ЕВСТИГНЕЕВ Кирилл Алексеевич 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЕВСТИГНЕЕВ Кирилл Алексеевич



 

 

 

Кирилл Алексеевич Евстигнеев родился в 1917 году на станции Шумиха (тогда — Челябинской области) в крестьянской семье. Русский. В 1935 году окончил школу ФЗО при Челябинском тракторном заводе, был принят в комсомол. Работал токарем, затем наладчиком. Окончил челябинский аэроклуб. В 1938 году призван в Советскую Армию. В боях с немецко-фашистскими захватчиками — с марта 1943 года. Гвардии капитан, командир эскадрильи 178-го гвардейского (бывшего 240-го) Краснознаменного истребительного авиаполка 302-й истребительной Кировоградской авиадивизии. Совершил более 300 боевых вылетов, сбил 56 вражеских самолетов. Член КПСС с 1943 года. Был тяжело ранен.

Звание Героя Советского Союза присвоено 2 августа 1944 года, а 23 февраля 1945 года удостоен второй медали «Золотая Звезда». Награжден тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды и Суворова 3-й степени, многими медалями.

Окончил Академию имени Ю. А. Гагарина, Академию Генерального штаба. Был на командных должностях. В 1972 году генерал-майор авиации К. А. Евстигнеев по состоянию здоровья уволился в запас. Живет в Москве.

 

На полевом аэродроме заканчивался трудовой день. Инструктор Кирилл Евстигнеев был доволен: курсанты его группы все учебные полеты выполнили успешно. И вдруг команда дежурного: «Тревога! Тревога! Всему личному составу выстроиться на летном поле!»

Появился начальник школы. Он объяснил, что войска фашистской Германии вероломно вторглись в пределы нашей Родины.

Война. «Мое место только там, где наши дерутся с врагом», — твердо решил Кирилл. На следующий день на столе начальника школы лежал его рапорт с просьбой направить в действующую армию. Рапорты поступили от других инструкторов и командиров.

Начальник вызвал всех к себе.

— Фронту нужны хорошо обученные летчики, и ваша задача — готовить курсантов. И не забывайте: здесь, на Дальнем Востоке, не менее коварный враг — империалистическая Япония, союзница фашистской Германии. Надо быть всегда начеку. Отныне мы — в боевых условиях.

Жизнь в школе резко изменилась. Вырыли щели на случай внезапного налета, для машин сделали углубления. На аэродром привезли пулеметы, курсантам выдали винтовки. Летали с рассвета дотемна, сколько позволяли силы. Самолеты готовили ночью. Изучали тактику воздушных боев с противником. Но Евстигнеев не мог успокоиться — рвался на фронт. Вести оттуда все тревожнее. И он снова подает рапорты. Осенью 1942 года просьбу Евстигнеева удовлетворили. Он был зачислен в 240-й истребительный авиаполк.

На тыловом аэродроме летчики осваивали новый самолет. Здесь и встретился Евстигнеев с летчиком-истребителем Иваном Кожедубом, ставшим впоследствии трижды Героем Советского Союза. Вот как отзывается об Евстигнееве Кожедуб в своей книге «Верность Отчизне»:

«Нравится мне Кирилл Евстигнеев из первой эскадрильи. Он серьезен, собраннее других. У него хорошее русское лицо, открытый взгляд, он худощав, но силен. Кирилл впечатлителен, но выдержка у него завидная: если он чем-нибудь взволнован, крепко стиснет зубы и только желваки двигаются на скулах.

У него, как мы увидели потом, отличная техника пилотирования. Командиры часто ставят его в пример, но он не важничает, не зазнается. Он горячо любит летное дело и ненавидит врага».

В начале марта 1943 года авиаполк прибыл на Воронежский фронт. Обстановка оказалась сложная. 19—21 февраля гитлеровские войска перешли в контрнаступление. На земле и в воздухе шли ожесточенные бои. Полк активно участвует в воздушных боях под Харьковом и Белгородом. Здесь Евстигнеев принял боевое крещение.

