Задачи, решаемые в процессе обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи, решаемые в процессе обучения



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Путь к созданию текста

название курса

для 10 класса

уровень образования

срок освоения: 1 год

 

 

Составители: Ревякина Н. И.,

Широких Т. А.

учителя русского языка и литературы

                                                                                                                                                                                   ФИО авторов программы

 

 

 

                                                               Санкт-Петербург

                                                                        2020

  1. Пояснительная записка

 

 

Нормативно-правовая база

Рабочая программа элективного курса для 10 классов является частью Образовательной программы ГБОУ СОШ № 324 Курортного района Санкт-Петербурга и составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Письмо МОН РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».

- Авторская программа предметного элективного курса для 9 -11 классов «Сочинение как основной жанр письменных работ учащихся»  Беловой М. Г. Спб АППО 2014 год.

- Учебный план ГБОУ СОШ № 324 на 2020-2021 уч. г.

 

Элективный курс «Путь к созданию текста» адресован учащимся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, гимназий, лицеев.

Программа курса рассчитана на 34 часа, может быть реализована как в 10, так и 11 классах.

На преподавание русского языка в учебном плане школ отводится по 2 часа в неделю. Но опыт показывает, что этого времени недостаточно для отработки написания развёрнутого сочинения.

Элективный курс «Путь к созданию текста» входит в образовательную область «Филология» и предполагает реализацию основной цели: на основе актуализации имеющихся теоретических знаний совершенствовать ранее приобретённые практические умения и навыки, связанные с овладением монологической речью, умением анализировать и комментировать содержание и проблематику прочитанного текста, определять позицию автора, аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения.

Для реализации этой цели предполагается:

- повторить необходимые теоретические сведения о сочинении как жанре творческой работы;

- выработать алгоритм работы над сочинением-рассуждением;

- выработать навык самостоятельной работы с исходным текстом;

- сформировать умение выражать мысли в словесной форме в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

- собрать рабочий материал для аргументации.

Актуальность и востребованность программы данного курса заключается в том, что её реализацияспособствует  систематизации теоретического материала и совершенствованию речевой деятельностиучащихся. Практическая направленность курса способствует развитию универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.

Умение дать развёрнутый ответ в форме сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста является одним из показателей коммуникативной компетентности, необходимой для успешной образовательной деятельности, профессионального становления. Учащиеся должны уметь понимать чужую речь, продуцировать собственное высказывание, формулировать своё мнение по одной из проблем исходного текста и доказывать его состоятельность, композиционно правильно оформлять текст, выражать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка. 

Программа курса основана на базовых знаниях, умениях учащихся, полученных за все годы обучения, и способствует развитию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентностей. Теоретический материал, включённый в программу, большая практическая часть, активное личностное участие каждого ученика в процессе освоения программы повышают познавательный интерес к курсу и показывают его практической значимости. Таким образом, данный элективный курс способствует повышению целостности обучения и может рассматриваться как составляющая часть области «Филология».

Программа курса имеет большой развивающий потенциал.

При разработке содержательной части курса учитывались возрастные и психологические особенности учащихся 15-16 лет.

Занятия предполагают разнообразные формы и методы организации деятельности учащихся: индивидуальные, парные и групповые формы работы, аналитическую и исследовательскую деятельность, работу с разными видами источников, использование современных информационных технологий. Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся. Задания вариативны, предполагают индивидуальный подход в выполнении и презентации, имеют творческий и поисковый характер.

Теоретический материал подаётся дозированно, каждое занятие имеет обязательную практическую составляющую.

В качестве итоговой работы весь опорный теоретический материал оформляется в виде презентаций и выполняются письменные работы – развёрнутое сочинение в формате итоговых испытаний.

 

Цели и задачи программы

 

Цели образовательной программы:

· Формирование умений целеполагания и выбора технологий при изучении русского языка и литературы в основной и средней школе. Подготовка к итоговым испытаниям как составная часть всей системы обучения, обеспечивающей ее результативность. 

· Обучение навыкам осознанного использования речевых средств в соответствии с задачей коммуникации. Овладение универсальными учебными действиями как необходимым условием для успешного освоения содержания предмета и формирования умений в предметной области «словесность».

 

Данная программа разработана в целях обеспечения успешного формирования коммуникативной компетенции и создания оптимальных условий для интеллектуального и духовного развития каждого ученика, мотивации интереса учеников к изучению русского языка и литературы, стимулирования их к научно-исследовательской деятельности, создания условий для выявления, развития и поддержки учеников в различных видах творческой деятельности.

 

Приобретение учащимися навыков индивидуальной самостоятельной деятельности в процессе овладения навыками письменной речи.          

