В 09.30 участники приступят к выполнению олимпиадных заданий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В 09.30 участники приступят к выполнению олимпиадных заданий.



Рекомендации к проведению заключительного этапа Республиканской предметной олимпиады

обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по русскому языку

В 2020 – 2021 учебном году

Согласно приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.02.2021 г. №137 «О проведении заключительного этапа Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики в 2020-2021 учебном году» заключительный этап Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по русскому языку состоится 13 марта 2021 года.

В данном этапе Республиканской олимпиады примут участие обучающиеся 9-11-х классов обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики.

Олимпиада проводится в соответствии с Условиями проведения Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики в 2020-2021 учебном году (приложение 1 к приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.10. 2020 № 1398 «Об утверждении Условий об организации проведения Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций

Донецкой Народной Республики в 2020-2021 учебном году» и от 19.11.2020 г. №1506 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.10.2020 г. №1398»).

Место проведения олимпиады: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей №1 города Донецка» (директор Лупандина Л.А.). Адрес: г. Донецк, бульвар Пушкина, дом 6.

Регистрация – 08.30-09.25.

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИМЕР. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРИМЕР, -а, м.

1) Математическое выражение, требующее решения. Лёгкий п. Алгебраический п.

2) Конкретное явление, разновидность общего. П. творческой профессии. Примеры произведений искусства.

3) Факт, приводимый в качестве доказательства. П. из речи адвоката. Этот п. никого не убеждает.

4) Действие или явление, которому подражают. Брать п. со старшего брата. Подавать п. Показал п. мужества.

Или, например,

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) ошибка в построении предложения с несогласованным приложением 1) Работая с Катей над проектом, Оксана поражалась настойчивости и работоспособности подруги, которая вопреки неблагоприятных обстоятельств твёрдой рукой вела дело к успеху.
Б) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом 2) Мама с детства говорила мне, чтобы я, оказавшись в трудной ситуации, прислушивалась к своим ощущениям, доверяла им, и тогда мне удастся избежать паники и отчаяния и принять верные решения.
В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 3) Я спустился в подвал, и, открыв дверь, она издала протяжный скрип давно не смазанных петель, а в нос мне ударил запах сырости.
Г) нарушение в построении предложения с косвенной речью 4) В магазине «Трубочисте», недавно открывшемся неподалёку от моего дома, был огромный выбор товаров для дома и дачи, и именно там я смог найти электрокамин, который давно искал.
Д) неверный выбор падежной формы существительного с предлогом 5) Отец, в силу привычки, даже по выходе на пенсию вставал в пять утра и потом целый день не покладая рук работал то в своей столярной мастерской, то в огороде, а вечером неизменно садился за книги и читал не менее ста страниц.
  6) Настя любила сидеть на берегу озера, вглядываясь в мелкие водоросли под слоем чистой воды и размышляя о том, что, быть может, там, на самом дне, есть волшебный, полный загадок мир, о котором никто не подозревает.
  7) Вот начинается гроза, ливень, и мы, прикрывая головы сумками, запрыгиваем в первый подошедший трамвай, и тут вспомнили, что забыли проездные билеты дома.
  8) Послышались звуки колокола, и колонна, встрепенувшись, медленно, организованно двинулась вперёд – туда, откуда доносился колокольный звон.
  9) Максим Николаевич, мой тесть, сказал мне, что ты приезжай на базу отдыха «Берёзовая роща», где можно порыбачить, отдохнуть и неспешно обсудить все предстоящие совместные дела.

Максимальная сумма баллов за задания первого уровня – 30.

Второй уровень – задания конструкторско-творческого характера.

Первое из них (задание 7) проверяет умение решать лингвистические задачи. Составители заданий делают акцент на метапредметности задач, проверке уровня сформированности культурологической компетенции и УУД обучающихся. С образцами таких задач и их решением можно ознакомиться на блоге отдела русского языка и литературы http://kabruss.blogspot.com на страницах «Олимпиада» и «Для юных филологов».

Второе задание второго уровня (или задание 8) – комплексная работа с текстом (прозаическим), где требуется знание всех разделов языкознания. Часть заданий к тексту будет аналогична заданиям 22-26 ЕГЭ. Предполагается определение темы текста, его стиля и типа; фонетический, лексический, морфемный, морфологический и др. виды разбора.

Например,

Прочитайте текст и выполните задания.

 

(1)Существует точное наблюдение: воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. (2)Мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим. (3)Впрочем, иногда замечаем. (4)Потому что всё же не всегда дышим равнодушно и буднично. (5)Например, мы наслаждаемся чистым воздухом, промытым весенним дождём.

