Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мастерская педагогического общения по построению новых форм взаимодействия с детьми
Занятие 1. Что значит воспитывать, быть воспитателем? — Взгляд на воспитателя глазами ребенка и глазами самого воспитателя; схема диалога с детьми ("Кто такой --- 141 --- воспитатель?", "Что он делает?" и т.п.); постановка косвенных вопросов; игра в воспитателя; замещение воспитателя; — обсуждение в группе воспитателей взглядов на воспитание: чем полезна или интересна та или иная точка зрения; — выполнение воспитателями заданий, позволяющих выявить ориентацию на присутствие ребенка в различных жизненных ситуациях; — обсуждение в группе темы " Дано ли нам предугадать, как слово наше отзовется?": что значит, с точки зрения влияния на ребенка, то, что говорится лично ему, или то, что говорится "между делом" о нем; косвенное влияние на ребенка и как научиться его учитывать. На вводном занятии используются видеозаписи ситуаций педагогического общения. Занятие 2. Оказывается, во мне уживаются три человека: Родитель, Ребенок и Взрослый, и они так непохожи!.. — Структурный анализ: заполнение опросника Джонг-вард (с. 135), построение эгограмм и их анализ (используется материал Д.Дьюси: J.Dusay. Egograms: How I See You and You See Me); — проигрывание ролей Родитель, Ребенок, Взрослый; как проявляются эго-состояния в поведении воспитателя и ребенка; признаки актуализации эго-срстояний (см. с. 132). Занятие 3. Как мы общаемся? — Анализ трансакций: разыгрывание основных паттернов общения, проявляющихся при взаимодействии взрослых людей и во взаимоотношениях с ребенком воспитывающих взрослых (упражнение в тройках), осознание своих привычных трансакций. Занятие 4. Трансактный анализ в педагогическом общении. — Обсуждение и проигрывание с воспитателями педагогических ситуаций по типам трансакций: 3*3*3*3 варианта общения с ребенком; — ролевая игра "Разбросанные игрушки". (Воспитатель должен сделать так, чтобы разбросанные игрушки были собраны.) --- 142 --- Занятие 5. Как мы программируем ребенка? — Анализ родительского программирования: предписаний, директив, детских решений; — элементы самоанализа (метод "незаконченных предложений"). Занятие 6. Педагогическое программирование. — Анализ педагогических ситуаций, воспитатель может "запрограммировать" ребенка.
Занятие 7. В этом я не могу распоряжаться самим собой. — Проявление программирования: жизненные позиции, рэкет, "игры"1; — как можно управлять "игровым поведением" и корректировать его; — "игровое" (манипулятивное) поведение во взаимоотношениях ребенок — воспитывающий взрослый и в общении детей между собой, анализ "игр" в детском саду. Занятие 8. Если сейчас я Родитель — то..., Если сейчас я Взрослый — то..., Если сейчас я Ребенок — то... — Обсуждение и проигрывание с воспитателями педагогических ситуаций, когда необходимо занять позицию Родителя, Взрослого или Ребенка; как в таком случае с максимальной пользой для ребенка общаться с ним; какие ошибки нас здесь подстерегают — проблемы оценки запрета, наказаний, правило трех "П" (Понимание, Принятие, Признание), игра с ребенком; — обсуждение и проигрывание с воспитателем ситуаций, в которых необходимо изменить трансактную роль ребенка. Занятие 9. Как пробуждать в ребенке Взрослого, Родителя, Ребенка (продолжение). — Техники актуализации эго-состояний, активное слушание, прием парафразы; --- 143 --- — способы опосредованной и непосредственной передачи информации о своих чувствах; — ролевая игра со скрытым мотивом. Занятие 10. Оказывается, мы понимаем друг друга без слов! — Невербальные знаки: серия заданий, в ходе которых воспитатели сами открывают для себя смысл некоторых жестов и поз; изучение других невербальных знаков; сокрытие чувств и управление чувствами; — наблюдение за детьми: какие позы и жесты наиболее типичны в вашей группе; обсуждение наблюдений в группе воспитателей. Занятие 11. Жизненное пространство. — Дистанция и пространство общения с ребенком; — "квадрат общения": общение между сверстниками (взрослый — взрослый и ребенок — ребенок) развивается "по горизонтали"; общение между взрослыми и детьми — "по вертикали"; — "живые скульптуры": совокупность упражнений, развивающих видение воспитателем того, каким его видят дети. Занятие 12. Жизненное пространство (продолжение). — Организация пространства общения с детьми: предлагаются различные модели, например организация взаимодействия "глаза в глаза", круговое размещение детей, более высокая мебель — дети сидят "за стойками" и т.п.; воспитатели предлагают свои собственные решения;
