Ельцинская Конституция 1993 г. Что касается действующей ельцинской Конституции, высокоценимой Путиным 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ельцинская Конституция 1993 г. Что касается действующей ельцинской Конституции, высокоценимой Путиным



 

Что касается действующей ельцинской Конституции, высокоценимой Путиным, словосочетание «правовая система» встречается в ней один раз, но вовсе не по поводу собственно правовой системы и ее обустрой-ства, а по поводу полудесуверенизующего института, с которым насмерть бьется как Дон Кихот депутат Федоров. Это статья 15.

 

Статья 15, часть 4. Общепризнанные принципы и нормы международ-ного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

 

Теоретически и формально здесь возникает вопрос. А как же сувере-нитет российского государства? Его здесь нет. Но на практике путинский режим без труда нарушает и эту статью Конституции: выходит из между-народных договоров в одностороннем порядке, может вообще их не ис-полнять, он и Конституцию под себя подлаживает и интерпретирует, но, тем не менее, норма такая есть.

Итак, «Общепризнанные принципы и нормы международного права

 

и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы», — вот вам иллюстрация тому, что такое правовая система. Это совокупность правовых средств, которые опреде-ляют источники и генераторы нормативных правовых актов а стране.


 

297


Мы убедились, что для того, чтобы государство действительно было правовым, нужна системная, субординированная или иерархизирован-ная, скоординированная и взаимосогласованная организация правовой системы.

 

Поэтому, когда мы со многими экспертами, учеными создавали нашу Конституцию, я настаивал на том, чтобы в ней был раздел, четко органи-зующий правовую систему России.

Итак, к нашему проекту Конституции.

 

Наша Конституция

 

Глава 36. Правовая система России

 

Я сначала зачитаю контекст, в котором мы рассматриваем правовую систему России. Здесь такие статьи: юридическая сила Конституции Рос-сии, система правовых актов, федеральный конституционный закон, доктринальные правовые акты, федеральный закон, подзаконные акты, международные договоры России, правовая система России и принципы

 

и нормы международного права, законодательство субъекта России, му-ниципальные правовые акты, обеспечение целостности правовой систе-мы России, доступ к правовым актам, толкование правовых актов. Уже по названиям статьей можно видеть, что это действительно системное описание.

 

Статья 178. Юридическая сила Конституции России

 

1. Конституция России имеют высшую юридическую силу, прямое дей-ствие и применяется на всей территории России. Законы и иные право-вые акты, принимаемые (издаваемые) в России на всех уровнях государ-ственной власти, не должны противоречить Конституции России или каким-либо иным образом искажать ее положения.

2. Конституция России является основой для формирования правовой

и политической культуры и правосознания личности.

 

Статья 179. Система правовых актов

 

1. Конституция России является основой правовой системы России. Законы и иные правовые акты в случае их противоречия Конституции России подлежат отмене в установленном законодательством России порядке.

2. Система правовых актов включает в себя:…

 

Последовательность здесь означает более высокий ранг соответствую-щего правового акта, его силу. …

 

а) решения Конституционного суда России;


 

298


И они на самом деле реализуются безоговорочно и безапелляцион-но — это последняя инстанция в сфере установления соответствия Кон-ституции России законов и иных нормативно правовых актов, прини-маемых в России.

 

б) федеральные конституционные законы;

 

в) решения, принятые на референдуме России; г) международные договоры; д) федеральные законы;

е) решения, принятые на референдуме субъекта России;

Напомним, что и федеральный уровень, и уровень субъекта России,

и уровень местного управления — это все государственная власть в соот-ветствии с будущей Конституцией.

 

ж) уставы и законы субъектов России;

 

Напомню, Конституций у субъектов России не будет. Государство Россия не будет внутри себя содержать другие государства, мы совместно

 

с российским народом, с субъектами России будем укреплять государ-ственную мощь, целостность и прочность нашей единой страны. У субъ-ектов России будут уставы и законы субъектов России.

 

з) решения, принятые на местном референдуме; и) уставы и законы муниципальных образований; к) решения судов;

 

л) соглашения о передаче осуществления отдельных полномочий фе-деральных исполнительных органов соответствующим исполнительным органам субъектов России;

м) подзаконные акты.

