Нормативно-правовое обоснование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативно-правовое обоснование



ПРОЕКТ

Целевая региональная модель наставничества

Анализ ситуации

В настоящий момент Россия движется в сторону радикальных изменений образовательной и социокультурной сферы, необходимость которых продиктована сменой паттернов мышления, целеполагания и действия, а также вызовами со стороны экономического сектора.

Важность гармоничного и системного преобразования этих сфер отражена в национальном проекте «Образование», который ставит перед всеми образовательными организациями две ключевые цели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации.

Этих целей невозможно достичь без создания системы поддержки и развития навыков, талантов и компетенций – общекультурных, общепрофессиональных и метакомпетенций. Эта система также должна способствовать решению задачи по самоопределению и профессиональной ориентации всех обучающихся, адаптации молодых специалистов и повышения профессиональных компетенций педагогических работников.

Однако при этом необходимо проанализировать существующую ситуацию в сфере образования и проблемы, определяемые педагогическим сообществом и выявленные в результате региональных прикладных исследований, социологических опросов, решение которых возможно через внедрение  Методологии (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися в Иркутской области,реализацию технологии наставничества в образовательных организациях Иркутской области, в частности разработку и реализацию региональной целевой модели наставничества, позволяющей учитывать особенности социокультурного и социально-экономического развития региона.

       Иркутская область представляет собой одну из наиболее развитых и обширных территорий Восточной Сибири. Регион входит в состав Сибирского федерального округа Российской Федерации и расположен в южной части Восточной Сибири, насчитывает 42 муниципальных образования. Разница летних и зимних температур в регионе составляет более 70° (от +30° летом до -45° зимой). Удаленность населенных пунктов от областного центра составляет до 1500 километров (г. Бодайбо, пос. Ербогачен). Связь северных территорий с областным центром сезонная – обеспечивается авиацией, летом – по рекам. В регионе имеются населенные пункты, в которых отсутствует не только Интернет, но и сотовая связь.

Следует отметить такую особенность региона как наличие мощного интеллектуального и научного потенциала. В областном центре, крупных городах региона сосредоточилось большое количество высших учебных заведений. Иркутская область играет роль межрегионального образовательного центра Восточной Сибири. Особенность развития школьного образования Иркутской области объясняется территориальным расположением и неравномерными социально-экономическими условиями. С одной стороны, Иркутская область – это урбанизированная территория (удельный вес городского населения составляет 79,22%), где есть возможность инновационного развития образования, с другой стороны большая часть муниципалитетов отдалена от областного центра и количество школ, расположенных в сельской местности превышает количество городских, соответственно 469 и 426, 43% образовательных организаций региона расположены в сельской местности. Небольшое расхождение в численном соотношении городских и сельских объясняется тем, что, начиная с 2013 г., в Иркутской области идет стабильное сокращение числа ОО за счет преобразования части самостоятельных учреждений в филиалы или структурные подразделения головных школ. За шесть лет количество общеобразовательных организаций. Соотношение долей обучающихся городских и сельских общеобразовательных организаций остается на уровне 78,5% и 21,5% соответственно.

Население региона представлено 130 народами, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Изучение родного языка, национальной истории и культуры – ведущая составляющая национально-регионального компонента содержания дошкольного, общего и дополнительного образования.

Система образования находится под общим влиянием социально-экономической и демографической ситуации, а также географического расположения региона.

Анализ общего состояния системы образования, основанный на данных мониторингов системы образования, региональной системы образования, результатах анализа состояния и перспектив развития муниципальных систем образования и учитывающий данные региональных прикладных исследований, социологических опросов определил ряд проблем всех участников образовательных отношений:

Проблемы обучающегося общеобразовательной организации

ü низкая мотивация к учебе и саморазвитию неудовлетворительная успеваемость у некоторой части школьников;

ü недостаточная сформированность осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации;

ü невозможность качественной самореализации в рамках стандартной школьной программы в связи неравномерным развитием территорий;

ü низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей;

ü кризис идентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров;

ü неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие горизонтальное и вертикальное социальное движение;

ü высокий порог вхождения в образовательные программы, программы развития талантливых школьников;

ü падение эмоциональной устойчивости, психологические кризисы, связанные с общей трудностью подросткового периода на фоне отсутствия четких перспектив будущего и регулярной качественной поддержки;

ü проблемы адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные;

ü конфликтость, нежелание взрослых выявлять причины возникновения конфликтов и участвовать в их разрешении;

ü «взрослые не знают детей»;

ü проблема противоречия между желанием школьников участвовать в общественном движении и отсутствием условий.

