Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современное состояние и перспективы развития ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Динамика торгово-экономических отношений России и ЕС в прошлом и текущем десятилетиях демонстрирует усиление их взаимозависимости. Как было сказано выше, Россия, наряду с США и Китаем, входит в тройку ведущих торговых партнеров ЕС-28 среди стран за пределами данной интеграционной группировки. У самой России на Евросоюз приходится больше ½ внешнеторгового оборота. Еще более теснее связи России и ЕС еще в инвестиционной сфере. В частности, страны ЕС сохраняют лидерство по накопленным инвестиционным вложениям в российскую экономику – более 70% от общего объема иностранных капиталовложений[125]. Однако доля прямых инвестиций в общем объеме поступающих средств невелика – порядка 20%, большую часть представляют кредиты[126]. По данным Росстата РФ, в первом квартале 2013 г. первое место по объему инвестиций в РФ занимала Франция, далее следовали Нидерланды и Люксембург. Значительно снизился объем иностранных инвестиций, поступающих из Германии, что можно объяснить проблемами в ЕС (Греция, Кипр и др.) и основной финансовой нагрузкой по оздоровлению "тонущих экономик", приходящейся на эту страну. Вместе с тем, имеющаяся статистическая информация не отражает в полной мере качество поступающих капиталов. Расчеты показывают, что удельный вес инвестиционной продукции в суммарном импорте из европейских стран за последние годы упал с 70% до 49%, несмотря на общий рост импорта в 7,5 раза[127]. Если проанализировать отраслевую структуру иностранных инвестиций в РФ по отдельным странам-инвесторам, то можно прийти к выводу, что доля европейских инвестиций в производство высокотехнологичных и наукоемких товаров более чем скромна. Прямые инвестиции в основном ориентированы на импортозамещение (автомобилестроение, пищевая отрасль), розничную торговлю или доступ к сырьевым ресурсам. Тем не менее, наблюдаются и положительные моменты в инвестиционно-технологическом взаимодействии РФ и ЕС, усиление технологической наполняемости инвестиционного сотрудничества. Европейские предприниматели стали больше вкладывать свой капитал в такие сферы российской экономики, как обрабатывающая промышленность, транспорт и связь. В настоящее время в этих отраслях работает уже около 40% прямых иностранных инвестиций. Активно подписываются и поддерживаются российским правительством проекты в приоритетных областях экономики. Например, в 2009 г. были подписана целая серия российско-германских соглашений о намерениях, предполагающая реализацию на территории РФ таких крупных высокотехнологичных проектов, как создание центра международной логистики и строительство совместного предприятия по производству локомотивов. Развивается сотрудничество России и Евросоюза в космической сфере (совместный проект "Союз") и т.д. Усиливается интерес европейских компаний к сотрудничеству с российскими организациями, обладающими высоким научно-техническим потенциалом. Так, услуги аутсорсинга в сфере НИОКР, предоставляемые отечественными компаниями зарубежным производителям, составляют сегодня наиболее перспективный сегмент российского рынка аутсорсинга[128].
К основным целям сотрудничества России с ЕС относятся следующие: - разработка нового базового соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия – ЕС; - формирование Общего экономического пространства России и ЕС; - доступ к европейским технологиям и устранение барьеров для доступа российских товаров и услуг на европейские рынки; - сотрудничество в области исследований и разработок при обеспечении российского участия в доходах от их использования; - стратегическое партнерство в сфере энергетики; - сотрудничество в сфере транспорта, включая совместное формирование международных транспортных коридоров и т.д.[129]. К сожалению, многие вышеупомянутые инициативы до сих пор в полной мере не реализованы, что в определенной степени тормозит развитие внешнеэкономических связей России и ЕС. Прежде всего, проблемы торгово-экономического сотрудничества России и ЕС эксперты связывают со структурными диспропорциями торговли[130]. Товарообмен между Россией и ЕС почти не базируется на внутриотраслевом разделении труда, составляющем основу современной международной торговли. Напротив, навстречу преимущественно готовой продукции из стран ЕС из России поступает в основном сырье, причем, прежде всего, углеводородное. Об этом наглядно свидетельствуют ежегодные статистические данные. В частности, за 2013 г. российский экспорт в ЕС составил около 284 млрд. долл. Почти 80% от него составляли энергоносители (нефть, газ, уголь и т.