Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Порядок расчетов за энергию определяется законодательством или соглашением сторон.
1. В Республике Беларусь порядок ценообразования и производства потребителями расчетов за энергетические ресурсы определяется, в основном, законодательством. 2. Особенностью договорных отношений в сфере энергоснабжения является обязательность для сторон договора установленных компетентным органом государственного управления тарифов на соответствующие виды энергетических ресурсов. Постановлением Совета Министров от 25 ноября 1992 г. № 709 «О единых тарифах на электрическую энергию» (Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь, 1992 г., № 33, ст. 602; Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., № 7, ст. 150) в республике с 1 января 1993 г. для расчетов за электрическую энергию введены единые тарифы, дифференцированные по группам потребителей. 187 Расчеты с потребителями за электрическую энергию производятся по тарифам, утвержденным в установленном порядке. Постановлением Совета Министров от 16 ноября 1998 г. № 1753 «О порядке разработки и утверждения правил пользования электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки и об установлении сезонных цен на природный газ, сезонных и дифференцированных тарифов на электрическую и тепловую энергию» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1996 г., № 32, ст. 828) предусмотрено установление Министерством экономики сезонных цен на природный газ, сезонных тарифов на электрическую энергию. На электрическую энергию устанавливаются и тарифы, дифференцированные по времени суток и дням недели. Сезонные тарифы на тепловую энергию и дифференцированные по времени суток и дням недели тарифы на этот вид энергии устанавливаются облисполкомами и Минским горисполкомом. Постановлением Министерства экономики от 30 июля 1999 г. № 85 «Об упорядочении перечня групп потребителей, имеющих льготы по оплате за энергоресурсы, и предельном уровне льготирования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 65, 8/746) определен перечень групп потребителей, имеющих льготы по оплате за энергоресурсы, и предельный уровень льготирования. Льготные цены и тарифы для расчетов за потребленные энергоресурсы применяются в отношении населения, жилищно-эксплуатационных организаций, жилищно-строительных кооперативов, больничных учреждений Министерства здравоохранения и т. д. Тарифы на энергоресурсы для указанных потребителей регулируются в соответствии с Указом Президента от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1999 г., № 15, ст. 412; № 32, ст. 944; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 37,1/1163; № 95,1/1662; № 107,1/1765;
2001 г., № 111, 1/3253; 2002 г., № 91, 1/3940) и устанавливаются на уровне не ниже себестоимости производства, передачи и распределения энергоресурсов, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь. 3. Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 64 «О по мерах стабилизации финансового положения предприятий (объединений), обеспечивающих потребителей природным газом, электрической и тепловой энергией» (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Бела- 188 русь, 1995 г., № 4, ст. 89) предусматривается, что цены на природный газ и тарифы на электрическую и тепловую энергию определяются в денежной единице Республики Беларусь с одновременным установлением коэффициента для перевода этих цен и тарифов в эквивалент валюты других государств, применяемой согласно обязательствам субъектов хозяйствования для оплаты поставляемого из-за пределов республики природного газа. Потребители, за исключением населения и бюджетных организаций, рассчитываются за газ, электрическую и тепловую энергию в безналичных «российских рублях» либо в свободно конвертируемой валюте или по согласованию с энерго- и газоснабжающими организациями в безналичных «белорусских рублях» по обменному курсу Национального банка (см. постановление Совета Министров от 30 августа 1993 г. № 581 «О дополнительных мерах по обеспечению народного хозяйства республики топливно-энергетическими ресурсами и усилению контроля за эффективностью их использования». – Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь, 1993 г., № 24, ст. 479; № 26-27, ст. 530;
Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1996 г., № 34, ст. 912; 1997 г., № 20, ст. 706). 4. В ряде случаев законодательством установлена предварительная оплата энергетических ресурсов (газа – в объеме пятидневного его расхода, а разрешенной энергоснабжающими организациями к использованию потребителями электрической энергии с присоединенной нагрузкой 750 киловольт-ампер и более, тепловой энергии – в объеме десятидневного их расхода). Остальные потребители электрической и тепловой энергии предварительную их оплату производят за расчетный период (месяц). 5. Расчеты за электроэнергию производятся на основании показаний расчетных приборов учета за расчетный период по тарифам соответствующих групп потребителей. Например, тарифы на электроэнергию, потребляемую промышленными и приравненными к ним потребителями, делятся на ряд групп: электроэнергия, расходуемая на производственные нужды, освещение и прочие нужды производственных и непроизводственных, но связанных с производством зданий и помещений; электроэнергия, расходуемая на освещение и прочие нужды зданий и помещений, не связанных с производством (жилые дома, общежития, гостиницы, кинотеатры, клубы, больницы, поликлиники, медпункты, столовые, детские сады, ясли и т.п.); электроэнергия, расходуемая на тяговые цели электрифицированного железнодорожного 189 транспорта, а также электроэнергия, расходуемая на нужды судоходных сооружений (каналов, шлюзов, судоподъёмников); электроэнергия, расходуемая на тяговые цели электрифицированного городского транспорта и т.д. (пп. 2.5 Правил пользования электрической энергией). В случае несообщения потребителем в установленный договором срок показаний технических средств коммерческого учета, расчет производится по среднесуточному расходу электроэнергии за предыдущий период, но не менее предусмотренного на расчетный период договором. При этом период расчета по среднесуточному расходу электроэнергии не должен превышать одного расчетного периода. По истечении указанного периода к потребителю применяется санкция – расход электроэнергии должен определяться энергоснабжающей организацией по разрешенной договорной мощности или установленной мощности токоприемников и числу часов работы потребителя до сообщения показаний технических средств коммерческого учета без последующего перерасчета (пп. 2.3 Правил пользования электрической энергией). 6. При обнаружении в платежном документе ошибок или неточностей в показании счетчика, плательщик обязан заявить об этом энергоснабжающей организации. Энергоснабжающая организация должна не позднее 10 суток со дня подачи заявления плательщиком проверить расчет, а если необходимо и технические средства коммерческого учета, и результат проверки сообщить плательщику. Подача заявления о проверке технических средств коммерческого учета или об ошибке в платежном документе не освобождает плательщика от обязанности оплатить в установленный срок платежный документ (пп. 2.14 Правил пользования электрической энергией).
7. При временном нарушении учета не по вине абонента, расчет за израсходованную энергию производится по среднесуточному расходу предыдущего расчетного периода до нарушения учета или последующего периода после восстановления учета по решению энергоснабжающей организации. Период расчёта по среднесуточному расходу электроэнергии не должен превышать 1 месяца, в течении которого расчётный учёт должен быть восстановлен. В случае, если расчётный учёт невозможно восстановить в указанный срок по объективным причинам (отсутствие трансформаторов тока, электросчётчиков, непроходимость дорог и т.п.), порядок расчёта отпущенной абоненту электроэнергии и срок восстановления учёта 190 должны быть установлены двухсторонним соглашением абонента и энергоснабжающей организации (пп. 2.15 Правил пользования электрической энергией). 8. Согласно пп. 2.3 Порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 64, 1/1403; № 116, 1/1848; 2001 г., № 44, 1/2593; № 56, 1/2720; № 85, 1/2967; 2002 г., № 15, 1/3447; № 82, 1/3854; № 104, 1/4027) платежи за полученные природный газ, электрическую и тепловую энергию потребителями-юридическими лицами, их обособленными подразделениями и индивидуальными предпринимателями осуществляются во вторую очередь. 9. Физические лица оплачивают используемые энергоресурсы по установленным тарифам. Данные тарифы определяются Советом Министров Республики Беларусь, а также иными уполномоченными органами исполнительной власти. Так, Положение об индексации тарифов на электроэнергию для населения, утвержденное Министерством экономики, Министерством финансов. Министерством статистики и анализа и Белорусским государственным энергетическим концерном 16 сентября 1999 г. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 81, 8/1118), предусматривает, что тарифы на электроэнергию для населения ежеквартально индексируются на основании индекса изменения цен на продукцию производственно-технического назначения. Министерство экономики до 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, принимает постановление об индексации тарифов на электроэнергию для населения, на основании которого в установленном порядке утверждаются новые тарифы.
