Современные подходы к проблеме формирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные подходы к проблеме формирования



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………1  

Глава 1. Теория и практика управления процессом формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении…..6-27

1.1 Современные подходы к проблеме формирования

здоровьесберегающей среды в образовательном  учреждении ………..6

1.2 Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения. ……...11

1.3 Школьные факторы риска…………………………………………….13

1.4 Сущность, формы и методы управления процессом создания здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении………...19

Выводы по первой главе………………………………………………….28-29

 

Глава 2. Особенности формирования здоровьесберегающей среды

             в МБОУ СОШ г. Междуреченск……………………………30-48

2.1 Готовность школы к здоровьесберегающей деятельности…………30

2.2 Программа «Школа – территория здоровья» МБОУ СОШ

г. Междуреченск………………………………………………………32

Выводы по второй главе………………………………………………….49

Заключение ……………………………………………………………….50-52

Список литературы……………………………………………………….53-58 Приложения……………………………………………………………….59-84

                Приложение 1………………………………………………..59

               Приложение 2………………………………………………..62

               Приложение 3………………………………………………..66

               Приложение 4………………………………………………..69

 

 

Введение

Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

  В ходе модернизации современного образования в реализации программы «Наша новая школа» Президентом РФ определена важность работы по сохранению и укреплению здоровья школьников. Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников.

       Это, в свою очередь, предполагает создание таких образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к своему здоровью. Вопрос заботы о здоровье обучающихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

       В педагогической литературе достаточно активно ведется разработка теоретико-методологических основ формирования здоровьесберегающей образовательной среды. В исследованиях Брехмана И.И, Виленского М.Я, Вишневского В.А., Зайцева Г.К., Ирхина В.Н., Казина Э.М., Калачёва Г.А., Лищук В.А., Мостковой Е.В., Татарниковой Л.Г., Янушканец О.А.  раскрываются теоретико-методологические основы педагогики здоровья. Современные подходы к проблеме формирования здоровьесберегающей образовательной среды нашли также свое отражение в работах Айзмана Р.И, Берсеневой Т.А., Бдиновой Н.Г., Ильюшенкова В.В., Кучма В.Р., Куинджи П.Н.,  Литвиновой Н.А, Чумакова Б.Н., Шорина Ю.П.

Однако, несмотря на достаточную изученность данной проблемы, следует отметить, что ряд вопросов остаётся открытым, что подчёркивает необходимость её более основательного изучения. Неразработанность вопроса поиска наиболее оптимальных форм и методов организации деятельности по оздоровлению учащихся в условиях школы обусловлена следующими противоречиями. С одной стороны, между высоким уровнем заболеваемости населения и необходимостью сохранения и развития здоровья учащихся; с другой стороны, между отсутствием системы работы в школе и необходимостью разработки программ по здоровьесбережению. Перечисленные противоречия обуславливают необходимость поиска новых, нетрадиционных путей организации школьников в целях сохранения их здоровья, что и стало проблемой нашего исследования. Актуальность исследования и проблемы обусловили выбор темы научно-практического исследования: «Управление процессом формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении ».

Объект исследования: здоровьесберегающая деятельность в школе.

Предмет исследования: управление формированием здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении.

Цель нашего исследования - научно обосновать и экспериментально проверить эффективность предложенной программы по управлению формированием здоровьесберегающей среды школы.

В качестве рабочей гипотезы мы выдвигаем положение о том, что управление процессом здоровьесбережения комплексно, с использованием программы, будет более эффективно, если:

 – управление предусматривает создание здоровьесберегающей среды, формирующее осознанное здоровьесберегающее поведение;

– программа по здоровьесбережению включает в себя ценностно-целевой, содержательный, технологический и контрольно-оценочный компоненты;

– обеспечивается реализация и интеграция основных направлений деятельности образовательного учреждения: образовательного, оздоровительно-профилактического, социально-психологического, мониторингового, профессионально-ориентированного, консультативного;

– состояние сформированности здоровьесберегающей среды образовательного учреждения регулярно отслеживается на основе адаптивных критериев и показателей с целью своевременного внесения коррекционных мер.

Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи:

1. Выявить основные подходы к сохранению здоровья учащихся в деятельности общеобразовательного учреждения, выделить школьные факторы риска.