...Они поднялись в воздух по тревоге. К нашему аэродрому приближались «мессершмитты», прокладывая путь бомбардировщикам. Четверка Ю. М. Любенюка, перехватив девятку «мессершмиттов», пара за парой пошли в атаку. Следуя за Любенюком, Евстигнеев набросился на «мессер». Противник нырнул круто вниз, оставляя столб черного дыма. Евстигнеев атаковал второго. Самолеты сближались. У врага нервы не выдержали, он попытался увернуться. Но снаряды ударили в цель: «мессер», объятый пламенем, камнем пошел к земле.

В то же мгновенье Евстигнеев заметил чуть впереди справа наш пикирующий Як. Миг — и тот наносит концом левой плоскости удар по самолету Евстигнеева. Мотор перекошен. Перевалившись на левое крыло, машина падает. Только исключительное самообладание и отличная техника пилотирования позволили Евстигнееву посадить самолет. Приземлился он в расположении своих войск.

В июле 1943 года в районе Курской дуги противник пытался взять реванш за поражение на Волге. На Белгородско-Курское направление он бросил отборные авиационные части. Бои шли ожесточенные. Нашим летчикам приходилось вылетать по многу раз в день, чтобы отразить воздушные атаки и обеспечить действия наземных войск. Во время штурма Белгорода одну из групп истребителей, прикрывающих наши войска, возглавлял Евстигнеев. В этих боях он лично сбил три фашистских самолета.

Только однажды на Курской дуге Евстигнееву, как говорится, не повезло. Его эскадрилья успешно расправлялась с фашистскими истребителями. Кирилл уже сбил стервятника, как вдруг услышал треск по левому борту и одновременно почувствовал сильный удар по ногам. Он увидел языки пламени из-под приборной доски. Самолет перевернулся через крыло и пошел к земле.

Кирилл пытался управлять машиной — напрасно. Он задыхался, пламя жгло лицо, руки. Невероятным усилием он уперся ногами в пол, а руками в борт кабины, приподнялся наклоном вправо. Поток воздуха мгновенно вырвал его из машины. Раскрыв парашют, он удачно приземлился. И на этот раз на своей территории. Ему оказали первую помощь и доставили в госпиталь. Тяжелое ранение — грозит ампутация ноги. Ногу спасли. Еще не зажили раны, Кирилл на костылях уходит из госпиталя, с трудом добирается до своей части.

И снова летает, снова в боях. Их было много — за освобождение Украины, Молдавии, Румынии, Чехословакии.

В обращении командования к летчикам, техникам и вооруженцам 4-го истребительного авиакорпуса говорилось о том, что за три дня воздушных сражений — 1, 2 и 3 июня 1944 года только летчики 240-го истребительного авиационного полка уничтожили 20 самолетов противника без потерь со своей стороны, а мастер воздушного боя капитан Евстигнеев сбил пять самолетов противника — теперь на его счету 44 фашистских самолета.

Сто двадцать раз Евстигнеев встречался в опасных кровопролитных схватках с фашистскими летчиками и выходил победителем. Побеждали мужество, героизм, исключительное мастерство и беззаветная любовь к Родине.

 

ПАВЛОВ Иван Фомич

 

 

 

Иван Фомич Павлов родился в 1922 году в селе Борисово-Романовка (ныне совхоз имени И. Ф. Павлова) Кустанайской области в семье крестьянина. Русский. Учился в Магнитогорском индустриальном техникуме. После окончания магнитогорского аэроклуба по путевке комсомола направлен в Оренбургскую школу военных летчиков. С августа 1942 года участвует в боях с немецко-фашистскими захватчиками на Калининском, Центральном и 1-м Прибалтийском фронтах. Гвардии капитан, командир эскадрильи 6-го отдельного гвардейского штурмового авиационного Московского ордена Суворова Краснознаменного полка. Член КПСС с 1943 года.