д.). Другую заметную часть экспорта составляли металлы и изделия из них (7,5%). В то же время, большую часть экспорта ЕС в Россию составляли продукты переработки (в том числе и наших ресурсов) и высокотехнологичной продукции: машины, оборудование и транспортные средства (55%), химическая продукция (31%%), фармацевтическая продукция и продукты питания. На долю промышленного оборудования приходилось лишь 8%, что свидетельствует о низких темпах технического обновления отечественной промышленности. Аналогичный дисбаланс существует и в рамках отдельных отраслей. Например, из России в ЕС поставляются химикаты и минеральные удобрения, т.е. продукция с низкой добавленной стоимостью, а во встречном направлении идут, прежде всего, лекарства и парфюмерия. Торговля услугами характеризуется не только неблагоприятной структурой, но и скромными масштабами[131].
Еще один немаловажный момент. Преобладание энергоносителей в экспортной структуре внешней торговли делает крайне актуальным и в то же время затруднительным вопрос сотрудничества РФ и ЕС в энергетической сфере. Подтверждением этому служат проблемы, связанные с принятием ЕС в 2011 г. Третьего энергетического пакета, предполагающего либерализацию рынка, и нератифицированная РФ Энергетическая хартия. Хотя в последнее время Россия стремится диверсифицировать свои экспортные возможности, а ЕС – расширить список поставщиков ресурсов, на сегодняшний день наблюдается устойчивая взаимозависимость России и ЕС в этом сегменте. И эта взаимозависимость будет продолжаться. Потому для ликвидации создавшихся противоречий в энергетическом сотрудничестве России и ЕС крайне важно продолжение энергетического диалога России и ЕС в целях выработки оптимальной модели сотрудничества в нефтегазовой сфере. Кроме того, как было отмечено выше, в настоящее время сложно идет процесс согласования новой редакции СПС, которое бы учитывало современные аспекты взаимодействия России и ЕС. Проблемы подписания нового соглашения, помимо всего прочего, кроются в разногласиях сторон по гармонизации торгово-инвестиционных требований, особенно в свете формирования Россией, Белоруссией и Казахстаном Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП). С одной стороны, для ЕС экономическое сотрудничество со странами Таможенного союза и Единого экономического пространства имеет немаловажное значение. В частности, по данным Евростата за 2012 г., Таможенный союз являлся одним из основных торговых партнеров Европейского союза (11% объема внешней торговли стран ЕС), занимая третье место после Соединенных Штатов (13,8%) и Китая (13,3%)[132]. С другой стороны, торговые отношения между государствами Таможенного союза и ЕЭП с Европейским союзом нельзя назвать безоблачными. Анализ ограничительных мер в отношении товаров Таможенного союза в торговле с ключевыми партнерами в СНГ и дальнем зарубежье, проведенный Евразийской экономической комиссией, показал, что по состоянию на 6 ноября 2012 г. выявлено применение 106 ограничительных мер, оказывающих негативное влияние на доступ товаров государств – членов Таможенного союза на рынки третьих стран[133]. На долю стран дальнего зарубежья приходится 62% от общего количества применяемых мер (66 мер), а наибольшее количество их применяется ЕС (18 мер) и США (18 мер).
ЕС применяет антидемпинговые меры (6 мер) в отношении продукции трубной промышленности России и Беларуси (3 меры)[134], нитрата аммония в отношении России (1 мера)[135], феррокремния в отношении России (1 мера) и стальных тросов и канатов в отношении России (1 мера). Ведется 2 антидемпинговых расследования в отношении фитингов для труб и желтого фосфора. В странах ЕС действует запрет на импорт шкур рыси и волка[136], также в странах ЕС запрещена торговля асбестом и асбестосодержащими материалами (crocidolite, amosite, anthophylliteasbestos, actinoliteasbestos, trimoliteasbestos, chrysolite)[137]. Действуют количественные ограничения в отношении поставок в ЕС из России, Казахстана и Беларуси зерновых (пшеница мягких сортов и ячмень)[138]. ЕС также применяет 2 технических барьера – необходимость замены маркировки и упаковки для более чем 140 никелевых соединений[139] и необходимость регистрации в Европейском химическом агентстве продукции, содержащей химические вещества (система REACH)[140]. Кроме того, в соответствии с Регламентом 625/2009 ЕС имеет возможность устанавливать более жесткие правила заполнения и условий выдачи документов при импорте товара, являющегося объектом надзора за импортом в ходе специального защитного расследования в отношении товаров Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, вплоть до возможности установить сокращенные сроки действия импортных документов и определить условия их отмены[141]. Необходимо также отметить использование Еврокомиссией методики так называемых "энергокорректировок" при расчете нормальной стоимости товаров, находящихся под антидемпинговыми расследованиями. В декабре 2013 г. Российская Федерация обратилась в Орган по разрешению споров ВТО, инициировав начало рассмотрения вопроса о необоснованном применении Евросоюзом "энергокорректировок" и проведение консультаций с ЕС. ЕС, в свою очередь, также выдвигает ряд претензий по отношению к России[142]. В отчете Европейской комиссии Европейскому совету о барьерах в торговле и инвестировании 2013 г. отмечается, что Россия все еще сохраняет или даже принимает новый ряд протекционистских мер, большинство которых не соответствуют обязательствам, принятым Россией в рамках ВТО.
