Условные знаки спортивных карт, их классификация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условные знаки спортивных карт, их классификация.



Какие цвета у нас используются в картах?

Ответ: На цветных спортивных картах. Что означают данные цвета?

Ответ: Синий - гидрография (болото, реки);

3еленый - растительность;

Чёрный - искусственные объекты;

Коричневый - рельеф;

Желтый – открытые пространства; Красный - судейский цвет (старт, финиш).

Какого цвета не хватает на цветовой шкале и что он означает?

Ответ: Жёлтого, он означает - открытое пространство.

 

Итак, мы повторили классификацию условных знаков по цвету.

 

 

Все условны знаки делятся на:

- площадные (болота, поляны, озера)

 

- линейные (дороги, тропинки)

 

- точечные (камни, ямы, бугры...)

 

А сейчас, я хочу проверить, насколько вы усвоили данную тему.

(работа с карточками в парах) Все взяли карточки с условными знаками и повторили их 2 минуты. Потом по моей команде один закрывает листок, а второй спрашивает 5 знаков. Потом меняетесь.

 

Закончили

 

Посмотрите на картинку «Расшифруйте». Кто знает ответ поднимает руку.

 

ПРАВИЛА РИСОВКИ УСЛОВНЫХ ЗНАКОВ:

-все условные знаки рисуются на картах вершинами на север;

 

-надписи наносятся на картах с запада на восток,

 за исключением названия рек, которые делаются вдоль их течения;

 

- цифры также наносятся на карту вершинами на север.

 

Зная это, спортсмены всегда имеют возможность определить направление по карте на север, а это означает, что и на юг, восток, запад.

 

ИГРА «РОЗА ВЕТРОВ» (1.Покажите руками где у нас север, юг, восток и запад) (Покажи правильно)(Ведущий называет и показывает стороны света,,а дети должны показать правильно).

 

(Различные карты развешены на магнитиках на доске.)

- Внимательно посмотрите на доску. Мы видим разные примеры карт.

 

СПОСОБЫ

1. НАЗВАНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ ПИШУТ СВЕРХУ (СЕВЕР)

2. ГОЛУБЫЕ ЛИНИИИ – ВЕРТИКАЛИ УКАЗЫВАЮТ НАПРАВЛЕНИЕ ЮГ-СЕВЕР (СУНИЗ-ВВЕРХ)

3. ЦИФРЫ НА КАРТЕ (верх-север)

4. Найти предмет (обект на местности и на карте, убедиться, что объектысправа и слева совпадают. (тогда карта ориентированиа правильно

5. КОМПАС поможет определить где север.

 

Строение компаса

Правила пользованя

 

 

Для определения сторон горизонта воспользуемся надежным другом ориентировщика - компасом. Стрелка компаса всегда показывает на север. Если стоять лицом к северу, то за вашей спиной будет юг, справа восток, слева запад.

 

· ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСТОЯНИЯ НА КАРТЕ И НА МЕСТНОСТИ.

МАСШТАБ КАРТЫ обозначается буквой (М)

1:1000,

1: 10000000,

Что означает МАСШТАБ?

Как посчитать расстояние в метрах?

Как посчитать расстояние в Км?

Определите МАСШТАБ на карте России. Липецкой области.

Задача. «Измерить расстояние между двумя точками.»

Чтобы измерить расстояние между двумя точками на карте, необходимо, при помощи линейки измерить это расстояние и пользуясь масштабом карты умножить на величину масштаба.

 

Например, расстояние между двумя точками 4 см, а масштаб карты 100метров(1:10000), следовательно расстояние будет составлять 4х100=400метров.

 

 

· Выбор пути движения

После того как карта сориентирована, определена точка стояния, можно выбирать путь движения.

 ПУТЬ Зависит от типа маршрута.

Если дистанция по выбору, то маршрут вы определяете сами. Если в заданном направлении, то вы последовательно идете от КП 1 до КП 2, но путь все равно выбираете сами.)

 

ЕЩЕ. Выбор пути во многом зависит от характерной местности на карте. Для начинающего ориентировщика, самое разумное, выбор пути по линейным ориентирам.

 Используйте дороги, тропинки, искусственные сооружения.

Умение быстро выбрать наиболее выгодный для себя путь – большое искусство и овладеть им можно только в многочисленных тренировках и стартах.

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (Если успеваем)

 (ПРОСМОТР ФИЛЬМА)

5. Подведение итогов занятия.

Мы получили первое представление о том, с помощью чего можно читать карту.

Только долговременная практика работы с картой, с компасом, определение расстояний, может помочь вам стать настоящим мастером по ориентированию на местности, уметь действительно "читать" карту грамотно, без ошибок.

Процесс обучения работе с картой довольно длительный и трудный. Поэтому мы будем продолжать совершенствовать умения и навыки чтения карты различные методы, формы и приемы обучения.

