Развитие звуковой чувствительности у ребенка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие звуковой чувствительности у ребенка.



А. Слуховой анализатор: структурно-функциональная

характеристика. Развитие периферических

и подкорковых отделов слухового

анализатора в основном заканчивается к моменту

рождения. Миелинизация проводникового

отдела заканчивается к 4 годам жизни.

Наружный слуховой проход узкий и

сфрмирован хрящевой тканью. Окостенение

стенок слухового канала заканчивается к

10 годам.

Восприятие звука возможно еще в период

внутриутробного развития, о чем говорят

возникновение шевеления плода и учащение

у него сердцебиений в ответ на сильные

звуки в последние месяцы антенатального

периода. У новорожденного в ответ на сильный

звук происходят общее вздрагивание,

сокращение мимических мышц, закрывание

глаз, открывание рта, выпячивание губ, уре-

жение дыхания и пульса. Условный мигательный

рефлекс на звук формируется в

конце первого месяца жизни.

О с т р о т а с л у х а. У новорожденных

слух (восприятие высоты и громкости) снижен;

он улучшается к концу 2-го — началу

3-го месяца жизни. Различение звуков, разнящихся

на 4—7 тонов, возможно на 3-ем

или 4-ом месяце жизни, нормы взрослого

(тонкость различения звуков до 3/4—1/2 тона)

ребенок достигает в 7 мес.

Слуховой аппарат ребенка воспринимает

звуки разной высоты (частота тонов до

32 000 Гц), взрослый — от 16 Гц до 20 000 Гц.

Наибольшая острота слуха наблюдается в

14—19 лет. С возрастом острота слуха постепенно

снижается.

При исследовании остроты слуха у детей и

взрослых используют не только критерии

частоты, но и силы (громкости) тонов. Звуки

до 30 дБ слышны очень слабо, от 30 до 50 дБ

соответствуют шепоту человека, от 50 до

65 дБ — обыкновенной речи, от 65 до 100 дБ —

сильному шуму.

На развитие слуха у ребенка оказывает решающее

значение тренировка, особенно занятия

музыкой.

 

52. Неравномерность (гетерохронизм) развития в онтогенезе функциональных систем (акад. П.К.Анохин).

Необходимость интегративной физиологии диктуется современной жизнью. Человек, его здоровье и всемогущие таланты в настоящее время, когда технократический подход низвел человека до уровня придатка великолепных творений человеческого ума - современных технологий и машин, требуют особого внимания. Технократия, как известно, исходит из убеждения, что человек может все, если ему будет предоставлена современная техника. По образному выражению шведского ученого Л. Леви ситуация современного научно-технического прогресса противоестественна: при ней как бы "нога подбирается к туфле". Технократический подход к человеку - величайшее заблуждение. Физиологические механизмы человека уже сейчас не могут справляться с огромными падающими на него психоэмоциональными нагрузками современной производственной деятельности и условий жизни. При наличии огромного числа обратных связей от различных параметров деятельности машин практически отсутствует контроль за физиологическими функциями работающих на этих машинах людей.

 

Ситуацию усугубляют социально-политические преобразования во многих странах мира, включая Россию, а также экологическое неблагополучие во многих районах земного шара. Все это неизбежно ведет к росту стрессорной пряженности современного человечества.

 

Теория функциональных систем, предложенная П. К. Анохиным, позволила с новых позиций приступить к оценке физиологических функций человека в различных условиях его жизнедеятельности и объективно оценивать эффективность реабилитационных мероприятий.

 

Функциональные системы, по П. К. Анохину, самоорганизующиеся и саморегулирующиеся динамические центрально-периферические организации, объединенные нервными и гуморальными регуляциями, все составные компоненты которых взаимосодействуют обеспечению различных полезных для самих функциональных систем и для организма в целом адаптивных результатов, удовлетворяющих его раличные потребности. Оценка параметров достигнутых результатов в каждой функциональной системе постоянно осуществляется с помощью обратной афферентации.

 

Адаптивные результаты, образующие различные функциональные системы, могут проявляться на молекулярном, клеточном, гомеостатическом, поведенческом, психическом уровнях и при объединении живых существ в популяции и сообщества. Отсюда понятно, что целостный организм на основе нервных, гуморальных и информационных механизмов объединяет множество слаженно взаимодействующих функциональных систем, часто принадлежащих к разным структурным образованиям и обеспечивающих своей содружественной деятельностью гомеостазис и адаптацию к окружающей среде.

 

Начиная с ранних стадий эмбрионального развития, человеческий организм и его функции складываются на основе процессов адаптивной самоорганизации. Под влиянием генетической информации геном оплодотворенной яйцеклетки начинает экспрессировать биологически активные вещества, в частности информационные молекулы - олигопептиды и белки. Эти молекулы определяют рост и дифференцировку тканей, а также их объединение в специальные органы. Навстречу этим информационным молекулам в определенных тканях созревают специфические рецепторы. Под воздействием информационных молекул на соответствующие рецепторы складывается специфическая интеграция часто удаленных друг от друга органов и тканей, совокупная деятельность которых организует специальную функцию. Функция этих органов приводит к определенным приспособительным результатам, которые на основе обратных связей формируют специальные функциональные системы развивающегося организма, определяющие в первую очередь оптимальный уровень метаболических процессов его внутренней среды.

 

К моменту рождения с опережением формируются специальные рецепторы внешней среды, направленные на восприятие различных параметров полезных приспособительных результатов, достигаемых новорожденными в процессах их активного взаимодействия с внешней средой и направленных, прежде всего, на удовлетворение их ведущих биологических потребностей.

 

При взаимодействии факторов, удовлетворяющих исходные потребности новорожденных (т. е. при достижении полезных приспособительных результатов), складываются функциональные системы поведенческого уровня. При освоении языка у ребенка складываются функциональные системы психического уровня.

 

Ведущая роль в адаптивной самоорганизации различных функций организма принадлежит его разнообразным жизненно важным и в первую очередь метаболическим потребностям. Именно потребности первично объединяют разнообразные молекулярные процессы и ткани в системные организации, обеспечивающие удовлетворение этих потребностей. В свою очередь, в процессе удовлетворения потребностей, т. е. при достижении адаптивных результатов, происходит своеобразная фиксация сложившейся под влиянием молекулярной потребности органной интеграции. Адаптивный результат на основе обратных афферентаций таким образом консолидирует организованные исходной доминирующей потребностью отдельные элементы в динамическую, саморегулирующуюся функциональную систему

 

Однако этим дело не ограничивается. После неоднократного, а иногда и однократного удовлетворения исходной потребности, т. е. достижения потребного результата, субъекты с помощью сформированной функциональной системы начинают активно предвидеть и оценивать свойства этого результата - формируется аппарат предвидения результата - акцептор результата действия.

 

Как следствие этого деятельность любой функциональной системы приобретает свойство саморегуляции и направленность на достижение полезных для организма приспособительных результатов. Полезные приспособительные результаты выступают, таким образом, в роли системообразующих факторов. Последовательное и избирательное формирование функциональных систем в процессе онтогенетического развития составляет, по П. К. Анохину, процессы системогенеза. В результате эволюционных преобразований функциональные системы выступили в роли объективно существующих аппаратов самоорганизации приспособительных функций организма человека. Раскрытие закономерностей их организации и становления составили созданную П. К. Анохиным общую теорию функциональных систем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.006 с.)