Особенности личности детей с нарушениями зрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности личности детей с нарушениями зрения



На протяжении многих веков в обыденном сознании людей складывалось впечатление о слепом человеке как о личности ущербной, неполноценной. Им приписывали разнообразные отрицательные качества (повышенные биологические потребности: сексуальные, пищевые; приписывали другие вредные привычки; отсутствие духовных интересов, наличие отрицательных моральных качеств: эгоизм, отсутствие чувства долга, товарищества и волевых качеств: очень внушаемы).
Эти особенности рассматривались как прямое следствие нарушения зрения. В результате, слепого представляли как человека абсолютно иного рода. А возможности компенсации дефекта считали крайне ограниченными.
Л.С. Выготский показал, что любой дефект, любой телесный недостаток является фактором в известной степени, изменяющем отношение человека с окружающим миром, что в результате дает «социальную ненормальность поведения». Иными словами органический дефект, нарушая социальные отношения, изменяя социальный статус инвалида, провоцирует возникновение у слепого ряда специфических социальных установок. Например, установка на избегание зрячих людей, эгоизм.
Психическим фактором слепота становится тогда, когда незрячий человек вступает в общение с отличающимися от него здоровыми людьми. Нарушение зрения детей приводит к ряду нарушений личности. Нарушения зрения способствуют, особенно в рамках семейного воспитания, возникновению условий, влияющих на формирование различных отрицательных черт характера. К таким условиям относятся: чрезмерная опека или наоборот отсутствие внимания со стороны окружающих.
Источник: Специальная психология: учебно-методическое пособие / авт.- сост.: А. М. Дохоян, В. И. Лахмоткина, И. С. Исмаилова. – Армавир: РИО АГПУ, 2017. – 200 с.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

И.С. Карауш, Б.А. Дашиева, И.Е. Куприянова, И.Я. Стоянова (Томск)

Авторами роведено клиническое обследование 251 учащегося специализированных (коррекционных) школ 7-18 лет с нарушениями слуха и зрения. Представлена структура психических расстройств. Обсуждается ряд особенностей психологической диагностики детей указанной категории.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития, в Российской Федерации около 1,3 млн детей и подростков страдают нарушениями слуха (примерно 80% из них - случаи сенсоневральных расстройств), более 1 млн детей страдают тяжелыми заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией и косоглазием. Расстройства психо-интеллектуального и социального развития у детей с сенсорными нарушениями встречаются часто [6, 10, 11, 14, 17]; однако данные о распространенности психических расстройств у таких детей крайне противоречивы. Так, среди учащихся начальных классов школ для слепых нарушения зрения в 77,6% сопровождаются задержкой психического развития, олигофренией в степени дебильности [5]. В исследовании шведских ученых было установлено, что 74% детей с нарушениями зрения имеют признаки морфологических и / или функциональных нарушений мозга [13]. Исследователями из Индии среди 92 слабовидящих учащихся в возрасте от 6 до 20 лет психические расстройства были выявлены у 8,69% [8]. Согласно исследованию, проведённому в Нидерландах, заболеваемость психическими расстройствами детей с нарушениями зрения в период 19942000 гг. по сравнению с периодом 1986-1994 гг. значительно возросла - с 21,8 до 46,9% [15]. По данным Е. Tirosh, M.R Shnitzer, распространенность поведенческих проблем (по DSM-III-R критериям - синдром гиперактивности с дефицитом внимания, тревожные расстройства, избегающее поведение) среди слепых детей составляет 49% и требует организации психологического мониторинга и психологической помощи для них и их родителей [16]. По данным обзора зарубежных исследований, показатели распространенности психических расстройств у слабослышащих и глухих детей варьируют в широком диапазоне - от 15 до 60% [9]. В исследовании J. Fellinger, D. Holzinger, H. Sattel участвовали 95 учеников (средний возраст 11 лет) с нарушениями слуха и нормальными показателями невербального интеллекта -психические расстройства отмечались у 32,6%, среди них депрессивные расстройства - у 7,4%, что выше, чем в целом в популяции [12]. Ранее нами при исследовании 123 слабослышащих и глухих детей была выявлена высокая частота психических расстройств (60% нарушения психологического развития, 20% умственная отсталость лёгкой стадии, 8,5% гипердинамический синдром) и их коморбидность с речевой патологией - 90% [2].

