Ответственность за результат воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность за результат воспитания



«Отец Блеза Паскаля был ученым человеком и знатоком математики, и в его доме часто обсуждались актуальные вопросы этой науки. Этьен Паскаль не отправил мальчика в колледж, а сам занимался с ним и был единственным учителем и воспитателем сына. Он учил Блеза внимательно наблюдать за окружающими явлениями, размышлять над ними, отдавать себе ясный и полный отчет во всех действиях и поступках. Этьен Паскаль заранее составил и тщательно обдумал план обучения сына».

На развитие великого физика Германа Гельмгольца, математически обосновавшего закон сохранения энергии, безусловно, сказалось влияние отца, прекрасного учителя, преподававшего в гимназии немецкую и греческую литературу. «Он всячески прививал детям любовь к музыке, поэзии, живописи. Длительные прогулки с отцом по живописным пригородам и его рассказы развивали у детей любовь к природе».

На II этапе формирования ТЛ, дополнительно к перечисленным выше качествам, наставник сам должен быть нравственной личностью, иметь собственный опыт становления и развития в творца.

Мартин Кнутцен, учитель Канта, в 21 год получил профессорское звание. «Он проявлял большой интерес к успехам английского естествознания. От Кнутцена Кант впервые услышал имя Ньютона. Не без влияния Кнутцена и его книг на четвертом году обучения Кант принялся за самостоятельное сочинение по физике».

Учителем Ньютона, основателя классической физики, был Исаак Барроу, первый люкасовский профессор. «Его знания были разносторонними. В 1660 году он получает в Кембридже кафедру греческого языка, в 1662 году он становится профессором философии в Лондоне, а в 1663 - членом Королевского общества и профессором математики в Кембридже».

В гимназии, где учился будущий создатель теории относительности Эйнштейн, был учитель по фамилии Руэс. «Он пытался открыть ученикам сущность античной цивилизации, ее влияние на немецкую культуру, преемственность культурной жизни эпох и цивилизаций. Эйнштейн был увлечен своим учителем, искал его бесед, с радостью подвергался наказанию - оставался без обеда в дни дежурств Руэса».

«Учителем математики и физики Гельмгольца был друг его отца, замечательный педагог К. Мейер. Возможно, именно влиянием учителя, который опубликовал в научном журнале статью об отражении света от поверхностей второго порядка, можно объяснить то, что в гимназии будущий ученый особенно увлекся геометрической оптикой».

Нюансы воспитания (Промежуточный финиш)

Вырисовываются отдельные воспитательные моменты, которые повторяются в процессе развития разных творческих личностей. Условно назовем эти моменты «приемами», понимая, что они обычно применяются стихийно, но иногда и сознательно.

Прием 1 - «Книга»

Книга, написанная талантливым человеком или ученым, может показать, как в капле, весь мир. Ребенок с детства привыкает видеть взаимосвязь между явлениями мира, систематизировать их, совершать новые открытия. Среди книг, неоднократно отмеченных разными людьми, встречаются такие, как Библия, классификаторы растений, учебник геометрии Евклида, научная фантастика.

Карл Бэр однажды застал своего учителя с книгой в одной руке и свежесорванным растением в другой. «Оказывается, каким-то непостижимым образом по книжке можно установить название всего, что растет кругом! Это смахивало на чудо и волновало необычайно, настолько, что отец вынужден был достать соответствующее руководство для самостоятельных занятий».

Первой книгой по математике, прочитанной Галуа, была «Начала геометрии», написанная великим математиком Адрианом Мари Лежандром. «Он читал страницу за страницей, и перед ним, простое и прекрасное, как греческий храм, вставало здание геометрии».

Дарвина с Евклидом познакомил частный учитель: «Я прекрасно помню то глубокое удовлетворение, которое доставили мне ясные геометрические доказательства».

 

Прием 2 - «Аналогия»

Познав логику и гармонию на одном предмете, у одаренных подростков возникает потребность установить аналогичный порядок там, где его еще нет.

Несомненно, что можно попытаться смоделировать этот прием в современном процессе воспитания и обучения.

 

Вот воспоминания о своем знакомстве с химией Антуана Лавуазье: «Когда я первый раз приступил к изучению курса химии, то… я был поражен, увидев, каким мраком окружены первые ступени этой науки. Я прошел хороший курс физики … элементарную математику, и приучился… к строгости рассуждений». И Лавуазье решил привести химию в надлежащий порядок.

А вот как воспринял алгебру Эварист Галуа после знакомства с геометрией, очаровавшей его своей гармонией. «Алгебра была странным сочетанием построек различных стилей, большинство из которых было лишь заложено и ни одно не завершено! За нагромождением построек не чувствовалось замысла великого зодчего». И Галуа начал искать гармонию в алгебре.