Вот такая пирамида нормативных правовых и иных актов в россий-ской правовой системе.

 

3. В случае противоречия между правовыми актами действует право-вой акт, обладающий более высокой юридической силой.

4. В случае противоречия между правовым актом общего характера

и обладающим равной с ним юридической силой правовым актом, преду-сматривающим исключение из общего правила (специальным правовым актом), действует специальный правовой акт.

Что это за ситуация? Какой — нибудь закон, например, об основах чего-нибудь, и специальный закон о том же. Если между ними возникает про-тиворечие, то действует специализированный закон как более адресный, точный, детализированный. Таких коллизий в современной российской правовой системе много, а данной нормой мы такую коллизию снимаем.


 

299


5. В случае противоречия между правовыми актами, обладающими равной юридической силой и единым предметом регулирования, действу-ет правовой акт, принятый (изданный) позднее или принятый (издан-ный) правотворческим органом, в компетенцию которого входит при-нятие специальных правовых актов в данной сфере (компетентным органом).

И эта норма отражает реальные существующие в законодательном поле проблемы.

 

Статья 180. Федеральный конституционный закон

 

1. Федеральные конституционные законы имеют верховенство на всей территории России. Федеральные конституционные законы не мо-гут противоречить Конституции России.

2. Федеральные законы, доктринальные и иные федеральные норма-тивные правовые акты, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов России, муниципальные правовые акты не могут проти-воречить федеральным конституционным законам. В случае противоре-чия между федеральным конституционным законом и иными правовыми актами действует федеральный конституционный закон.

3. Кодексы России принимаются в порядке, предусмотренном Консти-туцией России для принятия федеральных конституционных законов,

и приравниваются к ним.

4. Федеральные конституционные законы принимаются по наиболее важным вопросам законодательного регулирования, предусмотренным Конституцией России.

5. Проекты федеральных конституционных законов вносятся в Со-брание народных представителей. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту России, Земскому собранию, депутатам Зем-ского собрания в количестве не менее 20 человек, депутатам Собрания народных представителей в количестве не менее 50 человек, Правитель-ству России, законодательным органам субъектов России,… (Внимание,сейчас пойдут новые вещи, речь пойдет о праве законодательной иници-ативы в части федеральных конституционных законов. — С.С.) … груп-пам граждан, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 100 000 человек. Право законодательной инициативы принадлежит так-же Конституционному суду России, Верховному суду России и Высшему арбитражному суду России, Генеральной прокуратуре России по вопросам, находящимся в сфере их ответственности.

Такое большое число граждан, необходимых для приобретение пра-ва внести законодательную инициативу обусловлено тем, что речь идет о федеральном конституционном законе, законе высшего уровня; для за-конов более низкого уровня число граждан будет иным, меньшим.


 

300


6. Проекты федеральных конституционных законов рассматрива-ются в порядке, установленном для рассмотрения проектов федераль-ных законов. Федеральный конституционный закон считается приня-тым, если он одобрен большинством не менее двух третей от общего (конституционного) числа депутатов каждой из палат Народного собо-ра России. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом России и обна-родованию.

Федеральный конституционный закон это документ следующего за Конституцией уровня значимости, поэтому и норма голосов для его при-нятия более жесткая.

7. Порядок принятия федеральных конституционных законов и от-ветственность за нарушение данного порядка устанавливается Консти-туцией России и федеральным конституционным законом.

Нужно сказать что в нашей Конституции конечно есть предел деталь-ности норм, это все-таки основной закон, он не должен расписывать все детали. Но в значительной мере мы пошли по дороге большей детали-зации, этого «от противного» требовала практика ельцинской юриди-зированной Конституции, которая вместо законного порядка в стране обустроила жизнь «по понятиям», но предел детализации должен быть. Поэтому сделаны отсылочные нормы в нашем проекте Конституции на необходимые федеральные конституционные законы и федеральные законы и это означает, что затем появится пирамида взаимоувязанных

с Конституцией законов, которая будет исчерпывающим образом описы-вать государственное устройство, управление, общественные отношения в совокупности всей пирамиды.