Анализ литературы показал:

1. Исследования, касающиеся обсуждаемой проблемы, немногочисленны, практически отсутствуют комплексные медико-психологические исследования взаимосвязи сенсорных нарушений и психического состояния детей, охватывающие системно-теоретический и практико-методический подходы.

2. Возможными причинами разницы показателей распространенности психических расстройств и нарушений могут являться:

- различия в методологических подходах, используемых при оценке психического статуса и уровня психического здоровья детей;

- трудности взаимодействия с такими детьми (специфика восприятия речи, дефицит коммуникативных навыков);

- применение вербальных тестов, стандартизированных для нормально слышащих детей, при исследовании детей с нарушениями слуха.

В данной статье обсуждается фрагмент исследования, посвящённого изучению психического здоровья детей с сенсорными нарушениями. При проведении исследования был выявлен ряд особенностей, характерных для данной группы детей.

Материал исследования - 239 учащихся коррекционных школ-интернатов I-II вида (для слабослышащих и глухих детей) и Ш-IV вида (для слабовидящих и слепых детей) в возрасте 7-18 лет. Из них 169 человек - это дети с нарушениями слуха (нейросенсорная тугоухость III-IV степени, нейросенсорная глухота) и 70 человек - дети с нарушениями зрения (врожденные аномалии зрительного анализатора, последствия травм), а также 12 детей, обучающихся в школе социальной адаптации детей-инвалидов с основным заболеванием детский церебральный паралич (ДЦП), имеющих сенсоневральную тугоухость (5 человек) и врождённые аномалии зрительного анализатора (7 человек).

Методы. Помимо клинического метода использовался психологический. Психологическое исследование чрезвычайно важно в работе с детьми, имеющими нарушения развития; оно осуществляется с целью качественной и количественной оценки психологического и психиатрического статуса [7]. Представлялось важным вне зависимости от нозологической квалификации сенсорных расстройств и сопутствующих психических нарушений охарактеризовать все важные сферы активности ребёнка (игровая и учебная деятельность, взаимоотношения с окружающими, особенности поведения). Использовались следующие методики: шкала явной тревожности CMAS (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale), опросник Басса - Дарки (Buss - Durkey Inventory), шкала депрессии М. Ковак, проективные методики (рисуночные тесты «Дом - Дерево - Человек» и рисунок семьи, тест Люшера). Максимальная индивидуализация конкретных проблем ребёнка, установление их иерархии позволяют определить прогноз и, в последующем, приоритеты в коррекционной работе в каждом конкретном случае. При клиническом исследовании слабослышащих и глухих детей психические расстройства выявлены у большинства учащихся, преимущественно это смешанные специфические расстройства развития - F83, F81 (71,6%), умственная отсталость -F70-79 (16,6%) и гиперкинетические расстройства F90 (5,3%). Спецификой дефекта детей этой категории является высокая частота возникновения речевых расстройств (F 80) - у 91% детей выявлены расстройства речевого развития (F80.8, F80.1, F80.82), обусловленные основным заболеванием. 81% детей имели сочетанную патологию. У детей с нарушением зрения чаще отмечались психодезадаптационные (донозологические, по В.Я. Семке [3]) состояния: астенический, психовегетативный или дисти-мический варианты (40%), смешанные специфические расстройства развития - F83 (37%), гиперкинетические расстройства - 7,1%.

При проведении психологического исследования был выявлен ряд особенностей, характерных для детей изучаемой категории. Эти особенности влияли на сам процесс диагностики, иногда затрудняли ее, значительно ограничивая диапазон применяемых методов. Так, при психологическом обследовании детей с нарушениями слуха наблюдались следующие трудности, связанные со специфическими особенностями психического развития:

- высокая распространенность речевых расстройств, проявляющихся нарушениями произношения, ограничением словаря (как активного, так и пассивного) и т.д.; использование жестовой речи, которой, как правило, не владеют психологи и врачи-психиатры;

- вследствие имеющихся сочетанных дефектов слуха и речи часто наблюдается непонимание ребенком обращенной к нему речи;

- высокая распространенность нарушений психологического развития, определяющих особенности эмоционально-волевой сферы, недоразвитие интеллекта, нарушения формирования высших психических функций (воображение, внимание, мышление, память), существенно ограничивающих возможности применения большинства стандартных экспериментальных методик;

- низкая коммуникационная способность.

