Виды развития ребенка от 4 до 5 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды развития ребенка от 4 до 5 лет



 

Внимания со стороны ребенка требует как физическое развитие, так и умственное, эмоциональное, психическое, социальное. В 4-5 лет стоит предлагать ребенку различные варианты развития творческих способностей, сенсорики и музыкального слуха. Давайте рассмотрим, какие умения рекомендуется развивать у ребенка 4-5 лет для разных видов деятельности.

Физическое развитие

Двигательные навыки ребенка — одна из важнейших составляющих формирования крепкого иммунитета. Чем больше малыш будет двигаться, тем крепче будет его тело и организму будет легче справляться с различными инфекциями. Физическое развитие ребенка 4-5 лет состоит из нескольких направлений деятельности:

- Комплекс физических упражнений, предлагаемый в качестве тренировки;

- Подвижные игры, прогулки на свежем воздухе;

- Дополнительные занятия, обучение различным видам спорта;

- Формирование базовых знаний о здоровом образе жизни.

Комплексы упражнений для тренировки физических навыков В 4-5 лет целесообразно проводить в течение дня несколько комплексных тренировок:

· утренний комплекс упражнение (зарядка) с использованием упражнений для разминки всех мышц тела (ходьба, бег на месте, наклоны, приседания и т. д.);

· дневную гимнастику для совершенствования навыков. Можно применять фитбол, упражнения на стенке, комплексы для отдельных групп мышц (спина, ноги, руки).

Ежедневная физическая нагрузка — обязательный элемент для формирования здорового тела, сильного иммунитета. Старайтесь мотивировать ребенка на движение. Чем больше кроха будет бегать, прыгать, играть на свежем воздухе, тем лучше будут развиваться его мышцы.

Психическое развитие

В 4-5 лет психика ребенка продолжает развиваться достаточно быстро. Малыш осваивает основные навыки коммуникации, начинает осознавать свое место в социуме, семье. Пока ему сложно разграничивать мир фантазий и реальность, поэтому важно в этот период стараться сохранять спокойную доброжелательную атмосферу, избегать лишних стрессов. Кризисные явления, свойственные предыдущему периоду (кризис 3 лет) сошли на нет. Большинство детей между 4 и 5 годами жизни ведут себя спокойно, уравновешенно, поддаются воспитательным методам легко, готовы подчиняться установленным в семье законам.

Развитие самостоятельности Спокойствие в жизнь ребенка привносит возросшее количество бытовых умений, выполняемых малышом самостоятельно. Дети 4-5 лет, осознавая свои возросшие способности, часто пытаются командовать взрослыми, устанавливать свои правила. Давать карапузу полную свободу действий в этом возрасте не рекомендуется, желательно:

- Установить и придерживаться правил разрешенных и запрещенных действий для ребенка. За соблюдение — хвалить, за нарушение — применять наказание, установленное на семейном совете (лишить мультфильма, похода в кино и т. д.);

- Предлагать альтернативу нежелательным действиям;

- Реагировать соразмерно поступку;

- Не давить на ребенка психологически: рассказывая страшные истории, долго обижаясь, вызывая длительное чувство вины;

- Быть открытым к диалогу.

Дети, понимающие смысл запрета, намного реже стремятся его нарушить. Обозначенные советы позволят корректировать поведение ребенка без усиления негативных реакций.

Социализация.

Все сильнее проявляется необходимость в общении с другим детьми. Налаживая отношения между собой, дети часто ссорятся, мирятся, спорят и пытаются завоевать уважение сверстников. Гендерные различия все чаще проявляют себя в одежде, выборе товарища для занятий, игры. Девочки больше тяготеют к узким компаниям, создавая “секретики” и играя в ролевые игры с бытовым сюжетом. Мальчики предпочитают шумные активные игры, соревнования. В 4-5 лет большинство детей обзаводится первыми друзьями, которые часто становятся примером для подражания. Рекомендуется в этот период объяснить ребенку, что он уникален и не следует слепо копировать поведение друга, особенно, если оно идет вразрез с установленными дома правилами. Первые дружественные отношения не обходятся без конфликтов и ссор. Хорошо на примере сказок, мультфильмов научить малыша, как нужно решать и избегать конфликтов, выстраивать отношения с другими детьми, просить прощения.

