Тема занятия «изучение основных приемов чтения карт». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема занятия «изучение основных приемов чтения карт».



План-конспект темы

«ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИЕМОВ ЧТЕНИЯ КАРТ».

Цель занятия: изучение основных приемов чтения карты

 

Задачи занятия:

· дать понятие «чтение карты»;

· формировать знания, умения и навыки, необходимые для чтения карт;

· научить воспринимать карту, как реальную образ местности;

· способствовать развитию логического мышления, внимания

 

Оборудование: спортивные карты, карты России, Липецкой области, карточки к теме «Условные знаки», набор цветных карточек, компас, линейка, магниты, карандаши, листы в клетку, Игра настольная по ориентированию, раздаточный материал.

Тип занятия: комбинированный.

 

План занятия

1. Вводная часть

2. Закрепление и проверка знаний по предшествующей теме.

3. Объяснение новой темы: изложение новой информации, практическая работа с дидактическим материалом

4. Закрепления пройденного материала. Игра "компас".

5. Подведение итогов занятия

 

Организационный момент.

1. Вводная часть.

 Учащиеся строятся.

Приветствие.

Перекличка.

Объявляется тема, цель и задачи,  требования и план занятия

2. Разминка.

Бег, Разминка.

3. Дети занимают места за партами, письменные принадлежности разложены на партах.

 

Тема занятия «ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИЕМОВ ЧТЕНИЯ КАРТ».

 

 

? Зачем нужны карты?

 

 Ответ Для туристов карта – самый верный проводник. Научившись ее "читать" легко определить характер местности, выбрать правильный и наиболее экономичный путь движения. Хорошая карта раскроет секрет о дорогах, реках, мостах, как пройти к населенным пунктам, где можно сделать привал, где придется идти в гору и какой лес встретится на пути. Но для того, чтобы грамотно "читать" карту необходимо хорошо знать условные знаки - "азбуку карты". Чтобы хорошо прочесть книгу нужно знать только 33 буквы, а для чтения карты существует свыше 150 условных знаков. Поэтому читать карту не так просто, как может показаться с первого взгляда.

 

? «Чем карта отличается от рисунка, фотографии?

Сформулируйте определения карты.

 

4.   Чтобы хорошо ориентироваться надо быстро бегать и хорошо читать карту.

Итак, чтение карты включает в себя основные понятия:

· Знание условных знаков;

· Правильно сориентировать карту;

· Определение расстояния на карте и на местности;

· Выбор пути движения

условные знаки.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ  ПО ОРИЕНТИРОВАНИЮ.

Ориентация по сторонам света.

 

Дано направление С - СВ. Чему равно оно в градусах?

Дан азимут 1350. Какая это сторона горизонт?

Дано направление юго-запад. Если от него отнять 180 0 какое получится направление?

Если к азимуту 900 прибавить угол 450, какая получится сторона горизонта?

Вы стоите лицом на Юг. Какая у вас сторона горизонта слева и справа?

Определите сторону горизонта по сумме азимутов: 90 + 180 – 45 +135 =?

Прямо перед собой вы видите телевышку, слева озеро, справа хутор. Наблюдательный пункт находится точно на севере. Если повернуться к нему лицом, то озеро будет сзади. Определить азимут на телевышку и хутор.

 

Определить азимутальные направления пяти линий, нанесенных на карточку (каждая линия имеет на конце обозначение – стрелку, указывающую направление). Стрелки расположены в пяти различных направлениях. С левой стороны карточки имеется стрелка указатель направления на север (верхний обрез карточки), нижний обрез карточки определяет юг (рис.) против каждой линии – стрелки указан ее номер, Кружковцу нужно внизу карточки против номера каждой стрелки указать ее азимут. Можно определять азимут с помощью компаса, а можно и визуально для тренировки глазомера.

Начертить 5 указанных на карточки направлений.

Перевод численного масштаба из сантиметров в метры и километры.

Для этого ребята в своих тетрадях записывают масштабы:

1: 10000; 1: 25 000; 1: 50 000; 1: 100 000; 1: 200 000.

