Занятия в интерактивных формах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятия в интерактивных формах



Автор:

А.А. Федорченко, кандидат юридических наук,

доцент кафедры теории, истории государства и права и философии

ВГУЮ (РПА Минюста России)

 

Рабочая программа (РП) по учебной дисциплине «Теория государства и права» подготовлена по направлению подготовки 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» (уровень специалитета).

Рабочая программа включает в себя содержание учебной дисциплины, тематический план, учебно-методическое обеспечение дисциплины, планы семинарских занятий, фонды оценочных средств. Рассчитана на студентов юридического факультета.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теории, истории государства и права и философии (протокол № 4 от «23» апреля 2020 г.) и рекомендована для внедрения в учебный процесс.

 

 

Зав. кафедрой теории, истории государства и права и философии

В.Н. Бабенко

 

 

© ВГУЮ (РПА Минюста России), 2020

 

Раздел 1. Общая характеристика дисциплины

1.1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Теория государства и права» входит в базовую часть Б1.Б.10 профессионального цикла  дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» (уровень специалитета).

Дисциплина «Теория государства и права» логически, содержательно и методически взаимосвязана с такими дисциплинами как «Теория государства и права», «История отечественного государства и права».

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимо знать, уметь и владеть навыками, формируемыми данной учебной дисциплиной: «Проблемы теории государства и права», «Гражданское право».

Преподавание дисциплины «Теория государства и права» предусмотрено учебным планом и включает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельную работу студента. В процессе обучения предусматривается использование компьютерной техники и мультимедийной аппаратуры; активных и интерактивных форм обучения; организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов и др.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 6 зачетных единиц. На изучение дисциплины отводится 216 часов.

 

1.2. Цель преподавания дисциплины состоит в усвоении и закреплении адекватных общенациональным и государственным запросам с учетом современных реалий базовых знаний о закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права, а также связанных с ними явлениях, изучении и осознании цивилизационно-значимого характера государства и права как двух тотальных явлений окружающей действительности; формировании навыков выявления и анализа объективных тенденций развития государственно-правовых явлений, процессов и состояний.

1.3. Задачами преподавания дисциплины являются

формирование теоретико-правовых профессионального и научного правосознания и правовой культуры, характеризующихся высокой степенью гражданской зрелости, активности, профессиональной этикой, глубоким уважением к праву и иным правовым ценностям, бережным отношением к принципам правового государства, чести и достоинству личности, всем ее правам и свободам;

выработка логико-интеллектуальных навыков юридического мышления, вкуса к поисковой работе, нестандартному анализу ситуаций, выступающими основными условия дальнейшей юридической деятельности;

создание предпосылок для качественного усвоения большинства иных юридических дисциплин, в частности, историко-правовых, отраслевых, а также прикладных;

закладывание методологических основ научного понимания государственно-правовой действительности, а также, соответственно, научного анализа процессов, имеющих место в правовых и государственных системах мира;

донесение до студентов базовых представлений о профессиональной юридической этике, гуманном и рассудительном отношении к окружающим людям;

выработка знаний о месте и роли права, государства и иных государственно-правовых явлений в социуме, их взаимодействии с другими его элементами.

Раздел 2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

В результате освоения дисциплины студент должен приобрести компетенции, характеризующие его как специалиста, способного эффективно осуществлять профессиональную деятельность, а также определенную степень личной осведомленности и опыта, соответствующую данным компетенциям. Комплекс компетенций выпускника, его знаний, умений, навыков в своей совокупности, определяет профессиональную ценность выпускника и позволяет ему самостоятельно совершенствовать профессиональные качества в условиях развивающейся юриспруденции.

Под компетенцией понимается способность и готовность выполнять определенную необходимую функцию в процессе постановки и решения задач профессиональной деятельности. Компетенции, развиваемые в процессе преподавания учебной дисциплины «Конституционное право России», указаны в соответствующем федеральном государственном образовательном стандарте.