Это касается платы за утилизацию транспортных средств. "С 1 сентября 2012 г. в России вступила в силу законодательная база, которая запускает новую систему утилизации автомобилей с новыми условиями сборов. Европейцы отмечают, что российские производители могут дать гарантии, касающиеся утилизации автомобилей вместо уплаты данного сбора, в то время как иностранные поставщики обязаны внести данную плату как одно из условий регистрации импортной машины. Еврокомиссия считает данное положение явно дискриминирующей мерой. В настоящее время ведутся двусторонние переговоры с целью нахождения решения по данному вопросу. Если не будет достигнуто никакого результата, то ЕС будет рассматривать как основную меру запуск механизма урегулирования споров ВТО", – отмечается в докладе[143]. В ЕС считают, что относительно широкого спектра продуктов, включая технику, бумагу, кузова и некоторые другие, "с момента вступления в ВТО Россия применяет тарифы на импорт, которые выше обязательного уровня (например, путем добавления специальных налогов в форме минимальной импортной цены к существующей пошлине, пропорциональной стоимости товара)"[144]. В Еврокомиссии считают, что эти меры также являются нарушением обязательств России в ВТО и должны быть устранены. По этому вопросу в настоящее время продолжаются двусторонние переговоры. Что касается импорта древесины из России, двустороннее соглашение ЕС и России, касающееся двух тарифных квот (для ели и сосны), должно было позволить европейским компаниям импортировать эти виды древесины по значительно сниженной ставке экспортных пошлин с сентября 2012 г. Однако выдача экспортных лицензий была серьезно задержана, и ЕС пришлось несколько раз поднимать этот вопрос, чтобы снять основные препятствия. После нескольких месяцев задержки выдача экспортных лицензий наконец началась, и импорт древесины сейчас значительно увеличивается. Рассмотрение торговых претензий России и ЕС свидетельствует о том, что в торговых спорах наша страна постепенно переходит к практике их разрешения, принятой в ВТО. На основе ряда программных заявлений глав государств Таможенного союза и ЕЭП, а также на основе Декларации о развитии евразийской экономической интеграции, подписанной главами государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства 18 ноября 2011 г., Евразийская экономическая комиссия с момента своего создания приступила к выстраиванию равноправных и взаимовыгодных отношений с Европейским союзом. Члены Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) постоянно подчеркивают, что в результате евразийской интеграции не появится нечто, что изолирует Россию, Белоруссию и Казахстан от окружающего мира. Евразийский экономический союз создается именно как партнер ЕС и партнер динамично развивающегося Азиатско-Тихоокеанского региона[145].
Одно из направлений активного взаимодействия ТС/ЕЭП и ЕС – переговорный процесс по заключению Соглашения о свободной торговле между государствами – членами Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и странами Европейской ассоциации свободной торговли (Швейцария, Норвегия, Лихтенштейн, Исландия). Заключение Соглашения о свободной торговле будет способствовать укреплению имеющихся торговых связей и создавать новые возможности для расширения сотрудничества, поскольку будет предусматривать беспошлинную торговлю за исключением особо чувствительных товаров. В рамках будущего Соглашения на сегодня в активном формате обсуждается возможность применения сторонами своих торговых мер, в числе которых санитарные и фитосанитарные меры, техническое регулирование, торговые защитные меры, правила происхождения и защита интеллектуальной собственности, а также регулирование сектора услуг в соответствии с принципами и правилами ВТО. Улучшение взаимного доступа к рынкам, оговариваемого в рамках Соглашения о свободной торговле, позволит расширить перечень поставляемых товаров и, как следствие, будет способствовать увеличению товарооборота между интеграционными блоками. Сегодня ЕЭК изучает опыт