Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что входит в структуру цены?
А. Себестоимость (издержки производства) Б. Косвенные налоги В. Прибыль Г. Рентабельность
Что представляет собой себестоимость, или издержки произ- водства? А. Расходы, непосредственно связанные с производ- ством Б. Затраты на подготовку производства В. Суммарные затраты на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме Г. Затраты, связанные с совершенствованием продукции, повышением квалификации работников
Как подразделяются затраты по отношению к объему произ- водства? А. Производственные и непроизводственные Б. Прямые и косвенные В. Переменные и постоянные Г. Текущие и единовременные
Как подразделяются затраты по способу отнесения на себе- стоимость продукта? А. Производственные и непроизводственные Б. Прямые и косвенные В. Переменные и постоянные Г. Текущие и единовременные
Какие затраты всегда изменяются в расчете на единицу про- дукции при изменении объема производства? А. Постоянные Б. Переменные
Каким отношением можно определить рентабельность про- дукции? А. Выручка от реализации к материальным затратам Б. Абсолютная величина прибыли к себестоимости В. Прибыль к материальным затратам Г. Прибыль к фонду оплаты труда
Как можно определить величину фактической прибыли фир- мы? А. Разница между активами и пассивами баланса Б. Разница между доходами и издержками отчетного пе- риода
Какова ставка налога на прибыль предприятий? А. Не менее 13% Б. 24% В. 30% Г. Не более 35% Д. Не более 43%
Куда направляются суммы налога на прибыль предприятий? А. В полном объеме в федеральный бюджет Б. В полном объеме в региональные бюджеты В. В полном объеме в местные бюджеты Г. 13% в федеральный бюджет и не более 22% в местные бюджеты Д. 13% в федеральный бюджет и не более 22% в регио- нальные бюджеты Е. 6,5% в федеральный бюджет и 17,5% в региональные бюджеты
7.10. Какие налоги относятся к косвенным? А. Налог на добавленную стоимость Б. Налог на прибыль В. Акциз Г. Налог на имущество
Что представляет собой добавленная стоимость? А. Сумма оплаты труда и прибыли Б. Разница между стоимостью готовой продукции и стои- мостью сырья и материалов, используемых на ее изго- товление
В. Разность выручки от реализации и всех материальных затрат, отраженных в себестоимости этой продукции Г. Сумма прибыли и амортизации
Каким образом устанавливаются ставки акциза по подакциз- ным товарам? А. В абсолютной сумме (в рублях) на единицу обложе- ния Б. В процентах по отношению к отпускным ценам без учета акциза В. В процентах по отношению к отпускным ценам, вклю- чающим издержки производства, прибыль и сумму акциза
Что сначала включается в цену на практике? А. НДС, затем акциз Б. Акциз, затем НДС
7.14. Из чего формируется посредническая надбавка (скидка)? А. Издержки обращения Б. Прибыль посредника В. Налог на прибыль Г. НДС Д. Акциз
Темы рефератов 1. Анализ зависимости цен на продукцию от эластичного спроса и предложения. 2. Влияние структуры рынка на цены продукции предприятия. 3. Анализ стратегий ценообразования на предприятии. 4. Использование методов ценообразования в практике хозяй- ственной деятельности предприятия. 5. Анализ государственной политики цен в регионах страны. 6. Ценообразование в зарубежных странах. 7. Анализ практики использования таможенных тарифов. 8. Ценообразование в отраслях. Тема 8. ФиНаНсы ПредПрияТия Программа Финансы предприятия: понятие, значение, функции. Источники поступления финансовых результатов: доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. Финансовые результаты хозяйственной деятельности. Финансовое состояние, платежеспособность и ликвидность предприятия. Денежный оборот и система расчетов на предприятии. Управление капиталом. Финансовый менеджмент, его содержание и механизм функционирования. Финансовое планирование и финансовый анализ.
ОСНОВНыЕ ПОНяТИя И ОПРЕДЕЛЕНИя Финансы — система денежных отношений, выражающая фор- мирование, использование, распределение и перераспределение денежных фондов в процессе кругооборота средств на предприяти- ях, в домашнем хозяйстве и в государстве. Финансы предприятий выполняют в основном две функции: распределительную (стимулирующую) и контрольную.
