Лечебно-оздоровительное плавание при нарушениях осанки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лечебно-оздоровительное плавание при нарушениях осанки



Введение

 

Сейчас очень много сутулых людей. Это связано со слабостью мышц. И, конечно же, с имеющимися у ребенка комплексами: высокий рост, зажатость, стеснительность и т.д.

Правильная осанка - залог здорового позвоночника и его нормального функционирования. Положение позвоночника в пространстве начинает формироваться с первых дней жизни ребенка, поэтому важно не пускать ситуацию на самотек и уделять пристальное внимание ее правильному формированию самых ранних лет.

Осанка формируется на протяжении длительного периода времени: от рождения до 25 лет. При правильной осанке подбородок немного приподнят вверх, плечи расправлены и расположены на одном уровне, лопатки приближены к позвоночнику, живот не выпячивается вперед и не выходит за уровень грудной клетки.

Искривления позвоночного столба приводят к серьезным сбоям и нарушениям всего организма:

-увеличивается нагрузка на позвоночник, что чревато образованиям протрузий и грыж;

-ухудшается работа внутренних органов и жизненно важных систем;

-нарушается кровообращение;

-повышается риск развития заболеваний опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы.

Согласно данным различных медицинских исследований дети с искривлениями позвоночника подвержены простудным заболеваниям. Чаще болеют бронхитом, страдают от головных болей и расстройств работы желудочно-кишечного тракта.

Сколиоз легче предупредить, чем потом лечить

Чтобы поддерживать позвоночник в норме, необходимо особое внимание уделять физической активности. Правильные нагрузки помогают укрепить связки и мышцы, сделать спину более гибкой, улучшить осанку. Вариантов для физических нагрузок множество, но самым оптимальным из них является плавание.

Как известно вода оказывает положительное воздействие на весь организм. Особенно важно делать специальные упражнения в бассейне для позвоночника. И этому есть свое объяснение. Плотность воды гораздо выше плотности воздуха, поэтому организму приходится преодолевать сопротивление воды. А это приводит к быстрому и значительному укреплению всего мышечного корсета.

 

Таблица 1

Основное содержание занятий лечебным плаванием при нарушениях осанки

Место проведения Часть занятия Время, мин Упражнения  
На суше (зал) Подготовительная — 10 5 Приветствие общеразвивающие  
    3 Специальные, корригирующие  
    2 Имитационные  
В воде (бассейн) Основная — 15 5 Специальные, имитационные  
    10 Изучение, совершенствование спортивных и индивидуально рекомендуемых способов плавания  
  Заключительная — 5 5 Игры  
Домашнее задание

Специальные и корригирующие, имитационные

 

туловища в разгрузочных для позвоночника исходных положениях (лежа, на четвереньках), коррекция имеющихся нарушений. Специальные и имитационные упражнения: для укрепления мышц, участвующих в гребковых движениях, на растягивание и подвижность в голеностопных и плечевых суставах; упражнения, имитирующие технику способов плавания, освоение каждого элемента (ограничивается разучивание работы рук в и. п. — стоя в наклоне вперед).

Лечебно-оздоровительное плавание является основной частью занятия. Для достижения наибольшего эффекта температура воды должна быть комфортной, не ниже 28 — 30 °С.

Примерные специальные упражнения, выполняемые в начале занятия при нарушениях осанки:

1. И. п. — стоя на глубине — вода до плеч, руки впереди ладонями кнаружи. Описать круг руками назад, прогнуться — вдох, вернуться в и. п. — выдох. 3—5 раз.

2. И. п. — лежа на воде на спине, держаться руками за бортик, руки за головой, между стопами зажать резиновый круг (мяч). Утопить круг ногами, удерживать в этом положении несколько секунд. 3—4 раза.

3. И.п. — стоя спиной к бортику на глубине — вода до плеч, держаться за него разведенными в стороны руками. Сделать шаг вперед одной ногой, не отпуская рук (можно скользить руками по поручню), расправить плечи, прогнуться, вернуться в и.п. По 3—4 раза каждой ногой. Затем выполняются подготовительные упражнения по освоению с водой; изучается и совершенствуется техника спортивных и рекомендуемых при нарушениях осанки способов плавания (табл. 2).

