Концепции души по различным философам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепции души по различным философам



 

Демокрит

Считал, что душа состоит из атомов огня. Он определял восприятие столкновением частиц души с частицами мира

Проблема Демокрита была в том, что непонятно, как это взаимодействует с нематериальным миром и непонятно, как качества объектов отделяются от них (например, красивый кувшин, красивая лошадь, хотя лошадь и кувшин – не одно и то же)

 

«Что я сказал? Лошадь.»

 

Платон

Решил эту проблему следующим образом: чтобы вспомнить свойство предмета, он предполагал вспомнить не сам предмет, а его идею

 

Аристотель

Не согласился с Платоном в том, что всё материально и нематериально.

Ведь форма не существует сама по себе. Она лишь оформляет что-то.

«Ученик неблагодарный!»

 

Какие ещё выдающиеся личности были обсуждены в рамках семинара:

Вильгельм Вундт

Выделял причины деятельности:

Материальная – материал для дела

Форменная (но с ней проблема, т.к. она относится ко всем трём) – идея, для чего делается дело

Действующая – человек, совершающий дело или другая причина, из-за которой это просиходит

Целевая – оформляется через связи элементов, «а для чего делается то или иное дело»

 

Также он считал, что «сознание – это зрительное поле. Граница этого поля и есть объём сознания.»

И выделял многие свойства сознания. Например, ритмичность

 

По Вундту сознание состоит из ощущения и чувства

 

Рене Декарт

Был идеалистом (что чаще всего выставляется в негативном свете)

 

«Что он нам оставил? Негодяй этот идеалист?»

 

Его убеждение было в том, что во всём нужно было сомневаться. Он был хорошо научен не считать чужие позиции бредом, а сначала разбирать их, и уже потом опровергать (например, так их учили опровергать литературу еретиков)

Много читал, был математиком, ввёл отрицательные числа и Декартовы координаты (то, что мы сейчас знаем как график функции)

Он соединил алгебру и геометрию, которые до этого вообще считали разными реальностями

Он обоснованно сомневался в том числе из-за математического характера мышления

 

«Болеешь не учишься и вдруг рождаешь новый метод»

Джон Локк

Придумал то, что сейчас называют спецификой Локка. Она делится на следующие элементы:

 

Интроспекция (внутренний взгляд)

Отметим, что бывает:

Аналитическая интроспекция

Систематическая интроспекция

Рефлексия

 

Важно отметить, что все эти учёные не «родили психологию», т.к. это были ещё не методы. Пока они вводили просто принципы. Методы же были сформированы позже.

 

Один из вопросов психологии

Состоит в том, как собрать сознание обратно после того, как мы детально рассмотрели его элементы. Этот вопрос в первую очередь является вопросом связи. Мы можем собрать сознание, когда понимаем, что и с чем связано

 

Ошибка стимула – когда человек, смотря на объект, описывал объект, а не простейшие чувства, которые возникают при восприятии объекта

 

Важно отметить, что все вышеперечисленные вопросы актуальны и в других областях сознания, что делает психологию ещё более сложной наукой, с которой нам, студентам МГУ, предстоит разобраться.

 

Дз:

Ответить на вопросы из семинара 4. Для ответа потребуется знание хрестоматии Соколовой

В следующий раз нужно знать хрестоматию, начинаются тексты про бехавиаризм

 

«Может быть, имеет смысл столкнуть атомы огня своей души с учебником?»

 

ЛЕКЦИЯ #2
11.09.20

 

В рамках изучения психологии нас попробуют связать со специалистами в рамках общей психологии, чтобы мы глубже изучили предмет

Возможно, это будет самая обширная кафедра на факультете – кафедра общей психологии, поэтому ещё раз имеет смысл ознакомиться. А пока вернёмся к истории психологии.

 

 

«У психологии долгое прошлое, но короткая история»
-Генрих Эббингауз

 

Связано это с тем, что до этого она не выделялась отдельной наукой. Изначально, например, она была частью концепции души, первые примеры появились ещё в 6-5 веке до н.э. Также всё это время она являлась частью философии.