Распределительная функция финансов заключается в формиро- вании и использовании доходов и фондов предприятия. Увеличе- ние (уменьшение) ассигнований в фонды играет стимулирующую роль. Контрольная функция финансов предприятия реализуется через отчетность о финансовых показателях. В основе организации финансов предприятия лежат следующие принципы: • самостоятельность в области финансовохозяйственной дея- тельности; • самофинансирование текущей деятельности и развития; • самоокупаемость вложенных финансовых средств; • резервирование средств на непредвиденные расходы и риски хозяйственной деятельности; • использование заемных средств в пределах финансовой устой- чивости; • выполнение обязательств перед государством (налоги и сборы) и партнерами (договоры). В составе финансовых отношений предприятия выделяются от- ношения: • с контрагентами по поводу формирования доходов и исполь- зования фондов денежных средств; • с предприятиями по поводу выполнения обязательств, внесе- ния паев, участия в распределении прибыли от совместной деятельности, приобретения (продажи) ценных бумаг, получе- ния процентов, дивидендов и т.д.; • с потребителями продукции (работ, услуг) в соответствии с до- говорами и другими нормативными актами; • с банковской системой по поводу расчетнокассового обслу- живания, получения и погашения ссуд, кредитов, предостав- ления банкам временно свободных средств; • со страховыми организациями по поводу страхования имуще- ства, сделок и т.д.; • с государством по поводу налогов, сборов, образования и ис- пользования бюджетных и внебюджетных фондов; • с другими управленческими структурами по поводу перерасп- ределения (трансфертов) финансовых ресурсов. Исходя из необходимости осуществлять финансовые отноше- ния на предприятии формируются финансовые ресурсы за счет как собственных источников, так и чужих (заемных) денежных средств. К собственным и приравненным к ним средствам относятся дохо- ды: • от основной деятельности; • реализации имущества; • операционной деятельности; • внереализационных мероприятий; • чрезвычайных ситуаций. Использование финансовых ресурсов предприятия осуществля- ется по следующим основным направлениям: • текущие затраты на производство и реализацию продукции (ра- бот, услуг); • инвестирование средств в капитальные вложения, связанные с техническим перевооружением, реконструкцией, расширени- ем производства, использованием нематериальных активов и новым строительством;
1 • инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, учас- тие в других видах деятельности; • платежи государству, финансовой и банковской системе, стра- ховым компаниям и в фонды; • образование собственных фондов и резервов (на развитие, по- ощрение и социального характера); • благотворительная деятельность, спонсорство и т.п. Финансовый менеджмент — это управление финансами пред- приятия для обеспечения финансовых отношений. Управление финансами осуществляется с помощью финансового механизма — совокупности форм, методов, рычагов, правового, нормативного и информационного обеспечения. Финансовый менеджмент дол- жен обеспечивать удовлетворительное состояние предприятия, которое характеризуется комплексом показателей, приведенных в табл. 8.1.
Финансовые вычисления Каждое предприятие является участником рыночных отноше- ний вообще и финансового рынка в частности. В зависимости от обстоятельств оно может выступать в качестве того или иного кон- трагента финансового рынка (рис. 8.1). При этом неизбежно воз- никает необходимость в проведении тех или иных финансовых вычислений (рис. 8.2). Значительный объем финансовых вычислений связан с расче- тами по процентным деньгам. Под процентными деньгами понима- ют абсолютную величину дохода от предоставления денег в ссуду, помещения их в виде вклада, депозита и т.п. На практике процен- тные деньги называют также процентами.
Рис. 8.1.
Таблица 8.1
Рис. 8.2. Проценты бывают простыми (т.е. исходная база при начисле- нии не меняется) и сложными (исходная сумма изменяется). Расчеты простых процентов проводятся по формуле S = P (1 + I пс ´ n), где S — наращенная сумма денег; P — исходная сумма кредита (депозита); I пс — процентная ставка; n — продолжительность сделки.