Большое внимание уделяется длительным скольжениям и работе ног, постановке правильного дыхания. Главное упражнение — проплывание до 10 бассейнов в медленном темпе без остановок индивидуально рекомендуемым способом в полной координации, чередуя с брассом на груди с удлиненной паузой скольжения. Другие плавательные упражнения применяются согласно таблице 3. В зависимости от поставленных задач в занятиях используются упражнения той или иной группы, например, для освоения с водой, упражнения в плавании при помощи движений руками, ногами (2 бассейна), в полной координации, дифференцированно для каждого вида нарушения осанки. При асимметричной осанке в сочетании с нарушениями в сагиттальной плоскости применяются упражнения для асимметричной осанки, не противоречащие разрешенным упражнениям при данном нарушении в сагиттальной плоскости. Задания чередуются с дыхательными упражнениями, на расслабление, лежанием на воде.

Для улучшения эмоционального состояния детей, снятия усталости, закрепления и совершенствования плавательных умений и навыков применяются различные игры типа «Спрячься», «Водолазы», «Охотники и утки», «Авария», «Пятнашки», «Кто сильнее?» и др. Используются также эстафеты, игры с элементами водного поло, с нырянием в длину и глубину.

Из способов прикладного плавания изучаются способы плавания на спине и на груди, ныряния в длину до 7—14 м, ныряния с помощью движений ногами кролем в ластах. Из прыжков в воду используются спады из положения в группировке с низкого бортика при плоской спине и шагом вперед из положения стоя («солдатиком») при круглой спине.

Домашние задания состоят из небольших комплексов упражнений (5 — 6), которые обязательны для выполнения не менее двух раз в день в качестве утренней гимнастики и физкультпауз, проводятся под контролем родителей. Обязательно включаются по 1 — 2 упражнения на выработку навыка правильной осанки, на укрепление мышц туловища, а также индивидуальные корригирующие и имитационные упражнения. Периодически часть упражнений меняется.

 

Таблица 2

Таблица 3

Советы родителям

Очень часто проблемы с позвоночником зарождаются в начальной школе. Во время учебы ребенку приходится большую часть времени проводить в сидячем положении. Неокрепшие мышцы быстро устают, в них накапливается напряжение, появляется чувство дискомфорта и болевые ощущения.

Чтобы избежать формирования неправильной осанки, необходимо учитывать следующие рекомендации:

1.Позаботьтесь об ортопедическом матрасе и подушке для организации правильного сна ребенка.

2.Приобщайте растущий организм ребенка к активному образу жизни: пусть он больше времени проводит на свежем воздухе, занимается плаванием, спортом и подвижными играми. Особенно для формирования осанки полезны баскетбол и волейбол.

3.Выбор правильной обуви. Она обязательно должна быть с супинатором. Это поможет в формировании правильной походки, предотвратит развитие плоскостопия.

4.Следите за тем, чтобы нагрузка на позвоночник ребенка была равномерной. Не следует приобретать сумки через плечо или портфели, которые нужно носить в руках, так как это акцентирует нагрузку на одной стороне тела. Желательно отдавать предпочтение специальным рюкзакам с ортопедической спинкой и широкими лямками. Также контролируйте вес рюкзака.

5.Особое внимание уделяйте мебели для занятий. Стул должен обязательно иметь ровную спинку. Расстояние между рабочей поверхностью стола и глазами ребенка должно быть не меньше 30 см

Кроль на груди

Способ плавания кроль является самым быстроходным и популярным в спортивном плавании. Техника движений кролем на груди очень близка «кролевидным» способам плавания, таким, как кроль на спине и дельфин. Поэтому данный способ плавания особенно широко используется для обучения плаванию детей и подростков.

Кролем можно нырять под водой, работая одними ногами или помогая себе гребками рук брассом. При плавании кролем пловец выполняет попеременные движения руками и ногами: выполнив гребок одной рукой, пловец проносит ее вперед над водой, в это время другая рука заканчивает гребок и т.д. При плавании кролем тело лежит на поверхности воды почти в горизонтальном положении. Движения руками обеспечивают основную тягу, а движения ногами помогают поддерживать более высокое положение тела в воде. Вдох происходит при повороте головы в сторону.

