Про техническую сторону обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Про техническую сторону обучения



ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

СЕМИНАР #1
02.09.20

Александр Николаевич Ромащук – наш семинарист

 

Что такое писхология? (коллективный ответ)

Психология – наука о поведении человека, изучающая закономерности его поведения – почему он себя ведёт каким-то конкретным образом, какие есть предпосылки и как всё это применять на практике

Также психология – наука о человеческих взаимоотношениях, помогающая в них разобраться

Можно отметить то, что психология очень хорошо развивает навыки soft skills что на уровне теории и понимания, что на уровне практики и навыка

 

Как будем учиться? (коллективный ответ)

Каждый мог бы выбирать интересную тему, на примерах которой лучше усваиваются сложные психологические концепции

Присутствуют сторонники методик активного обучения – сухую теорию можно закреплять в диалоге учеников с преподавателями, активных мероприятиях вроде дебатов, всё это в сочетании с классической записью и повторением не только хорошо дополняют друг друга, но и помогают в целом усваивать знания намного эффективнее

Есть желающие научиться читать людей, есть желающие освоить специальные области вроде психосоматики

Для разработки сложных тем, вдобавок, для подкрепления знаний, можно организовывать разнообразные проекты, полезные результат которых могут сильно варьироваться – от научной работы до разнообразных медиа. Всё это в целом ещё раз закрепит знание и повысит интерес к обучению, что в конечном итоге, опять же, отразится на его эффективности

Было бы интересно узнать и вообще покопаться в каком-то личностном росте, в каких-то более направленных для человека вещах, чтобы каждому помогло. В общем, существует желание использовать знания из психологии для личного роста

Имеет смысл создать т.н. «Психологический букварь» для более эффективного усвоения материала, в т.ч. психологических терминов

Есть желание изучить историю психологии, чтобы понимать, где её истоки и как она развивалась

Имеет смысл разбирать психологию на конкретных примерах, это позволяет лучше усвоить материал и подкрепить теорию практикой

Есть желание проводить психологические исследования

 

О предмете

В предмете «ведение в психологию» существуют две сложности:

1) Она большей частью пишется вроде бы обычным языком, очень много психологических концепций вошли в обычный язык, очень много психологических терминов используют «люди с улицы», но в этом есть очень большая проблема – очень легко возникает иллюзия, что мы всё понимаем. Это иллюзия, потому что на самом деле за ними стоят не менее сложные формулы, чем те, что стоят за физическими и математическими терминами. Очень сложные термины, понятия и системы понятий, и для обладания хорошей базой во всём этом необходимо разбираться

1.1) Из-за этого возникает и вторая подпроблема – разные школы психологии могут использовать одни и те же термины в абсолютно разных значениях вплоть до противоположных. Для освоения предмета нужно уметь во всём этом разбираться

2) В психологии до сих пор не существует единого предмета изучения – разные направления и школы исследуют разные области, которые могут быть слабо связаны друг с другом, и при этом не охватывают весь возможный для науки круг предметов изучения. Из-за этого изучение предмета становится в разы сложнее

3) Понять автора полностью будет трудно. Поэтому перед экзаменом нужно всё повторить. Вы будете читать его не так, как читали в начале, а с багажом знаний школ психологии, поэтому он будет пониматься абсолютно по-другому.

Как мы будем это преодолевать

Специфика факультета психологии заключается в следующем: в МГУ пишут учебники, но не учатся по учебникам. За этим стоит то, что на факультете мы будем учиться по хрестоматиям (иногда и первоисточникам), что позволит глубже понять излагаемые концепции. При этом обучение становится более свободным, кто позволит лучше понять психологию, убрав сковывающие ограничения.

Ромащук – сторонник кардинальных мер. Поэтому в рамках обучения будут задействованы первоисточники, которые нам, как студентам, необходимо будет самостоятельно анализировать и разбирать. Учебники важно читать, но перед экзаменом. Не до текста, а после текста, в рамках закрепления и повторения. Читать учебник до первоисточника может быть вредно, т.к. может возникнуть ситуация, когда в первоисточнике студент перестанет видеть что-либо кроме программы учебника, т.е. не усвоит ничего нового.