(6)По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, ничего более сходного с воздухом, чем трава. (7)Мы привыкли, что мир зелёный. (8)Ходим, мнём, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колёсами, наглухо захлопываем бетонными плитами, заваливаем железным, пластмассовым, кирпичным, бумажным, тряпичным хламом. (9) Льём на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щёлочи.

(10)Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (11) Подумаешь! (12)Мало ли на земле травы? (13)Жалко ли её? (14) Ну, высыпали шлак (или железные обрезки, щебень, бой-стекло, бетонное крошево), ну, придавили несколько миллионов травинок. (15) Неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка? (16)Травы много. (17)Она везде.

(18)Но может быть и так: земля есть, а травы нет. (19)Страшное, жуткое зрелище! (20) Представляю себе человека в огромной бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша земля.

(21)Глоток воздуха, когда человек задыхается. (22)Зелёная живая травинка, когда человек совсем отрезан от природы. (23)А обычно – не замечаем…

(По В.А. Солоухину*)

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) – русский писатель, поэт, переводчик.

Рекомендации к проведению заключительного этапа Республиканской предметной олимпиады

обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по русскому языку

В 2020 – 2021 учебном году

Согласно приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.02.2021 г. №137 «О проведении заключительного этапа Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики в 2020-2021 учебном году» заключительный этап Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики по русскому языку состоится 13 марта 2021 года.

В данном этапе Республиканской олимпиады примут участие обучающиеся 9-11-х классов обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики.

Олимпиада проводится в соответствии с Условиями проведения Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики в 2020-2021 учебном году (приложение 1 к приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.10. 2020 № 1398 «Об утверждении Условий об организации проведения Республиканской предметной олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций

Донецкой Народной Республики в 2020-2021 учебном году» и от 19.11.2020 г. №1506 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.10.2020 г. №1398»).

Место проведения олимпиады: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей №1 города Донецка» (директор Лупандина Л.А.). Адрес: г. Донецк, бульвар Пушкина, дом 6.

Регистрация – 08.30-09.25.

В 09.30 участники приступят к выполнению олимпиадных заданий.

Продолжительность письменного тура – 230 минут (3 часа 50 минут).

Участники олимпиады по русскому языку будут выполнять четыре уровня заданий – на проверку уровня письменной (I-III уровни) и устной (IV уровень) речи. Всего 10 заданий: 9 заданий письменного тура (230 минут) и одно задание устного тура (после 20-минутного перерыва).

Олимпиадные задания составлены так, что позволяют проверить, в какой степени у участников сформирована каждая из четырех компетенций – языковая, лингвистическая, коммуникативная и культуроведческая.

В первом уровне обучающимся будут предложены задания из разных разделов языкознания: фонетики, лексики, этимологии, фразеологии, словообразования, орфографии, морфологии, синтаксиса и пунктуации, стилистики и культуры речи; эти задания проверят уровень лингвистической подготовки школьников. В каждом классе предлагается по 6 заданий, которые будут оцениваться разным количеством баллов (в зависимости от типа и сложности задания).

1-3 задания первого уровня представляют собой небольшой текст и 3 задания, аналогичные формату 1-3 задания Единого республиканского экзамена по русскому языку (ЕРЭ); 4-6 задания – аналогичны 4-21 заданиям ЕРЭ.

Например,

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1) Фольклор – это важнейшая составная часть народной культуры, отражающая в художественной форме жизнь и духовный облик народа. (2) Примером фольклора может служить сказка – древнейший жанр устного народного творчества, который был популярен на Руси: рассказывание сказок воспринималось как искусство, к которому мог приобщиться каждый, независимо от пола и возраста, и хорошие сказочники весьма высоко почитались в народе. (3) Сказки не утратили своего значения и в наше время, <…> они учат человека жить (ведь за сказочной фабулой скрываются реальные человеческие отношения), вселяют в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Популярный жанр фольклора – сказка, поскольку она учит добру и справедливости, учит жизни, ведь за фантастическим сюжетом в ней кроется реальность.

2) Сказка – жанр фольклора как важнейшей составной части народной культуры, жанр древнейший, который был популярен на Руси и не теряет своего значения сегодня, поскольку сказка учит жить, вселяет веру в торжество справедливости.

3) Примером устного народного творчества может служить сказка – древнейший фольклорный жанр, который был популярен на Руси: рассказывание сказок справедливо воспринималось как искусство, доступное каждому, независимо от пола и возраста.

4) Фольклор в художественной форме отражает жизнь и духовный облик народа; древнейший фольклорный жанр – сказка – был популярен на Руси, мастера этого искусства высоко ценились, и в наше время сказки не утратили своего значения: они учат нас жить, быть оптимистами.

