Виды и способы систематизации российского законодательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и способы систематизации российского законодательства



1. Учет-простейший способ систематизации. Учет может быть журнальным, картотечным и автоматизированным. Организация учета включает в себя систему поиска необходимой правовой информации.

2. Разновидностью учета является систематизация на электронных носителях. В них законодательные акты группируются по различным критериям, как правило по предметно-хронологическому.

3. Инкорпорация – это объединение действующих нормативно-правовых актов в единые сборники без изменения их содержания и с сохранением самостоятельности. При таком способе систематизации законодательные акты объединяются по определенному основанию (хронологическому, тематическому, по органу, издавшему акты) без изменения содержания соответствующих актов. В этом случае может идти речь только о внешней обработке законодательного акта. Так, из него могут быть исключены статьи, потерявшие юридическую силу.

Различают инкорпорацию официальную и неофициальную. В первом случае издастся и утверждается соответствующим компетентным органом инкорпорационный сборник. Он является официальным источником законодательства. Сборники неофициальной инкорпорации такого значения не имеют. Иногда дополнительно выделяют и так называемую официозную инкорпорацию, под которой понимают издание сборников нормативных актов теми органами, которым это официально поручено.

В зависимости от целей систематизации различают хронологическую и предметную инкорпорацию. В первом случае законодательные акты объединяются в соответствии с хронологией (датой издания). Например. Собрание законодательства РФ. Предметная — объединение по тематической направленности, например сборники отраслевых нормативных актов.

4. Консолидация-способ систематизации, который состоит в объединении разных, но тематически единых законодательных актов в один акт. Это происходит в тех случаях, когда нормативный материал по своему содержанию отвечает современным задачам, но отличается раздробленностью. При создании нового акта все прежние акты утрачивают юридическую силу.Консолидация всегда имеет официальный характер.

5. Кодификация- способ систематизации, при котором имеет место как внутренняя, так и внешняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. К кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства и др.

 

 

2. Содержание гражданского правоотношения.

Гражданские правоотношения – это отношения, урегулированные нормами гражданского права.

Элементы гражданского правоотношения:

1. Субъекты гражданского правоотношения:

а). Физические лица (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства);

б). Юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации);

в). Публичные образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования).

Правопреемство – переход прав и обязанностей от одного лица к другому.

Виды правопреемства:

а). Универсальное (правопреемник замещает предшественника во всех правоотношениях).

Например, при наследовании.

б). Частное (правопреемство в одном или нескольких конкретных правоотношениях).

Допускается правопреемство только в отношении имущественных прав и обязанностей и не разрешается в отношении личных неимущественных.

2. Объекты гражданского правоотношения (то, на что воздействуют субъекты гражданского правоотношения):

а). Материальные блага (вещи, деньги);

б). Нематериальные блага (результат творческой деятельности, жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация).

3. Содержание гражданского правоотношения (взаимные субъективные гражданские права и обязанности):

а). Субъективное право (мера возможного поведения).

Субъективное право включает возможность совершать определённые действия:

- собственные действия,

- право требовать,

- право на защиту.

б). Субъективная обязанность (мера должного поведения).

3. Лица, которые могут призываться к наследованию. Недостойные наследники.

Лица, которые могут призываться к наследованию:

1. Граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства.

2. Зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.

3. Российская Федерация (при отсутствии наследников).

Субъекты, которые не могут наследовать (недостойные наследники):

1. Граждане, которые своими действиями, направленными против наследодателя, его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали:

а). Призванию их самих или других лиц к наследованию, или

б). Увеличению их доли наследства.

2. Родители после детей, в отношении которых родители были лишены родительских прав и не восстановлены в этих правах ко дню открытия наследства.

3. Граждане, злостно уклонявшиеся от выполнения обязанностей по содержанию наследодателя.

Не наследуют по закону родители после детей, в отношении которых родители были в судебном порядке лишены родительских прав и не восстановлены в этих правах ко дню открытия наследства.

 

БИЛЕТ № 48

 

1. Современное российское законодательство: особенности, проблемы и тенденции становления

Под законодательством понимается:

- система издаваемых полномочными правотворческими органами юридических актов, устанавливающих нормы права.

- совокупность законов и других правовых актов высшего органа законодательной власти, а также нормативных указов Президента РФ и нормативных постановлений Правительства РФ.

- совокупность только законов.