«Я всего лишь задаю вопросы. Ошибки в понимании вы должны найти сами. Моя цель – вывести вас на новый уровень понимания. Если этого не произошло – я зря получил свою зарплату»

«Если вы читаете хрестоматию один раз – вы её не читали. Нужно как минимум два»

Почему? (коллективный ответ)

Просто банально лучше усвоение, на второй раз ты не тратишь время на усвоение того, что ты уже усвоил и доосваиваешь программу, увеличивая процент своего понимания. Ты больше концентрируешься на темах, на которые можно дискутировать, на темах, которые ты слабо понимаешь, сам процесс выглядит более творческим и аналитическим, что способствует лучшему усвоению

Возможно срабатывает эффект отложенной памяти

Более правильный ответ: мы не можем увидеть картину в целом. Для этого необходимо уже быть знакомым с материалом, чтобы быть не внутри текста, а уже «выше» его и иметь возможность посмотреть на него со стороны. Чтение и написание противоположны. Если при написании автор имеет в виду целое и пишет из этого произведение, то при чтении читателю необходимо по кусочкам собрать целое. И целое при первом сборе с высокой вероятность будет неправильное, или просто неполное. Поэтому необходим второй раз.

Если первый раз мы находились «внутри» текста, т.к. нам нужно было его собирать, на второй раз мы находимся «выше» текста, поэтому можем увидеть его в целом. Мы занимаемся уже не тем, что просто пытаемся понять, что написал автор, а зачем он написал, почему именно такой тезис, такая фраза итд, как её можно понимать? Какая из этих трактовок правильная? Какие есть аргументы в пользу той или иной позиции итд? Всё это позволяет скакнуть на один уровень вверх – подняться с уровня просто понимания книги на уровень целого, по которому она изначально писалась

 

Нужно ли писать конспект?

Да, нужно. Электронные средства хоть и упрощают обучение, но при непосредственной записи конспекта мы сами формулируем информацию, мы осмысляем её и пишем так, чтобы мы потом поняли. Поэтому если мы хотим серьёзно работать, то желательно конспектировать, и конспектировать много. Никто не будет нас заставлять. Но мы пришли сюда учиться и должны пользоваться предоставляемыми возможностями

 

ЛЕКЦИЯ #1
04.09.20

 

Умрихин Владимир Владимирович – наш лектор

 

Интро курса

«Введение в психологию», тот предмет, который мы сейчас изучаем, на самом деле всего лишь 1/5 часть огромного базового основополагающего курса, название которого говорит само за себя – «общая психология»

В каждой науке существует дисциплина, на которую опираются все отрасли. Наша наука, психология – не исключение

Эти части:

· Введение в общую психологию (мы её учим)

· Ощущение и восприятие

· Внимание и память

· Мышление и речь

· Мотивация и эмоции

 

Про обучение

Курс длится 2 года, они же 5 семестров. 5, а не 4, т.к. примерно через год мы параллельно пройдём 2 раздела общей психологии. Это большая, но не сказать, что непреодолимая нагрузка, зато она позволит намного эффективнее построить наше обучение

Нам надо будет освоить основные базовые общепсихологические концепции, на которых базируется не только наша, но и мировая психология

Авторы некоторых из них являются ключевыми фигурами в мировой психологии

Мы познакомимся с историческим путём психологии, базовыми концепциями, на которые опирается, с проблемами эволюции психики

По сути, можно сказать, что бОльшую часть времени мы будем по-разному отвечать на вопрос, «что такое психика»

Мы изучим, как на это отвечали во время развития психологии, попытаемся увидеть, как возникла психика, какую роль играет в эволюции, зачем вообще нужна, как развивалась у животных, в общем, кучей разных способов, опять же, ответим на вопрос, «что такое психика»

 

Психическая реальность

Студент должен знать, какие компоненты входят в состав психической реальности, понимать её структуру

Это нужно для того, чтобы мы шли к знаниям не вслепую. Чтобы в то время, когда мы будем глубоко погружены в частности, мы всё равно видели, куда эта частность относится и видели глобальную картину.