Положение тела. Перед началом движения кролист лежит на поверхности воды почти горизонтально, в хорошо обтекаемом положении, лицо опущено в воду. С увеличением скорости он принимает более высокое положение и угол атаки уменьшается. Плечи пловца поворачиваются вправо —влево относительно продольной оси тела, упрощая выход рук из воды и движение их по воздуху и давая возможность при выполнении гребка рукой активно включать в работу мышцы туловища. Поворот плеч происходит при вдохе так, что из воды показывается подмышка.

Чтобы сделать вдох, он поворачивает голову в сторону. Поворот головы для вдоха, а также гребки руками вызывают небольшие колебания тела вокруг продольной оси.

Движения ногами. Пловец выполняет непрерывные хлысто-образные движения ногами, слегка согнутыми в коленях, снизу — вверх и сверху—вниз навстречу друг другу. Движение ногой начинается от бедра, передается на голень и заканчивается хлестом

стопы. Расстояние между стопами в их крайнем положении достигает 30 — 40 см. Во время движений ног на поверхности воды образуются брызги и пенистый след.

Движения руками. Руки пловца работают попеременно: левая рука делает гребок, правая проносится над водой; левая рука заканчивает гребок у бедра и вынимается из воды, а правая входит в воду и начинает наплыв и т.д. Пловец вводит руку в воду под острым углом, против одноименного плеча. В воде рука постепенно вытягивается вперед—вниз, принимая обтекаемое положение.

Для выполнения хорошего и сильного гребка надо по возможности его удлинять, продолжая движение до бедра. Гребок выполняется согнутой рукой с высоким положением локтя, позволяя пловцу удерживать кисть и предплечье — основные гребущие поверхности — почти перпендикулярно направлению его движения. При этом ладонь обычно проходит под средней линией тела и даже немного заходит за нее. Наибольшее сгибание руки в локте приходится на середину гребка — угол между плечом и предплечьем должен составлять почти 90°.

Гребок нужно выполнять с непрерывным усилием. Чтобы добиться этого, рука, делающая гребок, должна двигаться с ускорением к его концу. Уменьшение давления воды на гребущие поверхности руки (в связи с замедлением движения при гребке) превращает руку в тормоз. Наоборот, выполнение гребка с постоянным усилием или с увеличением его повышает скорость пловца.

Выполнение основной части гребка сочетается с небольшим поворотом тела в сторону одноименной гребущей руке. Это дает возможность пловцу усилить гребок за счет мощности мышц туловища. Заканчивается основная часть гребка при пересечении ладонью около линии бедра. В конце гребка из воды последовательно выходят плечо, предплечье и кисть.

Пловец в конце гребка сгибает руку и, поднимая локоть из воды, начинает движение плеча вперед над водой. Достигнув крайнего верхнего положения локтя, рука входит в воду кистью примерно на уровне одноименного плеча.

Дыхание. Обычно кролисты применяют дыхание с поворотом головы в одну сторону, при котором в течение цикла движений на два гребка руками приходятся по одному вдоху и выдоху.

Вдох происходит в конце гребка рукой. После вдоха пловец поворачивает голову лицом вниз и делает выдох в воду, распределяя его на все оставшееся время движения до следующего вдоха. Вдох должен быть глубоким, а выдох — полным. Завершается выдох интенсивно во избежание попадания в рот воды при последующем вдохе. Продолжительность вдоха по сравнению с выдохом имеет соотношение 1:3.

Согласование движений. Пловец продвигается вперед, непрерывно выполняя попеременные гребки руками и ритмичные движения ногами. На каждый цикл движений, т.е. на два гребка, правой и левой руками приходятся шесть движений ногами и выполняются по одному вдоху и выдоху.

Характерные ошибки

Большое значение при выработке навыка плавания имеет правильное положение головы. Если взрослый спортсмен или ребенок школьного возраста может при плавании кролем на груди смотреть под водой вперед, то малыши 2-4-летнего возраста так плавать не могут, имея иные пропорции головы и тела. Как мы уже замечали, даже при минимальном изменении положения головы (приподнимании) ноги ребенка тонут. При излишне низком ее положении из воды торчит попа и ребенка уводит под воду. То же самое происходит при плавании на спине.

Малыш должен помнить: при плавании на груди (кроме брасса) лицо следует опускать в воду, а глаза должны смотреть на дно; при плавании на спине глаза должны смотреть в потолок.