Особенности детей с нарушением зрения:

- часто отмечалась сниженная познавательная активность, сниженная мотивация к получению новой информации, причем это касалось не только детей с нарушениями психологического развития; одной из причин этого могут быть ограничения, вызванные нарушениями зрения и создающие препятствия для независимости ребенка и его взаимодействия с окружающей средой;

- особенность работы с такими детьми - необходима «дозиро-ваннная» нагрузка на орган зрения: нельзя загружать ребенка большим количеством шкал и опросников для самостоятельного прочтения, необходим крупный шрифт в наглядных материалах.

Особенности детей с ДЦП, имеющих сенсорные нарушения:

- у детей с ДЦП в результате поражения двигательной сферы, а также мышечного аппарата глаз согласованные движения руки и глаза развиты недостаточно, особенно если имеют место неправильные установки тела, головы и конечностей. В этом случае дети оказываются не в состоянии следить глазами за своими движениями, что препятствует развитию манипулятивной деятельности, конструирования и рисования, тормозит формирование учебных навыков (чтение, письмо) и познавательной деятельности;

- для детей с ДЦП и нарушениями зрения характерны разнообразные эмоциональные расстройства - повышенная возбудимость, повышенная чувствительность к обычным раздражителям окружающей среды, склонность к колебаниям настроения, страхи (высоты, замкнутого пространства, темноты, новых игрушек, новых людей).

Таким образом, наличие сенсорных нарушений, часто сочетающихся с нарушениями речи и интеллекта, затрудняет психологическое обследование и значительно ограничивает выбор используемых методик у детей с нарушением развития. Измерение психиатрических симптомов часто оказывается невозможным, поскольку многие из процедур оценки представляют собой вербальные тесты и стандартизированы для нормально развивающихся детей. Выявленные особенности влияют на процесс и саму процедуру клинико-психологического исследования. В нашем случае психологическое обследование всегда проходило в индивидуальном порядке и занимало длительное время -чтение вслух текста опросника или шкалы, запись ответа ребенка, пояснение неизвестных слов. При работе со слабослышащими или глухими детьми часто приходится общаться «письменно» - задавать вопросы и ждать письменного ответа ребенка. Эти обстоятельства удлиняют процесс диагностики. Однако следует иметь в виду высокую частоту сопутствующей неврологической и соматической патологии у детей, обусловливающей астенические проявления, быструю утомляемость, снижение концентрации внимания (неврологическая патология выявлена у 93,3% детей с нарушениями слуха, у 82% детей с нарушениями зрения, у всех детей с ДЦП; как правило, это энцефалопатия, миотонический синдром, гипертензионный синдром, хроническая цервикальная недостаточность). В ситуации диагностики дети часто нуждались в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, быстро утомлялись, что требовало смены деятельности и сокращения времени работы. В большинстве случаев происходила быстрая потеря интереса к тестовым заданиям и снижение работоспособности.

Нарушения психологического развития, мышления также оказывают влияние на возможность проведения вербальных тестов для детей с сенсорными нарушениями. Так, например, при предъявлении опросников (шкал) важно быть уверенным, что подросток понимает значение вопроса полностью, иначе результаты будут недостоверны. Уровень понимания текста не всегда можно с легкостью определить: ребенок может не знать какого-то ключевого слова в вопросе, а ответ по типу «да - нет» все же даст. Кроме того, на достоверность полученных данных влияет и общий уровень социального развития подростка, его осведомленность о социальных явлениях. Это в особенности касается детей-сирот, проживающих в интернате, и детей из неблагополучных семей, испытывающих недостаток знаний по различным социальным вопросам. При предъявлении опросника ребёнку задавался ряд вопросов, позволяющих определить, насколько он понимает значение слова или содержание ситуации. Если понимание оказывалось недостаточным, опросник не использовался. Поэтому использование таких шкал, как шкала тревожности CMAS, шкала депрессии Марии Ковак, опросник агрессивности Басса - Дарки, было возможно лишь в том случае, когда мы были уверены в их доступности для понимания ребёнком.

