Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аристократия управляет гражданской общиной.
Тот же переворот, только в несколько измененной форме, совершился в Афинах, в Спарте, в Риме, во всех, наконец, гражданских общинах, история которых нам известна. Всюду он был делом аристократии, всюду следствием его было уничтожение политической власти царей, за которыми была оставлена только власть религиозная. Начиная с этой эпохи и в течение известного периода времени, продолжительность которого весьма неодинакова для различных городов, управление гражданской общиной находится в руках аристократии. Эта аристократия основывалась одновременно и на рождении, и на религии. Ее начало лежало в религиозном строе семьи. Источником ее происхождения были те же самые законы, которые мы видели выше в домашнем культе и в частном праве, т. е. закон наследственной передачи очага, [с. 283] преимущество старшего совершать молитву, соединенное с рождением. Наследственная религия была правом аристократии на неограниченное господство; она давала права, казавшиеся священными. По древним верованиям, только тот мог быть собственником земли, у кого был домашний культ; только тот был членом гражданской общины, кто был облечен священным характером, делавшим человека гражданином; только тот мог быть священником, кто происходил из семьи, имевшей культ; только тот мог быть должностным лицом гражданской общины, кто имел право совершать жертвоприношения. Человек, у которого не было наследственного культа, должен был стать клиентом другого человека или же, если он этого не хотел, должен был оставаться вне общества. В течение многих поколений людям не приходило в голову, что подобное неравенство несправедливо; у них не являлось мысли построить человеческое общество на иных законах. В Афинах от смерти Кодра и до Солона вся власть находилась в руках эвпатридов. Они были единственными жрецами и единственными архонтами; они одни творили суд и знали законы, которые тогда не были еще записаны, а передавались в виде священных формул от отца к сыну. Эти семьи сохраняли, насколько это было в их силах, древние формы патриархального строя. Они не селились вместе в городах, но продолжали жить в различных областях Аттики, каждая в своем обширном владении, окруженная многочисленными слугами, под управлением своего главы эвпатрида, исполняя в полной независимости свой наследственный культ. Афинская гражданская община была в течение четырех веков только союзом, федерацией этих могущественных глав семей, которые собирались в известные дни для торжественного совершения обрядов культа гражданской общины или для обсуждения общих дел.
Часто обращали внимание на то, как мало имеем мы сведений об этом долгом периоде существования Афин, а также вообще о существовании других греческих [с. 284] гражданских общин. Удивлялись тому, что, сохранив воспоминания о многих событиях из времен древних царей, история не отметила почти ни одного из времен правления аристократии. Это объясняется, без сомнения, тем, что в это время совершилось мало событий, имеющих общий интерес. Возвращение к патриархальному строю приостановило почти повсюду национальную жизнь. Люди жили отдельно, и у них было мало общих интересов. Кругозор каждого из них замыкался той тесной группой, тем маленьким местечком, где он жил на положении эвпатрида или же в качестве слуги. В Риме также каждая патрицианская семья жила в своих владениях, окруженная своими клиентами. В город являлись только на празднества общественного культа или же на собрания. В годы, последовавшие за изгнанием царей, власть аристократии была неограниченна. Никто иной кроме патриция не мог исполнять обязанности жреца в гражданской общине; исключительно только лишь в этой священной касте нужно было выбирать весталок, понтифексов, салиев, фламинов, авгуров. Только одни патриции могли быть консулами, из них одних состоял сенат. Если собрания по центуриям, куда имели доступ и плебеи, не были уничтожены, то собрания по куриям считались зато единственными законными и священными. Центуриям было предоставлено, по-видимому, избрание консулов, но мы видели, что они могли подавать голос только за те имена, которые представляли им патриции, и сверх того решение центурий подвергалось еще тройному утверждению: сената, курий и авгуров. Только одни патриции могли отправлять правосудие, и только одни они знали формулы законов. Этот политический строй существовал в Риме не долго. В Греции, напротив того, аристократия господствовала в течение очень долгого времени.
