В селе Губернском В. С. Архипову поставлен бронзовый бюст. Пионерская дружина местной школы носит его имя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В селе Губернском В. С. Архипову поставлен бронзовый бюст. Пионерская дружина местной школы носит его имя.



 

В один из сентябрьских дней 1943 года в городе Пирятине, в штабе 6-го гвардейского танкового корпуса, состоялось совещание командного состава. Командующий 3-й гвардейской танковой армией генерал П. С. Рыбалко сообщил о подготовке войск армии к форсированию Днепра. В конце совещания командир корпуса генерал М. И. Зинкович представил командующему нового командира 53-й бригады Героя Советского Союза полковника В. С. Архипова. Командующий тепло поздравил полковника с высоким назначением.

Перед отъездом в бригаду Архипов заверил комкора:

— Приложу все силы, чтобы 53-я стала в числе лучших не только в корпусе, но и в армии.

У комкора не было сомнений, что так и будет. Архипов был отличным командиром. Во время обороны Сталинграда и разгрома окруженных фашистских войск отдельный танковый полк майора Архипова нанес врагу значительный урон. С тех пор командование не раз ставило ему ответственные задачи, и он их выполнял уверенно и творчески.

Слово свое Архипов сдержал. 53-я под его умелым командованием прошла славный боевой путь от берегов Днепра до Берлина и Праги не зная поражений.

...22 сентября 1943 года после ожесточенных и кровопролитных боев 3-я гвардейская армия на широком фронте вышла к Днепру.

Рано утром полковнику Архипову разведка доложила: в районе Канева мост цел. Немедленно туда был отправлен один из танковых батальонов. Головной танк, несмотря на сильный артиллерийский огонь с того берега, на высокой скорости ворвался на мост, и... взрыв потряс воздух. Пролет с грохотом обрушился, и «тридцатьчетверку» поглотили воды Днепра.

Внезапный захват переправы не удался. Но преодолеть водный рубеж надо, и как можно скорее. Помогли партизаны. Они указали подступы к реке и стоянки плотов, лодок, паромов, место, удобное для форсирования. Ночью удалось переправить танковую роту с автоматчиками. Они захватили плацдарм. Саперы принялись наводить паромную переправу и восстанавливать мост. В воздухе то и дело появлялись вражеские бомбардировщики. Немецкая артиллерия беспрерывно стреляла по переправе.

А комбриг Архипов уже подтягивал танковые части к переправе. Вечером под прикрытием авиации переправились самоходки, артиллерийские орудия, бронетранспортеры.

— Ваша очередь, Василий Сергеевич, — крепко пожимая руку Архипову, сказал командир корпуса. — Задача ясна?

— Ясна, товарищ генерал.

— Используйте малейший обозначившийся успех для прорыва. Поддержим! Ну, как говорится, ни пуха ни пера...

Идут и идут боевые машины. Под их тяжестью скрипит, прогибается мост. Вокруг рвутся снаряды и мины. Танк комбрига первым достиг противоположного берега. Когда переправилась вся бригада, он доложил комкору:

— Все в порядке! Приступаем к делу.

Так 53-я оказалась на Букринском плацдарме. Начались напряженные бои с превосходящими силами противника. От успеха танкистов Архипова во многом зависело выполнение главной задачи.

Немцам не удалось остановить советских воинов. Порыв их был настолько велик, что, взломав оборону врага, они совершили стремительный двухсоткилометровый бросок на Лютежский плацдарм и вступили в бои за освобождение Киева. За взятие города Фастова, что западнее Киева, 53-я приказом Верховного Главнокомандующего получила почетное наименование Фастовской.

Отразив ожесточенные и упорные контратаки в районе Житомира, танковые части произвели перегруппировку, пополнились людским составом, боевой техникой, боеприпасами.

Летом 1944 года началось грандиозное наступление на всех фронтах. В конце июля войска 1-го Украинского вышли к Висле. Одной из первых водную преграду форсировала 53-я Фастовская. Переправу осуществили на самодельных плотах и паромах под сильным огнем артиллерии и авиации. Фашисты яростно контратаковали, стремясь уничтожить десантников. В этих боях они применили свою новинку — танки с толстой лобовой броней. Гвардейцы мужественно вступили в бой с «королевскими тиграми».

Комбригу самому довелось столкнуться с этими тяжелыми машинами в бою. Он быстро выяснил их уязвимое место — плохую маневренность из-за огромного веса — и пришел к выводу, что следует избегать лобовой атаки.

— Били мы простых «тигров» и «пантер», — наставлял он своих гвардейцев. — Побьем и «королевских». Надо пользоваться их неуклюжестью. Старайтесь наносить удар с фланга.

...На участок бригады (было это на Сандомирском плацдарме) фашисты бросили несколько десятков танков. Архипов боем руководил сам. Умело маневрируя подразделениями, он успешно отразил атаку и тут услышал механика-водителя: «Товарищ комбриг, смотрите! У опушки леса!»

Архипов довернул перископ. Да, «королевский». Комбриг ловко зашел вражескому танку во фланг и приказал бить по нему. После третьего выстрела эта махина застыла на месте, а после четвертого — окуталась дымом.