Прием 3 - «Запретный плод»

Давно известно, что запретный плод сладок, однако сознательно в воспитательном процессе этот прием практически не используется.

 

Отец Паскаля решил не учить сына математике раньше пятнадцати или шестнадцати лет. «Он объяснил ему, что геометрия занимается построением правильных фигур и определением пропорций между ними, однако запретил сыну упоминать о математике и даже думать о ней, закрыв на замок все математические книги…»

Глеб Котельников мечтал научиться фотографировать, но дорогой аппарат отец ему не давал. Тогда Глеб сам решил сделать фотокамеру. У старьевщика купил подержанный объектив, остальное - корпус аппарата, меха - сделал собственными руками. Сам изготовил фотопластинки по применявшемуся тогда «мокрому» методу.

Прием 4 - «Трагедия»

Прием, довольно часто встречающийся в жизни и нередко способствующий раскрытию творческих способностей или осознанию человеком своей жизненной задачи. Прием чрезвычайно сильнодействующий, что подтверждается биографиями Бомбара, врача Земмельвейса, Котельникова. Смерть близких или возможность собственной смерти становится стимулом для поиска скрытых способностей сначала в себе, а потом в тысячах людей вокруг.

Вот пример стихийного моделирования смерти, происшедший в жизни Альфреда Нобеля. Как известно, Нобель был большим изобретателем, но имел дурную славу при жизни за изобретения бездымного пороха, динамита, электрического стула. Когда умер его брат Людвиг, все газеты по ошибке писали о смерти Альфреда, называя его при этом «миллионером на крови» и «торговцем смертью». Альфред Нобель был потрясен тем, какую память о себе он может оставить. И он находит гениальный выход из этого положения - сегодня имя Нобеля всемирно известно как учредителя премий за достижения в науке, литературе, борьбе за мир.

А вот высказывание Сальвадора Дали в связи со смертью его матери: «Смерть матери я воспринял как оскорбление, нанесенное мне судьбой: это не могло случиться ни с ней, ни со мной! И я ощутил, что в глубине моей души взрастает, расправляя могучие ветви, великий ливанский кедр отмщения. Наступив на горло рыданиям, я поклялся отвоевать мать у смерти сияющими мечами славы, что заблистают когда-нибудь вокруг моего имени».

Прием 5 - «Уединенность»

Одаренные личности нередко по своему желанию или по воле случая оказываются в состоянии уединенности. Оказываясь в одиночестве, формирующаяся личность может направить свои интересы в творчество. Так случилось с Циолковским в 10 лет из-за неожиданной глухоты, и с 16-летним Галуа, оставшемся на второй год в том же классе.

В связи с этим приемом можно посочувствовать нашим детям, которые в большинстве своем со дня рождения вынуждены постоянно находиться в обществе, коллективе. Позднее, видимо, способность общаться с собой, с природой, может совсем атрофироваться, и человек будет способен воспринимать только массовую культуру.

Генрих Шлиман любил уединяться в саду, в беседке над ручьем с поэтическим названием «Серебряное покрывало», любил бродить среди развалин старого замка.

Имея возможность уединяться, Паскаль подростком самостоятельно переоткрыл геометрию: «Блез уходил в свою комнату, где чертил повсюду угольком окружности, равносторонние треугольники и другие правильные фигуры, придумывал собственные аксиомы… и строил последовательные доказательства».

Прием 6 - «Карнавальность»

Этот прием оказывает сильное воздействие на эмоционально-чувственную сферу ребенка, не меньшее, чем трагедийность. Поэтому было бы неплохо научиться почаще использовать элементы карнавальности в воспитании наших детей, а трагедийность оставить на волю высших сил.

Интерес к математике проявился у Эйнштейна рано. Его дядя Якоб говорил мальчику: «Алгебра - это веселая наука. Когда мы не можем обнаружить животное, за которым охотимся, мы временно называем его «икс» и продолжаем охоту, пока не засунем его в сумку».

Мальчиком Ньютон любил заниматься воздушными змеями, запуская их иногда ночью с бумажными цветными фонарями и распространяя при этом слух о новой комете».

Мать Глеба Котельникова «устроила домашний театр со сценой и занавесом. Ставили водевили и небольшие пьески, декламировали. Позже, в Петербурге, был устроен домашний кукольный театр».

Осталось обсудить самый интересный и важный для нас вопрос: дают ли эти приемы гарантию, что состоится творческая личность. Очевидно, нет. Приемы могут сработать, но срабатывают далеко не всегда. Они дают лишь надежду и ориентир для работы. Это - информация к размышлению и дальнейшим исследованиям.

Удачи!

Автор: Березина Валентина Геннадьевна

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.26.90 (0.01 с.)