Тема 3.4.Творческий характер педагогической деятельности руководителя. Стиль и методы работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3.4.Творческий характер педагогической деятельности руководителя. Стиль и методы работы.



Творческий характер педагогической деятельности мобилизует все психические сферы (познавательную, эмоциональную, волевую и мотивационную) личности педагога-руководителя.

Потребность творить воплощается в специфических способностях, одной из которых является интегративная и высокодифференцированная способность мыслить педагогически. Она помогает руководителю активно преобразовывать педагогическую информацию, выходить за границы временных параметров педагогической реальности.

Эффективность профессиональной деятельности руководителя зависит не столько от знаний и навыков, сколько от способности использовать педагогическую информацию различными способами и в быстром темпе. Развитый интеллект позволяет ему познавать педагогические идеи,теории обучения и воспитания участников коллектива. Рефлексивность, гуманизм, направленность в будущее и ясное понимание средств, необходимых для профессионального самосовершенствования и развития личности воспитанника, выступают характерными признаками интеллектуальной компетентности руководителя коллектива. Развитое педагогическое мышлениеруководителя, обеспечивающее, глубокое проникновение в смысл педагогической информации, преломляет знания и способы деятельности через призму его собственного профессионально- педагогического опыта и помогает обретать личностный смысл профессиональной деятельности.

Осознание личностного смысла профессиональной деятельности требует от руководителя достаточно высокой степени активности, способности управлять своим поведением в соответствиис возникшими или специально поставленными педагогическими задачами. Саморегуляция как волевое проявление личности раскрывает природу и механизм таких профессиональных черт личности, как инициативность, самостоятельность, ответственность и т.п. В психологии под свойствами, или чертами, личности понимают устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности ее поведения. В связи с этим в структуру личностных свойств могут быть включены умения организовывать, контролировать, анализировать и оценивать собственное поведение в соответствии с побуждающими его мотивами. Чем более привычно то или иное поведение, тем более обобщено, автоматизировано это умение.

Творческую личность также характеризуют готовность к риску, независимость суждений, самобытность, смелость воображения и мысли, чувство юмора, склонность к шутке и др. Данные качества, выделенные А. Н. Луком, присущи свободной, самостоятельной и активной личности. В современной эвриологии творческой личностью считают тип личности с устойчивой, высокого уровня направленностью на творчество, мотивационно-творческой активностью.

Самооценка реализации руководителями своих творческих возможностей, являющихся показателем с формированности педагогического мастерства, позволила сделать вывод о том, что руководители коллективов не в полную меру выражают себя, свое профессионально-творческое Я. Тот факт, что творческий подход к своему делу занимает срединное положение в предложенной шкале из 18 качеств (ранговое место 8,5), свидетельствует о невысоком уровне сформированности этого важного профессионально-педагогического свойства личности, в котором сфокусирован интеллектуальный, эмоциональный и волевой потенциалы. Наиболее высокие (1-е и 2-е) ранговые места получили качества, характеризующие лекторское мастерство в традиционном, классическом его понимании (разъясняет сложные места, излагает материал ясно, доступно и др.). В то же время на низкие ранговые места были поставлены качества личности, обеспечивающие активные диалоговые формы работы, т.е. такие формы, которые требуют творческой, импровизационной деятельности (побуждение к дискуссии, управление аудиторией и др.).

Творчество не существует вне личности, и оно не может быть понято вне личностного контекста. Поэтому, обращаясь к проблеме педагогического творчества, мы обращаемся к специфике педагогической деятельности, своеобразию проявления индивидуально-творческих качеств личности педагога-руководителя.

Особенность педагогического творчества руководителя самодеятельного коллектива состоит в том, что объектом и одновременно субъектом его профессиональной деятельности выступает личность участника. Все другие виды творческой деятельности уступают педагогическому творчеству по своей сложности и ответственности именно в силу того, что в процессепедагогической деятельности происходит «творение» и «сотворение» личности воспитанника.

Принимая в общем виде выделенные В.А.Кан-Каликом и Н. Д. Никандровым специфические черты творческой деятельности педагога, мы тем не менее считаем необходимым подчеркнуть, что педагогическая деятельность руководителя коллектива – это прежде всего творческий процесс.

Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры не возникает само по себе, для его развития необходимы объективные и субъективные условия.

Одним из важнейших объективных условий развития педагогического творчества мы считаем влияние социокультурной, педагогической реальности, конкретного культурно-исторического контекста, в котором творит педагог-руководитель. Без признания и осмысления этого обстоятельства невозможно понять действительную природу, источники и средства реализации педагогического творчества. К другим объективным условиям относятся: положительный эмоционально-психологический климат в коллективе; необходимый уровень развития научного знания в психолого-педагогической и специальной сферах; наличие адекватных средств обучения и воспитания; научная обоснованность методических рекомендаций и установок, материально-

техническая оснащенность педагогического процесса; наличие общественно необходимого времени.