В первую очередь надо научить ребенка хорошо работать ногами в ластах и без них. Гребок руками должен быть как можно длиннее (рука обязательно достает до ноги), а ноги должны работать намного быстрее, чем руки. Неважно, как проносятся руки по воздуху — прямыми или согнутыми, главное, чтобы гребок под водой был длинным. Малышу нужно запомнить, что чем длиннее гребок, тем больше у него времени на вдох. Это важно на этапе обучения дыханию. И еще: руки должны работать поочередно, а ноги непрерывно.

К наиболее распространенным ошибкам при обучении плаванию кролем на груди можно отнести следующие:

1. Короткий гребок. Руки двигаются слишком быстро, ноги не успевают за ними, дыхание сбивается. А для исправления этой ошибки полезно плавать с доской, которая фиксирует положение руки впереди. Следите за тем, чтобы рука ребенка в конце гребка касалась ноги. При плавании с доской руки работают поочередно, что способствует интенсивной работе ног. При плавании без доски инструктор должен контролировать, чтобы руки работали поочередно (пока одна рука гребет, другая тянется вперед).

2. На вдохе голова поворачивается, а не поднимается. Следует постоянно обращать внимание ребенка на то, что ухо должно прижиматься к руке, вытянутой вперед, а взгляд необходимо направить назад Часто повороту головы мешает плечо, но стоит поднять его из воды, как делать вдох становится значительно легче.

3. На вдохе поворачивается не только голова, но и живот — ребенок почти переворачивается на спину. Покажите ему, что необходимо поворачивать только голову, а живот должен оставаться под водой. Помогите малышу правильно располагать тело и голову при вдохе, покажите, что рука, которая идет по воздуху, должна быть над водой, а не за спиной.

При плавании кролем на груди, особенно на скорость, дети шлепают руками по воде изо всех сил, а на конец гребка сил не хватает. Объясните, что так силы тратятся на брызги, а не на движение. Постоянно напоминайте о том, что брызги создаются лишь движением ног, руки же следует вводить в воду пальчиками, без брызг.

 

Кроль на спине

Техника плавания кролем на спине похожа на технику плавания кролем на груди, поэтому эти два способа плавания изучают одновременно. Причем большинство людей, не умеющих плавать, скорее осваивают кроль на спине. Это происходит потому, что при плавании на спине не нужно делать выдох в воду — наиболее сложный для начинающих пловцов элемент техники плавания. При плавании кролем на спине пловец лежит на поверхности воды почти горизонтально, его затылок погружен в воду. Он продвигается вперед при помощи поочередных гребков правой и левой руками и попеременных движений ногами сверху — вниз. Закончив гребок, рука появляется из воды и проносится вперед по воздуху. На выполнение одного цикла движений приходятся два гребка руками, шесть движений ногами, вдох и выдох.

Положение тела. Пловец лежит на поверхности воды почти в горизонтальном, вытянутом положении. Плечи одновременно с движениями руками немного поворачиваются относительно продольной оси тела — эти действия упрощают выполнение круговых движений плечами и руками. Ноги и таз погружены в воду несколько глубже, чем при плавании кролем на груди. Это вызвано тем, что при неглубоком положении ног в момент сгибания—разгибания коленей стопы и голени будут находиться над водой и значительно снизят эффективность работы ног.

Движения ногами. Как и при плавании кролем на груди, здесь также выполняются ритмичные, непрерывные, попеременные движения ногами вверх — вниз. При этом носки значительно повернуты внутрь. Расстояние между ними в крайних точках движения (одна вверху, другая внизу) несколько больше, чем в кроле на груди, из-за некоторого сгибания ног в коленях. Наибольший эффект в работе ног для продвижения пловца вперед дает активное разгибание в коленях — пловец как бы отталкивается от воды. Хлестообразные попеременные движения ногами начинаются от бедер, переходят на голени и заканчиваются стопами.

При правильных движениях ногами на поверхности воды появляется фонтанчик от стоп.

Движения руками. Если правая рука делает гребок, то левая проносится над водой; если правая рука заканчивает гребок у бедра и появляется из воды, то левая входит в воду и начинает наплыв и т.д.