— воспитатель апробирует часть своих решений в общении с детьми (например, "разрешает" себе проводить занятие, сидя или лежа на ковре). Занятие 13. Понимаем ли мы, чего хотят дети и каким они видят мир? — Упражнения на развитие педагогической децентрации (например, "незаконченные предложения"); — "марсианское" восприятие ребенка: если то или иное высказывание взрослого услышит ребенок, какой вывод он сделает из услышанного (например, из высказывания --- 144 --- "Маленьким нельзя пить" ребенок может сделать вывод: "Вырасту большой — тогда и напьюсь"). Занятие 14. Какими мы видим детей? — Задание на выявление личностных конструктов воспитателей: что есть для воспитателя "идеальный ребенок", "ребенок, в котором я вижу личность", "ребенок такой, как все" и т.п. (педагогические ценности); — "ярлыки", которые мы навешиваем детям. Занятие 15. Оказывается, можно безоговорочно влиять на ребенка, не прибегая к угрозам, наказаниям и запретам! — Управление эмоциональным состоянием другого через варьирование собственных поз и жестов; как не позволить другому управлять моими собственными эмоциями; — некоторые техники внушения в общении с детьми (избегать запретов с частицей "не", вводить избыточные альтернативы, учитывать доминирующие каналы общения, ориентироваться на ритм дыхания ребенка и т.п.); — обсуждение, в каких пределах можно использовать эти техники. Занятие 16. Вот, значит, каким меня видят дети! — Серия методик, проводимых с детьми, позволяющих воспитателю понять, каким он выглядит в глазах детей (рисование детьми группы и в ней воспитателя; изображение себя, других детей, воспитателя в виде животных, космических пришельцев и т.п.). Занятие 17. Вот какое влияние я оказываю на детей! — Воспитателям предлагается обсудить ряд экспериментальных ситуаций, в которых изучается косвенное влияние, оказываемое воспитателем на детей (реализация метода "отраженной субъектности"); предлагается выбрать и придумать для самих себя "тестовую" ситуацию, в которой было бы интересно проследить влияние, оказываемое на детей (работа в малых группах); — воспитатели осуществляют при поддержке коллег, которых они выбирают сами, диагностику своего влияния на детей; — обсуждение результатов в группе. --- 145 --- Занятие 18. Влияние, которое на меня оказывают дети. — Методики "отраженной субъектности", реализуемые на воспитателях: каков я, когда рядом со мной ребенок (как меняется мое самовосприятие, уровень активности и т.п.); — заполнение опросника Джонгвард в ситуациях, когда рядом находится ребенок: построение и анализ эгограмм и сравнение их с первичными результатами; — обсуждение путей выхода из затруднительных ситуаций в общении с детьми. Занятие 19. Не так-то уж малы эти дети! — Путешествие в мир взаимоотношений детей (анализ устойчивых объединений детей: "рядом, но не вместе", типы лидерства детей, скрытые манипуляции в общении между детьми); — обсуждение проблемы: легко ли подружить детей, изменить статус ребенка в группе и т.п. Занятие 20. "Параллельные миры" существуют. И при том — совсем рядом! — Построение схем диалогов с детьми, направленных на выявление и анализ детской субкультуры: что заботит детей, о чем они "судачат", над чем смеются, хотят ли быть взрослыми и т.п.; — дискуссия: в мире детей взрослые находят свои подобия, но весьма необычные; о чем можно или нельзя разговаривать с детьми.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.175.101 (0.013 с.) |