Кстати, одна из трактовок гласит, что психика – это свойство высокоорганизованной материи

 

Психология и её направления

Но всё же по большому счёту вопрос «что такое психика» ставит нас в ступор. И одна из наших задач в рамках курса – ответить на него, и ответить много раз, чтобы больше он нас в тупик не ставил.

На данный момент психология раздроблена. И, чтобы понять общую картину, нам нужно будет познакомиться с ещё одним блоком нашего курса – основные направления психологии 20-го и уже 21-го века

Начиная с 10-ых годов 20-го века нет единого предмета, т.к. он расколот между направлениями

Более того, современная психика конфликтует со старыми преставлениями о ней. Потому уже некоторое время предлагается переосмыслить понятие «душа». Оно должно быть переосмыслено с использованием накопленного опыта в изучении психологии.

Сложно изучать человеческую душу, особенно в рамках психологии. Не получится найти официальный учебник на эту тему. А религиозные знания тут не всегда помогут. И потому вопрос, что такое душа тоже висит в психологии, и пока на него нет полных ответов.

Кстати, душа и психика – абсолютно не одно и то же. Это можно понять, если попробовать подставить вместо слова «душа» слово «психика». Словосочетания будут звучать, как бред. И это связано не только с контекстом, но и с тем, что данные понятия всё-таки обозначают не одно и то же. Они имеют общее происхождение, но за историю они очень сильно разошлись. И общая психология поэтому призвана дать ответ на вопрос, что такое психика, и, возможно, и на то, что такое душа

 

Да и сама психология как предмет постоянно меняется. Это ясно видно, если проследить, как отношение к ней менялось с страхом перед чем-то сверхъестественным до нейтрального отношения, просто как к предмету изучения в наши дни. И это тоже делает психологию достаточно сложной для понимания наукой

И, в довесок, психологию, в отличии от многих других предметов, почти не преподают в школе. Поэтому дополнительная сложность заключается в том, что нам нужно будет освоить её азы. И прежде всего нужно освоить предмет данной науки.

(Предмет науки – это прежде всего её фундамент. То, что изучает наука, что определяет её границы. Если у науки нет предмета – такой науки не существует)

 

Напутственное слово

Преподаватель говорит, что надо начать физиологически мыслить, тогда любая тема будет нам под силу как профессионалам. Он постарается научить нас этому, а наша задача – это знание усвоить

Но, прежде всего, преподаватель поздравляет нас с тем, что мы смогли поступить в МГУ. Он искренне рад всех нас видеть. И не только как преподаватель, но и как человек. Единство познания и общения – высокая традиция науки, которую мы соблюдаем. Он соблюдает это единство, общаясь с нами ещё и как человек, и надеется, что именно нам суждено стать теми, кто понесёт её дальше

 

СЕМИНАР #2
09.09.20

Дз (НЕ ТО!!!) с прошлого раза:

6) Ш. использовал следующие приёмы эйдотехники:

Увеличение размеров образов, их освещение и грамотная расстановка

Сокращение образа, абстракция до деталей, их обобщение

Превращение ничего не значащих слов в осмысленные образы

Универсальные свойства «я»

Память

Внимание

Воображение

 

Вот то, что характеризует наше «я» в общем и целом. Мы знаем, кто мы и что нас сформировало, мы понимаем, кто мы сейчас, что и зачем делаем, а, также, мы, используя воображение, прогнозируем своё будущее. Ставим себе цели, к которым будем двигаться в настоящем, чтобы в конечном итоге попытаться оказаться в точке нашей цели. Теперь же давайте разберём подробнее каждое из свойств «я».