К проблемам современного законодательства относится следующие:

1) Проблема качества принимаемых законов. Несовершенство принятого закона обычно связывают с законотворческими ошибками. Замечено также: чем сложнее законодательная процедура, тем выше качество принятого закона, и, наоборот, упрощенный подход к ней порождает ошибки в законе. По сложившимся представлениям законотворческая ошибка - это результат несоблюдения законодательным органом общепринятых правил, стандартов и требований в области разработки и принятия законодательных актов.

Например, с многочисленными юридическими и грамматическими ошибками были приняты и официально опубликованы часть первая и отдельные главы части второй Налогового кодекса РФ. Они устранены в установленном порядке, т.е. путем внесения законом соответствующих изменений. Из ста трех статей части второй Налогового Кодекса РФ, принятой в августе 2000 г., в декабре того же года в девяносто одну статью (88% от их общего количества) внесены изменения и дополнения, что свидетельствует о низкой эффективности современного российского законодательного процесса.

2) В законодательстве последних лет заметно усилилась такая негативная тенденция, как обесценивание норм права. Наиболее ярко она проявилась среди норм, устанавливающих юридическую ответственность. Законодатель почти всегда предусматривает в законе специальную норму, устанавливающую ответственность за нарушение положений принятого закона. Однако чаще всего дело сводится к повторению общеизвестной истины, что виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3) Дублирование нормативных предписаний нарушает один из важнейших принципов законодательной техники - максимальная экономия норм при изложении правовых предписаний, недопущение их повторов. Отступление от него приводит только к увеличению количества законов, в которых становится трудно ориентироваться правоприменителю, что способствует распространению правового нигилизма.

4) Фактографические ошибки связаны с неточностями в отдельных реквизитах закона, ссылками на уже утратившие силу законы или их отдельные нормы либо ссылками на законы, которые не имеют отношения к предмету регулирования закона.

Риск законотворческих ошибок значительно снижается, если подготовка законопроекта осуществляется в соответствии с правилами законодательной техники. На сегодняшний день они законодательно не закреплены. Эти правила синтезированы и обобщены в рекомендациях ученых и практиков, занимающихся законотворческой деятельностью, и считаются общепринятыми и обязательными потому, что отступление от них или их игнорирование неизбежно ведет к снижению качества принимаемых законов, их неэффективности.

Причины законотворческих ошибок можно классифицировать как объективные и субъективные.

К объективным можно отнести коренные изменения, происшедшие за последние годы в российской правовой системе, и связанные с ними пробелы в отечественной теории государства и права; необходимость в короткие сроки заново создавать или обновлять практически все отечественное законодательство; недостаточную правовую культуру населения в целом и многих участников законодательного процесса на федеральном уровне; несовершенство законодательной процедуры, установленной регламентом Государственной Думы.

Среди субъективных причин можно отметить поспешность в рассмотрении и принятии законов, нарушение технологии и недостаточно четкую регламентацию законодательного процесса, незнание многими субъектами и участниками законопроектной деятельности действующего законодательства, методологии, методики законотворчества, правил законодательной техники и современного русского литературного языка, несоблюдение или игнорирование отдельными участниками законодательного процесса установленных или выработанных на практике процедур создания законов, волюнтаризм отдельных руководителей, проявляющийся во внесении в Государственную Думу популистских или не основанных на потребностях практики законопроектов.

Кроме того, в последние годы является предметом активной научной разработки является проблема организации законотворческой деятельности Парламента РФ. Современная российская законотворческая практика складывается таким образом, что основная составляющая законодательной работы в ее содержательном плане выполняется Государственной Думой ФС РФ, соответственно ей принадлежит ключевая роль в законотворческой деятельности.

В особом юридическом оформлении нуждается вопрос о сроке рассмотрения Советом Федерации законопроектов, поступающих к нему на предварительное согласование. Ныне установление данного срока отдано "на добрую волю" нижней палаты. Предоставление Государственной Думе права произвольно устанавливать его продолжительность стало одной из причин того, что Совет Федерации порой не успевает выразить своего мнения по законопроекту. Отсутствие необходимой нормы к тому же нередко побуждает верхнюю палату оставлять поступившие из Государственной Думы законопроекты вообще без рассмотрения.

Выходом из этой ситуации могло бы служить закрепление в Регламенте Государственной Думы четко определенного срока для рассмотрения законопроекта другой палатой, что позволит обеспечить обязательность названной процедуры, своевременность ее осуществления Советом Федерации.

