Особенности рефракции глаза у детей первого года жизни. Ее изменения с возрастом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности рефракции глаза у детей первого года жизни. Ее изменения с возрастом.



18.13.1. ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР

Как и другие анализаторы, зрительный к моменту

рождения является недостаточно зрелым.

Сетчатка заканчивает развитие к концу

первого года жизни. Слезная жидкость,

имеющая важное защитное значение, в небольшом

количестве секретируется со времени

рождения, однако усиление слезообра-

зования при плаче развивается у детей с 1,5—

2 мес жизни. Миелинизация зрительных

нервных путей начинается на 8—9-м месяце

внутриутробного развития и заканчивается к

3—4-му месяцу после рождения. Созревание

и дифференцировка коркового отдела анализатора

заканчиваются лишь к 7 годам.

Движения глаз в первые дни жизни новорожденного

некоординированны (один глаз

может двигаться независимо от другого),

толчкообразны, замедленны, наблюдаются

нистагмовидные движения. Фиксация взора

на предмете с одновременным торможением

движения (зрительное сосредоточение) появляется

не ранее 2-недельного возраста и составляет

в этот период всего лишь 1—2 мин.

Слежение взором за движущимся предметом

к 2—2,5 мес довольно совершенно.

Движения век сформированы к концу 1-го

месяца жизни. Защитный мигательный рефлекс

на внезапное световое раздражение имеется

с первых дней жизни. Защитный рефлекс

смыкания век при приближении предметов

к глазам появляется в 1,5 мес.

Зрачковый рефлекс (сужение зрачка на

свет) появляется у плода в 6 мес. Расширение

зрачка в темноте у плода и новорожденного

выражено слабо: недостаточно развиты круговые

мышцы радужной оболочки, зрачки

узкие.

О п т и ч е с к а я с и с т е м а г л а з а.

Хрусталик у детей очень эластичен, поэтому

дети обладают большей способностью к аккомодации,

чем взрослые. Но уже с 10-летнего

возраста вследствие постепенной потери

хрусталиком эластичности объем аккомодации

уменьшается. В возрасте 10 лет ближайшая

точка ясного зрения находится на расстоянии

7 см, в 10 лет — 10 см, в 30 лет —

14 см, т.е. с возрастом, чтобы лучше видеть

предмет, его надо удалять от глаз.

Глаза подавляющего большинства (около

90 %) новорожденных характеризуются небольшой

дальнозоркостью (1—3 диоптрии),

обусловленной шарообразной формой глазного

яблока и, следовательно, укороченной

переднезадней осью глаза. Дальнозоркость

(гиперметропия) постепенно к 8—12 годам

жизни исчезает, и глаза становятся эмметро-

пическими в результате увеличения передне-

заднего размера глазных яблок.

Однако у значительной части детей (30—

40 %) в результате чрезмерного увеличения

переднезадних размеров глазного яблока развивается

близорукость (миопия) — задний

фокус оптической системы находится перед

сетчаткой. Близорукость у детей может возникнуть

в дошкольном и школьном возрасте.

Чрезмерное увеличение глазного яблока происходит

вследствие кровенаполнения глаза и

увеличения внутриглазного давления при

длительном чтении в положении сидя с большим

наклоном головы, при напряжении аккомодации,

происходящем при недостаточном

освещении и продолжительном рассматривании

мелких предметов. Следует также

заметить, что предрасположенность к близорукости

передается по наследству (наследуется,

в частности, недостаточная жесткость

склеры). С целью профилактики развития

близорукости необходимо научить детей держать

рассматриваемые предметы (особенно

498

книгу при чтении) на расстоянии 35—40 см

от глаз, устранить другие перечисленные

причины развития близорукости.

С в е т о ч у в с т в и т е л ь н о с т ь в период

внутриутробного развития, судя по

зрачковому рефлексу (сужение зрачка при

действии света), появляется с 6 мес. Сразу

после рождения она еще слишком низка, но

быстро увеличивается в первые месяцы

жизни. Увеличение светочувствительности,

как и совершенствование других свойств зрительного

анализатора, происходит до 20 лет в

результате созревания сетчатки и ЦНС, улучшаются

при этом темновая и световая адаптация

зрительного анализатора.

О с т р о т а з р е н и я у новорожденных

очень низкая; она постепенно увеличивается

и в 6 мес составляет 0,1, в возрасте 1 года —

0,2, в 5 лет — 0,8—1, затем в подавляющем

большинстве случаев (80—90 %) острота зрения

у детей и подростков несколько выше

(0,9—1,1), чем у взрослых. В возрасте I 8 60

лет острота зрения остается практически

неизменной и равна 0,8—1,0 у подавляющего

большинства лиц.

П о л е з р е н и я у детей значительно

уже, чем у взрослых, но оно с возрастом быстро

увеличивается (особенно в возрасте

8 лет) и продолжает расширяться до 20—

25 лет. Восприятие пространства начинает

формироваться с 3-месячного возраста в

связи с созреванием сетчатки и коркового отдела

зрительного анализатора.

О б ъ е м н о е з р е н и е, т.е. восприятие

формы предмета, начинает формироваться с

5-месячного возраста. В интервале между 6-м

и 9-м месяцем жизни устанавливается способность

стереоскопического восприятия

пространства, возникает представление о

глубине и отдаленности расположения предметов,

чему способствуют тактильная и про-

приоцептивная чувствительность.

Ц в е т о в о е з р е н и е. Специфическая

реакция зрительного анализатора на различные

цвета у детей имеется сразу после рождения

и заключается в характерных изменениях

электроретинограммы и интенсивности

функционирования различных органов и

систем (вегетативные показатели). Так, фотостимуляция

красным светом приводит к

замедлению дыхания и сердечной деятельности,

к синхронизации биопотенциалов в

коре, преимущественно выраженной в зрительной

области. Воздействие зеленым цветом

сопровождается учащением дыхания и

сердечного ритма и десинхронизацией потенциалов

в зрительной зоне коры. Методом

условных рефлексов установлено наличие

дифференцирования цветовых раздражителей

с 3—4 мес. В 6 мес дети различают все

цвета, начинают выбирать по цвету игрушки,

но правильно называют все цвета лишь с

3 лет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.014 с.)