Руки поочередно выполняют следующие друг за другом гребки, продвигающие пловца вперед. Движение каждой руки включает: 1) наплыв и опорную часть гребка; 2) основную часть гребка; 3) выход руки из воды; 4) пронос руки по воздуху и погружение в воду. Разделение гребка на опорную и основную части условно.

В исходном положении (далее — И. п.) рука под водой вытянута за голову и находится параллельно поверхности воды. Во время наплыва и опорной части гребка выпрямленная рука постепенно сгибается в локтевом суставе и ладонь принимает И.п. для начала основной, наиболее эффективной, части гребка.

Основная часть гребка выполняется с последовательным сгибанием и разгибанием руки в локте. Это дает возможность пловцу удержать кисть и предплечье почти в перпендикулярном положении к направлению движения.

При выходе руки из воды последовательно показываются плечо, предплечье и кисть. Выходу руки из воды значительно помогает поворот плеч, при котором плечо гребущей руки поднимается из воды.

После выхода из воды рука, прямая или немного согнутая в локте,

быстро двигается по воздуху вверх по направлению движения пловца. Во время движения руки кисть так поворачивается ладонью наружу, чтобы войти в воду мизинцем вниз. Такой поворот кисти упрощает выполнение кругового движения рукой над водой и начало нового гребка, когда рука опускается в воду за головой примерно на линии одноименного плеча и принимает исходное положение для наплыва.

Дыхание. На один цикл движений пловца приходятся по одному вдоху и выдоху. В конце гребка более сильной рукой (обычно правой) пловец делает вдох через рот. Затем, после небольшой задержки, следует медленный выдох через рот (и частично через нос), который продолжается до следующего вдоха. Выдох завершается с усилением во избежание попадания в рот воды при следующем вдохе.

Согласование движений. На один цикл движений пловца приходятся гребок правой и левой руками, шесть ударов ногами вверх — вниз, вдох и выдох.

Для плавания кролем на спине характерны непрерывная круговая работа руками, наплыв, субъективное ощущение легкости хода и свобода движений. Вдох, как уже отмечалось, выполняется в конце гребка одной рукой, а выдох продолжается почти все остальное время движения пловца до нового цикла.

Характерные ошибки

1. Иногда при плавании на спине ребенок неправильно располагает тело на поверхности волы, то есть плывет сидя. Исправить это позволяет плавание на спине на ногах, с вытянутыми за головой руками (обязательно прямыми). При таком положении рук ноги работают правильно, а живот не опускается вниз.

2. Нередко ноги ребенка, опускаясь в волу, как бы шагают по дну. Исправьте этот недостаток с помощью упражнения по плаванию с доской, прижатой к груди.

3. Голову при плавании кролем на спине ребенок может слишком запрокидывать назад или, наоборот, опускать в волу, упираясь подбородком в грудь. При этом в лицо малышу попадает вода. Положите его на спину, помогите принять правильное положение, обратите внимание на то, что надо смотреть в потолок и тогда вода не будет попадать в лицо.

4. Подключая к работе руки, ребенок недостаточно высоко поднимает их из воды, опускает в волу, не выпрямляя, сгибает при выносе из воды. Поясните малышу, что из воды надо поднимать всю руку до плеча и обязательно прямую и что чем выше поднимаются руки, тем меньше брызг попадает в лицо. Руки нужно погружать в воду без брызг, мягко, задевая ухо, а под водой рука должна касаться ноги. Руки следует вынимать из воды в положении, когда ладошка повернута так, чтобы мизинец был сверху.

 

Брасс на груди

По сравнению с другими спортивными способами плавания брасс имеет наибольшее прикладное значение. Применяя этот способ, можно нырять в глубину и длину, плавать продолжительное время, затрачивая относительно мало сил, транспортировать пострадавшего даже в одежде.

Движения в брассе выполняются под водой и менее утомительны, чем при плавании другими способами.

При плавании брассом пловец лежит на поверхности воды на груди и продвигается вперед при помощи одновременных, симметричных гребков руками и ногами. Вдох выполняется в начале гребка руками. Выдох в воду совпадает с толчком ногами. В отличие от кролевых способов плавания, где основной двигающей силой являются плечевой пояс и руки, скорость плавания брассом зависит от движений ногами.

