Намерениях короля разделить свое государство. А мольеровский 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Намерениях короля разделить свое государство. А мольеровский



«Тартюф»?..

* Выделено М.Т.

42

Разговор двух человек (диалог), или многих друг с другом, или

разговор человека с самим собой (монолог) — все это разговоры. Слова,

Слова, слова — и ремарки. Что же должен делать режиссер со своими

Актерами, чтобы слова (разговоры) и комментарии к ним (ремарки)

Превратились в спектакль? Как это делалось раньше, до открытия

Станиславским метода действенного анализа?

Приведу запись репетиций пьесы М.Горького «Мещане», которые

Проводил в 1945 году в Грузинском театральном институте один из

выдающихся знатоков метода действенного анализа Г.А.Товстоногов.*

«22 марта 1945 года. Первая репетиция. Аудитория № 6. Вечер.

Г.А.Товстонов сидит посреди комнаты, вокруг него со всех сторон столы.

Все сосредоточились, читают пьесу. Тишина. Все вместе ищут задачу.

ТОВСТОНОГОВ. «Живем вместе с Татьяной»

Студентка, играющая Татьяну, вполголоса начинает читать текст.

ТАТЬЯНА. Взошла луна. И было странно видеть, что от нее, такой

Маленькой и грустной, на земле так много льется серебристо-голубого,

Ласкового цвета. Темно.

ПОЛЯ. Зажечь лампу?

ТОВСТОНОГОВ (обращаясь к студентке). Зачем так трагично? Надо

Проще. Найдите правильный подтекст. Что это могло бы значить? Вечер,

Сумрак, Татьяна устала, полулежит на кушетке. Полина у стола шьет.

Еще раз проверим задачу. Поля все знает от Нила, она знает его

Сокровенные мысли. Она верит в них. А Нил знает? Странный вопрос.

Как Нил может не знать? Поля тоже знает, но выразить этого не может, не

Находит слов. Поэтому в тексте так много многоточий, она ищет и не

Может найти слова. А сейчас надо шить, шьет она не между прочим, она

Увлечена, озабочена своим делом.

Читаем еще раз по тексту ролей.

ТОВСТОНОГОВ. Почему у вас так все драматически? У Поли нет

абсолютно никакой драмы. Ни в одной задаче Поли нет грусти.** И,

Вообще, слово «грусть» не подходит к ней.

Еще раз начинают читать.

ТОВСТОНОГОВ. Не верю. Вы все время торопитесь, не успеваете

прожить. Переживите эти слова, переживите! Поля ведь давно слушает

Чтение. Она мыслит. Ей так приятно это, хорошо. И не напрягайтесь,

Скажите отчетливо. И потом, на тексте «до сердца доходит» надо сделать

Акцент на слове «сердце».

Несколько раз повторяют кусок.

ТОВСТОНОГОВ. Не надо вздохов. Поле не о чем вздыхать. И, вообще,

Вздох — дешевый приемчик. Самое верное, самое простое для того,

Чтобы все время держать зрителя во внимании, нужно все задачи

Каждого куска доводить до предела. Никакие интонации не спасут. Все

Задачи скрыты в глубокие психологические сферы — это делает пьесу

Еще более сложной для воздействия на зрительный зал. Надо каждую

Задачу доводить до страстности. Если я хочу разобраться в сложности

Жизни, я должен всего себя вложить в эту жизнь. Если я-хочу вылить свой

Гнев на книгу, так уж весь свой яд обрати на этот предмет, — это един-

Ственный ключ к работе. Все свое существо вложи в роль, образ, не

Жалея ни себя, ни своих нервов. Все это сложное и надо найти в пьесе

Горького. Чем можно подействовать на зрителя? Действием? Его почти

Нет в пьесе. Чувством?

* Г.Товстоногов работал в то время в Тбилиси, в Русском театре имени А.С.Грибоедова и

Был педагогом Грузинского театрального института. Перед нами выдержка из дневника

Репетиций «Мещан», который вел первокурсник М.Туманишвили, назначенный

Помощником режиссера, т.е. помощником своего мастера, и ставший его своеобразным

Лагранжем. Дневник хранится в Грузинском государственном музее театра, музыки и

Кино.

** Выделено M.T.

43

Они вполне обычны. Но, верно прожитые, они вызовут у зрителя

Ассоциацию личных, пережитых когда-то чувств. Сущность Горького в

этом — в буднях, доведенных до страстности.* Вот формула Горького.»

Совершенно ясно из приведенного отрывка репетиционной записи,

Что режиссер с актерами начинают выстраивать будущий спектакль,

Стараясь очень активно проникнуть в психологию героев: отгадать их



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.007 с.)