 

Статья 181. Доктринальные правовые акты

 

Внимание, это новая вещь. Новая не только потому что мы кон-ституируем доктрины, но и потому что разработали новый юридико-теоретический вид такого нормативного правового акта как доктрина. Доктрина в нашем смысле — это, во-первых, нормативный правовой акт

 

в форме федерального закона, во — вторых, содержащий в себе ценност-ную политическую манифестацию, увязанную с высшими ценностями российского государства и, в-третьих, что тоже очень важно и ново, он содержит в себе государственно-управленческую атрибутику, т. е. гаран-тии и страховку того, чтобы доктрина работала. Без этой атрибутики, как мы видим на практике, такого рода документы пылятся на полке, неко-торые в корзине для мусора, как это было, например, со Стратегией 2020 и другими документами путинизма такого уровня.

 

Итак.


 

301


1. Доктринальным правовым актом (доктриной, программой раз-вития) является нормативный правовой акт государственно-управлен-ческого характера, определяющий содержание государственной политики

в России, включая ее цели, направления и приоритеты, основы планов раз-вития, механизмы ее реализации на долгосрочную, среднесрочную и крат-косрочную перспективы.

Путинские типичные Послания парламенту в рамках регуляций на-шей Конституции были бы просто невозможны в силу своей несостоя-тельности.

2. Доктрины России утверждаются федеральным законом. Програм-мы развития России и отраслевые программы развития утверждаются Правительством России и федеральными исполнительными органами соответственно. Доктрины и программы развития субъектов России и муниципальных образований утверждаются соответствующими нор-мативными правовыми актами.

3. Доктрины России не могут противоречить Конституции России и федеральным конституционным законам. В случае противоречия меж-ду доктринальным и иным актом соответствующей юридической силы действует доктринальный правовой акт.

Еще раз подчеркнем, что наше новшество — это ответ на реальные проблемы государственного строительства, практики государственно-го управления и правоприменительной практики. За достаточно долгий срок путинистических издевательств и деградации нашей страны выяви-лось и накопилось очень много проблем и нужен адекватный этим про-блемам ответ. Мы решали эту задачу, как множество других, нашли реше-ние именно в этом виде и оставляем эту проблему в прошлом, в истории путинизма

 

Статья 182. Федеральный закон

 

1. Федеральные законы не могут противоречить Конституции Рос-сии, федеральным конституционным законам и доктринам России… (Мыидем по пирамиде вниз — от Конституции, федерального конституцион-ного закона, доктрин России к федеральным законам. — С.С.) … Иные правовые акты не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иными правовыми актами действует федеральный закон.

2. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Рос-сии, Земскому собранию, депутатам каждой из палат Народного собора России, Правительству России, законодательным органам субъектов Рос-сии… (Внимание, принципиально новая норма для принятия федеральныхзаконов. — С.С.) … группам граждан, обладающих избирательным правом,


 

302


в количестве не менее 50 000 человек, группам интересов … (Еще одно нов-шество! — С.С.) …и общественным объединениям в соответствии с феде-ральным конституционным законом… (Мы ввели в нашей Конституцииправосубъектный институт «групп интересов» и это очень важный шаг вперед, потому что вспомните нашу формулу будущего устройства стра-ны, которая политически зафиксирована в Программе Сулакшина: все за-конные интересы всех законных групп интересов. Кто как не сами люди, входящие в группу по схожим интересам, эти интересы знают, чувствуют когда их нарушают и торпедируют? Кто как не они сформулируют точную, своевременную и эффективную законодательную инициативу? На этом принципе, подчеркнем, что новом принципе, будут впереди описаны еще и институты выборов. Итак, группа интересов, общественное объединение смогут стать носителями права законодательной инициативы. Эти нормы как бы приближают народ, население к уровню разработки и принятия го-сударственных решений, а это не что иное как то самое народовластие. Мы создаем механизм реальных возможностей для обширных по количеству групп и объединений граждан страны становиться инициаторами зако-нодательной процедуры! — С.С.) … Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду России, Верховному суду Рос-сии и Высшему арбитражному суду России, Генеральной прокуратуре Рос-сии по вопросам, находящимся в сфере их ответственности.