Различаются следующие основные уровни освоения компетенций:

– минимальный, свидетельствующий о понимании значения профессиональных проблем в сфере договорного права, их содержания, готовности участвовать в их разрешении под квалифицированным руководством;

– базовый, добавляющий к минимальному уровню способность самостоятельно анализировать содержание и использовать существующие способы решения типичных проблем в сфере договорного права;

– продвинутый, добавляющий к базовому способность самостоятельно выявлять, анализировать и разрешать нестандартные проблемы в сфере договорного права во всех областях деятельности, проявлять конструктивное творчество.

После освоения дисциплины студент должен приобрести следующие знания, умения и владения навыками, соответствующие компетенциям ООП.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

ОК-1 – способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

ОК-2 – способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, ее место и роль в современном мире в целях формирования гражданской позиции и развития патриотизма;

ОК-5 – способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности;

Выпускник также должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

ПК-1 – способностью участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей деятельности;

ПК-2 – способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства;

ПК-3 - способностью разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы

Общекультурные компетенции:

 

Код компетенции

Общие требования компетенции

 

Общекультурная компетенция ОК-1

способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

 

Общекультурная компетенция ОК-2

способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, ее место и роль в современном мире в целях формирования гражданской позиции и развития патриотизма

 

Общекультурная компетенция ОК-5

способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности

 

Содержание и способы развития компетенций в аспекте учебной дисциплины

 

Качества обучаемого

Применяемые формы обучения

Средства и методы контроля

 

Знания:

наиболее фундаментальных политических, социальных и экономических процессов, затрагивающих предмет общей теории права и государствоведения;

генезиса и развития современных государственно-правовых процессов, понимание количественных и качественных характеристик их влияния на общественные процессы

Лекция;

практические занятия;

самостоятельная работа

Выступление на практическом занятии;

 тестирование;

;подготовка презентаций

 

 

Умения: анализировать наиболее важные политические, социальные и экономические процессы, входящие в предмет общей теории права и государствоведения;

находить философские, правовые и социальные основания государственно-правовых процессов, определять степень их влияния на качество профессиональной деятельности

 

 

Письменная работа;

самостоятельная работа

 

Диалоги на практических занятиях;

подготовка рефератов;

написание статей;

 

 

Навыки: поиска средств и методов наиболее оптимального взаимодействия с акторами политических, социальных и экономических процессов в целях укрепления государственного суверенитета России и ее территориальной целостности;

развития собственных социальных и профессиональных компетенций, выстраивание требуемых личностных юридико-образовательных траекторий с учетом знания государственно-правовых процессов

 

 

НИРС;

 «Мозговой штурм»;

Работа в малых группах

диалоговая форма опроса и оценка правильности презентации рефератов и письменных работ

 

Характеристики уровней освоения компетенции в аспекте учебной дисциплины

 
Уровни

Содержание

Проявления

 
Минимальный

Понимание исторической, культурной и социальной обусловленности наиболее важных политических и экономических процессов современности; понимать влияние государственно-правовых

процессов на собственную

профессиональную деятельность

Выступление на практическом занятии;

 тестирование;

;подготовка презентаций

 
Базовый

Минимальный уровень + способность самостоятельного критического анализа наиболее важных политических, экономических и социальных процессов современности; формирование устойчивой внутренней мотивации на самопознание новых государственно-правовых

институтов, тенденции развития

политической и правовой системы

Подготовка рефератов; разработка презентаций; участие в работе научных кружков,          

 
Продвинутый

Базовый уровень + способность научно исследовать указанные процессы, получая достоверные научные знания о них; способность самостоятельно и точно определять науковедческий статус собственных знаний государственно-правовых процессов, явлений и состояний

Выступление с докладами

на конференциях;

написание статей;

участие в НИРС;

участие в олимпиадах,

конкурсах

             