Звание Героя Советского Союза присвоено 4 февраля 1944 года. А через год, 23 февраля 1945 года, стал дважды Героем Советского Союза. Награжден двумя орденами Ленина, двумя Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, Александра Невского, многими медалями. Участник Парада Победы в Москве.

После войны И. Ф. Павлов окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. В 1950 году погиб при исполнении служебных обязанностей. Навечно зачислен в списки гвардейского авиаполка. В Кустанае установлен бюст Героя.

 

Еще в годы учебы в сельской семилетке Ваня Павлов много читал и слышал о славных трудовых делах магнитогорских комсомольцев. И после окончания школы твердо сказал родителям: «Еду в Магнитку».

После занятий в техникуме он спешил в другой конец города — на летное поле, к самолету. Была у него заветная мечта — стать летчиком. Авиамеханик аэроклуба К. С. Михайлов вспоминает: «В учебе скоро Иван опередил остальных и первым из группы был допущен к самостоятельным полетам. Выпускной экзамен сдал на «отлично».

В августовские дни 1942 года в гвардейский штурмовой авиаполк прибыла группа молодых летчиков. Среди них был сержант Иван Павлов — застенчивый юноша с добродушной улыбкой.

Начались горячие, полные напряженного труда предбоевые дни. И вот наконец разрешен самостоятельный вылет. Он в паре с лейтенантом Дубенсковым. За линией фронта в районе Круглой рощи, по имеющимся сведениям, гитлеровцы накапливают крупные силы. Необходимо сфотографировать цель с воздуха: фотографирует Дубенсков, а Павлов прикрывает его.

Линию фронта прошли благополучно. Показался лес четкого круглого контура. Действовали, как договорились. Пролетели стороной, а потом круто развернулись и вышли на рощу с тыла. Задание выполнено. Можно возвращаться. И тут Павлов заметил в гуще леса несколько крытых автомашин. Вокруг суетились люди. Павлов заволновался: «Уйти и не израсходовать боезапас. Нет, нельзя упускать такой случай». Он сделал крутой разворот и ударил сразу из пулеметов и пушки. Вспыхнули одна за другой машины, кинулись в панике врассыпную гитлеровцы.

Вдруг самолет резко тряхнуло, и с треском вылетело стекло фонаря. Свистящий холодный вихрь вдавил Ивана в кабину. Он понял: обстреляли зенитчики. Осмотрелся. Ведущего не видно. На поврежденной машине с трудом дотянул до своих. Механик осмотрел самолет: в стабилизаторе — большая дыра, в фюзеляже — семь осколочных и три пулевые пробоины. В приподнятом настроении сержант шел на доклад к командиру эскадрильи капитану Шкулепову.

— Какое задание имела ваша пара, товарищ сержант? — спросил его командир.

— Сфотографировать Круглую рощу.

— А ваша личная задача?

— Наблюдать за действиями ведущего и прикрывать его.

— Задачу выполнили?

Только теперь Павлов понял, что допустил недисциплинированность.

— Но ведь я проявил инициативу, — начал было он.

— И вы считаете свой поступок инициативой? Оставить без прикрытия ведущего, своего товарища, пойти в ненужную атаку. Вы же могли сорвать выполнение задания!

На всю жизнь запомнилось Ивану это первое боевое крещение, этот урок.

Пришло время, и ему стали доверять сложные и ответственные полеты. В начале сентября 1943 года его вызвал в штабную землянку командир полка подполковник Заклепа.

— Гвардии капитан Павлов по вашему приказанию!.. — на пороге стоял коренастый крепыш в летном комбинезоне. Обветренное, мужественное лицо ничем не напоминало прибывшего год назад в часть застенчивого юношу с добродушной улыбкой.

— Прошу к карте, — командир сосредоточенно склонился над столом. — Получено очень важное боевое задание. В районе населенного пункта Заблоцкий действует мощный бронепоезд фашистов. Огневыми налетами не дает покоя наземным войскам. Все попытки летчиков других частей успеха не имели.