2. Определить сущность, формы и методы управления процессом создания здоровьесберегающей среды;

3.  Разработать критериальную базу оценивания качества внедрения здоровьесберегающей программы в образовательном учреждении;

4. Оценить эффективность внедрения здоровьесберегающей образовательной программы в МБОУ СОШ г.Междуреченска.

В ходе работы использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ (сравнительно-сопоставительный), опрос (анкетирование, беседа), диагностические методы (тестирование, метод компьютерной диагностики).

Теоретическая основа исследования базируется на анализе исследовании теоретико-методологических основ формирования здоровьесберегающей образовательной среды.

Эмпирической базой исследования является МБОУ СОШ г. Междуреченска. 

Практическая значимость работа может оказать помощь педагогам, в организации и управлении здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении.

Структура исследования: выпускная квалификационная работасостоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов по главам, заключения, библиографического списка, приложения. 

 

 

Глава 1. Теория и практика управления процессом формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении

 

Школьные факторы риска

Здоровье - основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и полностью овладеть школьной программой без чрезмерного напряжения. Снижение уровня здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении, особенно если в школе не созданы условия для нормальной жизнедеятельности организма ученика.

Современная школа с её повышенными физическими и психическими нагрузками зачастую оказывает на ослабленный организм детей особенно резкое отрицательное воздействие, вызывая дезадаптацию, хроническое переутомление, провоцируя рост заболеваний.

Обозначенные проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, которая может и должна сделать образовательный процесс здоровьесберегающим.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить те факторы (школьные факторы риска — ШФР), которые негативно ска­зываются на росте, развитии и здоровье детей, но и проранжировать их по значимости и силе влияния.

К числу ШФР относятся:

1. Стрессовая педагогическая тактика (или тактика педагогических воздействий).

2. Интенсификация учебного процесса.

3. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

4. Нерациональная организация учебной деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительной работы).

5. Низкая функциональная грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и ук­репления здоровья.

6. Слабая мотивация школьников на здоровый образ жизни.

7. Отсутствие стратегии здоровья, основанной на социальной ценности здоровья и ответственности человека перед обществом за своё здоровье и общества перед человеком за его здоровье.

Сила влияния ШФР определяется тем, что они действуют:

* комплексно и системно;

* длительно и непрерывно (в течение 11 лет, ежедневно).                

Одним из источников стресса в школьной жизни является жесткая агрессивная среда, конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и школой, при которых страдающая сторона — ребенок. Специальные исследования Ин­ститута возрастной физиологии РАО показывают, что микрострессы (которые по силе своего суммарного негативного влияния не уступают серьезным конфликтам) действуют практически ежеминутно.

Однако ведущим стрессорным фактором в школе является ограничение времени в про­цессе деятельности. Физиологам хорошо известен негативный эффект ситуации ограни­чения времени в процессе любой деятельности. Доказано, что это сильнейший стрессорный фактор, и именно в ситуации ограничения времени, постоянного «цейтнота» школьник живет в течение  11-ти  лет школьного обучения. Ограничение времени неиз­бежно приводит к снижению качества учебной работы, неудачам, заставляя ребенка ощу­щать свою несостоятельность, испытывать недовольство взрослых и т.п. При этом ограни­чение времени может быть связано как с увеличением объема и интенсивности учебных нагрузок, так и с технологией и методикой обучения. Решение этой проблемы требует не толь­ко изменения положения ребенка в школе и, возможно, законодательной защиты его прав и здоровья, но и серьезного изменения профессиональной подготовки педагогов.

Таким образом, стрессовая тактика педагогических воздействий является фактором, определяющим ухудшение состояния психического и физического здоровья школьников. Вторым по значимости фактором риска, вызывающим повышенное функциональное напряжение, утомление и переутомление, которое также может привести к нарушению здоровья детей, выступает несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся. Фактически все то, что касается скоростных характеристик деятельности, и есть отражение несоответствия методики возрастным и функциональным возможностям ребенка.

Еще один фактор, приводящий к резкому ухудшению здоровья, это интенсификация учебного процесса. Интенсификация идет различными путями: первый (откры­тый) — увеличение числа учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов). Существенное увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у этих детей достоверно чаще отмечаются большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляе­мость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая со­противляемость организма и т.п. нарушения.    Второй (скрытый) вариант интенсификации учебного процесса — реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала. Резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсифика­ции учебного процесса, утомлению и переутомлению.