Профессиональные компетенции:

Код компетенции

Общие требования компетенции

 

Профессиональная компетенция

ПК-1

 

способность участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей деятельности

 

Профессиональная компетенция

ПК-2

 

способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства

 

Профессиональная компетенция

ПК-3

 

способность разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы

 

Содержание и способы развития компетенций в аспекте учебной дисциплины

 

Качества обучаемого

Применяемые формы обучения

Средства и методы контроля

 

Знания:

социальной и общефилософской сущности права и государства, их эволюционной роли и значения для человеческого общества, регулятивный и охранительный потенциал права; системы современного российского и международного права, основных положений теории правоотношений и элементов механизма правового регулирования; механизма правореализации, стадий правоприменения, процессов правового регулирования и правового воздействия

 

Лекция;

практические занятия;

самостоятельная работа

Выступление на практическом занятии;

 тестирование;

;подготовка презентаций

 

 

Умения: анализировать предпоссылки, условия и факторы, обуславливающие деформацию правосознания, правового мышления и правовой культуры; определить субъектно-объектный состав правовых отношений, юридическое содержание правовых отношений; анализировать систему существующих правовых и общественных отношений, определять юридические факты и иные предпосылки правовых отношений; давать логико-правовой анализ существующих правовых отношений, массива правовых норм и нормативно-правовых актов

 

 

Письменная работа;

самостоятельная работа

 

Диалоги на практических занятиях;

подготовка рефератов;

написание статей;

 

 

Навыки: формирования правовой культуры и правового мышления в условиях наличия правовых пробелов и коллизий; юридической квалификации и логико-правового анализа правовых и общественных отношений; правомерного поведения в процессе правоприменения, правореализации и нормотворчества; выявления антикоррупционных факторов, содержащихся в нормативно-правовых актах

 

 

НИРС;

 «Мозговой штурм»;

Работа в малых группах

диалоговая форма опроса и оценка правильности презентации рефератов и письменных работ

 

Характеристики уровней освоения компетенции в аспекте учебной дисциплины

 
Уровни

Содержание

Проявления

 
Минимальный

понимание значения развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры как важных факторов успешно профессиональной деятельности; понимание значения категории правоотношения для юридической науки и практики, механизма правового регулирования и правового воздействия; понимать структуру правовых норм, точно определять юридические факты, субъективные права и корреспондирующие им обязанности, круг субъектов и объектов правоотношений; понимание значения толкования права, основных форм правореализации, умения находить коррупционные факторы в текстах нормативно-правовых актов

Выступление на практическом занятии;

 тестирование;

;подготовка презентаций

 
Базовый

Минимальный уровень + способность самостоятельно анализировать наиболее типичные проблемы, возникающие в связи с повышением уровня правосознания, правового мышления и правовой культуры; способность юридически правильно квалифицировать действия, события и обстоятельства; способность самостоятельно разрешать проблемы правоприменения, находить и устранять правовые коллизии, определять требуемые формы и методы правореализации; способность самостоятельно анализировать взаимосвязи между элементами правовой системы и качеством правоприменения и правотворчества

Подготовка рефератов; разработка презентаций; участие в работе научных кружков,          

 
Продвинутый

Базовый уровень + навыки использования методологии формирования правосознания, правового мышления и правовой культуры; глубокое понимание взаимосвязи предпосылок правоотношения и качества процесса правового регулирования и правового воздействия; способность исследовать, выявлять, разрешать и анализировать с научных позиций нестандартные проблемы

правоприменения, научно обосновывать способы их решения; способность самостоятельно определить научно-методологический статус собственной правовой деятельности в сфере правотворчества и правореализации

Выступление с докладами

на конференциях;

написание статей;

участие в НИРС;

участие в олимпиадах,

конкурсах

             

Раздел 3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

по семестрам для студентов очной формы обучения

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.

 ед.

час.