 

Свойства памяти:

Запечатление

Сохранение

Воспроизведение

Забывание

(я думаю, тут и так понятно, что имеется в виду)

 

«Память участвует в формировании привычек… наверное»

 

Специфические свойства внимания:

Отбор – возможность отсекать ненужную информацию при запоминании, не запоминать то, что не нужно

«Например, если вы читаете в метро Петухова, а напротив вас сидит человек и ест шаурму в сырном лаваше, вы не запоминаете, что лаваш был сырный. Вы запоминаете, что говорит Петухов. Ведь в конечном итоге вы хотите добиться знания того, что сказал Петухов, а не знания того, был ли лаваш сырным»

 

Сосредоточенность – возможность погрузиться в процесс запоминания, чтобы внешние факторы не мешали запоминать

«Например, если этот же человек, который ест шаурму в сырном лаваше, очень громко чавкает, а его товарищ настойчиво предлагает вам купить сосиски по акции, вы стараетесь не обращать на них внимания, так как всё ещё пытаетесь читать Петухова. Вы концентрируетесь на книге. И лучше запоминаете то, что он говорит и хуже то, как выглядят сосиски по акции и как хрустит сырный лаваш»

 

В чём разница?

Чёткого ответа на этот вопрос не получится найти ни из материалов семинара, ни из интернета. Я предполагаю, что разница в этапе, на котором мы отсеиваем ненужную информацию. Если, применяя сосредоточенность, мы выкидываем воспоминания из головы в процессе их ЗАПИСИ, то при отборе мы перебираем УЖЕ записанные воспоминания и сразу выбрасываем ненужные

 

Воображение

Это преобразование реальности или создание альтернативной реальности на основе знаний о существующей

(На семинаре его отдельных свойств не выделяли, а Петухова я прочитать не успел, т.к. меня отвлекали человек, который ел шаурму в сырном лаваше и его товарищ, предлагавший мне купить сосиски по акции)

 

Вспомогательные формы мыслительной деятельности:

Ощущение

Восприятие
Оно характеризуются следующими признаками:

Константность – один и тот же объект имеет для нас постоянные свойства. Например, мы знаем, что мел белый, даже если поменять освещение в комнате, он не перестанет быть для нас белым

Предметность – мы видим конкретный предмет, а не что-то абстрактное. Мы видим яблоко. Мы не видим «красное, круглое»

 

И уж тем более мы не видим красный круглый мел

 

Демокрит

Считал, что душа состоит из атомов огня. Он определял восприятие столкновением частиц души с частицами мира

Проблема Демокрита была в том, что непонятно, как это взаимодействует с нематериальным миром и непонятно, как качества объектов отделяются от них (например, красивый кувшин, красивая лошадь, хотя лошадь и кувшин – не одно и то же)

 

«Что я сказал? Лошадь.»

 

Платон

Решил эту проблему следующим образом: чтобы вспомнить свойство предмета, он предполагал вспомнить не сам предмет, а его идею

 

Аристотель

Не согласился с Платоном в том, что всё материально и нематериально.

Ведь форма не существует сама по себе. Она лишь оформляет что-то.

«Ученик неблагодарный!»

 

Какие ещё выдающиеся личности были обсуждены в рамках семинара:

Вильгельм Вундт

Выделял причины деятельности:

Материальная – материал для дела

Форменная (но с ней проблема, т.к. она относится ко всем трём) – идея, для чего делается дело

Действующая – человек, совершающий дело или другая причина, из-за которой это просиходит

Целевая – оформляется через связи элементов, «а для чего делается то или иное дело»

 

Также он считал, что «сознание – это зрительное поле. Граница этого поля и есть объём сознания.»

И выделял многие свойства сознания. Например, ритмичность

 

По Вундту сознание состоит из ощущения и чувства

 

Рене Декарт

Был идеалистом (что чаще всего выставляется в негативном свете)

 

«Что он нам оставил? Негодяй этот идеалист?»

 

Его убеждение было в том, что во всём нужно было сомневаться. Он был хорошо научен не считать чужие позиции бредом, а сначала разбирать их, и уже потом опровергать (например, так их учили опровергать литературу еретиков)

Много читал, был математиком, ввёл отрицательные числа и Декартовы координаты (то, что мы сейчас знаем как график функции)

Он соединил алгебру и геометрию, которые до этого вообще считали разными реальностями

Он обоснованно сомневался в том числе из-за математического характера мышления

 

«Болеешь не учишься и вдруг рождаешь новый метод»

Джон Локк

Придумал то, что сейчас называют спецификой Локка. Она делится на следующие элементы:

 

Интроспекция (внутренний взгляд)

Отметим, что бывает:

Аналитическая интроспекция

Систематическая интроспекция

Рефлексия

 

Важно отметить, что все эти учёные не «родили психологию», т.к. это были ещё не методы. Пока они вводили просто принципы. Методы же были сформированы позже.

