Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1.2. Функционально-ролевая структура семейных отношений
Цели темы: сформировать у школьников представления о функциях семьи, раскрыть сущность основных понятий, содействовать активизации познавательных интересов учащихся. Основные понятия: функции семьи, репродуктивная функция, социализация, воспитание, досуг, здоровье семьи. Методические рекомендации Давая общую характеристику функций семьи, важно показать место семейно-брачных отношений в системе общечеловеческих ценностей, коснуться показателей брачности и разводимости в стране. На занятии достаточно времени и внимания следует уделить раскрытию сущности каждой функции семьи. Это – репродуктивная, функция первичной социализации детей, воспитательная (педагогическая), досуговая, экономическая и хозяйственно-бытовая, сексуальная (гедонистическая), медицинская. Перечень рассматриваемых семейных функций может быть определен самим педагогом. Также, следует подчеркнуть актуальность проблемы стабилизации семьи. Для активизации познавательных интересов учащихся и развития диалога на уроке педагог может развернуть мини-дискуссию, опираясь на нижеприведенный алгоритм свободной дискуссии «Варианты развития семьи и брака». Первый этап – организационный – педагог предлагает всему классу разделиться на подгруппы по 5-6 человек (4-5 подгрупп). Второй этап – постановка проблемы – Педагог: «Мы изучали исторические изменения семьи и брака, знаем особенности современной семьи. Как вы думаете, пройдет 20-30-50 лет. Какой станет семья? Будет ли она вообще? Какие ценности будут ей свойственны?» На эти вопросы ученики должны найти ответы, опираясь на имеющиеся динамические тенденции развития семьи. Третий этап – исполнительский – каждая из подгрупп в течение нескольких минут (10-15) обдумывает и представляет свою модель семьи будущего как вариант возможного развития семьи. Чтобы рассказы участников дискуссии были содержательными, следует им предложить опорную параметрическую схему: · сколько членов буду образовывать семью, кто они, какие ролевые позиции возможны; · каков будет образовательный уровень родителей, их участи в жизни общества; · имущественные характеристики и занятость членов семьи на работе; · условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Желательно, чтобы вариант модели семьи имел материальное воплощение, т.е. модель может быть нарисована, представлена схематично или в виде коллажа. Для этой работы необходимо оборудование (листы ватмана, маркеры, краски, картинки из журналов, ножницы, клей). Четвертый этап - презентация моделей семьи- представители каждой подгруппы поочередно рассказывают о своем варианте развития семьи и брака в будущем, вывешивая «модель» на доске. Педагог после каждого выступления делает краткое обобщение, выделяя повторяющиеся характеристики семьи и подчеркивая оригинальные версии. Пятый этап - обсуждение моделей - отметив многообразие представленных моделей вариантов развития семьи и брака, следует задать уточняющие вопросы причинно-следственного характера. Например: Почему вы считаете, что семья будет состоять из одного родителя и детей? Какие предпосылки сложились сегодня для такого утверждения? Из чего следует, что работать в будущем будет только один родитель, а не оба? Почему вы решили, что в будущем оборудование жилища будет именно таким? И т.д. Шестой этап - подведение итогов дискуссии - для подведения итогов, выражающих мнение всех участников, можно использовать цветные липкие блоки. Каждый ученик может выразить свое отношение к той или иной модели, «проголосовав» за нее (проклеив свой жетон-листочек к определенной модели). Педагогу следует обратить внимание и особо выделить позитивные варианты развития семьи, оценить активность и креативность участников дискуссии. Кроме того, можно разыграть небольшие упражнения в парах. Паре старшеклассников дается следующее задание: «Представьте, что вы окончили школу, прошло 10 лет после выпускного вечера. Вы идете по улицам своего родного города и оказываетесь возле дома своей школьной подруги (друга). Вам очень хочется зайти, повидаться, поговорить. Вы подходите к двери и нажимаете кнопку звонка...» Один из участников пары - гость, а другой хозяин квартиры. Какой диалог у них получится? Знания о функциях семьи и её типах можно закрепить в конце урока, предложив учащимся решить понятийный кроссворд (Приложение 2).
Вопросы для размышления 1. Какая из функций семьи самая важная, по вашему мнению? 2. Кто должен быть главой семьи: мужчина, женщина или тот, кто больше зарабатывает? 3. Какая модель семьи больше других подходит для вас и почему? 4. Каковы основные проблемы российских семей? Рекомендуемая литература: 1. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 1991. 2. Жихарева З.А., Жихарев М.С. Духовные основы русской семьи. - М., 2000. 3. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М., 1998. 4. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М., 2003 5. Строкатова Л.Г. Особенности российской семьи и их учет в работе с родителями. - Иркутск, 2004. 6. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. - М., 2004 7. Штейнберг Л.Б. Психология семейных отношений - М. 2000.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.006 с.) |