Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация методов психотерапииСтр 1 из 62Следующая ⇒
С развитием психотерапии возрастает потребность в систематике используемых психотерапевтических методов. Однако, не существует единой общепринятой классификации методов. · Метод в психотерапии – общий принцип лечения и коррекции. · Направление – совокупность методов, объединенным общим принципом или подходом. · Форма – способ применения того или иного метода (индивидуальная или групповая). Наибольшее развитие и признание получили три психотерапевтических направления и возникшие на их основе методы: 1) Психоаналитическое (психодинамическое, динамическое). 2) Бихевиористическое (поведенческая психотерапия). 3) Экзистенциально-гуманистическое (недирективная психотерапия К.Роджерса, гештальт-терапия Ф. Перлза, логотерапия В. Франкла). Психоанализ рассматривает [5] в качестве основной детерминанты личностного развития и поведения первичные влечения и потребности, а невроз – как следствие их вытеснения в бессознательное и конфликта с сознанием; основной задачей психотерапии согласно этому подходу является осознание этого конфликта. Для бихевиоризма личность есть поведение, а невроз – это неадаптивное поведение, возникшее вследствие неправильного научения, поэтому основная задача психотерапии формулируется как обучение новым, адаптивным способам поведения. Гуманистическое направление рассматривает в качестве основной потребность личности в самоактуализации, а невроз – как результат блокирования этой потребности, поэтому основная задача психотерапии согласно данному подходу состоит в приобретении пациентом нового опыта, способствующего становлению адекватного целостного образа Я и возможностей для самоактуализации личности. Л. Р. Вольберг (L. R. Wolberg) предложил классификацию методов психотерапии в зависимости от поставленных целей: 1) поддерживающая психотерапия, целью которой является укрепление и поддержка имеющихся у больного защитных сил и выработка новых, лучших способов поведения, позволяющих восстановить душевное равновесие; 2) переучивающая психотерапия, целью которой является изменение поведения больного путем поддержки и одобрения положительных форм поведения и неодобрение отрицательных; 3) реконструктивная психотерапия, целью которой является осознание интрапсихических конфликтов, послуживших источником личностных расстройств и стремлением достичь существенных изменений черт характера и восстановления полноценности индивидуального и социального функционирования личности.
В клинической практике принято деление методов психотерапии на симптомо-центрированные, личностно-центрированные и социально-центрированные, интеграция которых часто обеспечивает наилучший терапевтический эффект. В. В. Макаровым (1998) предложена многоосевая классификация психотерапевтических подходов: 1.Ось цели: диагностика, предупреждение развития, лечение, разрешение проблем и т. д. 2.Ось объекта: личность, семья, группа. 3.Ось модели: · медицинская модель – для лечения, предупреждения и диагностики с точки зрения медицинских представлений; · психологическая модель – психотерапия для разрешения проблем, которые не достигли уровня патологии; · педагогическая модель направлена на процесс воспитания, обучения, перевоспитания; · философская модель – для достижения понимания личности, ее места в мире, формирование мировоззрения; · социальная – технологии психотерапевтических воздействий, которые были использованы для управления группой, обществом и т. д.; · недифференцируемая модель. 4.Ось места: · психотерапевт сопровождает лечебный процесс; · занимает равное место среди разных подходов; · единственный метод в лечебном процессе. 5.Ось продолжительности: · сверхкороткая (часы, дни – симптоматический подход); · короткая (дни); · длительная (месяцы); · сверхдлительная (годы). В Европе: · короткая – 20–25 сеансов, · среднесрочная – 100–150 сеансов, · длительная – более 150 сеансов. 6.Ось основных технологий: базовые техники. 7.Описательная ось: зарегистрировано более 500–700 методов психотерапии. Многообразие подходов к классификации методов прежде всего обусловлено ее междисциплинарным характером и наличием различных подходов в рамках существующих направлений.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.217.167 (0.007 с.) |