10. Согласно ЖК и иным изданным на его основе актам законодательства наниматели, собственники жилых помещений, члены организаций граждан-застройщиков обязаны вносить плату за коммунальные услуги (к коммунальным услугам относится и обеспечение электрической и тепловой энергией) за каждый истекший месяц не позднее пятнадцатого числа следующего за ним месяца. В случае несвоевременного внесения платы взимается пеня в размере 0,5 % от суммы этих платежей за каждый день просрочки. При неоплате за потребленную электроэнергию в течение 2-х расчетных периодов энергоснабжающая организация прекращает ее подачу. Подача электроэнергии возобновляется в порядке очередности по- 191 еле погашения абонентом задолженности и оплаты расходов по отключению и подключению в соответствии с калькуляцией энергоснабжающей организации. Статья 516. Субабонент Абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации. Потребитель (абонент) по договору энергоснабжения в предусмотренных законодательством случаях не только вправе, но и обязан присоединять к своим сетям других потребителей (см. пп. 1.10 Правил пользования электрической энергией). В этом случае потребитель (абонент), заключая договор с субабонентом, выступает в качестве энергоснабжающей организации. Статья 517. Изменение и расторжение договора энергоснабжения В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии. В случаях, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 3 статьи 493 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законодательством. 2. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. 3. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии в системе энергоснабжающей организации при условии немедленного уведомления об этом абонента. 192 1. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор энергоснабжения считается заключенным на неопределенный срок. Из обязанности энергоснабжающей организации заключить договор энергоснабжения как публичный договор с любым потребителем вытекает невозможность такой организации расторгнуть данный договор. Расторжение договора энергоснабжения по предложению энергоснабжающей организации возможно по соглашению сторон. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются также по соглашению сторон.
Договор энергоснабжения с участием потребителя – физического лица может быть расторгнут последним в одностороннем порядке. В качестве условий такого расторжения договора ГК называет уведомление об этом энергоснабжающей организации и полную оплату использованной энергии. По данному вопросу высказано мнение, что для расторжения договора по инициативе гражданина достаточно соблюдения первого условия. Нет необходимости сохранения договорных отношений до полного выполнения потребителем обязанности по оплате использованной энергии. Задолженность подлежит взысканию с гражданина – должника в общеустановленном порядке вне зависимости от того, продолжаются с ним договорные отношения или прекращены. Иначе говоря, расторжение договора не влечет прекращения возникших из данного договора до его расторжения обязательств сторон. Согласно Правилам пользования электрической энергией при выезде из занимаемого помещения абонент обязан известить об этом энергоснабжающую организацию за 7 дней и произвести полный расчет за электроэнергию по день выезда, после чего энергоснабжающая организация прекращает подачу электроэнергии на объект (пп. 2.17). 2. Исходя из части первой п. 1 комментируемой статьи, невозможно расторжение договора энергоснабжения с участием потребителя-физи-ческого лица по причине неоплаты потребленных энергетических ресурсов. Однако это не соответствует сложившейся практике. Положение о порядке перерасчетов платы за коммунальные услуги и приостановления (возобновления) предоставления коммунальных услуг, утвержденное приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства от 21 февраля 1996 г. № 22 (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1996 г., № 6; 1997 г., № 23), предусматривает, чтожилищно-эксплуатационная организация вправе приостановить предоставление коммунальных услуг нанимателю (собственнику) жилого помещения, имеющему без уважительных причин задолженность по оплате указан- ^. i-- 193 ных услуг и не погасившему эту задолженность в течение месяца после получения официального письменного предупреждения. 3. Когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным пп. 1 п. 3 ст. 493 ГК (в случае неоднократного нарушения сроков оплаты энергии), за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Порядок применения такой санкции в отношении потребителей определяется специальным законодательством. Указом Президента Республики Беларусь от 15 августа 1994 г. № 50 «О расчетах потребителей за природный газ, электрическую и тепловую энергию» (п. 3) (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1994 г., № 2, ст. 47) предусмотрено право предприятий (объединений), снабжающих потребителей газом, электрической и тепловой энергией, применять к предприятиям (объединениям) и организациям независимо от форм собственности, не соблюдающим обязательства по оплате стоимости энергетических ресурсов, меры воздействия, вплоть до прекращения в установленном порядке отпуска этих ресурсов. Положения о порядке ограничения или прекращения подачи природного газа, электрической и тепловой энергии потребителям, не обеспечившим своевременную их оплату, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 ноября 2002 г. № 1578, предусматривает порядок ограничения или прекращения подачи энергоресурсов юридическим