Высокая интенсивность учебного труда не позволяет варьировать обучение, учесть ин­дивидуальные особенности ребенка оставить резерв для организации щадящего режима, необходимого для детей с отклонениями в состоянии здоровья (их более 80 %). Число та­ких детей за годы обучения неуклонно растет. По данным Института возрастной физиоло­гии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 — психоневрологических отклонений, в 3 — патология органов пищеварения, т.е. уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья углубляются, усиливаются, стано­вятся хроническими и комплексными. Причем отмечается высокая зависимость роста от­клонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки.

Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением.

Важно отметить, что в организации учебного процесса в школе нет мелочей, все значи­мо, все сказывается на состоянии и здоровье ребенка, также сказываются и гигиенические условия обеспечения учебного процесса, такие как:

· условия освещённости;

· воздушно-тепловой режим;

· воздействие шума;

· санитарно-гигиеническое состояние школы;

· экологические факторы;

· гигиенические требования к использованию мультимедийных средств обучения;

· организация питания школьников;

· требования к школьной мебели.

Все эти условия регламентированы Санитарными правилами и нормами, но еще не реализованы в большинстве школ России.  

Также весьма велика роль учителя в решении проблемы оздоровления школьников. Основные направления учительской деятельности по оздоровлению учащихся изложены в следующей схеме, предложенной Левиным Э.А.:

Схема 1

Роль учителя в оздоровлении школьников


 
Знакомит своих подопечных с наукой о здоровом образе жизни – валеологией. Установленные ею закономерности должны лечь в основу индивидуального плана оздоровления каждого ученика


   

 

 

 


[20, с.101]

Можно ли полностью исключить или минимизировать негативное влияние школьных факторов риска на рост, развитие и здоровье детей?     Несомненно, необходим комплекс мер по созданию здоровьесберегающей образовательной среды и здоровьесохраняющей организации учебного процесса.

Все вышеперечисленные школьные факторы риска можно разделить на две категории:

1. Корректируемые – действия, которых можно в некоторых случаях урегулировать;

2. Устранимые – негативное действие которых можно снять или нейтрализировать.

Существует также категория неизбежных факторов риска. К ним относят эндогенные факторы (возрастные, половые, наследственные), а также экзогенные внешкольные факторы (экологические и экономические). Мы обязаны учитывать неизбежные факторы, но мы не имеем возможности на них воздействовать.

Итак, в комплексе перспективных мер, направленных на снижение (или исключение) влия­ния школьных факторов риска можно выделить три направ­ления:

научное и научно-методическое, решающее комплекс научных, теоретических и ис­следовательских задач, определяющих физиологические и психофизиологические ос­новы здоровьесберегающей деятельности;

прикладное, решающее комплекс практических (прикладных) здоровьесберегающих задач современной школы;

организационное, определяющее организационные формы и управленческие решения организации, контроля и оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.

Исходя из вышеперечисленных школьных факторов риска, мы можем выделить следующие принципы здоровьесбережения в образовательном учреждении:

1. не навреди;

2. принцип поддержания интереса к двигательной и познаватель­ной активности;

3. действенный приоритет здоровья;

4. принцип непрерывности и преемственности;

5. принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися;

6. принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;

7. комплексный, междисциплинарный подход к организации обучения;

8.  медико-психологическая компетентность учителя;

9. принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий;

10. приоритет позитивного подкрепления над негативным;

11. приоритет активных методов обучения;

12.приоритет сочетания охранительной и тренирующей стратегий здоровьесбережения в школе;

13. принцип формирования ответственности учащихся за своё здоровье;

14. принцип отсроченного результата;

15. принцип контроля над результатами здоровьесберегающей деятельности.

1.4 Сущность, формы и методы управления процессом создания здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Управление это целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистемой для достижения общих целей. Субъекты управления в образовательных учреждениях: директор, заместители директора, учителя, учащиеся и их родители. Современная педагогическая тенденция в менеджменте: неформальные, демократические, гибкие способы и методы управления. Цель управления заключается в совершенствовании применяемых решений теми, кого они непосредственно затрагивают – это и есть демократизация. Под принятием управленческого решения понимается принимаемый самостоятельно каждым субъектом управления план действий.