Схема расчета процентных денег приведена на рис. 8.3. Рис. 8.3. Основные варианты расчетов процентов по ссудам (срок до года): • точные проценты с точным числом дней ссуды; • обыкновенные проценты с точным числом дней ссуды; • обыкновенные проценты с приближенным числом дней ссуды. Для случая дискретно меняющейся процентной ставки нара- щенная сумма денег определяется по формуле S = P (1 + n 1 ´ I пс1 + … + n К ´ I пс К), где n i — продолжительность периода с номером i; I пс i — процент- ная ставка за период с номером i, i = 1,..., К. При реинвестировании процентных денег используют форму- лу S = P (1 + n 1 ´ · I пс1) ´... ´ (1 + n К ´ I пс К). Операция реинвестирования всегда выгодна вкладчику. Если продолжительность периодов начисления и процентные ставки одинаковы для всех периодов, то расчеты проводят по фор- муле S = P (1 + n ´ I пс) m, где m — число операций реинвестирования. В случае сложных процентов процентные деньги присоединя- ются к исходной сумме и база для определения наращенной суммы меняется. Механизм наращения денег по сложным процентам на- зывают капитализацией процентов. Формула, используемая при этом, имеет вид: S = P (1 + n ´ I пс) n. В случае меняющейся во времени процентной ставки расчеты ведут по формуле S = P (1 + I пс1) n 1 ´ … ´ (1 + I пс К) nk. Для сравнения финансовых результатов по простым и сложным процентам используют график (рис. 8.4), анализ которого позво- ляет сделать следующие выводы: 1) при периоде менее года простые проценты более выгодны кредитору; 2) при периоде в один год простые и сложные проценты приво- дят к одинаковым результатам; 3) при периоде более года сложные проценты более выгодны вкладчику. Проценты за дробное число лет начисляются двумя способа- ми: 1) по формуле сложных процентов:
Рис. 8.4. S = P (1 + I пс) a + b ; 2) с использованием смешанного метода: S = P (1 + I пс) a ´ (1 + b ´ I пс), где n = а + b; а — целое число лет; b — дробная часть года. При b = 0 наращенная сумма по смешанному методу больше, чем по формуле сложных процентов. Проценты могут начисляться помесячно, поквартально, по по- лугодиям. В этом случае используется формула S = P (1 + I пс/ m) n. На практике наращение денег может производиться один или m раз в год. Годовая ставка, при которой финансовый результат не будет отличаться от результата при начислении процентов m раз в год по ставке I пс/ m, называется эффективной или действительной процентной ставкой (I псэ): I псэ = (1 + I пс/ m) — 1. Финансовые результаты часто связаны с кредитом, который подразделяют на два вида: • банковский (денежные ссуды); • коммерческий (товары и услуги). Как коммерческий, так и банковский кредиты могут реализо- вываться через письменные долговые обязательства — векселя. Векселедержатель может продать вексель банку или другому лицу ранее указанного в векселе срока по цене, ниже той, что ука- зана в векселе. Подобная сделка называется учетом векселя или дисконтированием.
Дисконт — это разница между номинальной стоимостью дол- гового обязательства и суммой, полученной векселедержателем в результате учета векселя. Дисконтирование бывает двух видов: математическое и банков- ское. При математическом дисконтировании решается задача, обрат- ная по отношению к определению наращенной суммы. Формула для математического дисконтирования имеет вид: P = S 1 , 1 + n ´ I пс где 1 1 + n ´ I пс ссуды. — дисконтный множитель; n — срок до погашения D = S – P, где D — дисконт; Р — приведенная величина или современная стоимость будущей суммы. При банковском дисконтировании сумма, полученная при учете векселя, определяется по формуле P = S (1 – I yc ´ n ), где (1 – I yc ´ n ) — дисконтный множитель; I yc — простая учетная ставка (далее — просто учетная ставка); n — срок с момента учета векселя до даты его погашения. Дисконтирование по процентной ставке I пс и учетной ставке I уc приводит к различным финансовым результатам. В случае совмещения начисления процентов по ставке I пс и дис- контирования по ставке I уc используют формулу P = P (1 + n ´ I пс) (1 – n ´ I уc), где P — сумма, полученная при учете обязательства; n — общий срок платежного обязательства; n — срок с момента учета обя- зательства до даты погашения долга; P — первоначальная сум- ма ссуды. В случае дисконтирования (учета) по сложной ставке процентов приведенная величина ссуды определяется по формуле P = S 1, (1 + I ус) n где 1/(1 + I уc) n — учетный или дисконтный множитель. В случае когда проценты начисляются m раз в году, используют формулу P = S 1 . (1 + j / m) n ´ m В случае операций со сложной учетной ставкой для каждого пе- риода учетная ставка применяется не к первоначальной сумме, а к сумме, уменьшенной на величину дисконта, определенного на пре- дыдущем шаге: P = S (1 — I yc) n. При дисконтировании m раз в году применяют номинальную учетную ставку I yc: P = S (1 — I yc / m) m ´ n . Эффективную учетную ставку находят из выражения I yc =1 — (1 — I yc/ m) m ´ n . Таким образом, определение наращенной суммы денег произ- водят по формулам S = P /(1 — I yc) n или S = P (1 — I yc/ m) m ´ n .
Примеры решения задач Задача.1. Задержка в поступлении наличных. Торговая фирма в среднем получает 10 тыс. руб. в день. Финансовый директор оп- ределил, что период между отправкой чека и его действительным получением для использования составляет 4 дня. Определите, какая сумма заморожена изза этой задержки.