Не по всем вопросам, но зато в сфере их ответственности эти органы самые компетентные — это важный момент для повышения качества за-конопроектной деятельности.

3. Проекты федеральных законов вносятся в Собрание народных пред-ставителей.

4. При рассмотрении проектов федеральных законов о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государствен-ных займов, о финансовых обязательствах государства, других проек-тов федеральных законов, предусматривающих дополнительные доходы федерального бюджета или расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, Собрание народных представителей запрашивает экспертное заключение Правительства России.

Нужно заметить, что только в этих случаях, когда нужно просчиты-вать экспертным, компетентным образом обстоятельства бюджета, кото-рые могут поменяться в связи с законодательной инициативой, во всех остальных случаях законодательных инициатив Правительству в них ме-ста нет, потому что действует принцип разделения властей.

5. Собрание народных представителей рассматривает проект феде-рального закона в первом чтении в течение не менее 30 и не более 60 дней


 

303


со дня его внесения субъектом права законодательной инициативы… (Нужно сказать, что эта норма только кажется не столь важной. На самом деле это тоже важнейший кирпичик в конструкции народовластия, ко-торую мы строим, потому что деятельность нынешней Государственной Думы, ее Совета, куда входит номенклатура, начальство-председатель

 

и заместители председателя Госдумы, председатели комитетов, руково-дители фракций — построена так, что они некоторые законодательные инициативы откладывает на годы. Народный представитель внес зако-нопроект, который ему избиратели поручили подготовить по их нуждам, а сидит два десятка начальников и откладывают его в долгий ящик. Вот такое сегодня «народовластие», поэтому мы эту практику по сути дела аппаратного произвола, подрывающего смысл народовластия, прекраща-ем таким простым, казалось бы, решением, но решается при этом очень непростая проблема. — С.С.) … Собрание народных представителей рас-сматривает проект федерального закона во втором чтении в течение не менее 45 и не более 90 дней со дня его одобрения в первом чтении. Собрание народных представителей рассматривает проект федерального закона в третьем чтении в течение не менее 20 и не более 30 дней со дня его одо-брения во втором чтении. Указанные сроки могут быть продлены только в случае крайней необходимости в отношении конкретного проекта фе-дерального закона указом Президента России.

 

6. Проект федерального закона считается одобренным Собранием на-родных представителей, если за него проголосовало более половины от общего (конституционного) числа депутатов Собрания народных пред-ставителей, если иное не предусмотрено Конституцией России.

7. Все одобренные Собранием народных представителей проекты фе-деральных законов в течение пяти дней передаются на рассмотрение Земского собрания.

8. Обсуждение и голосование по проекту федерального закона, одо-бренному Собранием народных представителей, производится в тече-ние одной сессии…. (Здесь тоже есть маленькая деталь: сейчас почему-тообъявляется, что Государственная дума принимает закон, но закон при-нят тогда и только тогда, когда он пройдя рассмотрение по нынешнему в Госдуме и Совете Федерации подписан Президентом и опубликован в официальной государственной газете, вот тогда он принят, на всех про-межуточных этапах, он одобряется. Можно сказать, что это лишь игра словами, но уже не раз приходилось убеждаться что даже местоположе-ние запятой в нормах конституции может очень на многое влиять: чер-теж страны — это невероятно профессиональная вещь. — С.С.) … Если проект федерального закона поступил в Земское собрание менее чем за 30 дней до окончания сессии, его рассмотрение переносится на следующую сессию.


 

304


9. Одобренные Собранием народных представителей проекты феде-ральных законов подлежат рассмотрению Земским собранием в течение 30 дней с момента их поступления.

10. Проект федерального закона считается одобренным Земским со-бранием, если за него проголосовало более половины от общего (консти-туционного) числа депутатов Земского собрания.

11. В случае отклонения проекта федерального закона Земским собра-

нием:

а) Собрание народных представителей может повторно рассмотреть проект федерального закона. В этом случае он считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего (конституционно-го) числа депутатов Собрания народных представителей;

б) палаты Народного собора России могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. В этом случае проект федерального закона считается принятым если Собрание народных пред-ставителей и Земское собрание одобрят его большинством, предусмо-тренным в частях 6 и 10 настоящей статьи.