Так, например, при использовании шкалы явной тревожности для детей CMAS 33% детей с сенсоневральной тугоухостью не смогли ответить на все вопросы, несмотря на индивидуально проводимое исследование и пояснения (синонимы, примеры конкретных ситуаций), приводимые исследователем. Дети, имеющие сопутствующим диагнозом умственную отсталость, не смогли понять вопросы шкалы. У 16,5% детей выявлен несколько повышенный уровень тревожности, который часто связан с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни. Столько же детей имело высокий уровень тревожности (16,5%). Стоит обратить внимание, что чаще всего это были дети с нормальным уровнем психического развития.

Опросник на выявление агрессивности Басса - Дарки смогли заполнить 45% детей исследуемой группы. Предварительно исследователь убеждался в понимании утверждений опросника. При анализе результатов выявленный индекс агрессивности был в пределах нормы, особенностью являлись его значения на высшей границе нормы у детей 17-18 лет. Можно отметить более высокие цифры физической агрессии у мальчиков и негативизма и вербальной агрессии у девочек, все показатели находились в пределах нормальных. Клинические признаки агрессии нами, однако, отмечались в некоторых случаях, но, как правило, в силу интеллектуальных нарушений эти дети не могли ответить на вопросы теста.

Было также отмечено, что рисуночные методики («Рисунок семьи», «Дом - дерево - человек») доступны и удобны в применении при психологическом обследовании детей с сенсорными нарушениями. Рисуночные тесты не зависят от детских желаний или возможностей вербально выразить свой эмоциональный конфликт. Наблюдение за рисуночной деятельностью, анализ рисунка и последующая беседа помогают выявить такие особенности, которые в обычной жизни скрыты. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами. Рисунок семьи позволяет получить представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи, о настроении, переживаемых эмоциях. Рисунок «Дом - дерево - человек» представляет собой зрительную метафору - взаимодействие между домом, деревом и человеком отражает действительно происходящее в жизни. В нашем исследовании дети позитивно откликались на предложение «порисовать», процесс рисования иногда способствовал раскрепощению, стимулировал желание общаться с исследователем, способствовал установлению эмоционального контакта с ребенком, Несколько детей, негативно отреагировавших на предложенный тест (что проявлялось), при дальнейших встречах, установлении доверительных отношений (или просто привыкании к новому человеку) охотно рисовали не только на заданную тему, но и предлагали сами новые темы для рисования и обсуждения, что было ценно как в диагностике актуального состояния, так и в построении психокоррекционной работы. Таким образом, рисунки являются эффективной дополнительной диагностической методикой, используемой у детей с нарушениями развития и восприятия, эмоциональными и интеллектуальными расстройствами, позволяющей определить основные направления коррекционной работы с ребёнком и его семьёй.

Ещё одним методом, хорошо зарекомендовавшим себя в работе с детьми с сенсорными нарушениями, стал тест Люшера. Его достоинствами являются простота в применении, отсутствие интеллектуальных, языковых, возрастных ограничений. Методика не провоцирует реакций защитного характера [4]. Тест выявляет как осознанное отношение испытуемого к цветовым эталонам, так и неосознаваемые реакции. Это позволяет использовать данную методику с детьми с нарушенным развитием. При обосновании своего цветового выбора дети не опираются на предметные ассоциации цвета, а исходят из впечатления, производимого на них тем или иным цветовым стимулом [1]. С помощью метода цветовых выборов обследовались дети с различными вариантами нарушения психического здоровья. Методика Люшера позволила выявить состояние дезадаптации, фрустрации, эмоциональной напряженности почти у 50% детей.