Положение тела. В И.п. пловец лежит на поверхности воды в положении на груди с вытянутыми руками и ногами, ладони обращены вниз. Во время плавания тело брассиста изменяет угол атаки от изначального положения до 15°, что связано с незначительным подниманием плеч и головы при выполнении вдоха. Чем меньше и плавнее будет изменяться угол атаки, тем меньше будет встречное сопротивление воды. Брассист должен избегать излишнего прогибания в пояснице при вдохе и во время толчка ногами.

Движения ногами. Цикл движений ногами разделяется: 1) подготовительная фаза — подтягивание; 2) рабочее движение — толчок и 3) скольжение после толчка. Ноги выполняют движения одновременно и симметрично. При подтягивании пловец сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах, разводит колени в стороны - вниз на расстояние, не превышающее ширины плеч пловца.

Подтягивание заканчивается, когда между бедрами и телом пловца образуется угол приблизительно 120-130 градусов, а голени занимают вертикальное положение по отношению к поверхности воды. Когда подтягивание заканчивается, пловец быстро, но мягкоразворачивает носки ног в стороны перпендикулярно направлению движения пловца. Из этого положения начинается рабочее движение — толчок, который производится за счет энергичного разгибания ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах.

Во время толчка пловец опирается на воду внутренней поверхностью голени и стопы. Движение ногами совершается по дугам в стороны — назад и выполняется слитно в один темп до завершающего толчок соединения ног.

Большое значение для правильного толчка имеет последовательность разгибания ног в суставах: сначала ноги разгибаются в тазобедренных суставах, затем следует разгибание в коленных и потом в голеностопных суставах. Такая последовательность включения в движение бедер, голеней и стоп помогает пловцу реализовать наибольшую силу тяги.

Четкой границы между подтягиванием и толчком ногами нет, они выполняются единым слитным движением. После толчка ногами пловец скользит вперед по инерции; при этом ноги сближаются, выпрямляясь, и поднимаются к поверхности воды.

Движения руками. Гребок начинается из положения вытянутых вперед рук. Гребки руками продвигают пловца вперед, поддерживая голову и плечи над водой для выполнения вдоха.

Пловец начинает гребок руками из положения скольжения с вытянутыми руками и ногами. Гребок начинается с разведения рук в стороны — вниз и опоры кистями о воду. Затем пловец, сгибая руки в локтях, активно включает в гребок предплечья. В конце гребка локти приближаются к туловищу, а кисти — к подбородку.

Выведение рук вперед начинается сразу после гребка, при этом кисти сближаются, а ладони обращены вниз. После выведения рук вперед и толчка ногами начинается скольжение, во время которого кисти находятся у самой поверхности воды.

Дыхание. В течение цикла движений пловец делает по одному вдоху и выдоху. Быстрый вдох выполняется в начале гребка руками, при этом пловец поднимает голову, как бы опираясь на воду кистями рук.

В остальные периоды цикла — выведение рук вперед и скольжение — выполняется выдох.

Согласование движений. В конце гребка руками ноги сгибаются в коленных и тазобедренных суставах, подготавливаясь к толчку. Закончив гребок, руки вытягиваются, а ноги, заняв исходное положение для толчка, выполняют мощный толчок. В результате этих действий пловец скользит вперед с вытянутыми руками и ногами. Вдох происходит в начале гребка руками, выдох начинается при толчке ногами и продолжается до следующего вдоха.

Характерные ошибки

Трудность обучения брассу обусловлена работой ног, в корне отличной от той, что применяется в других способах плавания. Если в последних носочки оттянуты и расслаблены, то в брассе они загнуты, словно крючки, в разные стороны и одновременно жестко толкают воду. Наиболее распространенные ошибки здесь следующие:

1. Очень длинный гребок, заходящий за линию плеч или пол живот. В этом случае руки мешают ногам при толчке и тормозят движение. Чтобы исправить эти ошибки, дайте возможность детям поплавать на ногах с вытянутыми вперед в замке руками, постепенно прибавляя движения руками, начиная с гребков одними ладошками в стороны и вниз (нешироко). Пусть они быстро убирают локти под грудь и выводят руки вперед одним движением.

2. Вдох в момент вывода рук вперед, в результате чего во время гребка образуется пауза. При этом руки тормозят движение - от толчка ногами. Акцентируйте внимание детей на то, что после окончания гребка руками и толчка ногами следует пауза на три счета, а на счет «четыре», в самом начале гребка, делается вдох.