12. Принятый проект федерального закона в течение пяти дней на-правляется Президенту России для подписания и обнародования.

13. Президент России в течение четырнадцати дней подписывает проект федерального закона и обнародует его или отклоняет проект фе-дерального закона.

Вспоминается как Ельцин некоторые законы отклонял, накладывал на них вето и писал так: отклоняю проект закона, потому что считаю его при-нятие нецелесообразным. Вот и все обоснование! Полный был произвол.

14. Если Президент России в течение четырнадцати дней с момента поступления проекта федерального закона отклонит его, то палаты Народного собора России в установленном Конституцией России поряд-ке вправе вновь рассмотреть данный проект федерального закона. Если при повторном рассмотрении проект федерального закона будет одобрен

в ранее принятой реакции каждой палатой Народного собора России боль-шинством не менее двух третей от общего (конституционного) числа депутатов, он подлежит безусловному подписанию Президентом России

в течение семи дней и обнародованию.

 

О чем здесь говорится? О том, что всевластию Президента мы про-тивопоставляем баланс полномочий. Сегодня известны такие анекдоти-ческие случаи, когда Президент Путин вносит законопроект в Государ-ственную Думу, его рассматривают в трех чтениях и на каждом этапе вносятся поправки, а в Совет Федерации попадает в итоге изначальный текст, который Путин вносил в Государственную Думу. Ну и как такую Государственную Думу можно квалифицировать? Аппарат по звонкам из


 

305


Администрации Президента наплевав, растоптав и вытерев ноги о депу-татов Государственной Думы, передает дальше сфальсифицированный документ, причем им не привыкать фальсифицировать, что на выбо-рах, что здесь. Поэтому баланс полномочий мы восстанавливаем во всех практических механизмах взаимодействия ветвей власти.

 

15. Порядок принятия федеральных законов и ответственность за нарушение данного порядка устанавливаются федеральным конститу-ционным законом.

Описанные выше анекдотичные случаи фальсификаций по специаль-ному федеральному конституционному закону будут наказуемы.

 

Статья 183. Подзаконные акты

 

Сегодня здесь полный балаган. С принятием нашей Конституции он закончится.

 

1. К подзаконным актам в России относятся:

 

а) постановления и иные акты палат Народного собора России; Это для внутреннего использования в палатах России.

 

б) указы и распоряжения Президента России и вице Президента России; Это подзаконные акты.

 

в) постановления и распоряжения Правительства России;

 

г) правовые акты Счетной палаты России;

д) правовые акты Генеральной прокуратуры России;

е) правовые акты Государственного банка России;

ж) правовые акты Всероссийской избирательной комиссии;

з) правовые акты федеральных исполнительных органов;

и) правовые акты исполнительных органов субъектов России;

к) правовые акты исполнительных органов муниципального образо-вания.

 

2. Иные федеральные государственные органы издают нормативные правовые акты на основании и во исполнение Конституции России, феде-ральных конституционных и федеральных законов по вопросам, отнесен-ным к сфере их ответственности.

Существующая сегодня конституционная терминология и правовой порядок сфер ответственности не предусматривает, есть только сферы введения, а у нас будут сферы ответственности, ответственности как обязанности исполнять соответствующие полномочия и ответственно-сти как обязанности понести наказание за недолжное исполнение полно-мочий на государственном посту.


 

306


3. Правовые акты иных федеральных государственных органов в случае их противоречия Конституции России, федеральным конституционным

и федеральным законам, правовым актам Президента России и Прави-тельства России могут быть отменены в установленном законодатель-ством России порядке.

 

Статья 184. Международные договоры России

 

1. Международные договоры России не могут противоречить Конститу-ции России, федеральным конституционным законам и доктринам России.

Эта норма существенно отличается от статьи 15 действующей сегодня либеральной Конституции, напомним ее четвертый пункт. 4. Общепри-знанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее право-вой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применя-ются правила международного договора.

2. Международные договоры становятся составной частью правовой системы России только в случае выражения Россией согласия на обяза-тельность для нее международного договора в установленной федераль-ным законом форме.