Таким образом, психологическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья оказалась эффективной при выявлении нарушений психологических особенностей, а также обосновании комплексных программ психологической помощи.

Выводы:

1. У детей с нарушением слуха в структуре психических расстройств преобладают смешанные специфические расстройства развития, умственная отсталость и речевые расстройства. У детей с нарушением зрения - психодезадаптационные состояния и смешанные специфические расстройства развития.

2. Спектр диагностических методик должен учитывать возрастной период, а также уровень сенсорных нарушений, развития мышления, интеллекта, речи.

3. Проведение психологической диагностики ребенка с нарушением слуха и зрения наиболее оптимально в индивидуальных условиях.

4. Невербальные (проективные) методы оказываются эффективными в диагностике актуального эмоционального состояния, а также отношения к микросоциальной (семейной) ситуации.

Литература

1. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. СПб.: Речь, 2005. 205 с.

2. Карауш И.С., Куприянова И.Е. Актуальные вопросы и перспективы медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2011. № 3 (66).

3. Семке В.Я. Основы персонологии. М., 2001. 476 с.

4. Собчик Л.Н. МЦВ - Метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001. 112 с.

5. Солнцева Л. И. Современная тифлопедагогика и тифлопсихология в системе образования детей с нарушениями зрения. М.: Полиграф-Сервис, 1999. 180 с.

6. Терентьева Н.П. Особенности психологической защиты у слабослышащих и слабовидящих подростков: автореф. дис.... канд. психол. наук. Самара, 2004.

7. Эйдемиллер Э.Г. Детская психиатрия: учеб. / под ред. Э.Г. Эйдемиллера. СПб.: Питер, 2005. 1120 с.

8. Bakhta A.K., Sinha V.K., Verma V., Sarkhel S. Prevalence of psychiatric morbidity in visually impaired children // Indian Pediatr. 2011 Mar. № 48(3). Р. 225-227.

9. Bailly D., Dechoulydelenclave M.B., Lauwerier L. Hearing impairment and psychopathological disorders in children and adolescents. Review of the recent literature // En-cephale. 2003. Jul-Aug. 29(4 Pt 1). Р. 329-337.

10. Barker D.H., Quittner A.L., Fink N.E., Eisenberg L.S. et al. Predicting behavior problems in deaf and hearing children: The influences of language, attention, and parent-child communication // Dev Psychopathol. 2009. № 21(2). Р. 373-392.

11. Brunnberg E., Bostrom M.L. Self-Rated Mental Health, School Adjustment, and Substance Use in Hard-of-Hearing Adolescents // Deaf Stud Deaf Educ. 2008 Summer. № 13(3). Р. 324-335.

12. Fellinger J., Holzinger D., Sattel H. et al. Correlates of mental health disorders among children with hearing impairments // Developmental medicine and child neurology Volume: 51 Issue: 8 Pages: 635-641 DOI: 10.1111/j.1469-8749.2008.03218.x

13. Gronqvist S., Flodmark O., Tornqvist K. et al. Association between visual impairment and functional and morphological cerebral abnormalities in full-term children // Acta Ophthalmol Scand. 2001 Apr. 79(2). Р. 140-146.

14. Mejstad L., Heiling K., Svedin C.G. Mental health and self-image among deaf and hard of hearing children // Am Ann Deaf. 2009 Winter. 153(5). Р. 504-515.

15. Termote J., Schalij-Delfos N.E., Donders A.R., Cats B.P. The incidence of visually impaired children with retinopathy of prematurity and their concomitant disabilities // J AAPOS. 2003 Apr. 7(2). Р. 131-136.

16. Tirosh E., Shnitzer M.R., Davidovitch M., Cohen A. Behavioural problems among visually impaired between 6 months and 5 years // Int J Rehabil Res. 1998 Mar. 21(1). Р. 63-69.