по

семестрам

1 2
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 6 216 72 99
Аудиторные занятия   108 36 72
Лекции (Л)   54 18 36
Практические занятия (ПЗ)   54 18 36
Лабораторные работы (ЛР)        
Самостоятельная работа (СРС)   63 36 27
в том числе:        
Курсовая работа (проект)   45   45
Контрольные работы (по учебному плану)        
Экзамен        
Зачет        

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

по семестрам для студентов заочной формы обучения

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.

 ед.

час.

по

семестрам

1 2
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 6 216 108 108
Аудиторные занятия        
Лекции (Л)   8 4 4
Практические занятия (ПЗ)   12 6 6
Лабораторные работы (ЛР)        
Самостоятельная работа (СРС)   183 94 89
в том числе:        
Курсовая работа (проект)        
Контрольные работы (по учебному плану)        
Экзамен       9
зачет     4  

Раздел 4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Тематический план для студентов очной формы обучения

п/п

Раздел (тема) учебной дисциплины

Всего

Виды учебной деятельности

(в часах)

Образовательные технологии Формы текущего контроля
Лекции Практические занятия СРС    

Семестр

  Модуль 1. Теория государства и права как наука 17 5 6 6    
1 Тема 1. Предмет теории государства и права 5 1 2 2 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
2 Тема 2. Формирование и развитие теории государства и права в России 6 2 2 2 презентация лекционного материала   опрос
3 Тема 3. Методология теории государства и права 6 2 2 2 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
  Модуль 2. Происхождение государства и права 12 4 4 4    
4 Тема 4. Догосударственное общество 6 2 2 2 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
5 Тема 5 Происхождение государства и права 6 2 2 2 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
  Модуль3. Теория государства 43 9 8 26    
6 Тема 6. Сущность и содержание государства 4 1 1 2 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
7 Тема 7. Типы государства 5 1 1 3 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
8 Тема 8 Форма государства 5 1 1 3 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
9 Тема 9. Функции государства 5 1 1 3 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
10 Тема 10. Механизм государства 5 1 1 3 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
11 Тема 11. Государство и политическая система общества 5 1 1 3 презентация лекционного материала   опрос
12 Тема 12. Государство и гражданское общество. Правовое и социальное государство 6 1 2 3 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
13 Тема 13. Светское государство 4 1 3 презентация лекционного материала   опрос
14 Тема 14. Современная российская государственность 4 1 3 презентация лекционного материала   опрос

Зачет

           

Итого за семестр

108 18 18 36    

Семестр

  Модуль 4. Понятие, источники и принципы права 22 8 8 6    
1. Тема 1. Понятие и сущность права 8 2 4 2 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
2. Тема 2. Право и личность 6 4 2 презентация лекционного материала   опрос
3. Тема 3. Источники права 8 2 4 2 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
  Модуль 5. Основные явления, сопровождающие реализацию объективного права 77 28 28 21    
4 Тема 4. Норма права 6 2 2 2    
5 Тема 5. Система права и система законодательства 7 4 2 1 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
6 Тема 6. Основные правовые системы 4 2 2 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
7 Тема 7. Правотворчество 7 2 4 1 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
8 Тема 8. Юридическая техника 4 2 2    
9 Тема 9. Реализация права 7 2 4 1 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
10 Тема 10. Коллизии в праве и толкование права 8 2 4 2 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
11 Тема 11. Правовые отношения 8 2 4 2 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
12 Тема 12 Механизм правового регулирования 6 4 2 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
13 Тема 13. Законность и правопорядок 8 2 4 2 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
14 Тема 14. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность 6 2 2 2 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
15 Тема 15. Правосознание, правовая культура и правовой нигилизм 6 2 2 2 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов

Курсовая работа

           