Характеристика курса

 

Данный элективный предметный курс предназначен для учащихся основной и полной средней общеобразовательной школы и призван систематизировать умения и навыки, обеспечить подготовку к итоговым испытаниям по русскому языку и литературе в 9 и 11 классах.

Выпускнику школы необходимо овладение новым содержанием предметной области русский язык и литература, технологией выполнения аттестационной работы в формате сочинения. В сегодняшней школьной практике нужна не система натаскивания учеников в рамках школьных и внешкольных занятий, а продуманные системные действия, программы взаимодействия обучающей и обучаемых сторон с использованием инновационных идей и технологий в логике модернизации образования. Данный элективный предметный курс призван помочь практикующему учителю и учащимся, во-первых, методологически правильно выстроить систему приоритетов, необходимых для выработки стратегии успешной сдачи государственных итоговых испытаний, во-вторых, в реальных условиях создать собственную программу конструктивного взаимодействия между педагогом и обучающимися для достижения высоких результатов.

 

1.3. Место предмета в учебном плане

В соответствии с Учебным планом ГБОУ СОШ № 324 на 2020-2021 г.г. на изучение элективного курса отводится 34 часа. Предметный элективный курс рассчитан на один час в неделю как подготовка учащихся 10 класса к ЕГЭ. Программа предметного курса состоит из ряда модулей, которые логично и полно представляют тему, но могут быть рассмотрены и отдельно друг от друга на усмотрение учителя и могут служить основой для составления индивидуального маршрута обучаемого.

 

1.5. Формы организации образовательного процесса

Уроки-лекции (при изучении нового материала)

уроки-беседы (на уроках развития речи, при работе с текстом)

урок-практикум (самостоятельные и проверочные работы)

урок-диспут (в старших классах при изучении проблемных вопросов и тем)

уроки с групповыми формами работы (для закрепления изученного материала, повторения, открытия нового знания)

уроки взаимообучения учащихся (работа в парах и группах)

уроки-творчества (уроки развития речи, создание новых текстов, сочинений)

уроки-зачёты (контрольные уроки)

уроки-семинары (в старших классах для углублённого изучения отдельных тем)

Уроки-вебинары

Онлайн-уроки

Образовательные технологии, в том числе инновационные

 

Исследовательские методы

здоровьесберегающие ( физминутки в 5-6 классах, гимнастика для глаз)

игровые технологии, (педагогическая игра имеет четко поставленную цель обучения и педагогический результат. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.)

групповая работа (в организации учебного процесса и на этапе контроля знаний. Групповые технологии предполагают взаимное обогащение учащихся, организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов, осознание общей цели, распределение действий и операций, коммуникацию, обмен способами действия, взаимопонимание, рефлексию.

 

Содержание программы

Введение – 2 часа

Сочинение как жанр творческой работы. Сочинения разных жанров. Особенности сочинений-рассуждений, основанных на доказательстве, объяснении, опровержении, размышлении. Сочинения-рассуждения сравнительного типа. Рассуждение на историко- или теоретико-литературные темы. Рассуждение на публицистическую тему.

Подходы к оцениванию сочинений: по количеству допущенных ошибок и критериальные. Критерии оценивания сочинений-рассуждений.

Составление индивидуального плана действий (алгоритма) по созданию сочинения-рассуждения.

Знакомство со структурой развёрнутого сочинения-рассуждения. Рассмотрение терминов, необходимых для работы над сочинением (исходный текст, тема и идея текста, проблема текста, комментарий текста, позиция, тезис, аргумент).

Составление плана сочинения на основе предложенных критериев.

 

Стили речи. – 2 часа

Функциональные стили речи (книжные и разговорный) и их основные признаки. Составление обобщающей таблицы «Стили речи» по плану: цель, форма реализации, языковые средства, сфера использования, жанры. 

Работа с текстами: определение стилевой принадлежности текстов.

Сочинение - 10 часов

Написание развёрнутых сочинений-рассуждений. Самоанализ и взаимоанализ по предложенным критериям, связанным с формулировкой проблемы, точностью и выразительностью речи, соблюдением языковых норм, фактологической точности в фоновом материале.

Редактирование сочинений. Обобщение опорного материала в виде презентаций. Итоговое сочинение с последующим анализом.

 

Планируемые результаты обучения

 

- формирование собственной действенной позиции учащихся в отношении внедрения основных идей ФГОС второго поколения;

- овладение учащимися универсальными навыками обработки информации;

- представление образовательных результатов на личностном, метапредметном и предметном уровнях.