Проблемы обучающегося профессиональной образовательной организации

ü низкая мотивация к учебе, неудовлетворительные образовательные результаты, дисциплинарные затруднения;

ü низкая информированность о карьерных и образовательных возможностях, отсутствие осознанного выбора пути будущего профессионального развития;

ü трудности, связанные с невозможностью эффективно совмещать получение образования и рабочую деятельность по специальности;

ü низкий уровень общей культуры, неразвитость метакомпетенций, отсутствие или неразвитость навыков целеполагания, планирования и самореализации, пессимистичные ожидания от будущего и самого общества;

ü низкий уровень общепрофессиональных и профессиональных компетенций, как следствие – невостребованность на рынке;

ü отсутствие мотивации и возможностей для участия в программах поддержки молодежи;

ü невозможность реализовать свой предпринимательский или профессиональный потенциал в силу отсутствия опыта и ресурсов;

ü отсутствие в ряде случаев возможности/права у ребенка выстраивания индивидуального образовательного маршрута.

Проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ):

ü не включенность детей с ОВЗ в образовательный процесс в силу психоэмоциональных затруднений, общая отстраненность, низкая мотивация к обучению;

ü коммуникационные проблемы, возникающие вследствие непринятия ребенка коллективом.

Проблемы педагогических работников:

ü проблемы адаптации молодого специалиста в новом коллективе, привыкания к новому социальному статусу;

ü проблемы педагога с большим стажем, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания;

ü проблемы классного руководителя по взаимодействию с родителями, семьей;

ü отсутствие мотивации к использованию новых технологий и недостаточное знание ими теории технологизации образования

ü недостаток опыта по организации проектной и исследовательской деятельности школьников;

ü необученность технологии экспериментальной и исследовательской педагогической деятельности;

ü дефицит умения адаптировать новые технологии обучения к собственной педагогической деятельности;

ü отсутствие возможности прохождения стажировок по проблемам использования новых педагогических технологий;

ü необученность технологиям педагогической диагностики, снятия стрессов и тревожности у школьников;

ü отсутствие эффективного взаимодействия педагогических работников с узкими специалистами для решения профессиональных задач;

ü наличие факторов, влияющих на профессиональное выгорание педагогов – стрессы и тревожность, возникающие вследствие конфликтных ситуаций с администрацией, коллективом, другими участниками образовательных отношений;

ü отсутствие у педагогических работников профессиональных компетенций по с разными категориями детей.

Проблемы региона и региональной системы образования

ü неравномерное социально-экономическое развитие отдельных территорий и как следствие отсутствие в ряде муниципалитетов механизмов инвестиций в систему образования;

ü отделанность ряда территорий от областного центра;

ü трудовая неустроенность молодежи в некоторых территориях, влекущая за собой падение уровня жизни, рост неблагополучия и миграцию ценных трудовых кадров в иные регионы;

ü ценностная дезориентация молодежи, приводящая как к девиантному, так и нейтральному в плане гражданской активности поведению;

ü устаревание рабочих резервов, приводящее к инерционному движению региональных предприятий, сокращению числа инициатив и инноваций, падению эффективности работы.

ü снижение интереса молодежи к профессии педагога;

ü разочарование выпускников педагогических вузов в профессии, что приводит к оттоку молодых специалистов из образовательных организаций и старению педагогического состава.

ü низкие образовательные, спортивные и культурные результаты отдельных образовательных организаций.