17. Venkadesan R., Finita G.R. Comparison of health related quality of life of primary school deaf children with and without motor impairment // Ital J Pediatr. 2010; 36: 75. Published online 2010 November 12. doi: 10.1186/1824-7288-36-75

Karaush Irina S., Dashieva Bairma A., Kupriyanova Irina Y., Stoyanova Irina Y. Mental Health Research Institute Siberian Branch of Russian Academy of Medical Sciences (Tomsk, Russia). E-mail: anir7@yandex.ru / bairma@mail.ru / redo@mail.tomsknet.ru / Ithka1948@mail.ru CHARACTERISTICS OF PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS OF CHILDREN WITH SENSORY IMPAIRMENTS.

 

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

По данным Министерства здравоохранения и социального развития, в Российской Федерации около 1,3 млн. детей и подростков страдают нарушениями слуха (примерно 80% это сенсоневральные расстройства), более миллиона детей страдают тяжелыми заболеваниями глаз и нарушениями зрения: близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией и косоглазием. Рост серьезных нарушений зрения требует определения эффективных стратегий вмешательства и мониторинга их последствий [260, 280, 468, 482]. 8 Малоизученным остаётся аспект коморбидности зрительного или слухового дефекта с психическими расстройствами разного уровня, однако, в литературных источниках отмечается, что нарушения слуха и зрения могут задерживать развитие когнитивных, психомоторных, коммуникационных навыков, уровня самооценки [323, 460]; иметь пожизненные последствия для социальной адаптации индивида и психического благополучия с точки зрения общения, воспитания, идентичности и занятости [359, 553]. Сочетание тугоухости и других дефектов развития увеличивает риск появления психических симптомов, проблем в школе и злоупотребления психоактивными веществами; эта категория детей должна являться объектом для принятия серьёзных превентивных мер [266, 284, 424, 444]. Потеря слуха и зрения значительно и негативно влияет на качество жизни детей и подростков [253, 464, 535], особенно на его эмоциональные и социальные составляющие [537]. В патогенезе психических расстройств при сенсорных нарушениях выделяют два ключевых взаимосвязанных звена – это неэффективное взаимодействие с окружающей средой вследствие первичного сенсорного дефекта и вторичные нарушения психического функционирования, связанные с неэффективностью компенсаторных (в том числе и социально-психологических) процессов. Несмотря на широкую распространенность сенсорных нарушений и частое их сочетание с нарушениями эмоционально-волевой сферы, интеллекта, в настоящее время существует недостаток фактических научных данных, касающихся принципов построения эффективных психосоциальных программ реабилитации и сопровождения таких детей. Особенности психопатологического статуса слабослышащих детей и подростков описаны не достаточно, а имеющиеся сведения, в целом, противоречивы [519]. Недостаточно изученным остается вклад социально-психологических (семейных, средовых (педагогических), дизонтогенетических факторов риска в формирование и развитие психических нарушений у детей с сенсорными нарушениями. Актуальны исследования, способствующие использованию 9 реабилитационного потенциала семьи и формированию ее реабилитационной культуры [104, 108]. Остается открытыми вопросы о коморбидности психических расстройств у детей указанной категории, их возрастной динамике. Необходима разработка методологических параметров проведения исследований с детьми, имеющими особые образовательные потребности и достоверных методов оценки психического состояния лиц с физическими или сенсорными нарушениями [365]. Необходимы дополнительные исследования по поиску наилучшего способа реабилитации данной категории детей, а также поддержки и, при необходимости, профессиональной (психотерапевтической) помощи тем, кто оказывает профессиональную педагогическую, психологическую помощь таким детям [302, 342]. В связи с этим, особую актуальность приобретают исследования психического здоровья детей с сенсорными нарушениями с разработкой программ психиатрической, психотерапевтической, психокоррекционной помощи. Необходимо создание модели формирования психического здоровья и психических расстройств у детей с сенсорными нарушениями с разработкой комплексных реабилитационных программ: 1. Описать феноменологию психопатологических расстройств с учетом уровня интеллектуального развития у детей с нарушениями слуха и зрения, учащихся специализированных (коррекционных) школ. 2. Изучить клиническую динамику психических расстройств у детей с сенсорными нарушениями. 3. Описать психологические характеристики детей с с нарушениями слуха и зрения. 4. Оценить вклад онтогенетических, семейно-генетических и психогенных факторов в формировании психических расстройств у детей с сенсорными нарушениями. 5. Выявить социально-психологические факторы риска и ресурсы социального окружения ребенка с нарушением слуха и зрения. 6. Изучить внутреннюю картину болезни у детей с сенсорными нарушениями и выделить факторы, определяющие клиническую специфику психического статуса при различных психических расстройствах. 7. Определить уровни психического здоровья детей с сенсорными нарушениями и разработать программы комплексного медикопсихологического сопровождения детей и их семей с учетом клинического и социально-психологического профиля и оценить их эффективность. Впервые проведенное на достаточном клиническом материале комплексное клинико-психологическое обследование детей, имеющих тяжёлые нарушения слуха и зрения и нарушения психического здоровья, позволило изучить структуру и клиническую динамику психических расстройств у детей данной категории, а также выявить значимые факторы их формирования и прогрессирования. Описаны феноменологические особенности выявленных психических нарушений и расстройств у детей и подростков с разными сенсорными дефектами. Получены систематизированные данные о закономерностях формирования психической патологии у детей с сенсорными нарушениями. Изучены особенности суицидального поведения у детей с сенсорными нарушениями в сравнении с учащимися общеобразовательной школы. Обогащаются