Европейского союза в вопросах создания экономически эффективной транспортной политики. Важное значение в развитии взаимоотношений с ЕС также имеет вопрос унификации систем технического регулирования, применяемых в ТС/ЕЭП и в ЕС. Еще одним важным направлением сотрудничества является унификация санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер. В целом, стоит согласиться, что в настоящее время определенные позитивные тенденции участия в международной торговой системе государств Таможенного союза и ЕЭП при взаимодействии с государствами – членами ЕС на принципах и правилах, установленных ВТО, присутствуют[146]. Однако, ряд неурегулированных вопросов остается. Ситуацию опять же таки усугубляет украинский кризис. Как известно, после российского вмешательства в ситуацию на Крымском полуострове в феврале-марте 2014 г., российской поддержки одностороннего провозглашения независимости Республики Крым, последовавшего вхождением Республики Крым в состав Российской Федерации и дальнейшей эскалации ситуации на Востоке Украины, ЕС и США в отношении РФ ввели ряд санкций. Под санкции ЕС и США в настоящее время попали украинские и российские граждане и юридические лица, также был приостановлен ряд программ сотрудничества с российскими органами власти. До сих пор санкции носят точечный характер и не касаются России в целом, однако, возможно, что будет принято решение о санкциях против конкретных отраслей российской экономики. Правда, по мнению экспертов, это маловероятно. В частности, Ведущий научный сотрудник Центрального экономико-математического института Российской академии наук (ЦЭМИ РАН) Р. Дзарасов считает, что возможности введения экономических санкций со стороны ЕС весьма ограничены. И это связано со значительной зависимостью Евросоюза от экономического сотрудничества с нашей страной. "Трудно наказать Россию, не пострадав при этом самим", – добавляет Р. Дзарасов. В целом эксперт не ожидает введения действительно значимых экономических санкций против России. И даже в случае обострения ситуации более вероятными будут политические санкции, полагает ведущий научный сотрудник ЦЭМИ РАН[147]. Однако, будут введены санкции или нет, понятно, что стратегический вектор взаимоотношений России и ЕС может быть подорван. Потому так важно прийти к консенсусу по поводу заключения нового базового договора (соглашения) о партнерстве и сотрудничестве. Новое соглашение, по мнению автора настоящего исследования, должно базироваться на трех основных принципах – оно не должно противоречить правилам ВТО, должно углублять проработку вопросов, регулируемых в рамках ВТО, а также регулировать вопросы, выходящие за пределы ВТО. Если основываться на этих принципах, то в новом соглашении должны быть три ключевых блока – взаимная торговля, взаимная защита инвестиций и сотрудничество в отдельных секторах экономики. Важен вопрос и о взаимном выполнении сторонами взятых на себя обязательств. Опыт показывает, что ЕС не раз допускал нарушение условий СПС. Так, в марте 2000 г. Совет ЕС в одностороннем порядке принял решение о сокращении на 12% квоты поставок в страны ЕС изделий из российской стали. Это решение явилось прямым нарушением ст. 18 СПС, в соответствии с которой меры по ограничению импорта в торговле могут быть приняты, только если доказано, что имела место поставка по демпинговым ценам. Другой пример: в октябре 2000 г. Комиссия ЕС заявила о якобы нарушении Россией СПС в части создания равных условий на российском рынке для продавцов отечественного и импортного алкоголя. В связи с этим Комиссия предложила ввести пошлины на спирт и водку, ввозимые из России в страны ЕС. Как бы то ни было, для отношений РФ и ЕС большое значение имеет вопрос о сближении законодательства сторон. Обе стороны при этом должны ориентироваться на международное право, нормы ВТО и т.д. Многие исследователи справедливо отмечают, что не стоит форсировать переговоры любой ценой в ущерб их качеству и будущим результатам[148]. К тому же процедура продления действия старого СПС на один год не ограничена во времени. Задержка начала переговоров по новому документу дает возможность при подготовке проекта документа обстоятельно проработать его, привлечь к этому ведущих специалистов. Заключение По результатам проведенного исследования представляется возможным сформулировать следующие выводы. Выработка единой внешнеэкономической политики ЕС является одним из важнейших направлений и достижений интеграционного взаимодействия. Многие правила ЕС (технические нормы и стандарты, правила конкурентной политики) распространяются и на страны ЕАСТ, образующие вместе с ЕС Европейское экономическое пространство. Говоря о торговой политике ЕС, следует помнить, что внутри ЕС торговля между