Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Таким образом, у детей с зпр не сформирована система предлогов языка.
В исследованиях выявляются 2 уровня нарушения в усвоении предложно-падежных конструкций детьми с ЗПР (С. В. Зорина): 1)семантические нарушения; 2) нарушения на формально-языковом уровне. Приэтом у детей с ЗПР отмечаются существенные нарушения как на семантическом, так и на формально-языковом уровне. Нарушения в усвоении предлогов на уровне семантики проявляются: 1) в пропуске предлога; 2) в нарушении дифференциации предлогов одного общего значения. Причем дети с ЗПР допускают замены как семантически близких предлогов, например, на — в, в — из (со значением направления), так и предлогов семантически далеких, например, под — в, за — на, перед — на (со значением места); 3) в трудностях дифференциации при употреблении одного и того же предлога, но с различным значением, например, в — в значении места и направления (в альбом — в альбоме); 4) в неусвоении различия антонимичных предлогов (под стол — из-под стола). Нарушения на формально-языковом уровне проявляются в неправильном употреблении флексий, в несоответствии флексии употребляемому предлогу (в короба, под альбому). Можно выделить 3 варианта нарушений у детей с ЗПР: 1) Предлоги воспроизводятся лучше, чем формальные элементы словоизменения — флексии. Этот факт противоречит тенденциям нормального онтогенеза. Известно, что при нормальном речевом развитии усвоение предлогов осуществляется после того, как усвоены многие флексии родного языка. Объяснением этого факта может служить то, что предлоги, являясь словом, обладают более выраженной и конкретной семантикой, в отличие от отвлеченного, абстрактного грамматического значения флексий. Таким образом, если при нормальном развитии речи дети первоначально усваивают окончания слов, как наиболее значимые элементы по своей функции в структуре языкового знака, то при нарушенном развитии речи внимание детей может сдвигаться в сторону более яркого семантически элемента — предлога. 2) Наблюдается отсутствие или неточное употребление предлогов при правильном оформлении соответствия предлога и флексии (вместо из-под альбома — в альбоме, вместо с альбома — на альбоме). 3) Наиболее распространенный вариант проявляется в хаотичном использовании предлога и окончания. Дети с ЗПР в этом случае не замечают, что предлог и флексия связаны отношением симультанности, что их комбинация выражает единое грамматическое значение словоформы.
Особенности словоизменения существительных множественного числа Наиболее усвоенными у старших дошкольников с ЗПР являются формы именительного, дательного и предложного падежа множественного числа. У некоторых детей отмечаются ошибки в употреблении творительного и родительного падежа множественного числа. Наименьшие трудности у детей отмечаются при дифференциации форм единственного и множественного числа именительного падежа существительных. В экспрессивной речи формы именительного падежа единственного числа используются правильно всеми детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста. Употребление формы именительного падежа множественного числа у дошкольников с ЗПР часто сопровождается большим количеством ошибок. Наиболее типичными ошибками являются следующие: 1) замена форм множественного числа на -jа формами на -ы, -и (платьи, деревъи, листы, платы, глазы, ведры, зеркали). При этом иногда отмечается смешение твердого и мягкого конечного согласного корня (платы, зеркали). Предпочтение, отдаваемое формам на -ы/-и, можно объяснить тем, что эти формы являются более продуктивными; 2) употребление вместо множественного числа единственного числа существительного в именительном падеже (ружье, стул, одеяло, зеркало); 3) употребление во множественном числе уменьшительно-ласкательной формы исходного существительного (листочки, глазки, пеньки, домики, яблочки, зеркальцы); 4) замена флексии на более продуктивное окончание -ы/-и с одновременным нарушением акцентуации (зеркалы, окны, глазы); 5) замена флексии на продуктивное окончание -ы/-и с одновременным нарушением акцентуации и чередования (ведры); 6) нарушение акцентуации (глаза, платья, зеркала). Часто у дошкольников с ЗПР отмечается стремление сохранить неподвижное ударение и тем самым единый звуковой облик основы слова в разных его формах; 7) недостаточная дифференциация твердого и мягкого согласного корня, что проявляется в смешениях окончаний -ы/-и (рукы, скамейкы);
8) нарушения чередования при сохранении основы единственного числа (ужи, пени); 9) искажение звуковой структуры корня с одновременной заменой флексии (ружва, соловики).
Таким образом, грамматическое значение множественности представлено в импрессивной речи детей с ЗПР, однако довольно часто дети неправильно оформляют его в речи. При этом замены флексии осуществляются преимущественно внутри парадигмы форм именительного падежа множественного числа. Это свидетельствует о том, что у детей с ЗПР даже подготовительной группы усвоение системы окончаний множественного числа еще не закончено. Среди форм словоизменения существительных множественного числа наиболее трудным является употребление формы родительного падежа множественного числа. Это связано с тем, что парадигма форм родительного падежа множественного числа дифференцируется с учетом признака рода (стволов, кукол, деревьев) и включает большое количество непродуктивных форм (окон, пней, ключей). В большинстве случаев дети с ЗПР смешивают формы мужского и женского, мужского и среднего рода (руков, окнов, собаков, куклов, одеялов), употребляя вместо форм женского и среднего рода форму мужского рода. Таким образом, у дошкольников с ЗПР выделена и усвоена форма родительного падежа множественного числа мужского рода (продуктивные формы). Формы существительных родительного падежа множественного числа женского и среднего рода выделяются и усваиваются позднее. Характерными ошибками при употреблении существительных родительного падежа множественного числа являются следующие: 1) замена продуктивным окончанием -ов всех других типов окончаний: в этом находит свое проявление тенденция к унификации форм во множественном числе (одеялов, лампов, листов, деревов, бочков, курицов, мячов, мышов); 2) отсутствие беглого гласного (кукл); 3) нарушение чередования одновременно с неправильным воспроизведением окончаний (тарелк, перий, пенев); 4) использование нулевого окончания вместо нормативного окончания - ов/-ев; 5) замена окончанием -ей продуктивных окончаний -ов/-ев или нулевого окончания (арбузей, домей, куколей, лис-тей); 6) употребление существительного в именительном падеже множественного числа как с нормативным, так и с ненормативным окончанием (много платъи, много бочки, много ули, много глйзы); 7) замена словоизменения словообразованием (глазик, мячик, мышки, листик, яблочков, лампочек). Таким образом, большое количество ошибок при употреблении форм родительного падежа множественного числа связано с вариативностью грамматических форм данного падежа. В то же время дошкольники с ЗПР долго не усваивают правила подклассов и пользуются наиболее продуктивными, частотными окончаниями. У определенной части дошкольников с ЗПР неусвоение сложных форм словоизменения (падежных форм множественного числа, предложно-падежных конструкций) может быть обусловлено несформированностью грамматических значений. Вместе с тем, большинство дошкольников в импрессивной речи дифференцируют указанные формы. В то же время в экспрессивной речи эти дети заменяют правильную грамматическую форму другой формой слова: форму множественного числа заменяют формой единственного; числа (на крышах — на крыше, листья — лист) — в этом случае не учитывается признак множественности; форма одного падежа заменяется формой другого падежа (над колясками — над колясках) — в этом случае отмечается неточность дифференциации падежных значений; окончания формы женского и среднего рода заменяются окончанием формы мужского рода (кукол — куклов, одеял — одеялов) — в этом случае смешивается грамматический признак рода существительного. По уровню усвоения форм словоизменения дошкольники с ЗПР старшего возраста не достигают не только уровня своих нормально развивающихся сверстников, но и отстают от детей среднего дошкольного возраста с нормальным развитием.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.005 с.) |