Одиссей представляет нам верную картину этого социального строя в западной части Греции. Мы видим там, действительно, патриархальный быт, весьма аналогичный тому, [с. 285] какой мы уже видели в Аттике. Несколько знатных и богатых семей владели страной; многочисленные слуги возделывали землю и заботились о стадах. Жизнь там очень проста; за одним и тем же столом собираются глава семьи и его слуги. Имя, которым называются эти главы, сделалось в других обществах торжественным титулом,ἄνακτες, βασιλεῖς. Точно так же, как афиняне первобытной эпохи называли βασιλεύς; главу рода (γένος), клиенты в Риме сохранили обычай называть главу рода — rex. Главы семей носят священный характер; поэт называет их божественными царями. Итака очень мала, но тем не менее в ней большое количество царей. Среди них есть один высший верховный царь, но он не имеет никакого значения, и его единственным преимуществом является, как кажется, председательство в совете семейных вождей. По некоторым признакам кажется даже, что этот царь был выборный: так мы видим, что Телемак не может сделаться царем острова иначе, как если другие цари, равные ему по значению и власти, захотят избрать его. Одиссей, возвращаясь в свое отечество, не имеет, по-видимому, других подданных кроме слуг, принадлежащих ему как собственность. Когда он убил некоторых из вождей, то слуги этих вождей берутся за оружие, и начинается война, которую поэт отнюдь не порицает. У феаков верховная власть принадлежит Алкиною; мы видим его являющимся в собрание вождей, но мы замечаем, что не он созвал этот совет, но что собравшийся совет призвал к себе царя. Поэт описывает народное собрание феакской гражданской общины, но оно очень далеко от того, чтобы быть собранием всей массы народа; здесь собрались только главы семей, лично приглашенные через вестников, как это делалось и в Риме для comitia calata; они восседают на каменных седалищах, царь открывает собрание речью, в которой называет членов собрания царями скипетроносцами. В родном городе Гезиода, в каменистой Аскре, мы находим класс людей, которых поэт называет вождями [с. 286] или царями, — они именно и творят суд над народом. Пиндар указывает нам еще на существование класса вождей у кадмейцев; в Фивах он восхваляет священный род Спартов, от которого впоследствии Эпаминонд выводил свое происхождение. Читая Пиндара, поражаешься невольно тем аристократическим духом, который царит еще в греческих обществах во времена персидских войн, и по этому можно себе представить, как могущественна была эта аристократия один или два века раньше. Поэт восхваляет в своих героях более всего их род, происхождение, и мы должны предположить, что такого рода похвала имела в то время большую цену, и что знатное происхождение казалось высшим благом. Пиндар показывает нам знатные семьи, блиставшие тогда в каждой гражданской общине; в одной только гражданской общине Эгины он называет Мидилидов, Теандридов, Эвксенидов, Блепсиадов, Хориадов, Балихидов. В Сиракузах он восхваляет жреческую семью Иамидов, в Арминте — семью Эмменидов, и то же оказывается в каждом городе, о котором он имеет только случай говорить.
В Эпидавре все сословие граждан, т. е. тех, кто имел политические права, состояло долгое время только из ста восьмидесяти членов; все же остальные «были вне гражданской общины». В Гераклее число настоящих граждан было еще меньше; там младшие члены знатных родов не имели политических прав. Точно так же было долгое время и в Книде, в Истре, в Марсели. На Фере вся власть была сосредоточена в руках нескольких семей, которые почитались священными. То же самое было и в Аполлонии. В Эрифрах существовал аристократический класс, называвшийся Басилидами. В городах острова Эвбеи господствующий класс назывался всадниками. Можно заметить по этому поводу, что в древности точно так же, как и в средние века, сражаться на лошади считалось привилегией. В Коринфе не существовало уже более монархии, когда оттуда вышла колония для основания Сиракуз. Поэтому и [с. 287] новая гражданская община не знала царской власти и управлялась с самого начала аристократией. Этот господствующий класс назывался геоморами, т. е. землевладельцами. Он состоял только из тех семей, между которыми в день основания города были распределены священные участки земли с соблюдением всех религиозных обрядов. Эта аристократия в течение многих поколений держала в своих руках неограниченную власть правления и сохраняла название землевладельцев; это указывает, по-видимому, на то, что низшие классы не имели права собственности на землю. Подобная же аристократия господствовала долгое время в Милете и в Самосе. Глава V
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.006 с.) |