3. Гребок руками и толчок ногами делаются одновременно, и руки мешают движению ног. Исправить это ребенок может, делая гребки руками и толчок ногами отдельно, начиная с работы руками и отталкиваясь ногами только в момент, когда руки заканчивают движение и уже вытянулись вперед. Плавая в полной координации, нужно повторять про себя: «Руки — вдох — ноги» — и действовать в данной последовательности.

4. Колени подтягиваются под живот, а нужно, чтобы пятки подтягивались сверху к попе. Укажите детям на то, что, плавая на ногах в полной координации, следует под водой смотреть вперед, на ладошки, тогда таз опустится и ноги подтянутся сверху.

 

Дельфин (баттерфляй)

Это самый быстрый способ плавания после кроля на груди; он требует от спортсмена хорошей физической подготовки. Движения этого способа используются в лечебном и оздоровительном плавании для укрепления мышц таза, брюшного пресса, ног, для увеличения подвижности нижней части позвоночного столба, тазобедренных, коленных и голеностопных суставов. Обучение элементам техники плавания дельфином рекомендуется проводить после освоения кролевых способов плавания.

Положение тела и движения ногами. В отличие от других способов плавания, где положение тела относительно стабилизировано, при плавании данным способом производятся непрерывные волноообразные движения туловищем в сочетании с движениями ногами. Эти волнообразные движения тела усиливают гребковые движения ногами, которые работают одновременно. Волна начинается от движений таза вниз—вверх и постепенно с возрастанием амплитуды движений переходит на тазобедренные, коленные и голеностопные суставы. Волнообразное движение завершается энергичным хлестом обеих стоп сверху вниз.

Движения руками. При плавании дельфином руки выполняют гребок и пронос над водой одновременно, входят в воду на ширине плеч или чуть шире. Сразу после погружения в воду пловец вытягивает их вперед—вниз, принимая обтекаемое положение. Гребок выполняется под себя согнутыми в локтевых суставах руками. Во время гребка кисти движутся параллельно, расстояние между ними составляет 15 — 20 см, локти немного разведены в стороны. Гребок завершается выходом рук из воды. Чтобы облегчить вынос рук из воды и движение их по воздуху, к концу гребка руки движутся кнаружи, в стороны — назад.

Дыхание. Вдох выполняется перед завершением гребка руками. На один цикл пловец выполняет два удара ногами: первый удар совпадает с погружением рук в воду, второй — с завершением гребка руками и вдохом.

Характерные ошибки

Плавание дельфином требует сильных рук, а у маленьких детей они еще не натренированы, поэтому перед началом гребка необходима пауза — руки на три счета вытягивают вперед, попу высовывают из воды.

1. Самая распространенная ошибка — вдох не в начале гребка, а в конце. При этом образуется пауза в положении «руки вдоль тела». Обратите внимание ребенка на то, что пауза должна быть, когда руки вытянуты вперед, а попа высовывается из воды (на три счета), а на счет «четыре» (в самом начале гребка) делаются вдох и весь гребок одним движением. Затем опять наступает пауза.

2. Часто во время паузы ребенок низко опускает руки, и они оказываются не впереди, а внизу, из-за чего гребок получается очень короткий и вдох переносится на коней гребка. Надо постоянно поправлять малыша, объясняя ему, что во время паузы опускают голову, руки же держат у поверхности воды.

3. Руки работают правильно и одновременно, а ноги — попеременно (кролем). Для исправления этой ошибки дайте ребенку возможность больше плавать на ногах в ластах и без них. Напоминайте, что в дельфине и руки, и ноги работают всегда одновременно, а не поочередно.

4. Короткий гребок, направленный вниз, — и ребенок поднимается высоко из воды на вдохе. Поясните, что на вдохе подбородок должен касаться воды и тянуться вперед, живот — не опускаться, а руки — гребком оттолкнуть воду назад и занять такое положение, чтобы большими пальцами коснуться бедер.

 

Старты и повороты.

При плавании вольным стилем, брассом или дельфином заплывы начинаются с прыжка со стартовой тумбочки. При плавании на спине — стартом из воды при помощи толчка ногами от стенки бассейна.