Немаловажное значение имеет повышение эффективности процедур, предупреждающих возникновение юридических коллизий и способствующих сближению позиций палат в отношении рассматриваемого проекта. К процедурам такого рода можно, например, отнести организуемые палатами совместные обсуждения наиболее острых, концептуальных вопросов будущего закона на проводимых парламентских слушаниях, круглых столах, конференциях с обязательным привлечением к обсуждениям научных и практических работников. Это позволяет обменяться мнениями по спорному моменту, выявить разные взгляды и позиции, проанализировать причины возможных противоречий и заранее продумать способы их предотвращения.

Целесообразно создание специализированного научно-координационного органа, который обеспечивал бы сбалансированную деятельность палат Федерального Собрания РФ по осуществлению законотворческих полномочий. Возможно возложение на указанный орган задач по распределению нормотворческих усилий в рамках взаимодействия палат с учетом специфики законодательной работы каждой из них, а также рассмотрению спорных альтернативных вопросов, касающихся конкретных законопроектов, и выработке взаимоприемлемых для палат предложений. Важным является объединение интеллектуальных и организационных ресурсов для решения общих проблем. Указанный орган мог бы давать заключения по всем проектам законодательных актов, находящихся на рассмотрении законодательного органа.

Тенденции

Исследование и значение тенденций развития системы российского законодательства необходимо для рациональной организации учета нормативных правовых актов и их систематизации, а также для создания Свода законов России и сводов законов ее субъектов.

Для развития современного российского законодательства характерны процессы интеграции и дифференциации правового регулирования. До 90-х годов XX в. в развитии системы российского законодательства преобладали процессы дифференциации. Это привело, в частности, к появлению таких новых отраслей законодательства, как

законодательство в области социального обеспечения, отделившееся от трудового законодательства, и бюджетное (финансовое) законодательство, вычленившееся из административного.

Переход к рыночным отношениям и правовому государству сопровождается интеграцией законодательного регулирования как следствием возрождения публичного и частного права. Наиболее характерный пример – максимально широкая трактовка в ГК России круга отношений, регулируемых гражданским законодательством.

В результате интеграционных процессов увеличиваются договорные (фактически гражданско-правовые) элементы в ряде отраслей российского законодательства, прежде всего в семейном, трудовом, праве земле- и природопользования и др.

Главное новшество в семейном законодательстве России состоит в появлении института брачного договора и расширении круга возможных возмездных и безвозмездных соглашений между членами семьи. Вместе с тем это не привело к поглощению семейного законодательства гражданским, о чем свидетельствует, в частности, существенное расширение Семейным кодексом России специфических для данной отрасли законодательства прав ребенка в соответствии с требованиями международного права.

В современной системе российского законодательства можно наблюдать изменения, происходящие, хотя и в разных объемах, в трех ее структурах: во-первых, в иерархической; во-вторых, в федеративной; в-третьих, в отраслевой.

В иерархической структуре российского законодательства изменения связаны прежде всего с возрастанием роли указов Президента Российской Федерации. В федеративной структуре меняется природа федеральных законов по вопросам совместного ведения Федерации и ее субъектов (на место основ законодательства приходят кодексы). До конца не решен вопрос о юридической природе и силе соглашений, заключенных между органами исполнительной власти России и ее субъектов. Отраслевая структура российского законодательства подвергается сильному влиянию изменений, происходящих в системе права. При этом одновременно можно наблюдать проявление в системе законодательства как процессов интеграции, так и процессов дифференциации, под влиянием которой стали выделяться новые отрасли законодательства: об охране здоровья граждан, об образовании, сельскохозяйственное законодательство.

О важности интеграционных процессов в системе российского законодательства можно судить по тому, в какой мере его эффективность зависит от завершенности процессов формирования тех или иных законодательных массивов. Так, законодательство по борьбе с преступностью функционирует не в полную силу из-за отсутствия нового УПК России. Такое же влияние оказывает на цивилистическое процессуальное законодательство отсутствие нового ГПК.

2. Сделки: понятие и виды. Недействительность сделок.

Сделки – действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Виды сделок:

1. Сделки:

а). Односторонние (содержат волеизъявление лишь одной стороны). Например, завещание, дарение.

б). Двух- или многосторонние (договоры).

2. Договоры:

а). Консенсуальные (считаются заключёнными с момента достижения соглашения сторонами). Т.е. с момента подписания.

б). Реальные (считаются заключёнными с момента передачи вещи). Например, заём, купля-продажа.

3. Сделки:

а). Возмездные (например, купля-продажа);

б). Безвозмездные (например, дарение).