Методы управления – это пути (способы) реализации принципов управления для достижения намеченных целей. В педагогической теории и практике существуют методы управления процессами (директор школы управляет нормальным протеканием учебно-воспитательного процесса) и методы руководства (директор школы руководит людьми, осуществляющими учебно-воспитательный процесс).

Обратимся непосредственно к методике управления здоровьесберегающей средой в образовательном учреждении.

Вне­дрение здоровьесберегающих технологий, создание адаптив­ной образовательной здоровьесберегающей среды в учреждениях, повышение квали­фикации и обучение педагогов на сегодняшний момент - одна из важнейших управленческих задач, стоящих перед организаторами образования в области здоровьесбережения. Опыт успешного внедрения подобных технологий в образовательный процесс учреждений, формирова­ния адаптивной образовательной среды уже имеется и доста­точно ярко обобщен в работах Гладышевой О.С., Галеевой Н.Л., Рапопорт И.К. Предложены технологии формирования моделей «школ здоровья» путем изменения как содержания образова­ния и системы оценки качества знаний, так и путем изменения формы и статуса образовательного учреждения. Всё это требует долгосрочные программы мероприятий и стройной государственной политики, направленных на улучшение качества жизни и охрану здоровья школьников. Мы можем выделить следующие признаки государственной заинтересованности в здоровье нации:

1. процент национального дохода на финансирование здравоохранения;

2. борьба за экологическую чистоту;

3. борьба с наркозависимостью;

4. поддержка массовых видов физической культуры: шейпинг, аэробика, забеги, проплывы;

5. формирование «моды» на двигательную активность, на закаливание, на здоровый образ жизни;

6. обеспечение возможности рационального питания.

Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убедили педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо прини­мать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования.  В частности, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предпола­гает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащих­ся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здо­ровья обучающихся, в том числе за счет:

— реальной разгрузки содержания общего образования;

— использования эффективных методов обучения;

— повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;

— организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;

— улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;

— рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.

Таким образом, на этой основе в ближайшие годы должны быть разработаны и апробированы перспек­тивные модели здоровьсберегающего образовательного процесса в образовательных уч­реждениях различных типов и видов.

Особенно важны в решении проблем сохранения и укрепления здоровья, следующие задачи науки:

· выявление причинно-следственных связей и разработка научных моделей;

· разработка новых технологий и их компонентов;

· экспериментальное обоснование новых моделей здоровьесберегающей среды;

· разработка средств и методических приемов экспертизы;

· экспертиза любых педагогических нововведений;

· просвещение учителей;

· просвещение родителей.

  Не менее значимы и задачи школьной администрации:

· соблюдение СанПиНов;

· внедрение новейших технологий обучения и оздоровления, прошедших экспертизу;

· обеспечение переподготовки кадров;

· организация системной работы по охране и укреплению здоровья, формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни;

· создание инфраструктуры для оздоровительной деятельности;

· влияние на социальные, экономические и психологические факторы;

· организация контроля над динамикой состояния здоровья педагогов, учащихся.

 Следует выделить и задачи учителя:

· просвещение учащихся;

· мотивация учащихся;

· создание эффективного психологического климата в классе;

· выбор адекватных средств и методов;

· индивидуальный подход;

· взаимодействие с семьей;

· влияние на микросоциум;

· привлечение к работе родителей;

· фиксация проблем.

Особо подчеркнём задачи родителей:

· создание условий для академических занятий ребенка;

· создание условий для оздоровления ребенка;

· формирование морали, социальных установок;

· формирование мотивации;

· передача культурных традиций;

· взаимодействие с учителем в проблемных ситуациях;

· влияние на психологические внутришкольные факторы.

Есть свои задачи в сохранении и укреплении собственного здоровья и у учащихся:

· формирование собственной мотивации к здоровью;

· формирование привычки соблюдать гигиенические правила и нормы;

· изучение учебного материала и соотнесение его с собственным опытом;

· нацеленность на поиск позитивного выхода в проблемных ситуациях.      

Школа может и должна заниматься изучением проблем здо­ровья, потому, что это — важнейшая категория, характеризую­щая условия формирования конкретного человека, становле­ния и развития его психических и духовных качеств, физиче­ского совершенства, целевой жизненной установки.

Какой же должна быть школа со здоровьесберегающей сре­дой?