5) Фольклор как устное народное творчество и сказка как один из его жанров в наше время имеют большое значение, так как это древнее искусство.

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИМЕР. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРИМЕР, -а, м.

1) Математическое выражение, требующее решения. Лёгкий п. Алгебраический п.

2) Конкретное явление, разновидность общего. П. творческой профессии. Примеры произведений искусства.

3) Факт, приводимый в качестве доказательства. П. из речи адвоката. Этот п. никого не убеждает.

4) Действие или явление, которому подражают. Брать п. со старшего брата. Подавать п. Показал п. мужества.

Или, например,

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) ошибка в построении предложения с несогласованным приложением 1) Работая с Катей над проектом, Оксана поражалась настойчивости и работоспособности подруги, которая вопреки неблагоприятных обстоятельств твёрдой рукой вела дело к успеху.
Б) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом 2) Мама с детства говорила мне, чтобы я, оказавшись в трудной ситуации, прислушивалась к своим ощущениям, доверяла им, и тогда мне удастся избежать паники и отчаяния и принять верные решения.
В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 3) Я спустился в подвал, и, открыв дверь, она издала протяжный скрип давно не смазанных петель, а в нос мне ударил запах сырости.
Г) нарушение в построении предложения с косвенной речью 4) В магазине «Трубочисте», недавно открывшемся неподалёку от моего дома, был огромный выбор товаров для дома и дачи, и именно там я смог найти электрокамин, который давно искал.
Д) неверный выбор падежной формы существительного с предлогом 5) Отец, в силу привычки, даже по выходе на пенсию вставал в пять утра и потом целый день не покладая рук работал то в своей столярной мастерской, то в огороде, а вечером неизменно садился за книги и читал не менее ста страниц.
  6) Настя любила сидеть на берегу озера, вглядываясь в мелкие водоросли под слоем чистой воды и размышляя о том, что, быть может, там, на самом дне, есть волшебный, полный загадок мир, о котором никто не подозревает.
  7) Вот начинается гроза, ливень, и мы, прикрывая головы сумками, запрыгиваем в первый подошедший трамвай, и тут вспомнили, что забыли проездные билеты дома.
  8) Послышались звуки колокола, и колонна, встрепенувшись, медленно, организованно двинулась вперёд – туда, откуда доносился колокольный звон.
  9) Максим Николаевич, мой тесть, сказал мне, что ты приезжай на базу отдыха «Берёзовая роща», где можно порыбачить, отдохнуть и неспешно обсудить все предстоящие совместные дела.

Максимальная сумма баллов за задания первого уровня – 30.

Второй уровень – задания конструкторско-творческого характера.

Первое из них (задание 7) проверяет умение решать лингвистические задачи. Составители заданий делают акцент на метапредметности задач, проверке уровня сформированности культурологической компетенции и УУД обучающихся. С образцами таких задач и их решением можно ознакомиться на блоге отдела русского языка и литературы http://kabruss.blogspot.com на страницах «Олимпиада» и «Для юных филологов».

Второе задание второго уровня (или задание 8) – комплексная работа с текстом (прозаическим), где требуется знание всех разделов языкознания. Часть заданий к тексту будет аналогична заданиям 22-26 ЕГЭ. Предполагается определение темы текста, его стиля и типа; фонетический, лексический, морфемный, морфологический и др. виды разбора.

Например,

Прочитайте текст и выполните задания.

 

(1)Существует точное наблюдение: воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. (2)Мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим. (3)Впрочем, иногда замечаем. (4)Потому что всё же не всегда дышим равнодушно и буднично. (5)Например, мы наслаждаемся чистым воздухом, промытым весенним дождём.

(6)По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, ничего более сходного с воздухом, чем трава. (7)Мы привыкли, что мир зелёный. (8)Ходим, мнём, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колёсами, наглухо захлопываем бетонными плитами, заваливаем железным, пластмассовым, кирпичным, бумажным, тряпичным хламом. (9) Льём на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щёлочи.

(10)Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (11) Подумаешь! (12)Мало ли на земле травы? (13)Жалко ли её? (14) Ну, высыпали шлак (или железные обрезки, щебень, бой-стекло, бетонное крошево), ну, придавили несколько миллионов травинок. (15) Неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка? (16)Травы много. (17)Она везде.

(18)Но может быть и так: земля есть, а травы нет. (19)Страшное, жуткое зрелище! (20) Представляю себе человека в огромной бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша земля.

(21)Глоток воздуха, когда человек задыхается. (22)Зелёная живая травинка, когда человек совсем отрезан от природы. (23)А обычно – не замечаем…

(По В.А. Солоухину*)

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) – русский писатель, поэт, переводчик.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.025 с.)