4. Условные сделки (наступление или прекращение действия сделки поставлено в зависимость от будущего неизвестного обстоятельства).

Виды условий:

а). Отлагательное (возникновение прав и обязанностей зависит от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет);

б). Отменительное (прекращение прав и обязанностей зависит от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет).

Условие признаётся наступившим, если наступлению условия недобросовестно воспрепятствовала сторона, которой наступление условия невыгодно.

Условие признаётся ненаступившим, если наступлению условия недобросовестно содействовала сторона, которой наступление условия выгодно.

Форма сделки:

1. Устная:

а). Если законом или соглашением сторон не установлена письменная форма;

б). Сделки, исполняемые при самом их совершении (например, розничная купля-продажа).

2. Простая письменная:

а). Сделки между юридическими лицами и между ними и гражданами;

б). Сделки граждан между собой на сумму не менее 10 минимальных размеров оплаты труда;

в). В случаях, предусмотренных законом, независимо от суммы сделки.

Несоблюдение простой письменной формы лишает права ссылаться на свидетельские показания, но не лишает права приводить письменные и другие доказательства (например, чеки, письма).

3. Нотариальная:

а). В случаях, указанных в законе;

б). В случаях, предусмотренных соглашением сторон (хотя бы по закону эта форма и не требовалась).

Сделки с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации и считаются заключёнными с момента такой регистрации.

Если одна из сторон исполнила сделку, а другая сторона уклоняется от нотариального удостоверения или государственной регистрации, суд вправе признать сделку действительной. В этом случае последующее нотариальное удостоверение не требуется. Государственная регистрация производится в соответствии с решением суда.

Другие способы выражения волеизъявления:

1. Конклюдентные действия (поведение лица, которое ясно выражает его намерение на совершение сделки).

Например, молчаливое вручение продавцу цены за товар и взятие этого товара с прилавка.

2. Молчание (выражает отказ от совершения сделки, кроме случаев прямо предусмотренных законом или соглашением сторон).

Условия действительности сделки:

1. Дееспособность участников.

2. Волеизъявление сторон.

3. Соблюдение формы.

4. Содержание сделки не должно противоречить законодательству.

Виды недействительных сделок:

I. По порядку признания:

1. Оспоримая сделка:

а). Считается недействительной, если признана таковой судом;

б). Недействительна с момента вынесения судебного решения.

2. Ничтожная сделка:

а). Считается недействительной независимо от признания таковой судом.

Ничтожная сделка не порождает правовых последствий и не требует подтверждения своей недействительности судом.

б). Недействительна с момента заключения.

II. По характеру нарушения:

1. Сделки с пороками субъектного состава:

а). Совершённые гражданами, признанными недееспособными вследствие психического расстройства (ст. 171 ГК) - ничтожная сделка;

б). Совершённые несовершеннолетними, не достигшими 14 лет (ст. 172 ГК) - ничтожная сделка;

в). Совершённые несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет без согласия родителей или попечителя (ст. 175 ГК) - оспоримая сделка;

г). Совершённые гражданами, ограниченные судом в дееспособности, без согласия попечителя (ст. 176 ГК) - оспоримая сделка.

Причём в данном случае речь идёт о любых сделках (ст.30 ГК), а не только о сделках по распоряжению имуществом, что указано в п. 1 ст. 176 ГК.

д). Совершённые юридическими лицами:

- в противоречие с целями деятельности (ст. 173ГК),

- не имеющими лицензии на занятие соответствующей деятельностью (ст. 173 ГК),

- с превышением полномочий, которые ограничены договором, учредительными документами, доверенностью или законом (ст. 174 ГК).

Данные сделки являются оспоримыми.

Такие сделки могут быть признаны недействительными, если другая сторона знала или заведомо должна была знать о незаконности сделки или об указанных ограничениях, в противном случае сделка признаётся действительной.

2. Сделки с пороками воли:

а). Совершённые гражданами, которые в момент совершения сделок не могли отдавать отчёт в своих действиях или руководить ими (ст. 177 ГК) - оспоримая сделка.

Например, временное психическое расстройство, гипноз, сильное алкогольное опьянение.

б). Мнимая сделка (п. 1 ст. 170 ГК) - совершённая лишь для вида, без намерения создать правовые последствия. Является ничтожной сделкой.

в). Притворная сделка (п. 2 ст. 170 ГК) -совершённая с целью прикрыть другую сделку. Является ничтожной сделкой.