диагностические инструменты исследования суицидального риска и алекситимии у детей с сенсорными нарушениями при наличии сопутствующих расстройств психического развития и интеллектуальных нарушений. С помощью многомерного статистического метода (дискриминантного анализа) обосновано выделение групп детей с учётом наличия/отсутствия алекситимических проявлений: «норма» – «риск алекситимии» – «алекситимия». Существует понятие внутренней картины болезни детей с сенсорными нарушениями, её типология и мишени для последующей коррекции. На основе полученных данных разработана модель формирования психического здоровья/психической патологии у детей с сенсорными нарушениями, основанная на рекомендациях ВОЗ по определению профиля функционирования инвалида и приоритетных реабилитационных направлений, стратегии раннего вмешательства с помощью Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ). На основании статистического (факторного) анализа определяются основные клинико-психологические факторы, определяющие клиническую специфику различных психических расстройств у детей с нарушениями слуха и зрения, определяющие основные направления реабилитации. Сформулированы принципы специализированной медико-психологической помощи детям в структуре образовательных учреждений и предложены к практическому применению рекомендации, опирающиеся на МКФ, позволяющие оптимизировать решение медико-социальных вопросов. Разработаны дифференцированные, научно обоснованные программы реабилитации детей и подростков с тяжёлыми нарушениями слуха и зрения, позволяющие повысить их адаптивность, качество жизни и общее функционирование. Программы включают превентивные, психопрофилактические, психотерапевтические, психофармакотерапевтические направления. Также обоснована значимость влияния на психическое здоровье и качество реабилитации микроокружения (семейной и образовательной среды) ребенка и определено участие родителей и педагогов в разработанных терапевтических программах. Теоретическая и практическая значимость. вклад социальных (семейных), 12 биологических и психологических факторов в формирование высокого уровня тревоги у слабовидящих детей. Расширены и уточнены представления о критериях и проявлениях алекситимии у учащихся с сенсорными нарушениями. Разработаны общие подходы и конкретные рекомендации к диагностике и медико-психо-социальной реабилитации учащихся с сенсорными нарушениями, что позволяет на качественно новом уровне решать важные практические задачи, связанные с социальной адаптацией и сохранением психического здоровья данной категории детей. Использование комплексного подхода возможно при сопровождении и реабилитации других групп детей, относящихся к категории «дети с ограниченными возможностями здоровья». Необходимо осуществление психопрофилактических программ для выявления групп суицидального риска и для выявления алекситимии, выявления психических расстройств у детей и подростков с нарушениями слуха и зрения. Выделение значимых прогностических признаков формирования психических расстройств у детей с ограниченными возможностями будет способствовать ранней превенции психопатологии, повышению уровня качества жизни, формированию индивидуального прогноза и реабилитационной тактики. Выявленные клинические особенности психических расстройств направят на более качественное решение диагностических и экспертных задач при постановке социальных вопросов (обучение, инвалидность). Предложенные адаптированные диагностические инструменты (опросник суицидального риска, шкала алекситимии) позволят качественно и количественно исследовать аффективную сферу, являющуюся наиболее уязвимой в психическом статусе ребенка с сенсорным дефектом при сопутствующих интеллектуальных 13 нарушениях. Создание модели психического здоровья детей с нарушениями слуха и зрения позволяет существенно расширить рамки реабилитации за счёт блока специализированной психиатрической, (психотерапевтической) помощи, необходимости оценки клинико-психологических характеристик (уровень тревоги, депрессии, агрессии, алекситимии, КЖ и ВКБ), обязательного акцента на уровне и качестве социального функционирования (активности) ребенка при приоритете психосоциальной направленности реабилитационных мероприятий. Изучаются уровни тревоги и качества жизни родителей детей с сенсорными нарушениями, системные нарушения детскородительских отношений и проблемы, связанные с психическим здоровьем родителей. Особенности взаимодействия «учитель-ученик коррекционной школы», их характеристики и возможные последствия для психического здоровья детей. Проведено скрининговое исследование тревоги и депрессии, синдрома эмоционального выгорания у учителей коррекционных школ, разработаны программы медико-психологической помощи. Сформулированные принципы и программы специализированной помощи детям с нарушениями слуха и зрения, осуществляемые в естественных условиях (амбулаторно, школа-интернат, семья) обеспечат более качественное и квалифицированное сопровождение этих детей, будут способствовать ранней диагностике донозологических нарушений и пограничных психических расстройств (аффективных, невротических), а также расширят спектр традиционных реабилитационных мероприятий. С учётом изученных клинико-психологических характеристик проводится психотерапия у детей с сенсорными нарушениями. Программы активно внедряются в деятельность образовательных учреждений и образовательный процесс в рамках повышения квалификации врачей, психологов, педагогов и социальных работников. Полученные результаты исследования используются при разработке рекомендаций и 14 пособий по диагностике и терапии психических расстройств у детей с ограниченными возможностями здоровья для врачей-психиатров, при проведении обучающих семинаров с врачами общей лечебной сети. Крайне востребованными оказались результаты исследования при разработке образовательных программ подготовки специалистов для работы с детьми с особыми образовательными потребностями (дефектологи, логопеды, сурдопедагоги, тифлопедагоги, педагоги-психологи), для разработки психокоррекционных программ для школьных психологов специализированных (коррекционных) школ.

