Сравнительный анализ защиты прав на промышленный образец в рф и ес 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ защиты прав на промышленный образец в рф и ес



Основываясь на законодательстве РФ и Евросоюза в сфере защиты промышленных образцов, проведен сравнительный анализ для сближения за­конодательства ЕС и РФ в области дизайна и промышленных образцов и мо­дернизации системы охраны прав интеллектуальной собственности в Россий­ской Федерации.

Исследование охватывает синтез правовых норм ряда законодательных актов, которые употреблялись как основа для проведения сравнения. Основ­ными юридическими текстами, лежащими в основе изыскания и наиболее ча­сто представленными в статье, являются тексты Регламентов и Директив Ев­ропейского Союза по товарным знакам Сообщества и по охране дизайна Со­общества, с одной стороны, и текст Части IV Гражданского Кодекса Россий­ской Федерации, с другой стороны. Эти документы содержат основные пра­вовые нормы, регулирующие особенности правовой охраны товарных знаков и дизайна/промышленных образцов в Европейском Союзе и в Российской Федерации.

В 1992 г. был принят Патентный закон Российской Федерации, в кото­ром, в частности, устанавливалась правовая охрана промышленных образов по типу патентного права: патент на промышленный образец, действующий 15 лет со дня подачи заявки, предоставлял его владельцу исключительное право. В 1993 г. был принят Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», предусматривающий правовую охрану произведе­ний декоративно-прикладного искусства (очевидно, и при применении их к промышленным изделиям). 1 января 2008 г. вступила в силу четвертая часть ГК РФ. Были отменены и Патентный закон РФ, и Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». ГК РФ не внес существенных изменений в право­вую охрану промышленных образцов и произведений декоративно -прикладного искусства[21].

На евразийском пространстве было принято Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности 2010 года (далее - Соглашение). В данном документе в качестве цели провозглашается создание скоординированной системы охра­ны и защиты прав интеллектуальной собственности. Обращаясь к нормам Соглашения, которые регулируют сферу патентных прав, можно указать, что в них закрепляется возможность получения патента на промышленный обра­зец по национальной процедуре.

Данный документ не содержит нормы, в которых были бы прописаны другие ключевые аспекты правовой охраны промышленных образцов. В частности, Соглашение не отражает единого подхода к понятию промыш­ленного образца, не регулирует вопросы приоритета промышленного образ­ца, условия его патентоспособности, правила экспертизы заявки на промыш­ленный образец, и ряд других. Такая ситуация свидетельствует о том, что Со­глашение не решает вопросы унифицированной охраны прав на промышлен­ные образцы и не содержит конкретных мероприятий по гармонизации дей­ствующих национальных законодательств в этой сфере. На территории госу­дарств-участников СНГ был принят Модельный кодекс интеллектуальной собственности для государств-участников СНГ от 07.04.2010 г. (далее - Мо­дельный кодекс).

Промышленным образцом в соответствии со статьей 1352 Гражданско­го кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) считается художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. Следовательно, промышленный образец - это дизайн изделия, направленный на улучшение декоративных свойств и функциональности изделия.

Промышленный образец по своей природе близок к объектам авторско­го права, изобразительному искусству, к области промышленной эстетики. Однако в отличие от произведений искусства промышленный образец созда­ется с целью массового тиражирования, т.е. может быть многократно вос­произведен путем изготовления соответствующего изделия.

Интеллектуальные права на промышленный образец включают исклю­чительное право, срок действия которого исчисляется со дня подачи перво­начальной заявки на выдачу патента в Федеральную службу по интеллекту­альной собственности и составляет пятнадцать лет.

В соответствии со статьей 1377 ГК РФ заявка на выдачу патента на промышленный образец (заявка на промышленный образец) должна отно­ситься к одному промышленному образцу или к группе промышленных об­разцов, связанных между собой настолько, что они образуют единый творче­ский замысел (требование единства промышленного образца).

В 2014 году законодательство в области интеллектуальной собственно­сти претерпело существенные изменения, что потребовало изменения практи­ки Роспатента, а также организации масштабных работ по подготовке предло­жений по совершенствованию подзаконных актов. Традиционно особое вни­мание уделялось вопросам повышения качества предоставления государ­ственных услуг. С этой целью осуществлялся мониторинг практики право­применения, проводились мероприятия по совершенствованию технологиче­ского и организационного обеспечения процедур предоставления правовой охраны объектам промышленной собственности. Решена стратегическая зада­ча по переходу к регистрации объектов патентных прав в электронном виде.

С целью повышения осведомленности населения в области интеллекту­альной собственности и создания условий для повышения изобретательской и инновационной активности хозяйствующих субъектов Роспатентом осуществ­ляется сотрудничество с регионами. В 2014 году заключены соглашения о со­трудничестве с правительствами шести регионов, в том числе с Советом ми­нистров Республики Крым и Администрацией города Севастополя[22].

В рамках реализации положений Меморандума о взаимопонимании между Роспатентом и Всемирной организацией интеллектуальной собствен­ности в 2014 году созданы центры поддержки технологий и инноваций на ба­зе 36 хозяйствующих субъектов, включая 17 центров второго уровня. Важ­ным событием в рамках сотрудничества Роспатента с Всемирной организа­цией интеллектуальной собственности стало открытие Представительства Всемирной организации интеллектуальной собственности в г. Москве 22 июля 2014 года.

В 2015 г. Роспатентом продолжена работа по подготовке нормативных актов, направленных на совершенствование механизма осуществления кон­трольных и надзорных мероприятий.

