Характеристики эффективного консультанта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристики эффективного консультанта



1) Аутентичность, полное осознание настоящего момента, способность делать выбор и принимать ответственность за него;

2) открытость собственному опыту, принятие чувств, в том числе и «отрицательных»;

3) развитие самопознания;

4) сила личности и идентичность;

5) толерантность к неопределенности;

6) умение принимать на себя личную ответственность;

7) глубина отношений с другими людьми;

8) постановка реальных целей и понимание границ своей компетенции;

9) эмпатия;

 

Определяющие моменты в проведении эффективной психотерапии, согласно J. Marmor (1978)

1) Сотрудничество между психотерапевтом и клиентом – исходная предпосылка, на которой строится психотерапия;

2) ослабление напряжения на начальной стадии, основанное на способности клиента обсуждать свою проблему с лицом, от которого он надеется получить помощь;

3) познавательное обучение за счет информации, получаемой от психотерапевта;

4) оперативная модификация поведения клиента за счет одобрения или неодобрения со стороны психотерапевта и повторяющегося коррективного эмоционального опыта в отношениях с врачом;

5) приобретение социальных навыков на модели психотерапевта;

6) убеждение и внушение явное или скрытое;

7) усвоение или тренировка более адаптивных способов поведения при условии эмоциональной поддержки со стороны психотерапевта.

 

 

Терапевтические отношения

В ходе формирования терапевтических отношений и заключения психотерапевтического контракта нужно помнить о следующих моментах:

·  Продолжительность сеанса обсуждается перед началом психотерапии. Время сеанса контролирует консультант. Продолжительность сеанса – 45–60 минут, в любом случае не более 80 минут (иначе клиент «забывает» те вещи, которые были осознаны).

·  Интервал между встречами не должен быть слишком большим (все происходившее на предыдущем сеансе может быть забыто) и слишком маленьким (у клиента не будет времени, чтобы осознать то, что было наработано).

·  Оговаривается место проведения психотерапии (нежелательно консультировать дома у психотерапевта, а дома у клиента вообще недопустимо).

·  Время сеанса устанавливается заранее. Ответственность сторон: если клиент опаздывает без предварительного предупреждения – сеанс не удлиняется, а клиент оплачивает все время сеанса; если клиент пропускает сеанс без предупреждения – сеанс оплачивается клиентом полностью. Если терапевт пропускает сеанс без предупреждения, то следующий сеанс он проводит бесплатно, если опаздывает – теряет в оплате.

·  Гонорар – вопрос оплаты определяет степень ответственности клиента за результат психотерапии, мотивирует к изменениям. Желательно подходить к этому вопросу индивидуально: вознаграждение должно соответствовать финансовым возможностям клиента.

·  Определение границ привязанности. Проговаривают такие правила: клиенту запрещается звонить домой (без предварительной договоренности), провожать до дома, приходить домой к психотерапевту. Терапевту запрещается вступать с клиентом в какие-либо отношения, кроме терапевтических (дружеские, интимные), ранее, чем через 6 месяцев после окончания психотерапии.

·  Нежелательно консультировать родных, друзей, членов семьи (идет смешение контекстов).

 

Позиция психотерапевта – ролевые стратегии, принимаемые психотерапевтом во взаимоотношениях с клиентом.

     Ведущие параметры:

– авторитарность либо партнерство в выборе целей и задач психотерапии;

– директивность либо недирективность в их технической реализации, являющейся одновременно мерой ответственности за результаты психотерапии и активности психотерапевта.

Обычно разграничиваются метафорически описываемые «родительские» и «партнерские» позиции. Выбор позиции зависит, во-первых, от индивидуальных особенностей психотерапевта и установок клиента (высокая экстернальность коррелирует с предпочтением авторитарных и директивных психотерапевтов), а во-вторых, определяется концептуальной позицией («школой») психотерапевта и техническими особенностями психотерапии. Авторитарная позиция «отца» характерна для реализации поведенческих и суггестивных методов, а «матери» – для медитативных техник, «директивного брата» – позитивной психотерапии, «зеркала» – психодинамических методов.