 

Статья 185. Правовая система России и принципы и нормы междуна-родного права

 

Держим в уме ту полуколониальную формулу, которая имеется в дей-ствующей Конституции.

 

Россией признаются принципы и нормы международного права, если они не противоречат Конституции России и федеральным конституци-онным законам.

 

2. Принципы и нормы международного права, не подтвержденные ре-ферендумом России, федеральными законами или в иной установленной федеральным законом форме, не является для России обязательными.

Эта норма означает суверенность национальной правовой системы, которая обязательна, эта система будет в балансе с международной пра-вовой системой, принципами и нормами международного права, но ба-ланс и гармония ни в коем случае не означает потерю суверенности.

 

Статья 186. Законодательство субъекта России

 

Каждый субъект России имеет свой устав и законодательство, не противоречащие Конституции России, федеральным конституционным и федеральным законам.


 

307


Статья 187. Муниципальные правовые акты

 

Каждое муниципальное образование имеет свой устав и иные муни-ципальные правовые акты, не противоречащие Конституции России, федеральным конституционным и федеральным законам, законам соот-ветствующего субъекта России.

 

Статья 188. Обеспечение целостности правовой системы России Целостность правовой системы России обеспечивается посредством: а) соблюдения порядка принятия нормативных правовых актов, вне-

 

сения в них изменений и дополнений, закрепленного Конституцией России и федеральным конституционным законом;

 

б) соблюдения иерархии нормативных правовых актов, закрепленной Конституцией России и федеральным конституционным законом;

 

в) официальной публикации полных текстов нормативных право-вых актов, а в случае внесения в них существенных изменений и дополне-ний — полных текстов актов с изменениями и дополнениями, выделен-ными в тексте;

 

г) доступности ежедневно обновляемой электронной базы данных «Свод законов России в сети Интернет;

д) закрепления порядка признания международных договоров России,

а также принципов и норм международного права составной частью пра-вовой системы России.

 

Статья 189. Доступ к правовым актам

 

1. Федеральные конституционные и федеральные законы, доктриналь-ные правовые акты подлежат официальному опубликованию. Неопубли-кованные законы не применяются.

2. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, обя-занности и ответственности человека и гражданина, не могут приме-няться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

У нас будет специальный закон о доступе к информации и есть статья

в нашей Конституции, которая обязывает государство делать для граж-дан страны прозрачными планы развития страны, обеспечивать знание о будущем страны — это тоже вопрос о народовластии.

 

3. Порядок опубликования федеральных конституционных и феде-ральных законов, доктринальных и иных нормативных правовых актов, их иерархия в правовой системе регулируются федеральным конститу-ционным законом.

4. Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он улучшает правовое положение человека и гражданина, устраняет или смягчает их ответственность.


 

308


5. Федеральные законы не могут приниматься с грифами, ограничива-ющими к ним всеобщий доступ. Федеральным законом может быть уста-новлено ограничение на доступ к правовым актам, содержащим сведения, относящиеся к информации с ограниченным доступом.

Это правовые акты, содержащие государственную тайну, в частно-сти.

Следующая статья — тоже совершенно новая вещь.

 

Статья 190. Толкование правовых актов

 

Почему это важно? Потому что кроме того, что сейчас делает Консти-туционный суд, когда по заявлениям исследует соответствие Конститу-ции тех или иных норм нормативно правовых актов, иногда сами нормы

 

и законы написанные двусмысленно, нечетко, непонятно, их можно ин-терпретировать по разному и в правоприменительной практике возни-кает проблема толкования. В сегодняшней России эта проблема не ре-шена. Для судей в случае судебных коллизий нормы закона разъясняет пленум Верховного суда, потом публикует их, но общей системы сегодня нет. А мы ее вводим.

 

1. Толкование правового акта дается исключительно в целях уяснения

и уточнения содержания правовых норм, совершенствования правопри-менительной практики и не может изменять смысл правовых норм.

2. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности право-вых актов, устанавливающих новые обязанности, устанавливающих или отягчающих ответственность за правонарушения или иным обра-зом ухудшающих положение физических и юридических лиц, толкуются в пользу лиц, чье положение ухудшается толкуемым правовым актом (его отдельными положениями).