Стартовый прыжок. Выполняется из И.п., когда стопы расположены примерно на ширине одной стопы параллельно друг другу. Пальцы ног захватывают край тумбочки, туловище наклонено вперед и находится почти горизонтально, лицо обращено вниз — вперед; руки отведены немного назад. Угол между бедром и голенью равен 160—170°, центр тяжести расположен над передним краем опоры (тумбочки, ступеньки).

По команде «Марш!» пловец еще больше наклоняется вперед и, теряя равновесие, одновременно с махом руками вперед—вверх сильно отталкивается ногами от тумбочки. В процессе полета он выпрямляется, стараясь вытянуть руки и ноги в одну линию и убрать голову между руками.

После вхождения в воду пловец скользит 5 — 6 м под водой (на глубине от 30 до 50 см), затем начинает гребковые движения руками и ногами. При плавании кролем и дельфином первыми начинают движения ноги, а при плавании брассом — руки.

Старт из воды. При плавании на спине выполняется следующим образом:

- пловцы входят в воду, занимают свои места лицом к стартовой тумбочке, берутся прямыми руками (хват — на ширине плеч) за специальные поручни и упираются ногами в стенку бассейна на глубине 20 — 30 см;

- по команде «Марш!» пловцы выполняют мах прямыми руками назад — вверх, резко откидывают голову назад и сильно отталкиваются ногами от стенки бассейна, прогибаясь в пояснице. Войдя в воду, после непродолжительного скольжения на спине пловцы начинают движения ногами и выполняют первый гребок рукой.

Поворот. На тренировках и соревнованиях пловцы несколько раз меняют направление движения. Чем меньше длина бассейна, тем больше поворотов должен выполнить пловец.

В плавании вольным стилем и на спине при повороте необходимо коснуться стенки бассейна любой частью тела. При плавании брассом и дельфином пловец должен коснуться стенки бассейна двумя руками одновременно, держа плечи в горизонтальном положении. Кроме того, при плавании брассом после скольжения под водой можно сделать не более одного гребкового движения руками и ногами.

Простой поворот типа «Маятник» включает следующие действия:

- подплыв к стенке бассейна, коснуться ее одной (например, правой) рукой напротив другого (левого) плеча;

- опираясь правой рукой о стенку, поднять голову и сделать вдох;

- опустив лицо в воду, развернуться влево, в положении группировки, при согнутых ногах в тазобедренных и коленных суставах, левая рука выполняет гребок под водой по дуге направо, помогает повороту тела пловца влево;

- опереться ногами о стенку бассейна и, вытянув руки вперед (голова между руками), сильно оттолкнуться. Проскользив под водой после толчка около 5 м, пловец начинает движения сначала ногами, затем руками так же, как после старта.

Простой поворот при плавании на спине (открытый плоский поворот) выполняется с вращением в горизонтальной плоскости. Подплывая к поворотному щиту, пловец касается ладонью стенки бассейна на глубине 15 — 20 см напротив противоположного плеча. После этого он группируется, сгибая ноги и прижимая колени к груди.

Продолжая наплывать на руку и опираясь ладонью на стенку, пловец разворачивается на 180° и ставит ноги на стенку бассейна. Затем, соединив прямые руки за головой, пловец сильно отталкивается от стенки ногами.

Скольжение под водой в вытянутом положении происходит на глубине около 30 см. После непродолжительного скольжения пловец начинает движения ногами кролем или дельфином, а затем — гребок рукой. Вдох во время поворота делается в конце гребка рукой, перед касанием стенки; выдох — через нос. Во время скольжения выполняется первый гребок рукой. Движения ногами выполняются кролем на спине или дельфином.

 

Прикладное плавание.

Прикладное плавание способность человека держаться на воде (то есть обладать навыком плавания и производить в воде жизненно необходимые действия и мероприятия.

Прикладное плавание подразделяется на следующие основные виды:

· преодоление водных преград,

· ныряние и прыжки в воду,

· спасение утопающих.

Способы прикладного плавания:

· брасс на спине,

· плавание на боку,

· спортивные способы (в первую очередь брасс),

· различные комбинированные варианты.

Брасс на спине

Обучение плаванию брассом проводится одновременно на груди и на спине.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.63.252 (0.101 с.)