Авторитарная позиция подразумевает отношение к клиенту как к объекту манипуляций психотерапевта, сопровождается пространственным дистанцированием и подкрепляется имиджем «всезнающего мудреца». Более современный партнерский подход базируется на видении клиента в качестве равного «субъекта», на демократичном образе психотерапевта.

В групповой психотерапии вслед за Р. Шиндлером (R. Schindler) выделяют альфа-позицию эмоционального лидера, бета-позицию лидера-эксперта, гамма-позицию пассивного конформиста и дельта-позицию отвергаемого «козла отпущения», объекта групповой агрессии. Эти позиции могут занимать все члены группы, но психотерапевт занимает их сознательно соответственно фазе развития психотерапевтической группы.

 

  Вопросы для повторения:

1.  Какие направления психотерапии вы знаете?

2. Какие методы психотерапии выделяют согласно классификации Вольберга?

3. Назовите факторы лечебного воздействия психотерапии.

4. Определите цели психотерапии.

5. Что входит в понятие метода (направления, формы воздействия) в психотерапии?

6. Что необходимо обсудить в ходе становления психотерапевтических отношений?

7. Каковы правила взаимодействия психотерапевта и клиента?

8. Чем определяется применение директивного или недирективного стиля взаимодействия психотерапевта с клиентом?

 

Литература:

1. Калина Н.Ф. Основы психотерапии. Семиотика в психотерапии [текст]/ Н.Ф Калина.- М. - Ваклер. - 1997.

2.Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учебник для студентов мед.вузов [текст]/ Б.Д. Карвасарский. - С-Пб. Питер.- 1999.

3.Кондрашенко В.Т. Общая психотерапия [текст]/ В.Т.Кондрашенко, Д.И.Донской – Минск. - Вышейшая школа. - 1998.

4.Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии [текст]/В.В.Макаров. - М. - Академ. проект. - 1999.

5.Психотерапевтическая энциклопедия [текст] /под ред. Б.Д.Карвасарского. - С-Пб. – Питер. – 1998.

 

 

 2. Индивидуальная и групповая психотерапия

Индивидуальная психотерапия – организационная форма проведения психотерапии, в которой в качестве основного инструмента лечебного воздействия выступает психотерапевт, а психотерапевтический процесс протекает в диаде терапевт – клиент. Используется [5] в рамках практически всех концептуальных и методических направлений в психотерапии, которые и определяют полностью специфику психотерапевтического процесса, цели и задачи, способы воздействия, методические приемы, тип контакта между пациентом и психотерапевтом, и т.д. нередко является элементом комплексной терапии в сочетании с другими организационными формами психотерапии (групповая, коллективная, семейная).

Групповая психотерапия – психотерапевтический метод, не являющийся самостоятельным направлением в психотерапии, специфика которого заключается в целенаправленном использовани групповой динамики (т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового психотерапевта) в лечебных целях.

Введение термина «групповая психотерапия» приписывается основателю психодрамы Морено. Большое влияние на развитие групповой психотерапии оказали работы К.Левина в области групповой динамики, который полагал, что большинство эффективных изменений происходят в групповом, а не в индивидуальном контексте. Среди представителей гуманистического направления особое место занимает К.Роджерс. 

Основным инструментом психотерапевтического воздействия выступает группа пациентов, групповая динамика, а не психотерапевт (в отличие от индивидуальной психотерапии). В общем виде групповую динамику определяют цели, задачи и нормы группы, ее структура, лидерство в группе, групповые роли, сплоченность группы, групповое напряжение, формирование подгрупп, главные виды вербальной коммуникации в группе.

Выделяют психотерапевтические группы:

  1. По численности: малые и большие;
  2. По гомогенности: гомогенные, гетерогенные;
  3. Открытые и закрытые;
  4. Лабораторные и естественные;

Стили руководства:

1. Авторитарный – все определяется руководителем;

2. Демократический – деятельность определяется членами группы;

3. Попустительский – психотерапевт занимает позицию наблюдателя или беспристрастного коментатора;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.008 с.)