Примеру командира следовали и другие экипажи. В одном из боев подбили три «тигра», а один захватили целым и невредимым. Вскоре он был доставлен в Москву на выставку трофейной техники.

А единоборство с вражескими танками продолжалось. Во время сражения, управляя бригадой, отважный комбриг часто вступал в бой сам. Так было и на этот раз. Его экипаж начал поединок сразу с несколькими танками, один удалось подбить, но и по машине комбрига открыли сильный огонь. Внезапно танк застыл на месте, а после второго снаряда, попавшего в моторную часть, загорелся.

— Горим! — крикнул механик-водитель. — Видать, отвоевались.

— Нет! Еще повоюем! — хладнокровно ответил комбриг и скомандовал: — Открыть нижний люк, взять автоматы!

Кругом рвались снаряды, по броне стучали автоматные очереди. Архипов бросился в ближнюю воронку, еще теплую от взрыва. За ним — члены экипажа. Они открыли огонь по пехоте врага. Вскоре на выручку подоспели наши танки и броней прикрыли комбрига и его товарищей.

Бойцы и командиры 53-й гвардейской, взаимодействуя с другими соединениями, расширили и отстояли Сандомирский плацдарм. С него в январе 1945 года советские войска осуществили Висло-Одерскую операцию, а затем и Берлинскую.

Дважды Герой Советского Союза В. С. Архипов во главе 53-й бригады с боями дошел до Берлина и Праги.

 

ГРИЦЕВЕЦ Сергей Иванович

 

 

 

Сергей Иванович Грицевец родился в 1909 году в деревне Боровцы Барановичского района Брестской области в крестьянской семье. Белорус. В 1915 году семья переселилась в Зауралье, на станцию Шумиха. В 1927 году Сергей приехал в Златоуст. Работал слесарем на заводе (ныне — машиностроительный имени В. И. Ленина). Здесь вступил в комсомол, а в 1931 году — в члены партии. Учился в Оренбургской военной школе летчиков. По окончании служил в истребительной авиации. Участвовал добровольцем в гражданской войне в Испании, командовал эскадрильей в боях с японскими интервентами на Халхин-Голе. За образцовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза Указом Президиума Верховного Совета СССР 22 февраля 1939 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а спустя полгода, 29 августа, он стал дважды Героем Советского Союза.

С. И. Грицевец погиб 16 сентября 1939 года при исполнении служебных обязанностей. Именем дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца названы улицы в Москве, Минске, Златоусте, Шумихе и Барановичах. Его имя присвоено высшему военному авиационному училищу в Харькове.

 

В мае 1931 года Сергей Грицевец по путевке горкома комсомола Златоуста отправился в Оренбург. Всю дорогу волновался, ведь еще предстоит пройти медицинскую и мандатную комиссии. Медицинской он не боялся. Врачи сказали — здоров! Да он и не сомневался в этом: всегда увлекался спортом. А вот что скажет мандатная комиссия? Анкета у него самая обычная. Трудовую биографию начал на заводе. В чем видит смысл и цель жизни? В том, чтобы до конца быть верным делу Ленина и Коммунистической партии. Что сумел сделать? Пока немного. С другом Сергеем Яковлевым создали первую в цехе ударную бригаду. Когда принят в ряды Коммунистической партии? Уже месяц, в апреле 1931-го...

Школа летчиков располагалась на окраине города в массивном кирпичном здании. Сергей нашел ее быстро. И все опасения оказались напрасными! Его приняли. Он — курсант!

Началась учеба. Сергей — один из самых пытливых и прилежных. Он с увлечением постигает авиационную технику, аэродинамику, часами сидит у плакатов и схем, стремится проникнуть в суть теории полета. Много читает книг и журналов по авиации. Помогает техникам, обслуживающим учебные самолеты, разбирать и собирать моторы.

Наконец дождался полетов. Сначала с инструктором, потом самостоятельно. С каким желанием усваивал он первые навыки пилотажа!

И вот аттестация Сергея Грицевца: «Активен в общественной работе, скромен, у товарищей пользуется большим авторитетом и любовью, физически развит хорошо. Вынослив и работоспособен в отменной степени. Теоретический курс усвоил хорошо. В вопросах материальной части разбирается тоже хорошо, помогает технику. Летать очень любит. К полетам относится продуманно и серьезно. В воздухе внимателен. Решения принимает уверенно, правильно и быстро. Техника полета хорошая. Летает смело и уверенно, без лишнего удальства. Задания выполняет четко. Боязни нет. Несколько впечатлителен, особенно к неудачам.

Программу усваивал быстро и хорошо. Достоин звания командира РККА и младшего военного летчика».

После отпуска Сергей Грицевец прибыл в Киев, к месту службы. Началась напряженная жизнь летчика-истребителя: ежедневные тренировочные полеты, стрельбы, разборы. Он тренировался с каким-то яростным азартом.

Потом Дальний Восток, Одесская школа высшего пилотажа и воздушной стрельбы. Полеты, учеба, совершенствование боевого мастерства.