3. Толкование правовых актов осуществляется по инициативе упол-номоченного органа либо по запросу государственного органа или его должностного лица, физического или юридического лица в порядке, уста-новленном регламентом или иным актом, регулирующим деятельность уполномоченного органа. Ограничения права на обращение с запросом о толковании правового акта могут быть установлены только феде-ральным конституционным законом.

4. В случае обнаружения неясностей и различий в понимании положе-ний правового акта, а также в случае противоречивой практики его при-менения правотворческие органы вправе давать его толкование, обяза-тельное для исполнения (официальное толкование).

5. Толкование федеральных конституционных и федеральных законов осуществляется Народным собором России в соответствии с федераль-ным конституционным законом.


 

309


6. Официальное толкование иных правовых актов осуществляется исключительно теми правотворческими и правоприменительными орга-нами, которые их издали, в соответствии с федеральным конституцион-ным законом либо судом при рассмотрении и разрешении конкретных дел.

7. Полномочия по толкованию правовых актов могут быть делеги-рованы правотворческому органу, не издававшему данный правовой акт,

в соответствии с законодательством России.


 

 

310


Часть 19. Суды в России

 

Тема настоящего раздела и экспертного разговора — судебная система.

 

Начнем по традиции с Конституции Советского Союза.

 

Конституция СССР

 

В ней есть раздел «VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор». Многие конструкты государства в этом секторе являются классически-ми, и хотя мы, решая задачи вылечить страну от ряда «гнойников», вно-сим новшества, в целом — это классическая конструкция, в чем можно сейчас убедиться.

 

Статья 151. Правосудие в СССР осуществляется только судом.

 

В СССР действуют Верховный Суд СССР, Верховные Суды союзных республик, Верховные Суды автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды, а также военные трибуналы в Воо-руженных Силах.

 

Статья 152. Все суды в СССР образуются на началах выборности су-дей и народных заседателей.

 

Эта особенность не перенесена ни в ельцинскую, ни в этом виде в нашу Конституцию. Но мы с большим вниманием анализируем встречную на-родную волну с отношением к тем или иным нашим конституционным новшествам: вопросы о назначаемости судей или их выборности, о, как это называлось тогда, народных заседателях или нынешних присяжных требуют точных решений, еще есть возможность думать.

 

Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого изби-рательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.

 

В СССР тогда это называлось выборами, хотя сейчас мы хорошо по-нимаем, что это было назначение, которое осуществлялось полускрытой партийной и советской вертикалью. Выборы в СССР были в значитель-ной степени формальностью, театрализованной декорацией. Вернее, пу-бличная часть выборов была декоративной, а вот работа «отделов кадров» по отбору кандидатов и ротации в партийных комитетах всех уровней была реальной.


 

311


Статья 153. Верховный Суд СССР является высшим судебным орга-ном СССР и осуществляет надзор за судебной деятельностью судов СССР, а также судов союзных республик в пределах, установленных законом.

 

Статья 154. Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществляется коллегиально; в суде первой инстанции — с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении право-судия пользуются всеми правами судьи.

 

Статья 155. Судьи и народные заседатели независимы и подчиняют-ся только закону.

 

Хотя реально телефонное право по линии «партком — судейские» ра-ботало эффективно.

 

Статья 156. Правосудие в СССР осуществляется на началах равен-ства граждан перед законом и судом.

 

Статья 157. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установлен-ных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства.

 

Статья 158. Обвиняемому обеспечивается право на защиту.

 

Статья 159. Судопроизводство ведется на языке союзной или авто-номной республики, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, уча-стие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.

 

Статья 160. Никто не может быть признан виновным в соверше-нии преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

 

Статья 161. Для оказания юридической помощи гражданам и орга-низациям действуют коллегии адвокатов. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бес-платно.

 

Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются за-конодательством Союза ССР и союзных республик.


 

312


Статья 162. В судопроизводстве по гражданским и уголовным делам допускается участие представителей общественных организаций и тру-довых коллективов.

Это было что-то вроде общественной защиты.

 

Статья 163. Разрешение хозяйственных споров между предприятия-ми, учреждениями и организациями осуществляется органами государ-ственного арбитража в пределах



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.157 с.)