Любознательность

В 4-5 лет ребенок переходит на новую стадию развития любознательности. Чаще появляются вопросы, связанные не с текущей деятельностью, а с размышлениями над ранее увиденным, попыткой понять, почему происходит то или иное событие. Иногда формулировка вопроса ставит взрослых в тупик своей сложностью. Не переживайте, если не можете дать вопрос одномоментно. Объясните крохе, что в данный момент вы затрудняетесь ответить и постарайтесь в ближайшее время найти информацию, объясняющую интересующий ребенка момент. Хорошо познакомить малыша с методами поиска информации, сводить в библиотеку, показать многогранность мира. Взрослые должны помнить, не стыдно показать, что вы что-то не знаете, важно не отмахиваться от интереса ребенка. Вместе с ним найдите ответ на заданный вопрос, помогите понять причинно-следственные связи, понять суть интересующего его события, явления, предмета.

Эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие ребенка 4-5 лет в большей степени направлено на формирование социальных отношений. В этом возрасте дети учатся понимать эмоции и чувства других людей: сочувствовать, жалеть, поддерживать. Большую роль в становлении этих качеств играет отношение взрослых к ребенку и между собой. На первых этапах ребенок распознает эмоции по своим ощущениям, интонации, мимике, ему сложно понять, почему человек обиделся, расстроился. Линию поведения в нестандартной ситуации малыш выстраивает по шаблонам, основанным на наблюдении за близкими людьми. Если в семье принято просить прощение, жалеть и уважать друг друга, то кроха быстро копирует такое поведение, применяет его, следуя своей интуиции. Чтобы помочь ребенку быстрее разобраться в чужих эмоциях, подбирать правильную модель поведения, следует в 4-5 лет обучить его простым методам анализа ситуации:

- ставить себя на место другого человека, понять, какие бы эмоции вызвали слова, действия, направленные на самого ребенка;

- сравнивать разные ситуации, видеть различия и сходства;

- предугадывать возможную реакцию человека на слова или действия.

Проще всего научить ребенка правильному выбору шаблона поведения, читая сказки и рассказы о дружбе, добре и зле. Обсуждайте ситуации, происходящие с героями историй, предлагайте подумать над ситуацией с разных сторон, прочувствовать эмоции каждого персонажа.

Контроль эмоций

В 4-5 лет дети уже могут учиться сдерживать свои эмоции: переключаясь на другой вид деятельности, считая про себя, отжимаясь или бегая. Кроме этих простых способов сдерживания негативного порыва, рекомендуется показать малышу, как правильно давать выход скопившемуся негативу. Удержавшись от истерики раз, два, ребенок не избавляется от недовольства, страха, разочарования, а накапливает их внутри. В итоге, относительно спокойный малыш может сорваться и в относительно простой ситуации устроить истерику. Психологи считают, что лучшим способом избавиться от негатива является арт-терапия.

Умение выразить свои внутренние переживания при помощи художественных методов позволяет ребенку сбросить напряжение, а взрослым заметить изменения, происходящие с малышом. Заметив, что ваш карапуз изменил предпочтения в цветовом решении, изменил привычные образы, обязательно спросите, что он нарисовал, почему выбрал именно такой цвет. Через обсуждение рисунка вы сможете оценить эмоциональное состояние ребенка, обсудить с ним волнующие его события. Нервная система детей 4-5 лет еще не окрепла, часто причинами негативных реакций становится усталость или нехватка внимания со стороны взрослых. Ребенок в 4-5 лет нуждается в режиме дня, эмоционально полном общении с родителями. С малышом не обязательно проводить целый день, общаясь и играя, нужно находить хотя бы час ежедневно для обсуждения важных для ребенка вопросов, общения вне бытовых дел.

 

Сенсорное развитие

Умение правильно воспринимать поступающую из разных каналов (слух, зрение, пальчики) информацию играет большую роль в формировании прочной базы знаний, развитии умственных способностей ребенка. В 4-5 лет рекомендуется стимулировать познание окружающего мира через игру. Органы чувств ребенка уже полностью сформировались, активно идет процесс создания информационных связей в головном мозге. Так, увидев знакомый предмет, малыш вспомнит, как он звучит, каков на ощупь, по весу и т. д. Получив для изучения новый предмет, малыш может оценить его на сходство с уже знакомыми игрушками и вещами. В 4-5 лет происходит формирование прочных связей между словами и предметами. Малыш не только знает, что как называется, но и может соотнести название цвета, формы, веса, положения в пространстве с определенными предметами. Активно происходит соотношение окружающих вещей и обобщающих слов, характеристик. Для стимуляции сенсорики рекомендуется:

· продолжать изучение математических и логических понятий: форма, масса, расположение в пространстве, ширина, высота и т. д.;

· расширять базу знаний о свойствах предметов: цвет, гладкость, температура и т. д.;

· предлагать применять обобщающие слова (посуда, животные, мебель) к окружающим предметам;

· расширять познания звуков и музыки; знакомить с разными вкусами продуктов.