Структура притворной сделки:

- прикрывающая сделка (собственно притворная сделка, совершаемая для вида) – является ничтожной сделкой,

- прикрываемая сделка (сделка, совершаемая в действительности) – может быть признана действительной.

г). Совершённые под влиянием существенного заблуждения (ст. 178 ГК) -оспоримая сделка.

Существенное заблуждение – это заблуждение относительно:

- природы сделки (несоответствие достигнутого результата той цели, к которой стремился участник сделки),

- тождества предмета сделки (ошибочное представление о предмете). Например, купля-продажа копии вместо оригинала.

- качеств предмета (если они значительно снижают возможности его использования по назначению).

д). Совершённые:

- под влиянием обмана, насилия, угрозы, сговора представителя одной стороны сделки с третьим лицом (ст. 179 ГК),

- вследствие стечения тяжёлых обстоятельств -  кабальная сделка (совершённая на крайне невыгодных для нуждающейся стороны условиях).

Данные сделки являются оспоримыми.

3. Сделки с пороками формы (несоблюдение формы сделки)- ничтожные сделки.

4. Сделки с пороками содержания (являются ничтожными сделками):

а). Не соответствующие закону (ст. 168 ГК).

Недействительность части сделки не влечёт недействительности прочих её частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной её части.

б). Совершённые с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169).

Недействительная сделка не влечёт юридических последствий.

Последствия недействительных сделок:

1. Двусторонняя реституция (каждая из сторон обязана возвратить другой всё полученное по сделке).

2. Односторонняя реституция (потерпевшей невиновной стороне другая сторона возвращает всё полученное ею по сделке, а полученное потерпевшей стороной обращается в доход государства).

3. Взыскание полученного в доход государства как санкция за нарушение закона, совершённое обеими сторонами, в качестве последствия исполнения сделок, совершённых с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК).

Сроки исковой давности по недействительным сделкам (ст. 181 ГК):

1. По требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки – 10 лет, когда началось исполнение сделки.

2. По требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий её недействительности – один год со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (п. 1 ст. 179 ГК), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

 

3. Правовое регулирование оплаты труда в трудовом праве.

Правовое регулирование заработной платы в РФ подчинено ряду принципиальных положений, к которым относятся:

· равная оплата за равный труд;

· учет в оплате различий между квалифицированным и неквалифицированным трудом;

· учет различий в условиях труда в разных районах страны;

· заработная плата работников определяется децентрализованно, решениями администрации данного предприятия по согласованию с работниками.

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, в заработную плату входят:

1) вознаграждение за труд;

2) компенсационные выплаты;

Стимулирующие выплаты.

Заработная плата устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда (сдельной, повременной, смешанной) и максимальным размером не ограничивается.

В состав заработной платы не входят:

Государством создается система государственных гарантий по оплате труда работников. В нее включаются (ст. 130 ТК РФ):

·

· величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

· меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

· ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

· ограничение оплаты труда в натуральной форме;

· обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

· федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;

· ответственность работодателей за нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

· сроки и очередность выплаты заработной платы.

 

БИЛЕТ № 49

 

1. Юридические коллизии: понятие, причины появления и виды.

Юридическая коллизия - это расхождение или противоречие между отдельными нормами, актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления государственными органами и должностными лицами своих полномочий. Виды коллизий:

а) между нормами права;

б) между нормативными правовыми актами, в том числе внутри системы законодательства; между законами и подзаконными актами; между федеральными актами и актами субъектов федерации;

в) компетенции или отдельных полномочий государственных органов и должностных лиц;

г) при реализации одних и тех же правовых предписаний, в том числе между актами правоприменения;

д) актов толкования;

е) юридических процедур;

ж) между национальным и международным правом.

Причины появления коллизий.

Одни из них носят объективный характер, другие - субъективный.

Коллизии, вызванные объективными причинами, связаны с динамикой развития общественных отношений.

Несвоевременное внесение корректив в правовое регулирование неизбежно влечет коллизии между содержанием

ранее действовавших норм и потребностями нового юридического оформления изменившейся ситуации.

Коллизии, обусловленные объективными факторами, вызываются также особенностями характера общественных

отношений и необходимостью их дифференцированного регулирования. Сами общественные отношения

предполагают их регулирование разными правовыми средствами.

Субъективные причины, вызывающие коллизии, обусловлены особенностями правотворческого процесса,

нечеткостью разграничения правотворческих полномочий государственных органов и должностных лиц. В

результате одни и те же общественные отношения могут получить правовое решение на разных уровнях.

