –трактует культуру как то, чему человек научился, а не унаследовал генетически.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.005 с.)