 

Философия

На самом деле не является наукой. Но это не значит, что она хуже науки. Это значит, что это просто другой способ познания мира

Ещё один пример – житейское познание. Без него человек отрывается от р-сти, в которой он живёт. Люди, у которых оно снижено, выглядят, как некоторые чудаки

Собственно, ещё один тип — это непосредственно – само научное познание

Всеми этими способами познания человечество пользуется, чтобы решать свои насущные проблемы.

 

Чем философское познание отличается от научного? Прежде всего – предметом.

Каждая наука имеет чёткий предмет познания. Он определяет содержание науки и её границы, за которую ни один предмет не может выйти

Как показала практика, каждая наука изучает узкий фрагмент реальности, так правильно

Философия же изучает… ВСЁ! Её областью изучения является весь мир в целом

И проблема в том, чтобы всё это объяснить. Дать такие знания, которые целиком дадут целую картину

 

Много что изучает сущности явления.

Сущность явления – это принцип его организации

Философы пытаются докопаться до той сущностной первоосновы, которые являются причиной всего в мире

 

И что же решили?

 

Материализм

Стал первой гипотезой этого направления. Что в основе всего лежит материя

Но скоро нашлись критики. Их претензия заключалась в том, что материя не объясняет, почему из неё возникают такие разные вещи. Значит, первична не материя. И есть духовная сила, которая это создаёт. Она духовна или идеальна

 

Идеализм

Утверждение о том, что в осн всех явлений лежат идеальные сущности

Идея – принцип организации, лежащий в основе закон

 

Богатство философского знания не сводится только к этим двум подходам. Это её чудовищное упрощение. Не получится всё свести к одному из этих двух течений

 

А что же философия?

А философия ищет универсальные законы мира

Они, будучи универсальными, лежат в основе функционирования мира и справедливы для любого бытия

При этом отдельные философы начинали глубже интересоваться и сферами бытия. И они, познавая их, накапливали знания, которые потом вошли в науки

 

Первый важный сдвиг в философии происходит в эпохе нового времени. Под влиянием прогресса из неё всё больше и больше начинают выделяться точные науки. Да, это происходило и ранее, но происходило и тогда тоже.

В 17-м веке, когда из философии выделились науки вроде механики, у психологии не получилось последовать туда же, т.к. не было чёткого эмпирического опыта

 

Метод эксперимента – самый эффективный метод эмпирического познания

Это не единственный эмпирический метод. Например, существуют такие важнейшие методы как изучение истории жизни и анализ продуктов деятельности

Последовать за остальными и выделиться в отдельную науку психологии не позволяло то, что не было возможности поставить эксперимент на психике

Единственным эмпирическим методом, известным тогда была интроспекция. И её было явно недостаточно, поэтому и сложилась такая ситуация

 

«Вун

Д

Т»

 

Первый эксперимент

Успешно провёл психолог Вильгельм Вундт. После этого психологию стали постепенно выделять в отдельную науку. На данный момент, как видите, она ей уже является

Психология впервые применила эксперимент и стала самостоятельной наукой. Однако, это утверждение звучит крайне спорно – вряд ли наука в один момент так резко сменила статус…

И это правильно. На самом деле Вунд действительно сделал нечто большее. А вот что - … МЫ УЗНАЕМ НА СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ!

 

 

СЕМИНАР #3
16.09.20

Задачи перед бихевиоризмом как наукой:

Предсказание
Предсказать реакцию по стимулу
Узнать стимул по реакции

Управление поведением
Образовывать стимул реакции
Размыкать связь

 

Стимул-реакция

Это довольно важная в психологии схема

Записывается как С-Р, иногда как S-R

 

Безусловные стимулы и реакции – это самые элементарные стимулы и реакции. Они есть в нас с рождения и не могут быть подавлены

Условные стимулы и реакции индивиды вырабатывают на основе своего эмпирического опыта. Поэтому они могут быть подавлены и изменены.

 

Интегрированная реакция – это когда одним стимулом запускаются сразу несколько реакций

Самый просто способ сделать такой стимул – давать его одновременно и с позитивным, и с негативным стимулом. Тогда этот третий, нейтральный стимул будет вызывать интегрированную реакцию

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.016 с.)