государствами-членами свободна от таможенных и большей части нетарифных ограничений. В то же время в отношениях с третьими странами Евросоюз широко использует различные инструменты торговой политики. Общая торговая политика (ОТП), наряду с аграрной и транспортной, является одной из трех общих политик Европейского союза с момента его зарождения – с 1 января 1958 г., когда вступил в силу Римский договор об образовании Европейского экономического сообщества. И это не случайно. Торговля играет важнейшую роль в экономической жизни ЕС, который, в свою очередь, является одним из основных участников мирового торгового рынка: его доля на нем составляет 20%, а с учетом торговли между государствами-членами – 40% от общего объема. Рынок ЕС также представляет собой один из наиболее емких внутренних рынков на планете, так как на данный момент в странах ЕС проживает около 500 млн граждан. В одной только сфере экспортно-импортной торговли в ЕС непосредственно занято более 12 млн человек, а объем экспорта составляет 10% совокупного ВВП Европейского союза. В условиях продолжающегося мирового экономического и финансового кризиса именно осуществляемая в рамках ОТП трансграничная торговля внутри ЕС и между ним и третьими странами помогает смягчить отрицательные последствия глобальной рецессии для народного хозяйства государств-членов. Общая торговая политика служит инструментом регулирования внешнеэкономических связей ЕС, действуя одновременно по двум направлениям: во-первых, путем принятия так называемых автономных (односторонних) мер – тарифных (в рамках единого таможенного тарифа (ЕТТ)) и нетарифных (меры экспортно-импортного регулирования, антидемпинговые меры, эмбарго и т.д.); во-вторых, путем заключения двусторонних и многосторонних торгово-экономических договоров с третьими странами и международными организациями. Торговая политика ЕС развивается под воздействием целого ряда как внутренних (интеграционных) процессов, так и эволюции международной правовой базы регулирования торговли, прежде всего, норм и правил ВТО. Нормы ГАТТ (ВТО) распространяются на такие отрасли европейского права, как таможенное право, торговое право, сельскохозяйственное право, правовое регулирование свободного движения услуг и капиталов, транспорта, энергетики. Даже на бытовом уровне правила ВТО непосредственно воздействуют на жизнь граждан ЕС (примером этого может служить регулирование цен на многие сельскохозяйственные товары и продукты питания на общем рынке ЕС). При этом, достаточно сложно решается вопрос о защите основанных на нормах ГАТТ (ВТО) интересов частных лиц Союза. Если национальные правопорядки государств-членов теоретически допускают для частных лиц возможность ссылаться на нормы ГАТТ (ВТО) в судах, то Суд ЕС пока отрицательно относится к прямому действию этих норм. В ЕС прямое действие Соглашения об учреждении ВТО исключено решением Совета ЕС о его ратификации. Данному решению предшествовала обширная практика Суда Европейского союза по толкованию и применению Генерального соглашения о тарифах и торговле 1947 г., предшественника Соглашения об учреждении ВТО. ЕС, как член ВТО, развивает единую внешнеторговую политику, которая призвана способствовать гармоничному развитию мировой торговли, постепенной отмене ограничений в международной торговле и снижению таможенных барьеров. Основными протекционистскими инструментами общей торговой политики ЕС являются: - единый внешний тариф. В рамках ГАТТ ЕС еще в 2000 г. снизила тарифы приблизительно на 1/3, в среднем на 18% на сельскохозяйственные товары и до 0% на большинство промышленных товаров; - квотирование импорта. В рамках единого рынка государства-члены приняли на себя обязательство заменить свои национальные квоты ограничениями на ввоз определенных товаров в масштабах ЕС. В настоящее время квотирование распространяется на разнообразные товары, в том числе текстиль, сельскохозяйственную продукцию, чугун и сталь и др.; - антидемпинговые мероприятия. По данным ВТО, ЕС является активным сторонником данных мер, используя их приблизительно до 150 раз в год; - добровольные ограничения экспорта. Они, безусловно, являются результатом политического давления с целью противодействия использования страной-импортером антидемпинговых мероприятий. Однако, они также могут быть использованы для защиты интересов экспортеров и конкурирующих с импортером отечественных производителей за счет потребителей страны импортера. В дополнение к основным инструментам ЕС также использует: - меры по стимулированию экспорта, когда Еврокомиссия организует ярмарки и координирует национальные инициативы; - торговые санкции, которые, как правило, вводятся по политическим мотивам и опираются на решение Совета Безопасности ООН; - компенсационные