лицам при неоднократном нарушении ими сроков оплаты энергоресурсов. Общий порядок ограничения (прекращения) подачи энергоресурсов состоит в следующем. При непоступлении от потребителя предварительной оплаты за энергоресурсы в установленные договором сроки га-зо- и энергоснабжающие организации уведомляют потребителя об ограничении подачи энергоресурсов на текущий расчетный период на 25% от предусмотренных договором объемов и по истечении 3 суток после получения уведомления (при непоступлении средств от потребителя) вводят указанный режим ограничения подачи энергоресурсов. При непоступлении от потребителя оплаты за потребленные энергоресурсы в установленные договором сроки газо- и энергоснабжающие организации уведомляют потребителя об ограничении подачи энергоресурсов на текущий период на 50%, одновременно уведомляют об этом республиканские органы государственного управления (если потребитель – организация республиканской собственности) или об- 194 л исполкомы и Минский горисполком (если потребитель – организация коммунальной собственности или негосударственной собственности), и при непоступлении оплаты по истечении 3 суток после получения уведомления вводят указанный режим ограничения подачи энергоресурсов. При непоступлении от потребителя оплаты за потребленные энергоресурсы в течение 5 суток со дня срока оплаты газо- и энергоснабжающие организации уведомляют потребителя об ограничении подачи энергоресурсов до уровня аварийной брони (если таковая установлена) или о прекращении газо- или энергоснабжения, одновременно уведомляют об этом республиканские органы государственного управления (если потребитель – организация республиканской собственности) или облисполкомы и Минский горисполком (если потребитель – организация коммунальной собственности или негосударственной собственности), и при непоступлении оплаты по истечении 3 суток после получения уведомления соответственно ограничивают до уровня аварийной брони или прекращают подачу энергоресурсов. Республиканские органы государственного управления, облисполкомы и Минский горисполком, после получения указанных выше уведомлений, могут в течение 2 суток направить в газо- или энергоснабжающую организацию гарантийное обязательство по обеспечению погашения потребителем задолженности за энергоресурсы в согласованные сроки. При непоступлении оплаты либо при неисполнении гарантийного обязательства газо- и энергоснабжающие организации не менее чем за сутки извещают потребителя, республиканский орган государственного управления, облисполком (Минский горисполком) о дате и времени начала ввода ограничения или прекращения подачи энергоресурсов. Специальный порядок ограничения или прекращения подачи энергоресурсов применяется в отношении организаций, перечисленных в приложении к Положению от 14 ноября 2002 г., и предусматривает принятие соответствующего решения Республиканской комиссией по контролю за осуществлением расчетов за природный газ, электрическую и тепловую энергию по предложению Министерства энергетики. Положение от 14 ноября 2002 г. предусматривает запрет на прекращение подачи энергоресурсов организациям здравоохранения, учреждениям социального обслуживания, организациям радиологического и гидрометеорологического обеспечения и контроля, в жилищный фонд, к технологическому оборудованию объектов водоснабжения и канализации, действующим объектам вентиляции и водоотведения, 195 электростанциям, котельным и объектам газоснабжения, обеспечивающим газо- и энергоснабжение указанных в данном абзаце организаций. Конкретный перечень организаций (объектов), которым не допускается прекращение подачи энергоресурсов, разрабатывается облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с газо- и энергоснабжающими организациями. Как прекращение, так и ограничение подачи энергоресурсов не допускается воинским частям Министерства обороны, МВД, Государственного комитета пограничных войск и таможенным органам. Еще одним основанием перерыва в подаче, ограничения или прекращения подачи энергии является неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента, угрожающее аварией или создающее угрозу жизни и безопасности граждан. 4. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются, когда неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента: угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан; удостоверено органом государственного энергетического надзора; энергоснабжающая организация предупредила абонента о перерыве в подаче, прекращении или ограничении подачи энергии. Факт неудовлетворительного состояния энергетических установок определяется заключением органа государственного энергетического надзора. Согласно Положению о государственном энергетическом надзоре в Республике Беларусь, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 января 1998 г. № 26 (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1998 г., № 1, ст. 21; № 22, ст. 589), органами, осуществляющими государственный энергетический надзор, являются управление государственного энергетического надзора Белорусского государственного энергетического концерна, предприятия «Энергонадзор» производственных объединений энергетики и электрификации. Органы государственного энергетического надзора в соответствии с возложенными на них задачами контролируют соблюдение потребителями правил устройства электроустановок, технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, правил по технике безопасности при их эксплуатации; соблюдение потребителями и энергоснабжающими организациями правил пользования электрической и тепловой энергией; состояние технических средств коммерческого учета производства и потребления электрической и тепловой энер- 196 i ии; правильность применения тарифов на электрическую и тепловую энергию. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются только после соответствующего предупреждения абонента. Энергоснабжающая организация, допустившая перерыв в подаче электроэнергии без соответствующего предупреждения, обязана возместить потребителю ущерб, причиненный указанными действиями. 5. Основанием перерыва в подаче, прекращения или ограничения подачи энергии может стать необходимость принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии в системе энергоснабжающей организации (п. 3 ст. 517 ГК). В этом случае перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускается без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения. Обязанность энергоснабжающей организации в этом случае заключается в немедленном уведомлении об этом абонента. Статья 518. Ответственность по договору энергоснабжения 1. В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (пункт 2 статьи 14). 2. Если в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании законодательства, допущен перерыв в подаче энергии абоненту, эиергоснабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины. 1. Ответственность сторон по договору энергоснабжения определяется ГК, иными актами законодательства и договором. Такая ответственность наступает по общим правилам, установленным гражданским законодательством, при наличии: факта нарушения стороной обязательства по договору; субъективного основания ответственности, определяемого по правилам ст. 372 ГК (для возникновения обязательства по уплате неустойки); возникновения у другой стороны убытков, причинно связанных с нарушением обязательства. 2. Гражданский кодекс предусматривает ряд особенностей ответственности сторон по договору энергоснабжения. Это касается размера такой ответственности и субъективного основания ответственности. 197 По общему правилу, установленному п. 1 ст. 14 ГК, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. В состав убытков включаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или.повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает, что в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб. Таким образом, ГК ограничивает ответственность и энергоснабжающей организации, и потребителя обязанностью возместить лишь расходы, которые сторона, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение имущества. Неполученные доходы возмещению не подлежат. 3. Представляется, что при формальном равенстве сторон, данная норма направлена, прежде всего, на защиту интересов энергоснабжающей организации. Упущенная выгода, связанная с нарушением договора энергоснабжения и не подлежащая возмещению в соответствии с п. 1 ст. 518 ГК, может возникать, прежде всего, у потребителя. Данная статья не исключает, например, ответственности потребителя за нарушение обязанности за неисполнение денежного обязательства перед энергоснабжающей организацией в виде уплаты процентов. Имеют место и иные оценки установленного ГК ограничения ответственности сторон договора энергоснабжения. Нарушение энергоснабжения, как правило, влечет тяжелые экономические последствия. Такими нарушениями могут быть не только нарушения энергоснабжающей организации, но и нарушения абонентом условий энергоснабжения, которые сказываются на других потребителях. В этих условиях возложение на каждого из нарушителей договора всей полноты ответственности быстро привело бы к их банкротству, что негативно отразится на состоянии экономики страны. 4. По общему правилу лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законодательством или договором предусмотрены иные основания ответственности (п. 1 ст.372 ГК). Если иное не предусмотрено законодатель- 198 ством или договором, лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. 3 ст.372 ГК). Таким образом, субъект хозяйствования несет ответственность за нарушение обязательства и при отсутствии вины. Данные нормы распространяются и на отношения сторон по договору энергоснабжения. Исключение из приведенного выше общего правила составляет случай, предусмотренный п. 2 ст. 518 ГК. Если в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании законодательства, допущен перерыв в подаче энергии абоненту, энергоснабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины. Указанное ограничение ответственности энергоснабжающей организации производится в случаях, когда перерыв в подаче энергии абоненту происходит в результате регулирования режима потребления энергии, осуществляемого не иначе как на основании актов законодательства. Если причиной перерыва в подаче энергии абоненту является такое регулирование, осуществляемое не на основании законодательства, энергоснабжающая организация несет ответственность за нарушение договорных обязательств на общих основаниях. 5. Законодательством Республики Беларусь предусматриваются специальные санкции за нарушение обязательств по договору энергоснабжения. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь в разъяснении от 6 апреля 2000 г. № 03-24/650 «О взыскании с потребителей задолженности за энергоносители и пени за просрочку уплаты» (Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, 2000 г., № 3, с. 57-59) указал, что хозяйственным судам при разрешении дел по указанным искам необходимо учитывать, что в связи с ростом удельного веса затрат электроэнергии газоснабжающих организаций, связанных с изменением курса белорусского рубля по отношению к доллару США, и в целях упорядочения оплаты потребителей за природный газ, электрическую и тепловую энергию, постановлениями Министерства экономики Республики Беларусь определяется порядок индексации цен и тарифов на энергоресурсы. 