— Что ж он — заколдованный? — Павлов на секунду задумался. — У него сильный зенитный заслон?

— Не знаю, капитан, такая загадка, — подполковник выпрямился, посмотрел на Павлова испытующе. — И отгадать ее поручено нам. Я, капитан, надеюсь на вас.

Ведя шестерку ИЛов, Павлов продумывал варианты атаки. Главное — внезапность. Погода хмурая. В районе бронепоезда местность открытая, значит, из облаков надо выходить над самой целью. И первая атака — на платформу с зенитками. Удастся быстро их подавить — враг не уйдет от возмездия. Этот тактический замысел он изложил еще на земле.

Миновали передний край. Павлов скомандовал: «В облака!» Молочная пелена окутала кабину. Командир не видел своих ведомых, но знал, чувствовал — товарищи рядом. При подходе к цели он первым вырвался из мглы. Вот это бронированное чудище. Зенитные пулеметы и пушки открыли ураганный огонь. Он устремился на них. На выводе самолета из пикирования сбросил бомбы. Удачно! За ним шли в атаку ведомые — Детинин, Смирнов, Афанасьев... Зенитки смолкли. Теперь можно приняться и за бронепоезд. Одна атака, другая. Паровоз окутался дымом, над платформами огненные столбы: рвутся боеприпасы. Значит, все в порядке. Самолеты взяли обратный курс.

В середине лета 1944 года развернулась Белорусская операция. Эскадрилья Павлова участвует в штурмовых ударах по оборонительным укреплениям фашистов под Витебском, Полоцком, а позже — во многих городах Прибалтики. В боевой обстановке И. Ф. Павлову не раз приходилось попадать в самые сложные положения. Но опыт, мужество и крепкое фронтовое братство всегда помогали.

Стрелком-радистом на штурмовике у Павлова был гвардии старшина Геннадий Момарикин. Много раз выручали друг друга. Был такой случай. От прямого попадания снаряда самолет загорелся. Какой надо обладать выдержкой, хладнокровием и мастерством, чтобы вести горящий самолет. Павлов дотянул штурмовик до своей территории и посадил в поле. Стрелок, выскочив из самолета, увидел, что пламя уже охватило кабину летчика и подбирается к бензобаку. Он помог Павлову открыть фонарь кабины. Едва они отбежали на несколько метров, как прогремел взрыв.

Закончил войну Павлов в Кенигсберге. Его эскадрилья считалась лучшей в полку. Как указано в наградном листе, «за время его командования эскадрильей с января 1944-го по 15.10.1944 года произведено 690 успешно выполненных боевых самолето-вылетов... уничтожено и повреждено 75 танков, 3 паровоза, 42 вагона, 130 повозок, 62 орудия полевой и зенитной артиллерии, самолетов: на земле — 8, в воздухе — 15». Лично сам И. Ф. Павлов за время войны совершил более 250 успешных боевых вылетов.

За отличное выполнение боевых заданий командования, личную отвагу и геройство, проявленные в боях с фашистскими захватчиками, нанесенный урон противнику с минимальными своими потерями, умелое руководство и хорошую организацию боевой работы авиаэскадрильи И. Ф. Павлов был удостоен звания Героя Советского Союза дважды.

 

ПОПОВИЧ Павел Романович

 

 

 

Павел Романович Попович родился в 1930 году в городе Узине Белоцерковского района Киевской области в семье рабочего. Украинец. В 1949 году приехал в Магнитогорск, поступил в индустриально-педагогический техникум. В 1951 году окончил техникум и одновременно аэроклуб. В 1954 году, после учебы в военном авиационном училище, стал летчиком, служил в одной из авиачастей. Член КПСС с 1957 года. В 1960 году зачислен в отряд космонавтов. 12—15 августа 1962 года на корабле «Восток-4» участвовал в групповом полете в космос совместно с А. Г. Николаевым. В качестве командира корабля вместе с Ю. П. Артюхиным 3 июля 1974 года вторично летал в космос на корабле «Союз-14».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.038 с.)