Субъективные условия развития педагогического творчества включают: знание основных закономерностей и принципов целостного учебно-воспитательного процесса; высокий уровень общекультурной подготовки руководителя; владение руководителем современными концепциями подготовки участников; стремление к творчеству, развитое педагогическое мышление и рефлексия; педагогический опыт и интуиция; умение принимать оперативные решения в нетипичных ситуациях; проблемное видение, антиципация (предвосхищение), владение педагогической технологией.

Руководитель вступает во взаимодействие с педагогической культурой как минимум тремя способами: во-первых, когда он усваивает культуру педагогической деятельности, выступая объектом социально-педагогического воздействия; во-вторых, действуя в определенной культурно- педагогической среде как носитель и транслятор педагогических ценностей; в-третьих, создавая и развивая профессионально-педагогическую культуру как субъект педагогического творчества.

Личностные особенности и творчество проявляются в многообразных формах и способах творческой самореализации руководителя. В силу этого педагогическое творчество может быть определено как процесс самореализации индивидуальных психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога-руководителя.

Профессиональная принадлежность сама по себе не гарантирует познания руководителем сущности педагогической реальности, ее специфики, адекватной оценки новых педагогических технологий, знаний, явлений. Гарантией познания и оценок педагогической реальности выступает уровень педагогического мастерства руководителя, позволяющий выйти за пределы устойчивых педагогических взглядов и пристрастий к конкретным видам и способам профессионально- педагогической деятельности.

Понимание творческой природы педагогической деятельности создает у руководителей установку на ожидание и внедрение нового в педагогический процесс, а творческое отношение к профессиональной деятельности обеспечивает максимальную полноту личностной самореализации руководителя. Таким образом, педагогическая деятельность, педагогическое творчество и самореализация руководителя самодеятельного коллектива взаимосвязаны, дополняют и развивают друг друга. Педагогическая деятельность руководителя выступает средством самореализации и профессионального самоутверждения. Потребность в творческом самовыражении, в личностной самореализации и процессе профессионально-педагогической деятельности постепенно становится доминирующей ценностной ориентацией личности руководителя.

Раскрывая личностный смысл самореализации, важно отметить роль внутренней потребности личности в активном творческом развитии. Самореализация осуществляется в адаптивной, репродуктивной, эвристической и креативной формах. Современная ситуация стимулирует

руководителя к переходу от адаптивной, ориентированной на настоящее, к креативной, ориентированной в будущее, форме активности, к тому, чтобы заданные внешними условиями, целями способы деятельности сочетались со свободным, внутренне обусловленным раскрытием особенностей и дарований личности. Профессиональная самореализация личности руководителя – это всегда сумма того, что реализовано на сегодняшний день, и того, что может быть реализовано в дальнейшем.

Осознание целей своей профессиональной деятельности, активно-положительное эмоционально-ценностное отношение к ней способствуют актуализации личностных профессионально-педагогических качеств руководителя, создают условия для постоянного самопознания и самооценки, саморефлексии, саморазвития, самоутверждения как механизмов творческой самореализации.

Самопознание и самооценка находятся в диалектическом единстве с самореализацией. В процессе творческой деятельности происходит самопознание и формирование эмоционального отношения личности к себе; новый уровень самопознания и самоотношения выступает побуждением к осуществлению профессионально-педагогической деятельности на уровне личностно-смысловой активности, суть которой составляет стремление проверить себя, реализовать свои способности (интеллектуальные, нравственные, коммуникативные и др.).

Самопознание как процесс раскрытия личностью для себя своих потребностей, способностей, интересов сопровождает человеку на протяжении всей его жизни. Составляющие его самонаблюдение, самоанализ и саморефлексия не зависят от возраста, опыта, квалификации человека. Начинающий или даже опытный руководитель отнюдь не всегда понимает свои личностные и профессиональные особенности. Возникает проблема моделирования собственной структуры личности как цели, средства и результата самопознания и самореализации.

Моделирование и реализация профессионального Я свидетельствует о профессиональном росте и развитии личности руководителя, о его творческих возможностях в осуществлении педагогической деятельности. Творческое самопознание неотделимо от мира, так как, с одной стороны, творя, человек познает себя как часть той реальности, в которой живет и творит, а с другой – познавая себя, человек познает и окружающую действительность, открывая и развивая новые творческие возможности.