пошлины, которые ЕС вводит в случае субсидирования экспорта в третьих странах; - правила определения страны происхождения товара, необходимые при квалификации товара в условиях действия сложного многоколонного таможенного тарифа. Принципиальное значение в торговой политике ЕС имеют вопросы взаимодействия с Россией. Европейский союз и Россия, а также их экономические и политические связи, являются двумя факторами, которые в значительной мере влияют на формирование европейской политики и взаимоотношений на континенте и, следовательно, от состояния, масштабов и регулирования их взаимодействия во многом зависит политический климат и экономическое процветание Европы. Потенциальная эффективность экономического сотрудничества (а возможно и частичной интеграции) ЕС и России обусловлена взаимодополняемостью ресурсов партнеров. К числу конкурентных преимуществ России следует отнести относительно дешевую и квалифицированную рабочую силу; природные ресурсы, в том числе рекреационный потенциал и потенциал развития "экологического" сельского хозяйства; развитую фундаментальную науку и все еще сохраняющийся запас научно-технических разработок; транзитное положение, обеспечивающее доступ в Азиатско-Тихоокеанский регион; емкий и уже вполне платежеспособный национальный рынок, а также доступ на рынки стран СНГ. ЕС обладает такими конкурентными ресурсами, как запасы капитала; высокие технологии и механизмы трансформации научно-технических разработок в экономически эффективные технологии; навыки и ноу-хау в сфере менеджмента; энергосберегающие технологии и экономические механизмы стимулирования энергосбережения; высокая степень влияния на формирование глобальных экономических правил игры. Поэтому двусторонние действия по объединению ресурсов России и ЕС способны привести к прорыву в повышении глобальной конкурентоспособности экономик обеих сторон. В то же время современное состояние отношений между партнерами, представляющими друг для друга и для окружающих их стран стратегический интерес, еще далеко от идеального. Торговая политика ЕС и России во многих случаях является заложницей политической конъюнктуры. Политические паузы в отношениях затрагивают и торговлю. С точки зрения стратегического партнерства ЕС-Россия, решению многих проблем торгово-политического регулирования могло бы способствовать подписание нового базового соглашения (НБС), поскольку срок действия СПС закончился в 2007 г., однако, до сих пор именно это соглашение практически заполняет пробел в регулировании двусторонних отношений. Новое Соглашение должно, по меньшей мере, стать индикатором поступательного развития двусторонних отношений – в то время как отсутствие нового базового соглашения сегодня воспринимается как симптом их неблагополучия. В НБС могли бы быть сформулированы либо обновлены стратегические цели сотрудничества и партнерства России и ЕС – поскольку к настоящему времени СПС 1994 г. устарело не только морально, но и "физически". За истекшее время Россия успела вступить в ВТО, пережить период относительно бурного экономического роста, значительно усилить свою внешнеполитическую субъектность – и все это, так или иначе, должно быть отражено в содержании НБС. Экономическая часть НБС могла бы предполагать унификацию стандартов, облегчающих промышленную кооперацию, и закрепление общего понимания правил энергетического рынка. В политической части, среди прочего, могла бы быть реализована основная идея Мезебергского меморандума 2010 г. – создание Комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности, наделенного правом принятия решений и делающего работу России и ЕС на международной арене более согласованной. Однако подобный формат соглашения выглядит приемлемым лишь при наличии в отношениях между Россией и ЕС стратегической перспективы и согласия сторон о ее сути. Между тем, именно в этом аспекте двусторонние отношения пока выглядят максимально уязвимыми. Список использованной литературы Официальные документы ЕС 1. Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества (Подписан в г. Лиссабоне 13.12.2007) (2007/С 306/01) // Документ опубликован не был. [Эл. ресурс]. СПС "КонсультантПлюс". 2. Ниццкий договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе, договоры об учреждении Европейских сообществ и другие основополагающие акты (Подписан в г. Ницце 26.02.2001) // Документ опубликован не был. [Эл. ресурс]. СПС "КонсультантПлюс". 3. Амстердамский договор, изменяющий Договор о Европейском союзе, договоры, учреждающие Европейские сообщества, и некоторые связанные с ними акты (подписан в г. Амстердам 02.10.1997) // Документ опубликован не был. [Эл. ресурс]. СПС "КонсультантПлюс". 