 

 

Музыкальное развитие

В 4-5 лет следует продолжать развивать умение ребенка различать звуки, чувствовать музыку, выражать эмоции в танце. Такие занятия стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, расширяют базу знаний. Хорошо предлагать малышу:

· Слушать классические произведения;

· Пытаться понять, что чувствовал автор, создавая композицию;

· Учиться различать темп и ритм музыки;

· Слушать детские песенки, подпевать им;

· Разучивать простые танцевальные движения;

· Изучать музыкальные инструменты, запоминать их названия и звучание;

· Играть на музыкальных инструментах (игрушечных и настоящих);

· Слушая музыку, танцевать, выражая свое отношение не только словами, но и движениями.

 

Речевое развитие

В норме в 4-5 лет речь ребенка должна быть чистой, понятной не только родителям, но и всем окружающим людям. Свойственная предыдущему периоду замена слогов, проглатывание окончания и неправильное согласование слов должны исчезнуть. Речь ребенка должна быть структурированной, состоять из связанных между собой простых и сложных предложений, наполненных всеми частями речи (кроме деепричастий и причастий).

Речь нормально развита, если ребенок:

- строит фразы, состоящие из 6-9 слов;

- полностью понимает обращенную к нему речь;

- при необходимости меняет слова во времени;

- применяет правильно множественное и единственное число (к 5 годам);

- воспринимает и применяет предложенную корректировку со стороны взрослого;

- произносит звук “Р”. Если к 4,5 годам малыш не произносит этот звук — необходимо обратиться к логопеду за корректировкой;

- знает наизусть одно или несколько стихотворений;

- может рассказать, чем отличается человек от животного;

- находит по устному описанию предмет;

- понимает значение и правильно применяет предлоги;

- может поддержать беседу, ответить на вопрос, правильно сформулировать свой;

- по просьбе может пересказать услышанную историю по памяти, или опираясь на картинки;

- знает свое имя, фамилию, город проживания, имена родителей.

 

Если к 4,5 годам у ребенка отсутствует одно или несколько из перечисленных речевых навыков, следует предложить ребенку проработать слабое место, при необходимости обратиться к логопеду за консультацией.

Особенного внимания к срокам приобретения речевых навыков нужно уделить детям, не посещающим дошкольные учреждения. В большинстве детских садов ежегодно дети проходят оценку речевых умений и в зависимости от уровня развития речи посещают занятия в логопедическом пункте или переводятся в специальные логопедические группы при выявлении серьезных нарушений. Если ребенок не посещает дошкольное учреждение, то контроль за появлением речи ложится на плечи родителей. Рекомендуется посетить логопеда в 4 года и в 6 лет. В 4 года специалист оценит уровень речи, готовность мышц и активный словарь. Но сложности с произношением звука “Р” проявляются только к 5 годам и могут исправиться самостоятельно. Если к 5,5 годам малыш не выговаривает “Р” или делает это не четко, следует посетить логопеда для назначения специальных занятий.

Для совершенствования и обогащения речи малыша следует ежедневно предлагать ему:

· Беседовать о повседневных делах, событиях. Привлекайте ребенка к активному диалогу, предлагайте задавать вопросы и давать ответы на ваши в развернутом виде. Активная практика — лучший тренажер речи;

· Читайте и обсуждайте книги. Чем больше различных сказок и рассказов вы прочитаете ребенку, тем богаче будет его активный словарь;

· Предлагайте выполнять артикуляционную гимнастику. Упражнения для четкого выговаривания звуков, тренировки мышц лица полезны не только для деток со сложностями в произношении. Малыши, хорошо произносящие основные звуки, при помощи гимнастики для лица тренируют выразительность, дикцию, дыхание;

· Учите вместе с ребенком скороговорки, стихи, небольшие отрывки сказок. Предлагайте рассказывать выученные тексты в разном темпе, с интонацией. Пусть малыш попробует рассказать стихотворение в разном эмоциональном тоне (весело, грустно);

· Расширяйте знания об окружающем мире.

Речь — сложное умение, появляющееся постепенно. От того, сколько усилий вы приложите, как часто будете разговаривать с ребенком зависит чистота и качество активной речи.

 

Мелкая моторика

Чем чаще малыш играет с небольшими предметами, выполняет задания, в которых задействованы пальчики рук, тем легче ему будет освоить навык письма. Учить писать прописные буквы в возрасте 4-5 лет не рекомендуется. На этом этапе лучше ограничиться рисунками и раскрасками. Дело в том, что почерк человека формируется где-то в 4 года и ранее научение письму может закрепить неправильный навык написания букв. В 4-5 лет предложите ребенку попробовать рисовать печатные буквы для закрепления знаний алфавита.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.026 с.)