1.При тяжелых нарушениях слуха и зрения, обусловливающих инвалидность ребёнка и/или обучение в коррекционной школе, выявляется высокая распространённость непсихотических психических расстройств, клиническая структура и динамика которых имеет тесную связь с основным дефектом, определяясь его влиянием на когнитивное, речевое развитие и эмоционально-волевую сферу. 2. Общая тенденция клинической динамики психических расстройств у детей с нарушениями слуха включает формирование сочетанной психической патологии, алекситимических черт, дис/анозогнозического типа внутренней картины болезни, рентных установок, прогрессирование недостаточности абстрактного мышления, при низком уровне тревоги и депрессии. Общая тенденция клинической динамики психических расстройств у детей с нарушениями зрения характеризуется повышением уровня тревоги, развитием страхов, фрустрирующих переживаний по поводу наличия зрительного дефекта. Ранняя диагностика психопатологических нарушений базируется на определении психологических феноменов и способствует индивидуализации последующей терапевтической стратегии. 3. Модель формирования психического здоровья и психической патологии, основанная на принципах Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, включающая следующие блоки – психические функции, сенсорный дефект, соматическое здоровье, психологические характеристики, активность и участие, средовые факторы (микро- и макроокружение), позволяет выявить негативные и ресурсные стороны функционирования ребенка с сенсорным дефектом и определить приоритетные направления реабилитации. 4. Выделение трёх уровней психического здоровья детей с сенсорными нарушениями в зависимости от клинической картины и социальной адаптации определяет выбор реабилитационных программ и объем психопрофилактических, психогигиенических, психотерапевтических мероприятий при психосоциальной направленности реабилитации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.27.232 (0.045 с.)