Диагностика по выявлению имеющихся в регионе практик наставничества и шефства осуществлялась через региональные конкурсы, региональные образовательные события показала, что регионе имеются эффективные практики наставничества, такие как наставничество молодых специалистов в учреждениях дополнительного образования, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В регионе осуществляется активная работа ряда некоммерческих организаций по организации наставничества в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В регионе разработана система межведомственного взаимодействия по поддержке и сопровождению молодых специалистов. В этом случае партнерами выступают министерство образования Иркутской области, министерство социально-экономического развития Иркутской области, министерство по молодежной политике Иркутской области. При Областном профсоюзе работников образования при поддержке министерства образования Иркутской области создан и активно работает Совет молодых специалистов, опыт молодых педагогов и руководителей выявляется и тиражируется через конкурсное движение – региональные конкурсы «Дебют», «Новая волна». В ряде муниципалитетов и образовательных организациях достаточно эффективно осуществляется деятельность по организации наставничества молодых специалистов. При этом практически отсутствуют практики обмена опытом между обучающимися. Участники образовательных отношений определяют миссию наставника, его «портрет», но затрудняются с определением компетенций наставника.

Для педагогических работников разработаны и реализуются ДПП ПК «Тьюторское сопровождение индивидуального образовательного маршрута обучающегося в предмете и метапредмете»; «Методология и практика системы наставничество педагогов в условиях непрерывного образования».

В рамках реализации региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка» начата работа по сбору лучших практик наставничества (шефства), разработке инструментария для сбора образовательных запросов обучающихся на различные формы сопровождения и наставничества с целью создания региональной карты образовательных запросов (таблица 1).

Таблица 1

Региональная карта образовательных запросов обучающихся

на различные формы сопровождения и наставничества

Формы сопровождения и наставничества Содержание Приоритет обучающихся (2-острая необходимость, 1-средняя необходимость, 0-минимальная необходимость) «Проблемные точки» обучающихся, которые решаются с помощью наставнической деятельности
Прямое Непосредственный контакт с наставляемым, общение с ним не только в урочное время, но и в неформальной обстановке 2

1. Адаптация в классе (особенно остро для детей, имеющих особенности в развитии, детей-мигрантов и пр.);

2. Налаживание коммуникации, развитие навыков коллаборации;

3. Развитие навыков планирования, рефлексии;

4. Развитие симпатии, толерантности при высоких лидерских качествах (для обучающегося-наставника);

5. Снижение психологической напряженности в урочное и внеурочное время;

6. Развитие ответственности, самостоятельности и активности.

Опосредованное Проявляется формально, путем советов, рекомендаций, личные контакты сводятся к минимуму, а также влияние на его окружающую среду 0
Индивидуальное Когда все силы направлены на одного наставляемого 1
Коллективное Когда наставничество распространяется на весь коллектив наставляемых 1
Открытое Двустороннее взаимодействие наставника и наставляемого 2
Скрытое Когда наставник воздействует на наставляемого незаметно для второго-опосредованно 0

Таким образом были выявлены дефициты школьников и их запросы. Данные таблицы подтверждают данные региональных прикладных исследований, у школьников, в том числе и детей с ОВЗ и детей-мигрантов есть необходимость в приобретении и развитии коммуникативных компетенций, что позволит снизить психологическое напряжение в различных видах образовательной деятельности. Формирование ответственности и самостоятельности даст возможность самостоятельно планировать и рефлексировать свою деятельность и выстраивать траекторию собственного развития.

На основе анализа региональной карты образовательных запросов обучающихся с целью выделения основных образовательных дефицитов в профессиональной деятельности педагогов в области сопровождения и наставничества для определения содержания и технологий дополнительного профессионального образования были определены непосредственные трудовые действия, необходимые для создания условий развития различных форм наставничества среди обучающихся (таблица 2).