Приказом Министерства экономического развития Российской Феде­рации от 8 апреля 2015 г. № 209 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности госу­дарственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере право­вой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований феде­рального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере дея­тельности в отношении государственных заказчиков и организаций - испол­нителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических ра­бот (зарегистрирован в Минюсте России 15 мая 2015 г., рег. № 37309).

Система международной регистрации промышленных образцов была учреждена в 1925 году, когда по аналогии с Бернским союзом (образованным Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведе­ний 1886 года) и Парижским союзом (образованным Парижской конвенцией по охране промышленной собственности 1883 года) был создан Гаагский со­юз. При подписании Женевского акта Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов было переименовано и в настоящее время носит название Гаагское соглашение о международной регистрации промышленных образцов.

Женевский акт, проекты постановления Правительства Российской Фе­дерации и федерального закона о его ратификации соответствуют положени­ям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Же­невский акт принят для упрощения процедуры получения одновременной охраны промышленных образцов в ряде стран. Главная цель принятия Же­невского акта 1999 года как раз и состояла в привлечении в Гаагский союз стран, законодательство которых предусматривает проведение экспертизы по существу. Женевский акт допускает альтернативную возможность подачи международной заявки: как через национальное ведомство, так и напрямую в Международное бюро.

Основные функции в борьбе против поступления контрафакта на тер­риторию Евросоюза возложены на таможенные органы стран-членов. Перво­начальной правовой базой их деятельности в этом направлении был Регла­мент Совета №1383/2003/ЕС от 22 июля 2003 г. Регламент упростил техноло­гию проверки и снизил ее стоимость, но главное - предоставил право тамо­женным органам уничтожать нелегальные товары без излишней бюрократи­ческой процедуры и выплаты какой-либо компенсации их владельцам. В не­которых случаях к последним применяются и штрафные санкции.

На основании проведенного сравнительного исследования способство­вание сближению законодательства Европейского Союза и Российской Фе­дерации в области охраны товарных знаков и дизайна/промышленных образ­цов и содействие дальнейшей модернизации системы прав ИС в России сде­ланы следующие выводы:

В настоящее время определения дизайна Евросоюза и промышленного образца РФ и условия их охраны сходны, разница наблюдается только в тер­минологии. Применяют термины «информированный пользователь» и «ин­формированный потребитель», которые нуждаются в дополнительном толко­вании. Термин «степень свободы дизайнера» для промышленного образца РФ упоминается только в Административном регламенте (Пункт 22.5.5. (2.1)) и нуждается в толковании для полноценного применения на практике.

Раскрыты различия в установлении видов сведений, ставших общедо­ступными в мире, которые детализированы для дизайна ЕС.

Применение Локарнской классификации (МКПО) осуществляется сходно и используется исключительно для административных целей в ЕС и РФ.

В ЕС для дизайна в отношении орнаментации может быть употреблено более одного класса Локарнской классификации (МКПО) в рамках одной и той же заявки[23].

Виды законодательства, регулирующего вопросы охраны дизайна ЕС и промышленных образцов РФ, отличаются. Охрана промышленных образцов РФ предоставляется патентным законодательством в Российской Федерации (в рамках ГК РФ), в Европейском Союзе существует специальный вид зако­нодательства для охраны дизайна Сообщества.

Отличие законодательства РФ заключается в том, что оно определяет право работника на вознаграждение, выплачиваемое работодателем, если ра­ботником был создан служебный промышленный образец в связи с выполне­нием им своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодате­ля (Статья 1370 ГК РФ). Этот вопрос по дизайну в ЕС определяется нацио­нальным законодательством государств-членов Европейского Союза.

В России патент на промышленный образец выдается в бумажном ви­де, причем один патент на всех соавторов или правообладателей. Регистра­ция дизайна в ЕС Сертификат доступен в электронном виде и пожен быть распечатан с сайта Ведомства по гармонизации, а в бумажном виде может быть получен в исключительных случаях.

Условия в РФ и Европейском Союзе схоже в вопросах правовой охра­ны, сроков, порядка продления и льготные периоды по новизне.

Существует ряд терминологических различий (например, использова­ние требования «оригинальность» (для промышленного образца РФ) вместо требования «индивидуальный характер» для дизайна Сообщества, которые в целом не влияют на сделанный вывод.

Кумулятивный принцип правовой охраны в отношении зарегистриро­ванного дизайна Евросоюза и российского промышленного образца действу­ет в обеих системах. Дизайн, охраняемый как дизайн ЕС, имеет право на охрану согласно авторскому праву государств-членов, которое осуществля­ется с даты создания дизайна или фиксирования его в какой-либо форме. Условия предоставления охраны определяется каждым государством-членом ЕС самостоятельно (Статья 96 (2) CDR)

В Российской Федерации охрана незарегистрированных промышлен­ных образцов не предоставляется сверх тех условий охраны, которые предо­ставляются авторским правом.

Понятие «зависимый промышленный образец» получило новые поло­жения в отношении охраны промышленного образца РФ, в результате ис­пользование возможно только в случае получения разрешения на использо­вание от обладателя более ранних прав на промышленный образец, на осно­вании которого был создан и запатентован новый промышленный образец. Права, возникшие ранее на промышленный образец РФ, охраняемый в соот­ветствии с патентным правом (ГК РФ), является препятствием для их исполь­зования без разрешения патентообладателя в новом промышленном образце РФ. Похожие положения имеются для дизайна ЕС, но специального термина не используется.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.01 с.)