 

Один из вопросов психологии

Состоит в том, как собрать сознание обратно после того, как мы детально рассмотрели его элементы. Этот вопрос в первую очередь является вопросом связи. Мы можем собрать сознание, когда понимаем, что и с чем связано

 

Ошибка стимула – когда человек, смотря на объект, описывал объект, а не простейшие чувства, которые возникают при восприятии объекта

 

Важно отметить, что все вышеперечисленные вопросы актуальны и в других областях сознания, что делает психологию ещё более сложной наукой, с которой нам, студентам МГУ, предстоит разобраться.

 

Дз:

Ответить на вопросы из семинара 4. Для ответа потребуется знание хрестоматии Соколовой

В следующий раз нужно знать хрестоматию, начинаются тексты про бехавиаризм

 

«Может быть, имеет смысл столкнуть атомы огня своей души с учебником?»

 

ЛЕКЦИЯ #2
11.09.20

 

В рамках изучения психологии нас попробуют связать со специалистами в рамках общей психологии, чтобы мы глубже изучили предмет

Возможно, это будет самая обширная кафедра на факультете – кафедра общей психологии, поэтому ещё раз имеет смысл ознакомиться. А пока вернёмся к истории психологии.

 

 

«У психологии долгое прошлое, но короткая история»
-Генрих Эббингауз

 

Связано это с тем, что до этого она не выделялась отдельной наукой. Изначально, например, она была частью концепции души, первые примеры появились ещё в 6-5 веке до н.э. Также всё это время она являлась частью философии.

 

Философия

На самом деле не является наукой. Но это не значит, что она хуже науки. Это значит, что это просто другой способ познания мира

Ещё один пример – житейское познание. Без него человек отрывается от р-сти, в которой он живёт. Люди, у которых оно снижено, выглядят, как некоторые чудаки

Собственно, ещё один тип — это непосредственно – само научное познание

Всеми этими способами познания человечество пользуется, чтобы решать свои насущные проблемы.

 

Чем философское познание отличается от научного? Прежде всего – предметом.

Каждая наука имеет чёткий предмет познания. Он определяет содержание науки и её границы, за которую ни один предмет не может выйти

Как показала практика, каждая наука изучает узкий фрагмент реальности, так правильно

Философия же изучает… ВСЁ! Её областью изучения является весь мир в целом

И проблема в том, чтобы всё это объяснить. Дать такие знания, которые целиком дадут целую картину

 

Много что изучает сущности явления.

Сущность явления – это принцип его организации

Философы пытаются докопаться до той сущностной первоосновы, которые являются причиной всего в мире

 

И что же решили?

 

Материализм

Стал первой гипотезой этого направления. Что в основе всего лежит материя

Но скоро нашлись критики. Их претензия заключалась в том, что материя не объясняет, почему из неё возникают такие разные вещи. Значит, первична не материя. И есть духовная сила, которая это создаёт. Она духовна или идеальна

 

Идеализм

Утверждение о том, что в осн всех явлений лежат идеальные сущности

Идея – принцип организации, лежащий в основе закон

 

Богатство философского знания не сводится только к этим двум подходам. Это её чудовищное упрощение. Не получится всё свести к одному из этих двух течений

 

А что же философия?

А философия ищет универсальные законы мира

Они, будучи универсальными, лежат в основе функционирования мира и справедливы для любого бытия

При этом отдельные философы начинали глубже интересоваться и сферами бытия. И они, познавая их, накапливали знания, которые потом вошли в науки

 

Первый важный сдвиг в философии происходит в эпохе нового времени. Под влиянием прогресса из неё всё больше и больше начинают выделяться точные науки. Да, это происходило и ранее, но происходило и тогда тоже.