Субъективные коллизии могут возникнуть и в результате ошибок в юридической технике, неточного

формулирования правовых предписании, использования многозначных терминов и конструкций, несоблюдения

правил лингвистики, стилевой строгости.

Виды коллизии норм права

(получили наибольшую разработку в литературе)

· темпоральные - имеют в виду расхождение норм во временных пределах. Способом разрешения темпоральных коллизий служит правило, согласно которому позже принятая норма права отменяет ранее действовавшую.

· пространственные - коллизии обусловлены действием правовых норм в строгих границах.

· иерархические - есть несогласованность норм разной юридической силы. Эти коллизии появляются тогда, когда на регулирование конкретного общественного отношения одновременно претендуют нормы разного уровня, содержащие различные предписания. Данные коллизии разрешаются на основе правила, согласно которому отдаѐтся предпочтение нормам более высокого уровня, более высокой юридической силы.

· содержательные - коллизии возникают между общими и специальными нормами права, т.е. между нормами, регулирующими род и вид общественных отношений, если они регулируют одну и ту же ситуацию. Для преодоления этого вида коллизий существует правило: специальная норма отменяет действие общей нормы.

 

2. Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений.

Современное гражданское законодательство традиционно рассматривает Российскую Федерацию, субъектов РФ и муниципальные образования (далее — публично-правовые образования) в качестве особых субъектов гражданского права. Являясь носителями публичной власти, данные субъекты вступают в сферу гражданско-правовых отношений на равных началах с иными участниками — гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ).

В гражданских правоотношениях проявления публичной власти как бы нейтрализуются: публичная власть сохраняется и продолжает принадлежать законным образованиям, но на частные права она повлиять не может. Это обстоятельство еще раз подтверждает тезис о глубинных внутрисистемных связях в праве, где тесно переплетаются частно-публичные элементы.

Однако в двух случаях публично-правовые образования вправе воспользоваться своей властью:

1. согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и ч. 2 и. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2. в соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Публично-правовые образования создаются для достижения строго определенных целей, поэтому их участие в гражданских правоотношениях обусловлено достижением этих целей и является следствием объективной необходимости.

В состав гражданской правоспособности публично-правовых образований входят такие элементы, которые юридическим и физическим лицам просто не присущи.

Таким образом, можно говорить о специальной гражданской правоспособности, которая имеет свои особенности, а именно:

· государственные образования вправе быть собственниками любых вещей, в том числе изъятых из оборота и ограниченных в обороте, причем без соблюдения каких-либо условий. Более того, некоторые элементы гражданской правоспособности могут принадлежать только государству, например государственная монополия на определенные виды деятельности;

· публично-правовые образования могут приобретать имущество в собственность по специфическим основаниям (принудительное отчуждение, изъятие, национализация, реквизиция и конфискация);

· имущество публично-правовых образований переходит в частную собственность по особым правилам, образующим институт приватизации;

именно публично-правовые образования (и никто другой) вправе создавать унитарные предприятия и т. п.;в некоторых отношениях публичное образование участвовать не может (договор коммерческой концессии, договор ренты и др.).

Многие положения об участии публично-правовых образований в гражданском обороте подчиняются нормам о юридических липах, являющихся некоммерческими организациями. Это вытекает из смысла нормы п. 2 ст. 124 ГК РФ, согласно которой к публично-правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

К публично-правовым образованиям не могут быть применены многие нормы, регламентирующие правовое положение юридических лиц, как-то: нормы о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, их учредительных документах, отношениях с учредителями, государственной регистрации и др.

Однако не ко всем юридическим лицам применяются общие положения — для ряда из них установлены специальные основания. Что касается государственной регистрации, то муниципальные образования, равно как и их уставы, могут подлежать государственной регистрации, а в государственной регистрации таких публично-правовых образований, которые сами относятся к числу государственных — Российской Федерации и ее субъектов — просто не существует необходимости.

Кроме того, необходимо отмстить, что если понятие юридического лица определяется исключительно в гражданском праве, то конструкция государства (государственного или муниципального образования) — предмет изучения конституционного (государственного) и административного права. Поэтому раскрытие вопроса о правовой природе указанных образований, их сущности и признаках не может быть осуществлено только на основе методов науки гражданского права.

В связи с тем, что метод гражданско-правового регулирования прямо противоположен административно-правовым методам, необходимым услов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.154 с.)