 

Элективный предметный курс по программе «Сочинение как основной жанр письменных работ учащихся» призван помочь учителю и учащимся в определении возможностей реализации основных идей модернизации образования, в решении конкретных образовательных и воспитательных задач, направленных на успешную подготовку к государственным итоговым испытаниям за курс основной и полной средней школы. Формы и методы работы: анализ художественных текстов различных родов и жанров; создание сочинений литературоведческого характера: самостоятельный сбор информации; пошаговая отработка технологии написания сочинения; составление таблиц сопоставления; выработка индивидуального комфортного алгоритма написания сочинений разных жанров; работа с образцами; создание отзывов, рецензий; создание портфолио достижений; возможность практикумов в дистанционном режиме. Обучение подразумевает включение элементов дистанционной практики, составления программ индивидуальной подготовки, набранной из числа модулей, являющихся для

обучаемых проблемными с включением дополнительных блоков повторения и закрепления материала (с использованием электронных и иных пособий).

 

4. Требования к уровню подготовки учащихся

 

- Регулятивные УУД: развивать системное мышление; осознавать качество и уровень усвоения информации, осуществлять контроль и коррекцию собственных действий;

- Личностные УУД: углубиться в специфику художественного мышления;

-Личностные УУД раскрыть литературу как особый мир со своими творческими закономерностями осуществления формы и представления содержания;

 

 

5. Система оценки планируемых результатов

 

Элективный курс предполагает безотметочное обучение в форме «зачёт»/ «незачёт».

«Зачёт» выставляется в том случае, если учащийся посетил более 50 % занятий и имеет «зачёт» не менее,чем по трём видам контроля. «Незачёт» выставляется в том случае, если учащийся посетил менее 50 % занятий и (или) не имеет «зачёта» не менее, чем по трём видам контроля.

 

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение

 

 

Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы

 

http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»

http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»

11

http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании

http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»

http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»

http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»

http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.

http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Путь к созданию текста

название курса

для 10 класса

уровень образования

срок освоения: 1 год

 

 

Составители: Ревякина Н. И.,

Широких Т. А.

учителя русского языка и литературы

                                                                                                                                                                                   ФИО авторов программы

 

 

 

                                                               Санкт-Петербург

                                                                        2020

  1. Пояснительная записка

 

 

Нормативно-правовая база

Рабочая программа элективного курса для 10 классов является частью Образовательной программы ГБОУ СОШ № 324 Курортного района Санкт-Петербурга и составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Письмо МОН РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».

- Авторская программа предметного элективного курса для 9 -11 классов «Сочинение как основной жанр письменных работ учащихся»  Беловой М. Г. Спб АППО 2014 год.

- Учебный план ГБОУ СОШ № 324 на 2020-2021 уч. г.

 

Элективный курс «Путь к созданию текста» адресован учащимся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, гимназий, лицеев.

Программа курса рассчитана на 34 часа, может быть реализована как в 10, так и 11 классах.

На преподавание русского языка в учебном плане школ отводится по 2 часа в неделю. Но опыт показывает, что этого времени недостаточно для отработки написания развёрнутого сочинения.

Элективный курс «Путь к созданию текста» входит в образовательную область «Филология» и предполагает реализацию основной цели: на основе актуализации имеющихся теоретических знаний совершенствовать ранее приобретённые практические умения и навыки, связанные с овладением монологической речью, умением анализировать и комментировать содержание и проблематику прочитанного текста, определять позицию автора, аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения.

Для реализации этой цели предполагается:

- повторить необходимые теоретические сведения о сочинении как жанре творческой работы;

- выработать алгоритм работы над сочинением-рассуждением;

- выработать навык самостоятельной работы с исходным текстом;

- сформировать умение выражать мысли в словесной форме в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

- собрать рабочий материал для аргументации.

Актуальность и востребованность программы данного курса заключается в том, что её реализацияспособствует  систематизации теоретического материала и совершенствованию речевой деятельностиучащихся. Практическая направленность курса способствует развитию универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.

Умение дать развёрнутый ответ в форме сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста является одним из показателей коммуникативной компетентности, необходимой для успешной образовательной деятельности, профессионального становления. Учащиеся должны уметь понимать чужую речь, продуцировать собственное высказывание, формулировать своё мнение по одной из проблем исходного текста и доказывать его состоятельность, композиционно правильно оформлять текст, выражать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка. 

Программа курса основана на базовых знаниях, умениях учащихся, полученных за все годы обучения, и способствует развитию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентностей. Теоретический материал, включённый в программу, большая практическая часть, активное личностное участие каждого ученика в процессе освоения программы повышают познавательный интерес к курсу и показывают его практической значимости. Таким образом, данный элективный курс способствует повышению целостности обучения и может рассматриваться как составляющая часть области «Филология».