Проявляя себя в деятельности, личность стремится занять определенный социальный статус, т.е. самоутвердиться. В процессе профессионального самоутверждения личность оценивает свои творческие силы, способности к профессиональной деятельности. Отметим, что утверждение личностью своей общественной и профессиональной значимости наиболее успешно происходит в творчестве. Самореализация является одной из форм профессионального самоутверждения руководителя. Если самоутверждение более или менее совпадает с самореализацией, то можно полагать, что профессиональная самореализация состоялась.

Способность к постоянному профессионально-личностному саморазвитию через максимально возможную реализацию своих творческих сил является одним из важнейших критериев личности руководителя как профессионала. Саморазвитие служит способом постоянного личностно- творческого обогащения педагогическими ценностями, новыми технологиями педагогической деятельности. Инновационный стиль деятельности, готовность к систематизации, обобщению своего собственного опыта и опыта своих коллег становятся важнейшими характеристиками творческой деятельности руководителя самодеятельного коллектива.

Самореализация рассматривается нами как условие проявления сущностных сил профессионала, и способность к ней выступает важным элементом культуры личности. Мера личностной самореализации творческих возможностей и составляет, на наш взгляд, суть профессионально-педагогической культуры.

Список литературы

1. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства [Текст] /И.П.Андриади. – М.: Издательскийцентр «Академия», 2005. – 160 с.

2. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры [Текст]: Учеб пособие. /Н.К.Бакланова. – М.: МГУКИ, 2003. – 222 с.

3. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: Учеб. пособие /Под ред. А.С. Роботовой.– М., 2007. – 219 с.

4. Востряков, Л.Е. Управленческий профессионализм и рынок: представления о качествах успешного менеджера [Текст] /Л.Е Востряков //Справочник руководителя учреждения культуры. – 2003. – № 9. – С. 74

5. Золотарева, А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности [Текст] /А.В.Золотарева. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 304 с.

6. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя [Текст] /И.Ф. Исаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208 с.

7. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество [Текст] /В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.

8. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] /Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.

9. Козлова, Т.В. Повышение квалификации работников культуры как условие системного социально- ответственного партнерства [Текст]/ Т.В.Козлова// Культура: управление, экономика, право. – 2007. – № 2. –С. 2–4.

10. Концепция развития вузов культуры и искусств Российской Федерации (на период до 2015 года): Проект [Текст]//Культура: управление, экономика, право. – 2007. – № 3. – С. 40 – 48.

11. Кротова, Н.В. Психологическая структура личности молодого менеджера социально-культурной сферы: диагностика профессиональной и психологической пригодности [Текст] /Н.В.Кротова //Культура: управление, экономика, право. – 2003. – № 2. – С. 20 – 28.

12. Нагурский, Д. Организация работы руководителя учреждения культуры с персоналом [Текст] / Д.Нагурский //Дом культуры. – 2006. – № 2. – С. 24 – 31.

13. Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога [Текст] /Н.И.Никитина, М.Ф.Глухова. – М.: Гуманиттар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 399 с.

14. Подготовка, переподготовка и обучение кадров: практическое руководство [Текст ]/Под общ. Ред. Ю.Л.Фадеева. – М.: Эксмо, 2007. – 128 с.

15. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. Книга 1. Развитие профессионального мастерства педагогических кадров: Методическое пособие [Текст]/Под ред. Т.П. Афанасьевой, Н.В.Немовой. – М.: АПКиПРО, 2004. – 116 с.

16. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. Книга 2. Планирование и мотивация профессионального развития кадров: Методическое пособие [Текст]/Под ред. Т.П. Афанасьевой, Н. В. Немовой. – М.: АПКиПРО, 2004. – 104 с.

17. Пуртова, Т.В. Детское танцевальное творчество: достижения и проблемы [Текст] / Т.В. Пуртова //Культура и дети. – М.: Минкультуры РФ, ГРДНТ, 2004. – С. 3 – 11.

18. Сарибекян, Е.А. Современные возможности использования инструментария оценки персонала [Текст]/ Е.А.Сарибекян//Культура: управление, экономика, право. – 2006. – № 2. – С. 38 – 43.

19. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга [Текст]: Учебное пособие / Ю.А. Стрельцов. – М.: МГУКИ,2003. – 209 с.

20. Чижиков, В.М. Работа с кадрами [Текст]/ В.М.Чижиков//Справочник руководителя культуры. –2004. – № 7. – С. 70 – 76.

21. Чурилова, С. Профессиональный имидж: беседа четвертая [Текст] /С.Чурилова //Клуб. – 2003. – №10. – С. 20 – 21.

22. Ярилова, О.С. Кадры для отрасли [Текст]/ О.С.Ярилова//Справочник руководителя учреждения культуры. – 2007. – № 6. – С. 25 – 30.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.022 с.)