На следующем занятии мы с вами попробуем читать карту на местности. Для этого необходимо принести на следующее занятие компас и спортивную форму для улицы. Выучить знаки условные. Как определить север по солнцу и часам.

 

 


 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ  ПО ОРИЕНТИРОВАНИЮ.

Ориентация по сторонам света.

 

Дано направление С - СВ. Чему равно оно в градусах?

Дан азимут 1350. Какая это сторона горизонт?

Дано направление юго-запад. Если от него отнять 180 0 какое получится направление?

Если к азимуту 900 прибавить угол 450, какая получится сторона горизонта?

Вы стоите лицом на Юг. Какая у вас сторона горизонта слева и справа?

Определите сторону горизонта по сумме азимутов: 90 + 180 – 45 +135 =?

Прямо перед собой вы видите телевышку, слева озеро, справа хутор. Наблюдательный пункт находится точно на севере. Если повернуться к нему лицом, то озеро будет сзади. Определить азимут на телевышку и хутор.

 

Определить азимутальные направления пяти линий, нанесенных на карточку (каждая линия имеет на конце обозначение – стрелку, указывающую направление). Стрелки расположены в пяти различных направлениях. С левой стороны карточки имеется стрелка указатель направления на север (верхний обрез карточки), нижний обрез карточки определяет юг (рис.) против каждой линии – стрелки указан ее номер, Кружковцу нужно внизу карточки против номера каждой стрелки указать ее азимут. Можно определять азимут с помощью компаса, а можно и визуально для тренировки глазомера.

Начертить 5 указанных на карточки направлений.

Перевод численного масштаба из сантиметров в метры и километры.

Для этого ребята в своих тетрадях записывают масштабы:

1: 10000; 1: 25 000; 1: 50 000; 1: 100 000; 1: 200 000.

-Зачеркнув два последних знака (т.е. всего у знаменателя получим число метров)

1: 10 0000 получим в одном сантиметре – тысяча метров.

- Если зачеркнуть еще три знака (т.е. всего пять), получим число километров.

1: 100 000. Значит в одном сантиметре – один километр.

Для закрепления материала по этой теме можно использовать

следующие упражнения и задачи:

1.Какой из двух данных масштабов крупнее 1: 10 000 или 1: 100 000?

2.Преобразовать численные масштабы в натуральный вид:

а) 1: 25 000; б) 1: 50 000; в) 1: 200 000; г) 1: 1000 000.

3.Определить на учебной топографической (спортивной) карте с помощью полоски бумаги и линейного масштаба расстояние между:

а) двумя заданными точками;

б) между тремя заданными точками;

в) то же по карте другого масштаба.

 

4.Расстояние между двумя точками на карте десятитысячного масштаба равно 15,2 см. Вычислить расстояние между этими точками на местности.

а)то же – на 25 000 карте при расстоянии между точками 10,5 см.

6.На местности от пункта "А" до пункта "В" 5,5 км. Какую длину будет иметь это расстояние на карте:

а) масштаба 1: 50 000? б) масштаба 1: 100 000?

 

Тема: «Собираемся в поход» (Слайд № 1)

 

Цель: формирование умения реализовывать полученные навыки в туристском походе.

 

Задачи:

- образовательные:

· закрепить правила укладки рюкзака;

· повторить виды костров и их назначение;

· отработать навыки ориентирования;

· сформировать знания о безопасном поведении в походе.

- развивающие:

· развивать туристские навыки обучающихся;

· развивать умение творчески мыслить и отходить от стандартов.

- воспитательные:

· воспитывать навыки работы в коллективе;

· воспитывать чувство товарищества и взаимовыручку;

· воспитывать любовь к своей малой родины.

 

Тип занятия: обобщение пройденного материала.

 

Формы работы: коллективная, групповая.

 

Методы обучения: беседа, практическая работа детей, создание ситуации выбора, самостоятельная работа с текстом, построение учебного взаимодействия на основе диалога.

 

Место проведения: спортивный зал (или классная комната).

 

Продолжительность занятия: 45 мин.

 

Возраст детей: 9 – 11 лет.

 

Оборудование: наглядный материал (рисунки рюкзаков, личного и группового снаряжения туристов), карточки для мини ориентирования, счётные палочки, цветные карандаши, презентация «Собираемся в поход», карабины, веревки, жумары, рюкзак, спальники,.

 

Ход занятия

Участники делятся на две команды

I. Вводная часть

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем готовиться к походу. Как вы думаете, отправляясь в поход, должен ли турист уметь укладывать рюкзак, разжигать костёр, уметь ориентироваться на местности, оказывать первую медицинскую помощь? (О тветы детей).

- Конечно же, всё это должен уметь турист, чтобы отправиться в поход.

- И сегодня мы проверим, кто уже готов идти в поход и кто знает как вести себя в лесу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.027 с.)