В 17-м веке, когда из философии выделились науки вроде механики, у психологии не получилось последовать туда же, т.к. не было чёткого эмпирического опыта

 

Метод эксперимента – самый эффективный метод эмпирического познания

Это не единственный эмпирический метод. Например, существуют такие важнейшие методы как изучение истории жизни и анализ продуктов деятельности

Последовать за остальными и выделиться в отдельную науку психологии не позволяло то, что не было возможности поставить эксперимент на психике

Единственным эмпирическим методом, известным тогда была интроспекция. И её было явно недостаточно, поэтому и сложилась такая ситуация

 

«Вун

Д

Т»

 

Первый эксперимент

Успешно провёл психолог Вильгельм Вундт. После этого психологию стали постепенно выделять в отдельную науку. На данный момент, как видите, она ей уже является

Психология впервые применила эксперимент и стала самостоятельной наукой. Однако, это утверждение звучит крайне спорно – вряд ли наука в один момент так резко сменила статус…

И это правильно. На самом деле Вунд действительно сделал нечто большее. А вот что - … МЫ УЗНАЕМ НА СЛЕДУЮЩЕЙ ЛЕКЦИИ!

 

 

СЕМИНАР #3
16.09.20

Задачи перед бихевиоризмом как наукой:

Предсказание
Предсказать реакцию по стимулу
Узнать стимул по реакции

Управление поведением
Образовывать стимул реакции
Размыкать связь

 

Стимул-реакция

Это довольно важная в психологии схема

Записывается как С-Р, иногда как S-R

 

Безусловные стимулы и реакции – это самые элементарные стимулы и реакции. Они есть в нас с рождения и не могут быть подавлены

Условные стимулы и реакции индивиды вырабатывают на основе своего эмпирического опыта. Поэтому они могут быть подавлены и изменены.

 

Интегрированная реакция – это когда одним стимулом запускаются сразу несколько реакций

Самый просто способ сделать такой стимул – давать его одновременно и с позитивным, и с негативным стимулом. Тогда этот третий, нейтральный стимул будет вызывать интегрированную реакцию

 

Толмен

Был ещё одним теоретиком бихевиоризма. Говорил о двух моделях поведения:

 

Молекулярное поведение

Разбивает сознание на элементы, «кирпичики», из которых строится поведение

 

Молярное поведение

Подобного не делает и изучает поведение в целом

Строится по следующей схеме:

1) Цель

2) Средства для достижения цели

3) Избирательность

 

Латентное научение

Это научение ещё до подкрепления. Ещё когда нет чёткой связи.

Чтобы изучить это явление, использовали эксперимент с крысами, бегущими в лабиринте. Их делили на 4 группы.

Первая контрольная – им всегда давали еду. Из-за этого кривая научения у них падала медленнее всего – они медленнее всех учились проходить лабиринт, т.к. у них не было дополнительных стимулов проходить его

Второй контрольной группе еду давали на третий день. Кривая научения у них была более крутой, чем у первой и начала падать более резко на третий день

Третьей контрольной группе еду давали на седьмой день. Кривая научения у них на седьмой день крайне резко падает, более круто, чем у предыдущих групп

То есть можно сделать вывод, что при одинаковом стимуле кривые падают не одинаково, а в зависимости от количества полученного опыта.

Этот эксперимент показывает, что научение бывает и латентным – скрытым. Даже когда нет стимула. Данная закономерность и называется латентным научением

Также этот эксперимент доказывает, что наличие стимула ускоряет построение когнитивных карт.

 

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

СЕМИНАР #1
02.09.20

Александр Николаевич Ромащук – наш семинарист

 

Что такое писхология? (коллективный ответ)

Психология – наука о поведении человека, изучающая закономерности его поведения – почему он себя ведёт каким-то конкретным образом, какие есть предпосылки и как всё это применять на практике

Также психология – наука о человеческих взаимоотношениях, помогающая в них разобраться

Можно отметить то, что психология очень хорошо развивает навыки soft skills что на уровне теории и понимания, что на уровне практики и навыка

 

Как будем учиться? (коллективный ответ)

Каждый мог бы выбирать интересную тему, на примерах которой лучше усваиваются сложные психологические концепции

Присутствуют сторонники методик активного обучения – сухую теорию можно закреплять в диалоге учеников с преподавателями, активных мероприятиях вроде дебатов, всё это в сочетании с классической записью и повторением не только хорошо дополняют друг друга, но и помогают в целом усваивать знания намного эффективнее