Таблица 2

Трудовые действия, необходимые для создания условий развития различных форм наставничества среди обучающихся

№ п/п Наименование отдельных трудовых действий Вид сопровождения (СПС-социально-психологическое, ППС-психолого-педагогическое, ТС-тьюторское)
1. Анализ ситуаций жизнедеятельности обучающихся СПС
2. Разработка мер по социально-педагогической поддержке обучающихся в процессе образования СПС
3. Проектирование программ формирования у обучающихся социальной компетентности, социокультурного опыта СПС
4. Разработка мер по социально-педагогическому сопровождению обучающихся в трудной жизненной ситуации СПС
5. Разработка мер по профилактике социальных девиаций среди обучающихся СПС
6. Планирование совместной деятельности с институтами социализации в целях обеспечения позитивной социализации обучающихся СПС
7. Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе образования СПС
8. Реализация культурно-просветительских программ и мероприятий по формированию у обучающихся социальной компетентности и позитивного социального опыта СПС
9. Организация социально-педагогической поддержки обучающихся в трудной жизненной ситуации СПС
10. Профилактическая работа с обучающимися группы социального риска СПС
11. Организация социальной реабилитации обучающихся, имевших проявления девиантного поведения СПС
12. Обеспечение досуговой занятости обучающихся СПС
13. Организация совместной деятельности с социальными институтами в целях позитивной социализации обучающихся СПС
14. Разработка методических материалов для реализации программ и мероприятий по социально-педагогической поддержке обучающихся СПС
15. Разработка методических материалов для консультирования обучающихся по построению социальных отношений, адаптации к новым жизненным ситуациям СПС
16. Организационно-методическое сопровождение совместной деятельности с институтами социализации по социально-педагогической поддержке обучающихся СПС
17. Организация и методическое обеспечение контроля результатов деятельности по социально-педагогической поддержке обучающихся СПС
18. Организация участия обучающихся в проектировании содержания совместной деятельности по основным направлениям воспитания СПС
19. Педагогическое стимулирование детских социальных инициатив СПС
20. Определение педагогических средств развития самоуправления обучающихся совместно с другими субъектами воспитания СПС
21. Организационно-педагогическая поддержка самоорганизации обучающихся, их инициатив по созданию общественных объединений в форме консультирования, делегирования функций, обучающих занятий, создания педагогических ситуаций, пошаговых инструкций, сотрудничества СПС
22. Организация совместной деятельности детей и взрослых, ориентированной на достижение результатов гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания СПС
23. Педагогическая поддержка обучающихся в реализации ими программ деятельности их общественных объединений СПС
24. Организация работы органов самоуправления обучающихся СПС
25. Организация творческих занятий и мероприятий по развитию у обучающихся лидерского потенциала, организаторских способностей ППС
26. Педагогическая поддержка социальных инициатив обучающихся СПС
27. Проведение коллективных творческих, массовых мероприятий СПС
28. Развитие форм и способов взаимодействия субъектов воспитания на основе самоуправления в образовательной организации СПС
29. Развитие форм и способов взаимодействия детских объединений с другими институтами социализации СПС
30. Организация партнерства социальных институтов с целью поддержки детских социальных инициатив СПС
31. Привлечение к работе с детскими общественными объединениями родителей (законных представителей), специалистов разного профиля, волонтеров СПС
32. Педагогическая поддержка совместной деятельности детских общественных объединений с другими институтами социализации СПС
33. Анализ результатов совместной деятельности институтов социализации по поддержке детских инициатив, общественных объединений   СПС
34. Изучение особенностей, интересов и потребностей обучающихся ППС, ТС
35. Проектирование содержания воспитательного процесса в образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ОО СПС
36. Организационно-педагогическое обеспечение участия детей и взрослых в проектировании программ воспитания СПС
37. Вовлечение обучающихся в творческую деятельность по основным направлениям воспитания СПС
38. Организационно-педагогическое обеспечение воспитательной деятельности педагогов СПС
39. Организация внеурочной деятельности обучающихся по выбранному направлению, проведение творческих занятий с обучающимися СПС
40. Организация работы детского творческого объединения по выбранному направлению и педагогическое сопровождение его деятельности СПС
41. Организация творческих мероприятий по выбранному направлению внеурочной деятельности СПС
42. Поиск и отбор актуальных информационно-методических материалов для осуществления воспитательной деятельности СПС
43. Разработка информационно-методических материалов по основным направлениям воспитательной деятельности СПС
44. Организационно-методическое сопровождение досуговых мероприятий СПС
45. Организационно-методическое обеспечение проведения педагогической диагностики и анализа результатов воспитательной деятельности СПС
46. Изучение личностных особенностей, склонностей, интересов обучающихся и динамики воспитательного процесса в группе обучающихся СПС