-Зачеркнув два последних знака (т.е. всего у знаменателя получим число метров)

1: 10 0000 получим в одном сантиметре – тысяча метров.

- Если зачеркнуть еще три знака (т.е. всего пять), получим число километров.

1: 100 000. Значит в одном сантиметре – один километр.

Для закрепления материала по этой теме можно использовать

следующие упражнения и задачи:

1.Какой из двух данных масштабов крупнее 1: 10 000 или 1: 100 000?

2.Преобразовать численные масштабы в натуральный вид:

а) 1: 25 000; б) 1: 50 000; в) 1: 200 000; г) 1: 1000 000.

3.Определить на учебной топографической (спортивной) карте с помощью полоски бумаги и линейного масштаба расстояние между:

а) двумя заданными точками;

б) между тремя заданными точками;

в) то же по карте другого масштаба.

 

4.Расстояние между двумя точками на карте десятитысячного масштаба равно 15,2 см. Вычислить расстояние между этими точками на местности.

а)то же – на 25 000 карте при расстоянии между точками 10,5 см.

6.На местности от пункта "А" до пункта "В" 5,5 км. Какую длину будет иметь это расстояние на карте:

а) масштаба 1: 50 000? б) масштаба 1: 100 000?

 

Тема: «Собираемся в поход» (Слайд № 1)

 

Цель: формирование умения реализовывать полученные навыки в туристском походе.

 

Задачи:

- образовательные:

· закрепить правила укладки рюкзака;

· повторить виды костров и их назначение;

· отработать навыки ориентирования;

· сформировать знания о безопасном поведении в походе.

- развивающие:

· развивать туристские навыки обучающихся;

· развивать умение творчески мыслить и отходить от стандартов.

- воспитательные:

· воспитывать навыки работы в коллективе;

· воспитывать чувство товарищества и взаимовыручку;

· воспитывать любовь к своей малой родины.

 

Тип занятия: обобщение пройденного материала.

 

Формы работы: коллективная, групповая.

 

Методы обучения: беседа, практическая работа детей, создание ситуации выбора, самостоятельная работа с текстом, построение учебного взаимодействия на основе диалога.

 

Место проведения: спортивный зал (или классная комната).

 

Продолжительность занятия: 45 мин.

 

Возраст детей: 9 – 11 лет.

 

Оборудование: наглядный материал (рисунки рюкзаков, личного и группового снаряжения туристов), карточки для мини ориентирования, счётные палочки, цветные карандаши, презентация «Собираемся в поход», карабины, веревки, жумары, рюкзак, спальники,.

 

Ход занятия

Участники делятся на две команды

I. Вводная часть

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем готовиться к походу. Как вы думаете, отправляясь в поход, должен ли турист уметь укладывать рюкзак, разжигать костёр, уметь ориентироваться на местности, оказывать первую медицинскую помощь? (О тветы детей).

- Конечно же, всё это должен уметь турист, чтобы отправиться в поход.

- И сегодня мы проверим, кто уже готов идти в поход и кто знает как вести себя в лесу.

 

Разминка.

Составляем список.

Укладка рюкзака

 

- Для начала, чтобы отправиться в поход нам необходимо собрать рюкзак. Правильно выбрать и уложить рюкзак должен уметь каждый, кто собирается в поход. Укладка вещей в рюкзак – очень важное умение и, кстати говоря, совсем не такое простое, как это кажется на первый взгляд. Прежде всего, надо твёрдо запомнить, что все вещи должны быть в рюкзаке. Между тем нередко приходится видеть в походе ребят, несущих в руках палатки, вёдра или сумки. Руки должны быть свободными от груза для того, чтобы пользоваться компасом, чтобы вынуть карту или блокнот, чтобы отвести ветки, когда идёшь по лесу, чтобы придерживаться или страховаться при преодолении встречающихся в походе препятствий, наконец, чтобы при необходимости подать руку товарищу.

- Давайте вспомним правила укладки рюкзака (Дети вспоминают правила укладки рюкзака).