Программа курса имеет большой развивающий потенциал.

При разработке содержательной части курса учитывались возрастные и психологические особенности учащихся 15-16 лет.

Занятия предполагают разнообразные формы и методы организации деятельности учащихся: индивидуальные, парные и групповые формы работы, аналитическую и исследовательскую деятельность, работу с разными видами источников, использование современных информационных технологий. Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся. Задания вариативны, предполагают индивидуальный подход в выполнении и презентации, имеют творческий и поисковый характер.

Теоретический материал подаётся дозированно, каждое занятие имеет обязательную практическую составляющую.

В качестве итоговой работы весь опорный теоретический материал оформляется в виде презентаций и выполняются письменные работы – развёрнутое сочинение в формате итоговых испытаний.

 

Цели и задачи программы

 

Цели образовательной программы:

· Формирование умений целеполагания и выбора технологий при изучении русского языка и литературы в основной и средней школе. Подготовка к итоговым испытаниям как составная часть всей системы обучения, обеспечивающей ее результативность. 

· Обучение навыкам осознанного использования речевых средств в соответствии с задачей коммуникации. Овладение универсальными учебными действиями как необходимым условием для успешного освоения содержания предмета и формирования умений в предметной области «словесность».

 

Данная программа разработана в целях обеспечения успешного формирования коммуникативной компетенции и создания оптимальных условий для интеллектуального и духовного развития каждого ученика, мотивации интереса учеников к изучению русского языка и литературы, стимулирования их к научно-исследовательской деятельности, создания условий для выявления, развития и поддержки учеников в различных видах творческой деятельности.

 

Приобретение учащимися навыков индивидуальной самостоятельной деятельности в процессе овладения навыками письменной речи.          

Задачи, решаемые в процессе обучения

- о владеть и практически использовать в школьной практике при подготовке к итоговым испытаниям основные идеи модернизации образования, отраженные в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС);

- способствовать в оптимальные сроки совершенствованию в школьной практике предметных и метапредметных умений учащихся, способствующих оптимизации результатов овладения устной и письменной речью;

- способствовать созданию оптимальных условий для успешного формирования коммуникативной компетенции, внедрению современных образовательных технологий для достижения достойных воспитательных и образовательных результатов в форматах итоговой аттестации.

 

Характеристика курса

 

Данный элективный предметный курс предназначен для учащихся основной и полной средней общеобразовательной школы и призван систематизировать умения и навыки, обеспечить подготовку к итоговым испытаниям по русскому языку и литературе в 9 и 11 классах.

Выпускнику школы необходимо овладение новым содержанием предметной области русский язык и литература, технологией выполнения аттестационной работы в формате сочинения. В сегодняшней школьной практике нужна не система натаскивания учеников в рамках школьных и внешкольных занятий, а продуманные системные действия, программы взаимодействия обучающей и обучаемых сторон с использованием инновационных идей и технологий в логике модернизации образования. Данный элективный предметный курс призван помочь практикующему учителю и учащимся, во-первых, методологически правильно выстроить систему приоритетов, необходимых для выработки стратегии успешной сдачи государственных итоговых испытаний, во-вторых, в реальных условиях создать собственную программу конструктивного взаимодействия между педагогом и обучающимися для достижения высоких результатов.

 

1.3. Место предмета в учебном плане

В соответствии с Учебным планом ГБОУ СОШ № 324 на 2020-2021 г.г. на изучение элективного курса отводится 34 часа. Предметный элективный курс рассчитан на один час в неделю как подготовка учащихся 10 класса к ЕГЭ. Программа предметного курса состоит из ряда модулей, которые логично и полно представляют тему, но могут быть рассмотрены и отдельно друг от друга на усмотрение учителя и могут служить основой для составления индивидуального маршрута обучаемого.

 

1.5. Формы организации образовательного процесса

Уроки-лекции (при изучении нового материала)

уроки-беседы (на уроках развития речи, при работе с текстом)

урок-практикум (самостоятельные и проверочные работы)

урок-диспут (в старших классах при изучении проблемных вопросов и тем)

уроки с групповыми формами работы (для закрепления изученного материала, повторения, открытия нового знания)

уроки взаимообучения учащихся (работа в парах и группах)

уроки-творчества (уроки развития речи, создание новых текстов, сочинений)

уроки-зачёты (контрольные уроки)

уроки-семинары (в старших классах для углублённого изучения отдельных тем)

Уроки-вебинары

Онлайн-уроки

Образовательные технологии, в том числе инновационные

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.085 с.)