Максимальная сумма баллов за этот уровень – 30. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Максимальная сумма баллов за этот уровень – 30.



Третий уровень – творческое задание (№ 9). Обучающимся 9, 10 классов будет предложено сделать выбор: написать сочинение на лингвистическую тему или сочинение по прочитанному тексту; обучающимся 11 класса – сочинение по прочитанному тексту (из второго задания второго уровня). В ходе написания творческой работы юные филологи должны продемонстрировать не только знание темы, умение рассуждать, аргументированно обосновывать свою точку зрения, но и показать свой круг чтения, уровень образованности и общей культуры.

Например, лингвистические темы могут звучать так:

Как предложение строится по определённым синтаксическим моделям, точно так же и предложения в тексте соединяются по определённым правилам (Г.Я. Солганик)

Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими (В.В. Виноградов)

Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его (В.П. Шереметьевский).

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему имеет такую же структуру, как и любое другое сочинение:

· Вступление (содержит мысль, которую нужно дальше раскрыть и доказать);

· Основная часть (раскрывает тезис, указанный во вступлении, и содержит несколько абзацев);

· Заключение (выводы).

Рассуждение можно вести в одном из трёх форматов: доказательство, объяснение или размышление. Обязательно приводятся примеры для иллюстрации аргументов.

Готовая работа может выглядеть следующим образом:

· 1 абзац. Вступление (подведение к вопросу и тезис, 2-3 предложения);

· 2 абзац. Раскрывается первая часть цитаты (приводятся аргументы и пример);

· 3 абзац. Раскрывается вторая часть цитаты;

· 4 абзац. Записываются выводы.

Чтобы удачно написать сочинение, необходимо подробно написать о том, как вы понимаете смысл высказывания, и найти интересные примеры.

Сочинение на лингвистическую тему оправданно вписывается в общую концепцию изучения русского языка как явления национальной культуры. Методически грамотно проведенная работа учителем-словесником может дать новый импульс обучающимся к изучению языка, осмыслению уникальности и богатства родной речи.

Объём сочинения на лингвистическую тему –1-1,25/1,5 стр. в 9 классе, 1,25-1,5/2 стр. – в 10 классе.

С целью продуктивной подготовки обучающихся к написанию сочинения на лингвистическую тему рекомендуем ознакомиться с источником:

Добротина И.Н., Осипова И.В. Сочинение на лингвистическую тему как одно из заданий заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. Русский язык в школе. 2016; (2): 31-35.

https://www.riash.ru/jour/article/view/290/290

Сочинение по прочитанному тексту проверяет сформированность у участников отдельных коммуникативных умений и навыков: 1) анализировать содержание и проблематику прочитанного текста; 2) комментировать главную проблему исходного текста; 3) определять позицию автора текста по заявленной проблеме; 4) выражать и аргументировать собственное мнение; 5) последовательно и логично излагать мысли; 6) использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; 7) практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами современного русского литературного языка. Таким образом, задание проверяет состояние практических речевых умений и навыков и даёт представление о том, владеют ли участники олимпиады монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения. Сочинение на основе прочитанного текста показывает сформированность у участников олимпиады культуроведческой компетенции, широту кругозора, начитанности и общую культурную образованность.

Сочинение по прочитанному (исходному) тексту должно включать введение, формулировку проблемы, комментарий к ней (два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания сформулированной проблемы, пояснение к каждому из примеров-иллюстраций, анализ смысловой связи между примерами-иллюстрациями), отражение позиции автора исходного текста, отношение к позиции автора, два абзаца на каждый тезис и аргумент, итог.

Алгоритм написания сочинения по прочитанному тексту может быть таким:

1) Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

2) Прокомментируйте сформулированную проблему.

3) Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

4) Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

5) Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

6) Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения по прочитанному (исходному тексту) – 70-150 слов в 9 классе, 150-200 слов в 10 класс, 150-250 слов в 11 классе.

Если сочинение будет представлять собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа) оценивается 0 баллов.

Максимальная оценка за этот уровень – 30 баллов.

С целью качественной подготовки к участию в интеллектуальных соревнованиях заключительного этапа Республиканской олимпиады по русскому языку рекомендуем повторить с обучающимися разделы, изученные в текущем году и в предыдущие годы.

Четвёртый уровень – публичное выступление – конкурс ораторского мастерства (длительность устного выступления – 1,5-2 минуты в 9 классе, 3 минуты – в 10-11 классах. Круг тем этого тура связан с Годом русской культуры в Донецкой Народной Республике.

При подготовке к этому виду соревнований рекомендуем ознакомиться с алгоритмом устного выступления: представление, указание названия темы выступления, формулировка цели выступления, изложение содержания по чёткой структуре и с учётом хронометража. Не следует забывать о лингвистической культуре и мастерстве речи, а также о контакте оратора и аудитории (без излишней театрализации).

Темы для публичной речи могут звучать следующим образом:

О каких трёх памятниках русского искусства вы рассказали бы иностранному гостю?

Высший балл за ораторскую речь 10 баллов.

 

Учащиеся 9-11-х классов, выполняя задания, должны показать:

ü лингвистические знания;

ü лексико-грамматические знания;

ü орфографическую и пунктуационную грамотность, культуру речи;

ü умение создавать собственные (оригинальные и грамотные) тексты;

ü уровень владения универсальными учебными действиями;

ü уровень метапредметных знаний, умений и навыков;

ü ораторские умения и навыки, уровень риторической культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.006 с.)