- Давайте проверим, все ли правила вы назвали

· мягкие вещи укладываем к спине;

· тяжёлые вещи необходимо класть вниз, а не сверху и ближе к спине;

· объёмное и хрупкое кладём наверх;

· предметы первой необходимости – в карманы;

· свободное пространство в рюкзаке следует заполнять, укладывая вещи, друг на друга, чтобы рюкзак «рос» вверх, а не в ширину.

 

Игра «Укладка рюкзака»

Свернуть коврик. Вложить его в рюкзак

 

Ориентирование

- Чтобы двигаться дальше, мы должны уметь ориентироваться на местности. Для этого давайте вспомним топографические знаки.

Работа с карточкой. Просмотрите каждый и запомните.

Работа в парах. Один спрашивает, другой отвечает. Потом меняются.

 

На обратной стороне все нарисовали СТОРОНЫ СВЕТА.

 

ИГРА «ПОКАЖИ ПРАВИЛЬНО»

 

Геометрический диктант,

 

МАСШТАБ

ОРИЕНТИРОВАНИЕ КАРТЫ НА СЕВЕР

РАБОТА С КОМПАСОМ

 

ВЫБОР МАРШРУТА

 

 ОТРАБОТКА ТУР НАВЫКОВ И ПЕРЕПРАВ, РАБОТА С СПЕЦАЛЬНЫМ СНАРЯЖЕНИЕМ

 

- пристежка, отстежка карабина,

- спуск, подъем по склону спортивным способом,

- подъем с помощью жумара

- правила надевания системы.

- переправа по кочкам, по коврикам (игра на взаимодействие)

 

План-конспект темы

«ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИЕМОВ ЧТЕНИЯ КАРТ».

Цель занятия: изучение основных приемов чтения карты

 

Задачи занятия:

· дать понятие «чтение карты»;

· формировать знания, умения и навыки, необходимые для чтения карт;

· научить воспринимать карту, как реальную образ местности;

· способствовать развитию логического мышления, внимания

 

Оборудование: спортивные карты, карты России, Липецкой области, карточки к теме «Условные знаки», набор цветных карточек, компас, линейка, магниты, карандаши, листы в клетку, Игра настольная по ориентированию, раздаточный материал.

Тип занятия: комбинированный.

 

План занятия

1. Вводная часть

2. Закрепление и проверка знаний по предшествующей теме.

3. Объяснение новой темы: изложение новой информации, практическая работа с дидактическим материалом

4. Закрепления пройденного материала. Игра "компас".

5. Подведение итогов занятия

 

Организационный момент.

1. Вводная часть.

 Учащиеся строятся.

Приветствие.

Перекличка.

Объявляется тема, цель и задачи,  требования и план занятия

2. Разминка.

Бег, Разминка.

3. Дети занимают места за партами, письменные принадлежности разложены на партах.

 

Тема занятия «ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИЕМОВ ЧТЕНИЯ КАРТ».

 

 

? Зачем нужны карты?

 

 Ответ Для туристов карта – самый верный проводник. Научившись ее "читать" легко определить характер местности, выбрать правильный и наиболее экономичный путь движения. Хорошая карта раскроет секрет о дорогах, реках, мостах, как пройти к населенным пунктам, где можно сделать привал, где придется идти в гору и какой лес встретится на пути. Но для того, чтобы грамотно "читать" карту необходимо хорошо знать условные знаки - "азбуку карты". Чтобы хорошо прочесть книгу нужно знать только 33 буквы, а для чтения карты существует свыше 150 условных знаков. Поэтому читать карту не так просто, как может показаться с первого взгляда.

 

? «Чем карта отличается от рисунка, фотографии?

Сформулируйте определения карты.

 

4.   Чтобы хорошо ориентироваться надо быстро бегать и хорошо читать карту.

Итак, чтение карты включает в себя основные понятия:

· Знание условных знаков;

· Правильно сориентировать карту;

· Определение расстояния на карте и на местности;

· Выбор пути движения

условные знаки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.055 с.)