199 В частности, абзацем первым п. 2 постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 28 августа 1998 г. № 66 «Об индексации цен и тарифов на энергоресурсы и задолженности по платежам за них» с внесенными в него дополнениями и изменениями предусматривается, что задолженность потребителей (кроме населения) по расчетам за природный газ, а также электрическую и тепловую энергию, отпускаемую производственными объединениями энергетики и электрификации концерна "Белэнерго", ежемесячно индексируются в полном размере на изменение курса белорусского рубля по отношению к доллару США без применения понижающих коэффициентов. Кроме того, из содержания абзаца второго п. 2 постановления Кабинета Министров Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 64 следует, что погашение задолженности потребителями (кроме населения) осуществляется с учетом разницы между официальным курсом денежной единицы Республики Беларусь на день уплаты по отношению к валюте, применяемой для расчетов за поставляемый из-за пределов республики природный газ, и курсом этой денежной единицы на дату сверки задолженности. В Обзоре судебной практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за подачу энергии по договорам энергоснабжения, утвержденном постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27 февраля 2001 г. № 2, указывается, что энергоснабжающие организации применяют различную методику расчета задолженности за поданную энергию: в одних случаях сумма задолженности рассчитывается с учетом соотношения валютного курса на дату обращения в суд и курса на дату выставления платежного требования для оплаты поданной энергии; в других случаях задолженность перерасчитывается ежемесячно с учетом соотношения валютного курса на последний день отчетного месяца и курса на последний день предшествующего месяца. Высший Хозяйственный Суд полагает, что обе методики являются допустимыми. Хозяйственным судам в таких ситуациях рекомендуется: а) предлагать энергоснабжающим организациям для подтверждения обоснованности заявленных требований представлять детальный расчет суммы задолженности, который содержал бы сведения о количестве потребленной энергии, величине примененного тарифа, а также о порядке применения валютного коэффициента (индексации); б) во избежание недополучения платежей за энергию следует обращать внимание энергоснабжающих организаций на необходимость при определении суммы задолженности по оплате энергии учитывать изменение 200 курса денежной единицы Республики Беларусь по отношению к доллару США на день рассмотрения спора в суде (Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, 2001 г., № 2, с. 127). Погашение задолженности за тепловую энергию производится юридическими лицами согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 1998 г. № 429 «Об индексации цен (тарифов) на коммунальные услуги для юридических лиц» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 8, ст. 202; 1999 г., № 16, ст. 463) по тарифам, действующим на момент оплаты. При взыскании такой задолженности в судебном порядке момент оплаты определяется датой вынесения решения по делу. Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 17 сентября 1999 г. № 546 «О совершенствовании порядка взыскания пени за не оплаченные в срок энергоресурсы» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 72, 1/6554; 2000 г., № 64, 1/1403) перечисленные в нем энергоснабжающие предприятия вправе взыскивать с потребителей пеню за не выполненные в срок обязательства по оплате поданной энергии в бесспорном порядке. 6. Ответственность сторон по договору энергоснабжения устанавливается также иными подзаконными актами. В соответствии с Правилами пользования электрической энергией энергоснабжающая организация в случае перерыва электроснабжения по основаниям, не предусмотренным правилами, возмещает потребителю убытки в размере 10-ти кратной стоимости неотпущенной электроэнергии. В случае подачи электроэнергии пониженного качества (с отклонениями от установленных параметров сверх допустимых пределов) энергоснабжающая организация возмещает потребителю убытки в размере 25 % стоимости такой электроэнергии (приведенные нормы противоречат комментируемой статье, согласно которой ответственность за нарушение договора энергоснабжения выражается в возмещении ответственной за нарушение стороной реального ущерба). При превышении договорных величин мощности (энергии) потребитель уплачивает энергоснабжающей организации 10-кратную стоимость электрической мощности (энергии), израсходованной сверх количества, предусмотренного на соответствующий (расчетный) период договором. Оплата за превышение договорной величины мощности не даёт потребителю право на дальнейшее использование повышенной, сверх указанной в договоре величины, мощности (пп. 2.10 Правил пользования электрической энергией). 201 За нарушение заданного договором режима работы электрокотельных и других электронагревательных приборов, используемых для отопления или горячего водоснабжения, оплата производится в размере 10-кратной стоимости мощности электронагревателей, работающих в неразрешенное время расчетного периода (пп. 2.11 Правил пользования электрической энергией).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.153.69 (0.049 с.) |