47. Разработка плана воспитательной деятельности с группой обучающихся СПС
48. Приобщение обучающихся к проектированию совместной социально и личностно значимой деятельности СПС
49. Взаимодействие с институтами социализации по вопросам организации досуговой деятельности группы обучающихся СПС
50. Разработка мер по развитию самоуправления в группе обучающихся СПС
51. Оказание консультативной поддержки обучающимся в проектировании индивидуального маршрута в коллективной деятельности ТС
52. Реализация мер по формированию микросреды и психологического климата, благоприятных для каждого обучающегося ППС
53. Организация творческой деятельности обучающихся в целях их духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития ППС
54. Поддержка обучающихся в адаптации к новым жизненным ситуациям, жизнедеятельности в различных социальных условиях ППС
55. Проведение с группой обучающихся мероприятий, экскурсий, направленных на формирование у них социальной компетентности СПС
56. Ознакомление обучающихся с возможностями получения дополнительного образования и организации досуга в образовательных организациях и по месту жительства СПС
57. Оказание педагогической поддержки обучающимся в реализации ими индивидуального маршрута и в жизненном самоопределении ТС
58. Координация и консультативная поддержка взаимодействия педагогов с группой обучающихся ППС
59. Организационно-методическое обеспечение воспитательной деятельности педагогов с группой обучающихся СПС
60. Разработка информационно-методического обеспечения досуговых мероприятий, экскурсий, праздников в группе обучающихся СПС
61. Организационно-методическая поддержка самоуправления, самодеятельности обучающихся, реализации их социальных инициатив СПС
62. Проектирование и реализация социально-педагогических программ воспитания у обучающихся информационной культуры СПС
63. Консультирование обучающихся по работе с библиотечными каталогами и справочными изданиями, по информационной деятельности СПС
64. Проведение занятий по формированию сознательного и ответственного информационного поведения обучающихся СПС
65. Реализация мероприятий по обеспечению информационной безопасности обучающихся в образовательной организации СПС
66. Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений обучающихся в процессе образования ППС, ТС
67. Организация участия обучающихся в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов ТС
68. Педагогическое сопровождение обучающихся в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов ТС
69. Подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса ТС
70. Педагогическая поддержка рефлексии обучающимися результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов ТС
71. Организация участия родителей (законных представителей) обучающихся в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов ТС
72. Участие в реализации адаптивных образовательных программ обучающихся с ОВЗ и инвалидностью ППС
73. Проектирование открытой, вариативной образовательной среды образовательной организации ТС
74. Повышение доступности образовательных ресурсов для освоения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов ТС
75. Проектирование адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью ППС
76. Координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам ТС
77. Разработка и подбор методических средств для разработки и реализации обучающимся индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов ТС
78. Разработка и подбор методических средств для формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды ТС
79. Разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью ППС
80. Методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса ТС
81. Подбор и разработка методических средств для анализа результатов тьюторского сопровождения ТС
82. Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления СПС
83. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни ППС
84. Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития ППС
85. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка  
86. Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью ППС
87. Оказание адресной помощи обучающимся ППС
88. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка ППС
89. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни ППС
90. Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения СПС
91. Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек ППС
92. Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника ППС
93. Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся ППС

 

На основе определения трудовых действий можно определить индивидуальную траекторию развитию педагога, возможности и направления его непрерывного образования, позволяющие создать условия для организации разных форм наставничества и разработки и реализации наставнических программ.

Была составлена и проанализирована карта основных образовательных дефицитов в профессиональной деятельности педагогов в области сопровождения и наставничества для определения содержания и технологий дополнительного профессионального образования с учетом данных региональной карты образовательных запросов обучающихся на различные формы сопровождения и наставничества (таблица 1, 3).

Таблица 3

Основные профессиональные дефициты-навыки, необходимые для полноценного сопровождения инициатив обучающихся-наставников и наставляемых



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.04 с.)