Экзамен

45     45    

Итого за семестр

144 36 36 72    

Итого по дисциплине

216 54 54 108    

Итого за семестр

10 10   Модуль 4.     8. Тема 1. Понятие и сущность права 2 2   Модуль 5.     9. Тема 4. Норма права   2 10 Тема 6. Основные правовые системы 2   11 Тема 8. Юридическая техника 2   12 Тема 10. Коллизии в праве и толкование права 2   13 Тема 13. Законность и правопорядок   2 14 Тема 14. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность   2 15 Тема 15. Правосознание, правовая культура и правовой нигилизм   2

Итого за семестр

8 10

Итого

38 (40%)

Тематический план для студентов заочной формы обучения

п/п

Раздел (тема) учебной дисциплины

Всего

Виды учебной деятельности

(в часах)

Образователь-ные технологии Формы текущего контроля
Лекции Семинары (практические занятия) СРС    

Семестр

  Модуль 1. Теория государства и права как наука 23 1 1 21    
1 Тема 1. Предмет теории государства и права 8,5 0,5 1 7 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
2 Тема 2. Формирование и развитие теории государства и права в России 7 7 презентация лекционного материала   опрос
3 Тема 3. Методология теории государства и права 7,5 0,5 7 презентация лекционного материала   опрос
  Модуль 2. Происхождение государства и права 16 - 2 14    
4 Тема 4. Догосударственное общество 8 1 7 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
5 Тема 5 Происхождение государства и права 8 1 7 презентация лекционного материала опрос
  Модуль3. Теория государства 65 3 3 59    
6 Тема 6. Сущность и содержание государства 9 1 1 7 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
7 Тема 7. Типы государства 8 1 7 презентация лекционного материала опрос
8 Тема 8. Форма государства 7 - 7 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
9 Тема 9. Функции государства 9 1 7 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
10 Тема 10. Механизм государства 8,5 0,5 1 7 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
11 Тема 11. Государство и политическая система общества 6 6 презентация лекционного материала   опрос
12 Тема 12. Государство и гражданское общество. Правовое и социальное государство 6 6 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
13 Тема 13. Светское государство 6 6 презентация лекционного материала   опрос
14 Тема 14. Современная российская государственность 6,5 0,5 6 презентация лекционного материала   опрос

Зачет

4     в4    

Итого за семестр

108 4 6 98    

Семестр

  Модуль 4. Понятие, источники и принципы права 20 2 1 17    
1 Тема 1. Понятие и сущность права 8 1 1 6 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
2 Тема 2. Право и личность 5 5 презентация лекционного материала   опрос
3 Тема 3. Источники права 7 1 6 презентация лекционного материала   опрос
  Модуль 5. Основные явления, сопровождающие реализацию объективного права 79 2 5 72    
4 Тема 4. Норма права 6 6    
5 Тема 5. Система права и система законодательства 7 1 6 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
6 Тема 6. Основные правовые системы 6 6 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
7 Тема 7. Правотворчество 8 1 1 6 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
8 Тема 8. Юридическая техника 6 6    
9 Тема 9. Реализация права 6 6 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
10 Тема 10. Коллизии в праве и толкование права 8 1 1 6 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
11 Тема 11. Правовые отношения 6 6 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
12 Тема 12. Механизм правового регулирования 6 6 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
13 Тема 13. Законность и правопорядок 6 6 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
14 Тема 14. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность 7 1 6 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов
15 Тема 15. Правосознание, правовая культура и правовой нигилизм 7 1 6 презентация лекционного материала презентации рефератов подготовка рефератов

Курсовая работа

           

Экзамен

9     9    

Итого за семестр

108 4 6 98    

Итого по дисциплине

216 8 12 196    

Итого за семестр

2 4   Модуль 4. 1   8. Тема 1. Понятие и сущность права 1     Модуль 5. 1 2 9. Тема 7. Правотворчество   2 12 Тема 10. Коллизии в праве и толкование права 1  

Итого за семестр

2 2

Итого

10 (50%)

Содержание модуля 1. Теория государства и права как наука

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.099 с.)