Решение 10 тыс. руб. ´ 4 дня = 40 тыс. руб. Задача.2. Средний кассовый остаток. Торговая фирма имеет следующие ежемесячные кассовые остатки:
1. Определите средний ежемесячный кассовый остаток. 2. Предположив, что ежегодная ставка процента составляет 15%, рассчитайте дополнительный доход, получаемый от среднего ежемесячного кассового остатка в месяц.
Решение 1. 62/4 = 15,5 тыс. руб. = 15 500 руб.
2. 15 500 руб. ´ (0,15/12) = 193,75 руб. Задача Инвестиции в дебиторскую задолженность. Себестои- мость продукции составляет 60% от цены реализации. Счета опла- чиваются в среднем через 60 дней после продажи. Ежемесячные продажи 150 тыс. руб. Определите вложения в счета дебиторов.
Решение Счета дебиторов: 150 тыс. руб./мес. ´ 2 мес. = 300 тыс. руб. Инвестиции в счета дебиторов: 300 тыс. руб. ´ 0,6 = 180 тыс. руб. Задача...... Инвестиции в дебиторскую задолженность. В компа- нии продажи в кредит составляют 500 тыс. руб. Период поступле- ния денег — 90 дней. Себестоимость 50% от цены реализации. Определите средние вложения в дебиторскую задолженность.
Решение Оборачиваемость счетов дебиторов: 360/90 = 4 дня. Средний размер счетов дебиторов: 500 тыс. руб./4 = 125 тыс. руб.
1 1 Средние вложения в счета дебиторов: 125 ´ 0,5 = 62,5 тыс. руб. Задача.5. Прогноз реализации и денежных поступлений. У тор- говой компании следующая программа сбыта на II квартал, тыс. руб.:
Поступление денежных средств от продажи в кредит составляет: 70% в первый месяц от суммы продажи, 20% — во второй, 8%– в третий; 2% — неплатежи. Баланс дебиторов по расчетам в начале II квартала 20 тыс. руб., из которых 5 тыс. руб. представляют на- личные — несобранные февральские продажи, а 15 тыс. руб. — на- личные, не собранные за продажи в марте. Вычислите: 1) объем реализации за февраль и март; 2) планируемое получение наличных от продаж за каждый ме- сяц с февраля по июнь. (Не учитывая ответ на первый вопрос, предположим, что объем февральских продаж равен 40, а мартов- ских — 60 тыс. руб.)
Решение 1. Из баланса дебиторов: 5 тыс. руб. = Объем реализации в феврале ´ (1 – 0,7 – 0,2). Объем реализации в феврале: 5 тыс. руб./(1 – 0,9) = 50 тыс. руб. 15 тыс. руб. = Объем реализации в марте ´ (1 — 0,7). Объем реализации в марте: 15 тыс. руб./0,3 = 50 тыс. руб. 2. Планируемое получение наличных от продаж представлено в табл. 8.2. Таблица 8.2
Окончание табл. 8.2
Задача...... С целью оценки финансового состояния предпри- ятия проанализируйте его баланс (табл. 8.3) и отчет о прибылях и убытках (табл. 8.4). Таблица 8.3 Бухгалтерский баланс
Продолжение табл. 8.3
Продолжение табл. 8.3
Окончание табл. 8.3
Таблица 8.4 Отчет о прибылях и убытках
Окончание табл. 8.4
* Заполняется в годовой бухгалтерской отчетности.
Решение 1. Анализ структуры активов баланса. Из баланса видно, что к активам предприятия относятся внеоборотные и оборотные акти- вы. Коэффициент соотношения определяется частным от деления суммы оборотных активов на сумму внеоборотных активов. Струк- тура активов предприятия приведена в табл. 8.5, из которой видно, что удельный вес внеоборотных активов в общей сумме активов составляет 58%. Коэффициент соотношения оборотных активов в течение года растет с 0,7 до 0,72. Особый интерес представляет структура внеоборотных активов (табл. 8.6), показывающая, что основная доля в стоимости внеобо- ротных активов принадлежит основным средствам. Однако есть вложения и в нематериальные активы. Можно предположить, что у предприятия выполняется инновационная стратегия. По данным табл. 8.7, где представлена структура оборотных ак- тивов, можно проводить детальный анализ структуры, а также про- следить динамику оборотных активов, сопоставить ее с динамикой финансовых результатов (табл. 8.8). При различной эффективнос- ти использования оборотных средств рост запасов (+36,7) свиде- тельствует о расширении объемов деятельности предприятия. Таблица 8.5
|