4. Договор о Европейском Союзе (Подписан в г. Маастрихте 07.02.1992) // Единый европейский акт. Договор о Европейском союзе. М.: Право, 1994. 5. Конвенция об учреждении Европейской ассоциации свободной торговли (Заключена в г. Стокгольме 04.01.1960) // Документ опубликован не был. [Эл. ресурс]. СПС "КонсультантПлюс". 6. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (Подписан в г. Риме 25.03.1957) // Договоры, учреждающие европейские сообщества. М.: Право, 1994. 7. Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Подписан в г. Риме 25.03.1957) // Договоры, учреждающие европейские сообщества. М.: Право, 1994. 8. Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) (Подписан в г. Париже 18.04.1951) // Договоры, учреждающие европейские сообщества. М.: Право, 1994. 9. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (Заключено на о. Корфу 24.06.1994) // Бюллетень международных договоров. 1998. № 8. 10. Регламент № 978/2012 Европейского парламента и Совета Европейского Союза "О применении схемы обобщенных тарифных преференций и об отмене Регламента (ЕС) Совета ЕС 732/2008" (Принят в г. Страсбурге 25.10.2012) // Документ опубликован не был. [Эл. ресурс]. СПС "КонсультантПлюс". 11. Регламент № 428/2009 Совета Европейского Союза "Устанавливающий режим для контроля за экспортом, перемещением, продажей и транзитом продукции двойного назначения на территории Сообщества" (Принят в г. Брюсселе 05.05.2009) // Документ опубликован не был. [Эл. ресурс]. СПС "КонсультантПлюс". 12. Регламент № 2133/2001 Комиссии (ЕС) "О тарифах и квотах в Сообществе, касающиеся злаковых" (Принят в г. Брюсселе 30.10.2001) // Документ опубликован не был. [Эл. ресурс]. СПС "КонсультантПлюс". 13. Регламент № 338/97 Совета Европейского Союза "О защите видов дикой фауны и флоры посредством регулирования торговли ими" (Принят в г. Брюсселе 09.12.1996, с изм. и доп. от 23.04.2009) // Документ опубликован не был. [Эл. ресурс]. СПС "КонсультантПлюс". 14. Commission Regulation (EC) № 1001/2013 of 4 October 2013 amending Annex I to Council Regulation (EEC) № 2658/87 on the tariff and statistical nomenclature and on the Common Customs Tariff // Official Journal. L. 290. 31.10.2013. 15. Regulation (EU) № 952/2013 of the European Parliament and the Council of 9 October 2013 laying down the Union Customs Code // Official Journal. L. 269. 10.10.2013. 16. Regulation (EU) № 1272/2008 of the European Parliament and of the Council of 16 December 2008 on classification, labelling and packaging of substances and mixtures, amending and repealing Directives 67/548/EEC and 1999/45/EC, and amending Regulation (EC) № 1907/2006 // Official Journal. L. 353. 31.12.2008. 17. Regulation (EU) № 450/2008 of the European Parliament and of the Council of 23 April 2008 laying down the Community Customs Code (Modernised Customs Code) // Official Journal. L. 145. 04.06.2008. 18. Regulation (EU) № 1907/2006 of the European Parliament and of the Council of 18 December 2006 concerning the Registration, Evaluation, Authorisation and Restriction of Chemicals (REACH), establishing a European Chemicals Agency // Official Journal. L. 396. 30.12.2006. 19. Council Regulation (EC) № 1225/2009 of 30 November 2009 on protection against dumped imports from countries not members of the European Community // Official Journal. L. 343. 22.12.2009. 20. Council Regulation (EC) № 625/2009 of 7 July 2009 on common rules for imports from certain third countries // Official Journal. L. 185. 17.07.2009. 21. Council Regulation (EC) № 597/2009 of 11 June 2009 on protection against subsidised imports from countries not members of the European Community (Codified version) // Official Journal. L. 188. 18.07.2009. 22. Council Regulation (EC) № 2200/2004 of 13 December 2004 amending Council Regulations (EEC) № 3030/93 and (EC) № 3285/94 as regards the common rules for imports of certain textile products from third countries // Official Journal. L. 374. 22.12.2004. 23. Commission Directive 1999/77/EC of 26 July 1999 adapting to technical progress for the sixth time Annex I to Council Directive 76/769/EEC on the approximation of laws, regulations and administrative provisions of the Member States relating to restrictions on the marketing and use of certain dangerous substances and preparations (asbestos) // Official Journal. L. 207. 06.08.1999. 24. Council Regulation (EC) № 519/94 of 7 March 1994 on common rules for imports from certain third countries and repealing Regulations (EEC) № 1765/82, 1766/82 and 3420/83 // Official Journal. L. 67. 10.03.1994. 25. Council Decision 1994/800/ЕС concerning the conclusion on behalf of the European Community, as regards matters within its competence, of the agreements reached in the Uruguay Round multilateral negotiations (1986-1994) // Official Journal. L. 336. 