В июле 1936 года вспыхнул военно-фашистский мятеж в Испании. Во всем мире развернулось движение солидарности с испанскими республиканцами. Советский Союз оказывает республике разностороннюю помощь.

В Кировабаде Азербайджанской ССР для испанских летчиков организуется школа. Сергей Грицевец направлен инструктором. Он не раз просит зачислить его в ряды добровольцев, отправляющихся сражаться в Испанию. Но получает отказ. Тогда он пишет письмо наркому обороны.

Летом 1938 года в Испанию выехало 28 летчиков-добровольцев, и среди них Сергей Грицевец. Для Сергея началась боевая жизнь. Она потребовала напряжения всех сил. Вылетать приходилось по многу раз в день. Сколько он провел жарких схваток с врагом — трудно перечислить. И во всех выходил победителем.

Вот один из эпизодов. Он ведет группу истребителей сопровождения. Бомбардировщикам предстоит крепко поработать в тылу мятежников. Но до цели еще далеко. Внезапно атакуют «фиаты». Их вдвое больше. Закрутилась огненная карусель. Один «фиат» загорелся, следом за ним — другой. Подбит уже третий. Остальные в беспорядке рассыпались, улетели. Дрались наши летчики отважно. Но в азарте боя они оставили бомбардировщиков на произвол судьбы.

И только Грицевец разгадал замысел противника — втянуть в схватку наши истребители, отвлечь, увести, а с бомбардировщиками тотчас расправятся самолеты, дежурившие в стороне. Враг предвкушал легкую победу. А Грицевец кинулся наперерез, ошеломил своей дерзостью, широкими, неожиданными маневрами спутал коварный замысел. Он сбил два фашистских самолета, а остальных заставил покинуть поле боя. Испанцы — пилоты спасенных бомбардировщиков — в тот же день приехали к нашим летчикам, чтобы поблагодарить комрада Серхио. А когда осмотрели его самолет, то обнаружили на фюзеляже и плоскостях девятнадцать пробоин.

Проводя со своими летчиками разбор этого вылета, Грицевец сказал:

— Не хочу вас обижать. Дрались вы честно, но на войне, как убедились, слепого мужества не должно быть.

Испанцы высоко ценили мастерство Грицевца, удивлялись его смелости и бесстрашию.

23 мая 1939 года в районе реки Халхин-Гол японские войска вторглись на территорию МНР. Советский Союз, верный договорным обязательствам, выступил на защиту завоеваний народной республики. Туда направляется группа летчиков, воевавших с фашистами в Испании. У них — особое задание. Передавая свой опыт другим, они в то же время должны были испытывать новые самолеты, проверить тактические выводы их боевых сражений в Испании.

С первых дней боевой работы командир эскадрильи С. И. Грицевец начал собирать данные о японской авиации, изучать характер ее действий. Это позволило составить четкое представление о японских самолетах, их боевых характеристиках, уровне подготовки летчиков, тактических приемах.

Сергей Грицевец не раз изумлял своих соратников выдающимся мастерством ведения боя, хладнокровием, выдержкой и отвагой. Об этом свидетельствует эпизод, приведенный в книге «Истребители» дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации А. В. Ворожейкина.

«Бой кончился на преследовании. Я незамедлительно пристроился к И-16, который шел со снижением, настигая одиночку-японца, уходящего к Халхин-Голу. Мой ведущий догнал противника у самой земли и попытался с ходу атаковать, японец, обладая лучшей маневренностью, ускользнул. Я тоже предпринял атаку, но пушки и пулеметы молчали — боеприпасы кончились. Незнакомец на И-16 шел одним курсом с японцем и немного в стороне, выбирая момент для повторного нападения.

Последовавшие затем движения моего ведущего изумили: словно предупреждая врага о своем дальнейшем намерении, он покачал крыльями, привлекая к себе внимание, затем глубокий крен в сторону японца. Противник понял, конечно, что это поворот для атаки. Чтобы избегнуть прицельного огня, он, в свою очередь, так же круто повернулся на атакующего. Но тут я заметил, что истребитель, заложив свой демонстративный крен, удерживает машину в прямолинейном полете. Это была имитация атаки, ложное движение, очень тонкая хитрость. И японец клюнул. Правда, в следующее мгновение он уже понял свою ошибку и попытался ускользнуть. Но было поздно: И-16 на какой-то миг застыл у него на хвосте, блеснул огонь, и противник, словно споткнувшись, ринулся в реку.

— Вот это да! — восхитился я, разворачиваясь за неизвестным летчиком...

Когда же из рассказов других участников сражения стало известно, что это был не кто иной, как Сергей Иванович Грицевец, мое восхищение этим человеком еще более возросло».

«Весь фронт гремел рассказами о замечательном подвиге Сергея Грицевца — о том, как он, снизившись на вражеской территории, спас своего друга и командира Забалуева», — писала в те дни армейская газета «Героическая Краснознаменная».

За время боев в небе Испании и Монгольской Народной Республики С. И. Грицевец лично сбил 42 вражеских самолета.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.023 с.)