Есть желающие научиться читать людей, есть желающие освоить специальные области вроде психосоматики

Для разработки сложных тем, вдобавок, для подкрепления знаний, можно организовывать разнообразные проекты, полезные результат которых могут сильно варьироваться – от научной работы до разнообразных медиа. Всё это в целом ещё раз закрепит знание и повысит интерес к обучению, что в конечном итоге, опять же, отразится на его эффективности

Было бы интересно узнать и вообще покопаться в каком-то личностном росте, в каких-то более направленных для человека вещах, чтобы каждому помогло. В общем, существует желание использовать знания из психологии для личного роста

Имеет смысл создать т.н. «Психологический букварь» для более эффективного усвоения материала, в т.ч. психологических терминов

Есть желание изучить историю психологии, чтобы понимать, где её истоки и как она развивалась

Имеет смысл разбирать психологию на конкретных примерах, это позволяет лучше усвоить материал и подкрепить теорию практикой

Есть желание проводить психологические исследования

 

О предмете

В предмете «ведение в психологию» существуют две сложности:

1) Она большей частью пишется вроде бы обычным языком, очень много психологических концепций вошли в обычный язык, очень много психологических терминов используют «люди с улицы», но в этом есть очень большая проблема – очень легко возникает иллюзия, что мы всё понимаем. Это иллюзия, потому что на самом деле за ними стоят не менее сложные формулы, чем те, что стоят за физическими и математическими терминами. Очень сложные термины, понятия и системы понятий, и для обладания хорошей базой во всём этом необходимо разбираться

1.1) Из-за этого возникает и вторая подпроблема – разные школы психологии могут использовать одни и те же термины в абсолютно разных значениях вплоть до противоположных. Для освоения предмета нужно уметь во всём этом разбираться

2) В психологии до сих пор не существует единого предмета изучения – разные направления и школы исследуют разные области, которые могут быть слабо связаны друг с другом, и при этом не охватывают весь возможный для науки круг предметов изучения. Из-за этого изучение предмета становится в разы сложнее

3) Понять автора полностью будет трудно. Поэтому перед экзаменом нужно всё повторить. Вы будете читать его не так, как читали в начале, а с багажом знаний школ психологии, поэтому он будет пониматься абсолютно по-другому.

Как мы будем это преодолевать

Специфика факультета психологии заключается в следующем: в МГУ пишут учебники, но не учатся по учебникам. За этим стоит то, что на факультете мы будем учиться по хрестоматиям (иногда и первоисточникам), что позволит глубже понять излагаемые концепции. При этом обучение становится более свободным, кто позволит лучше понять психологию, убрав сковывающие ограничения.

Ромащук – сторонник кардинальных мер. Поэтому в рамках обучения будут задействованы первоисточники, которые нам, как студентам, необходимо будет самостоятельно анализировать и разбирать. Учебники важно читать, но перед экзаменом. Не до текста, а после текста, в рамках закрепления и повторения. Читать учебник до первоисточника может быть вредно, т.к. может возникнуть ситуация, когда в первоисточнике студент перестанет видеть что-либо кроме программы учебника, т.е. не усвоит ничего нового.

«Я всего лишь задаю вопросы. Ошибки в понимании вы должны найти сами. Моя цель – вывести вас на новый уровень понимания. Если этого не произошло – я зря получил свою зарплату»

«Если вы читаете хрестоматию один раз – вы её не читали. Нужно как минимум два»

Почему? (коллективный ответ)

Просто банально лучше усвоение, на второй раз ты не тратишь время на усвоение того, что ты уже усвоил и доосваиваешь программу, увеличивая процент своего понимания. Ты больше концентрируешься на темах, на которые можно дискутировать, на темах, которые ты слабо понимаешь, сам процесс выглядит более творческим и аналитическим, что способствует лучшему усвоению

Возможно срабатывает эффект отложенной памяти

Более правильный ответ: мы не можем увидеть картину в целом. Для этого необходимо уже быть знакомым с материалом, чтобы быть не внутри текста, а уже «выше» его и иметь возможность посмотреть на него со стороны. Чтение и написание противоположны. Если при написании автор имеет в виду целое и пишет из этого произведение, то при чтении читателю необходимо по кусочкам собрать целое. И целое при первом сборе с высокой вероятность будет неправильное, или просто неполное. Поэтому необходим второй раз.