Это, прежде всего, такое образовательное учреждение, в котором должны быть методики обеспечения психолого-меди­ко-социального сопровождения учащихся на каждом возраст­ном этапе, постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни школьника, реабилитационная работа по медицинским пока­зателям каждого индивидуума, методики включения учащихся в здоровьесберегающую деятельность.

Основополагающим элементом в создании механизма здоровьесберегающей среды является проведение мониторинга здоровья детей: диагностика соматического, физического, психического состояния и функциональных возможностей организма человека. «В комплекс показателей должны быть включены оценка физического развития обучающихся и оценка их физической подготовленности, а также комплексная оценка состояния здоровья путём распределения школьников на группы здоровья. Систематически должны анализироваться показатели заболеваемости учащихся по количеству случаев и дней пропусков занятий по болезни». [24, с.107-108]

Исследования различных подходов к решению здоровьесберегающих, здоровьеформирующих проблем позволили определить основные направления деятельности, охватывающие различные аспекты управления педагогическим процессом на разных уровнях и ступенях его организации. В обобщенном и проверенном опытом многолетней работы варианте все направления деятельности можно сгруппировать следующим образом:

·       Создание модели экологически комфортной образовательной среды, влияние которой на состояние здоровья субъектов педагогического процесса не провоцирует (сдерживает) развитие патологических изменений;

·      Разработка и внедрение технологий реабилитации умственной и физической работоспособности в педагогическом процессе:

·      Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни субъектов образовательного процесса на основе компетентностного подхода;

·       Внедрение мониторинговой системы результативности педагогического процесса, где здоровье рассматривается как один из показателей и критериев оценки его эффективности;

·        Разработка технологии здоровьесберегающего сопровождения учащихся в образовательном процессе.

Попытаемся раскрыть роль общеобразовательных учреждений, педагогических коллективов в реализации идеи здоровьесбережения, основная суть которой состоит в следующем:

1. Практически каждое общеобразовательное учреждение в наше время в качестве ключевых определяет следующие три задачи: во – первых, не провоцировать ухудшении состояния здоровья каждого ученика, во – вторых, по мере возможности укреплять его и развивать, в – третьих, готовить ученика к здоровому образу жизни, воспитывая у него культуру здоровья.

2. Как показывают исследования, объективно педагогический коллектив осознает, что достичь этого возможно лишь при условии, если будет создана в образовательном учреждении здоровьесберегающая, здоровьеформирующая, здоровьеразвивающая образовательная среда.

3. В качестве ведущих условий создания такой среды должны выступать, во-первых, высокая компетентность в области здоровьесбережения у всех участников образовательного процесса (учителей, руководителя школы, учеников и родителей). Вторым важнейшим условием является наличие ресурсных возможностей и умелое их использование руководителями образовательных учреждений в управлении. 

В основе здоровьесберегающей деятельности в школе следует рассматривать личностно-развивающее (гуманно-личностнное) образование, ведущий постулат которого – признание индивидуальности и уникальности личностного развития каждого ребенка.

Очевидно, что без формирования у подрастающего поколения потребности быть здоровым, ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков здорового образа жизни задачу эту не решить. Важно, чтобы забота о собственном здоровье как основной жизненной ценности стала естественной формой поведения. Эта работа требует объединения усилий образования, здравоохранения, культуры. Необходима не про­сто координация деятельности образовательного учреждения в решении этой задачи, а комплексная целевая программа упра­вления развитием мотивации здорового образа жизни (ЗОЖ) современного школьника. В термин «здоровый образ жизни» включается:

1. категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранить и укрепить здоровье, поддерживающих оптимальное качество жизни;

2. комплекс рациональных поведенческих правил, обеспечивающих индивиду защиту от патогенного воздействия факторов окружающей среды;

3. активная и сознательная деятельность личности, группы людей, общества, направленная на улучшение здоровья людей, гармоничное развитие человека;

4. организация всех сторон своего бытия, позволяющая увеличить продолжительность жизни и повысить её качество;

5. поведение, позволяющее экономить время и деньги на услугах здравоохранения.

Школа является социальным, функциональным органом, который способствует рождению у человека опыта саморегу­ляции здоровой жизнедеятельности. Проведение системной целенаправленной работы по созданию комплексной психо­лого-педагогической поддержки формирования потребности в ЗОЖ учащихся ведет к серьезным изменениям в развитии школы, захватывая все уровни — от управления образователь­ным учреждением до отношений в классе.