23.12.1994. 26. Council Regulation (EEC) № 2913/92 of 12 October 1992 establishing the Community Customs Code // Official Journal. L. 302. 19.10.1992. 27. Regulation (EEC) № 2603/69 of the Council of 20 December 1969 establishing common rules for exports // Official Journal. L. 324. 27.12.1969. 28. Financial Regulation of 21 December 1977 applicable to the general budget of the European Communities // Official Journal. 1977. L. 356. 29. Treaty establishing a single Council and a single Commission of the European Communities // Official Journal. 1967. L. 152. 30. Report from the Commission to the European Council "Trade and Investment Barriers Report 2013" // European Commission. Brussels, 28.02.2013. COM(2013)103 final. [Эл. ресурс] URL: http://trade.ec.europa.eu/dodib/docs/2013/march/tradoc_150742.pdf. 31. The European Union’s rules of origin for the Generalised System of Preferences // European Commission. Dec, 2010. [Эл. ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/taxation_customs/resources/documents/guide-contents_annex_1-en.pdf 32. Mid-term Evaluation of the EU’s Generalized System of Preferences: Final Report commissioned by the EC. Brighton: Centre for the Analysis of Regional Integration at Sussex, University of Sussex, 2010. [Эл. ресурс]. URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2010/may/tradoc_146196.pdf 33. Joined cases C-27/00, C-122/00: The Queen v. Secretary of State for the Environment, Transport and the Regions, ex parte Omega Air Ltd. (C-27/00) and Omega Air Ltd., Aero Engines Ireland Ltd. and Omega Aviation Services Ltd. v. Irish Aviation Authority (C-122/00), [2002] ECR I-2569. 34. Case C-149/96, Portugal v. Council, [1999] ECR I-8395. 35. Case C-469/93, Amministrazione delle Finanze dello Stato v. Chiquita Italia SpA, [1995] ECR I-4533. 36. Case C-280/93, Germany v. Council, [1994] ECR I-4973. 37. Case 72/83, Campus Oil and Others, [1984] ECR 2727. 38. Case C-266/81, Societa Italiana per l'Oleodotto Transalpino (SIOT) v. Ministero delle finanze, Ministero della marina mercantile, Circoscrizione doganale di Trieste and Ente autonomo del porto di Trieste, [1983] ECR 731. 39. Joined cases 267/81, 268/81, 269/81, Amministrazione delle Finanze dello Stato v. Societa Petrolifera Italiana SpA (SPI) and SpA Michelin Italiana (SAMI), [1983] ECR 801. 40. Case 34/79, Henn and Darby, [1979] ECR 3795. 41. Opinion 1/78 International Agreement on Natural Rubber Agreement, [1979] ECR 2909. 42. Case C-9/73, Carl Schlueter v. Hauptzollamt Loerrach, [1973] ECR 1135. 43. Case 21-24/72, International Fruit Company NV et al. and Others v. Produktschap voor Groenten en Fruit, [1972] ECR 1219. Научная, учебная и методическая литература 44. Алексеев С.А. Регулирование использования нетарифных мер в праве ЕС: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. 45. Алифанов С.Д. Общие системы внешнеторговых преференций в торгово-экономическом сотрудничестве ЕС и России // Мировая экономика. 2003. № 1. 46. Бирюков М.М. Европейское право: до и после Лиссабонского договора: Учебное пособие. М.: Статут, 2013. 47. Борко Ю.А. От европейской идеи – к единой Европе. М.: Изд. дом "Деловая литература", 2003. 48. Бороздина Я.А. Интеграция в Европе // Юридический мир. 2009. № 9. 49. Буторина О.В. Антикризисная стратегия Европейского союза: ближние и дальние рубежи // Полития. 2009. № 3. 50. Венцкус А. Национальные интересы Литвы в процессе формирования общей торговой политики Европейского Союза // Обозрение Литовской внешней политики. 2008. № 21. 51. Вершинин А.П. Внешнеэкономическое право. Введение в правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: Краткий учебный курс. М.: Норма, 2001. 52. Витте С.Ю. Воспоминания. Т. 2 (1894 - октябрь 1905). Царствование Николая II. Таллинн; Москва: Скиф Алекс, 1994. 53. Власкин Г.А. Инвестиционно-технологическое взаимодействие России и Евросоюза в условиях кризиса // Новости науки и технологий. 2009. № 4. 54. Горданов И.Б. Общая торговая политика Европейского Союза: механизм, компетенция и процедуры // Право и политика. 2006. № 3. 55. Громыко А.А. Россия и Евросоюз: динамика отношений // Россия – Европейский союз: возможности партнерства / Гл. ред. И.С. Иванов; Российский совет по междунар. делам. М.: Спецкнига, 2013. 56. Гудков И., Мизулин Н. Правила ВТО: проблемы прямого действия и эффективности мер ответственности за нарушения // Право ВТО. 2012. № 1. 57. Гутник В.П. ЕС: защита хозяйствующих субъектов на внутреннем и внешних рынках // Всемирная торговая организация и национальные экономические интересы. М.: Ин-т мировой экономики и международных отношений, 2003.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.082 с.) |