Тема 1.2. Функционально-ролевая структура семейных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.2. Функционально-ролевая структура семейных отношений



Цели темы: сформировать у школьников представления о функциях семьи, раскрыть сущность основных понятий, содействовать активизации познавательных интересов учащихся.

Основные понятия: функции семьи, репродуктивная функция, социализация, воспитание, досуг, здоровье семьи.

Методические рекомендации

Давая общую характеристику функций семьи, важно показать место семейно-брачных отношений в системе общечеловеческих ценностей, коснуться показателей брачности и разводимости в стране.

На занятии достаточно времени и внимания следует уделить раскрытию сущности каждой функции семьи. Это – репродуктивная, функция первичной социализации детей, воспитательная (педагогическая), досуговая, экономическая и хозяйственно-бытовая, сексуальная (гедонистическая), медицинская. Перечень рассматриваемых семейных функций может быть определен самим педагогом. Также, следует подчеркнуть актуальность проблемы стабилизации семьи.

Для активизации познавательных интересов учащихся и развития диалога на уроке педагог может развернуть мини-дискуссию, опираясь на нижеприведенный алгоритм свободной дискуссии «Варианты развития семьи и брака».

Первый этап – организационный – педагог предлагает всему классу разделиться на подгруппы по 5-6 человек (4-5 подгрупп).

Второй этап – постановка проблемы – Педагог: «Мы изучали исторические изменения семьи и брака, знаем особенности современной семьи. Как вы думаете, пройдет 20-30-50 лет. Какой станет семья? Будет ли она вообще? Какие ценности будут ей свойственны?» На эти вопросы ученики должны найти ответы, опираясь на имеющиеся динамические тенденции развития семьи.

Третий этап – исполнительский – каждая из подгрупп в течение нескольких минут (10-15) обдумывает и представляет свою модель семьи будущего как вариант возможного развития семьи.

Чтобы рассказы участников дискуссии были содержательными, следует им предложить опорную параметрическую схему:

· сколько членов буду образовывать семью, кто они, какие ролевые позиции возможны;

· каков будет образовательный уровень родителей, их участи в жизни общества;

· имущественные характеристики и занятость членов семьи на работе;

· условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Желательно, чтобы вариант модели семьи имел материальное воплощение, т.е. модель может быть нарисована, представлена схематично или в виде коллажа. Для этой работы необходимо оборудование (листы ватмана, маркеры, краски, картинки из журналов, ножницы, клей).

Четвертый этап - презентация моделей семьи- представители каждой подгруппы поочередно рассказывают о своем варианте развития семьи и брака в будущем, вывешивая «модель» на доске. Педагог после каждого выступления делает краткое обобщение, выделяя повторяющиеся характеристики семьи и подчеркивая оригинальные версии.

Пятый этап - обсуждение моделей - отметив многообразие представленных моделей вариантов развития семьи и брака, следует задать уточняющие вопросы причинно-следственного характера. Например: Почему вы считаете, что семья будет состоять из одного родителя и детей? Какие предпосылки сложились сегодня для такого утверждения? Из чего следует, что работать в будущем будет только один родитель, а не оба? Почему вы решили, что в будущем оборудование жилища будет именно таким? И т.д.

Шестой этап - подведение итогов дискуссии - для подведения итогов, выражающих мнение всех участников, можно использовать цветные липкие блоки. Каждый ученик может выразить свое отношение к той или иной модели, «проголосовав» за нее (проклеив свой жетон-листочек к определенной модели).

Педагогу следует обратить внимание и особо выделить позитивные варианты развития семьи, оценить активность и креативность участников дискуссии.

Кроме того, можно разыграть небольшие упражнения в парах. Паре старшеклассников дается следующее задание: «Представьте, что вы окончили школу, прошло 10 лет после выпускного вечера. Вы идете по улицам своего родного города и оказываетесь возле дома своей школьной подруги (друга). Вам очень хочется зайти, повидаться, поговорить. Вы подходите к двери и нажимаете кнопку звонка...» Один из участников пары - гость, а другой хозяин квартиры. Какой диалог у них получится?

Знания о функциях семьи и её типах можно закрепить в конце урока, предложив учащимся решить понятийный кроссворд (Приложение 2).

Вопросы для размышления

1. Какая из функций семьи самая важная, по вашему мнению?

2. Кто должен быть главой семьи: мужчина, женщина или тот, кто больше зарабатывает?

3. Какая модель семьи больше других подходит для вас и почему?

4. Каковы основные проблемы российских семей?

Рекомендуемая литература:

1. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 1991.

2. Жихарева З.А., Жихарев М.С. Духовные основы русской семьи. - М., 2000.

3. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М., 1998.

4. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М., 2003

5. Строкатова Л.Г. Особенности российской семьи и их учет в работе с родителями. - Иркутск, 2004.

6. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. - М., 2004

7. Штейнберг Л.Б. Психология семейных отношений - М. 2000.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.006 с.)