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения уже давно перестала быть проблемой только здравоохранения. Задумываешься над вопросом: какой ценой дается образование? Невольно стано­вишься перед выбором: так все-таки, здоровье или образова­ние?  [18, с. 60]

Как сохранить здоровье ученика, дав ему качественное образование? Эта проблема сегодня уже имеет решение. Осво­ение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образо­вательный процесс позволяет сделать его «безопасным» для ученика, четко определив стратегию развития - здоровье через образование.

Здоровьесберегающая функция обучения реализуется успешнее, если обучение имеет специальную направленность, разработано и организованно так, чтобы включить учащихся в активную образовательную деятельность. 

Значимой проблемой является и содержание образования, обеспечивающее формирование и развитие культуры здоровья детей, подростков, молодежи.

И, наконец, ведущим условием успешного практического решения проблемы здоровья в образовании мы рассматриваем профессиональную компетентность учителя, его личную культуру здоровья. Культура здоровья педагога является важным ресурсом успешности педагогической деятельности, поскольку только учитель, как носитель культуры здоровья, может воспитать ответственное отношение у ребенка к личному здоровью и здоровью окружающих людей.

Таким образом, здоровьесбережение как одно из основных направлений в работе школы даст хорошие результаты только при учете всех факторов и условий управления качеством образовательного процесса в целом и при активизации как внутреннего, так и внешнего ресурсного потенциала.

Обязательными компонентами государственной политики в области охраны и укрепления здоровья детей и подростков являются:

1) научно - методическое обеспечение;

2) законодательная база и подзаконные акты, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья в процессе обучения и воспитания;

3) создание условий для благоприятного роста и развития детей в школе;

4) использование здоровьесберегающих образовательных технологий;

5) формирование здорового образа жизни подрастающего поколения;

6) эффективное медицинское обеспечение в школе. [18, с. 20]

Выводы к первой главе

Изучение и анализ литературы позволил сделать вывод, что на ребёнка в процессе обучения в образовательном учреждении комплексно и непрерывно действуют множество факторов, отрицательно влияющих на его здоровье. Их мы можем выразить в следующей схеме:

Схема 2

В комплексе перспективных мер, направленных на снижение (или исключение) влия­ния школьных факторов риска можно выделить три направ­ления:

научное и научно-методическое, решающее комплекс научных, теоретических и ис­следовательских задач, определяющих физиологические и психофизиологические ос­новы здоровьесберегающей деятельности;

прикладное, решающее комплекс практических (прикладных) здоровьесберегающих задач современной школы;

организационное, определяющее организационные формы и управленческие решения организации, контроля и оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений.

Под здоровьесбережением участников образования следует понимать решение образовательных задач с учетом состояния их здоровья и с целью его сохранения, а, по возможности, укрепления. Здоровьесбережение, с одной стороны, является частью образовательного процесса, а с другой - условием, обеспечивающим реализацию образовательных программ на основе сохранения здоровья участников образовательного процесса и самореализации обучающихся.

Выявлены следующие управленческие основы формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении:

· использование эффективных методов обучения;

· обеспечение переподготовки кадров;

· повышение удельного веса и качества занятий физической культурой;

· формирование мотивации и потребности у педагогов к здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе;

· организация мониторинга состояния здоровья детей;

· улучшение организации питания обучающихся в школе;

· рационализация досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха.

Группы здоровья

2008-2009 2009-2010 2010 - 2011 2011 - 2012 2012 - 2013
% % % % %
I 16 19 18 19 18
II 64 62 65 67 70
III 20 19 15 10 7

 

Из таблицы видно, что по мере реализации программы эксперимента количество учащихся с I группой здоровья стабильное, увеличивается количество детей со II группой здоровья и имеет тенденцию к снижению количество учащихся, имеющих III группу здоровья

Выводы по второй главе

В рамках реализации программы «Школа - территория здоровья»  администрация, педагогический коллектив и медицинские работник работают в тесном сотрудничестве. По совместно разработанным планам проводится диагностика по здоровьесберегающей деятельности школы, разработана система показателей и методического обеспечения проведения мониторинга, результативности работы, ведется курсовая подготовка для педагогов образовательного учреждения.

Администрация школы в рамках эк



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.158.148 (0.142 с.)