Если первый раз мы находились «внутри» текста, т.к. нам нужно было его собирать, на второй раз мы находимся «выше» текста, поэтому можем увидеть его в целом. Мы занимаемся уже не тем, что просто пытаемся понять, что написал автор, а зачем он написал, почему именно такой тезис, такая фраза итд, как её можно понимать? Какая из этих трактовок правильная? Какие есть аргументы в пользу той или иной позиции итд? Всё это позволяет скакнуть на один уровень вверх – подняться с уровня просто понимания книги на уровень целого, по которому она изначально писалась

 

Про техническую сторону обучения

За семестр мы планируем пройти все вершины психологии, дабы в дальнейшем проходить их подробнее, уже будучи знакомыми с ними. Знания будут уточняться в областях и контексте для большего перехода от теории к практике и полезности усваиваемых знаний

Будет экзамен. Автоматов не будет. Желательно усваивать программу не перед экзаменом, а во время обучения, перед экзаменом просто повторять.

Перед экзаменом нужно будет сдать монографию (насколько я понял, на её знание). Прочитать до декабря, чтобы не пересечься с другими зачётами. При несдаче или сдаче на негативную оценку будет больше вопросов на экзамене

Все необходимые учебные материалы будут скинуты на почту

 

Нужно ли писать конспект?

Да, нужно. Электронные средства хоть и упрощают обучение, но при непосредственной записи конспекта мы сами формулируем информацию, мы осмысляем её и пишем так, чтобы мы потом поняли. Поэтому если мы хотим серьёзно работать, то желательно конспектировать, и конспектировать много. Никто не будет нас заставлять. Но мы пришли сюда учиться и должны пользоваться предоставляемыми возможностями

 

ЛЕКЦИЯ #1
04.09.20

 

Умрихин Владимир Владимирович – наш лектор

 

Интро курса

«Введение в психологию», тот предмет, который мы сейчас изучаем, на самом деле всего лишь 1/5 часть огромного базового основополагающего курса, название которого говорит само за себя – «общая психология»

В каждой науке существует дисциплина, на которую опираются все отрасли. Наша наука, психология – не исключение

Эти части:

· Введение в общую психологию (мы её учим)

· Ощущение и восприятие

· Внимание и память

· Мышление и речь

· Мотивация и эмоции

 

Про обучение

Курс длится 2 года, они же 5 семестров. 5, а не 4, т.к. примерно через год мы параллельно пройдём 2 раздела общей психологии. Это большая, но не сказать, что непреодолимая нагрузка, зато она позволит намного эффективнее построить наше обучение

Нам надо будет освоить основные базовые общепсихологические концепции, на которых базируется не только наша, но и мировая психология

Авторы некоторых из них являются ключевыми фигурами в мировой психологии

Мы познакомимся с историческим путём психологии, базовыми концепциями, на которые опирается, с проблемами эволюции психики

По сути, можно сказать, что бОльшую часть времени мы будем по-разному отвечать на вопрос, «что такое психика»

Мы изучим, как на это отвечали во время развития психологии, попытаемся увидеть, как возникла психика, какую роль играет в эволюции, зачем вообще нужна, как развивалась у животных, в общем, кучей разных способов, опять же, ответим на вопрос, «что такое психика»

 

Психическая реальность

Студент должен знать, какие компоненты входят в состав психической реальности, понимать её структуру

Это нужно для того, чтобы мы шли к знаниям не вслепую. Чтобы в то время, когда мы будем глубоко погружены в частности, мы всё равно видели, куда эта частность относится и видели глобальную картину.

Кстати, одна из трактовок гласит, что психика – это свойство высокоорганизованной материи

 

Психология и её направления

Но всё же по большому счёту вопрос «что такое психика» ставит нас в ступор. И одна из наших задач в рамках курса – ответить на него, и ответить много раз, чтобы боль



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.232 с.)