По проведению учебной практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По проведению учебной практики



МЕТОДИЧЕКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По проведению учебной практики

ПМ. 01 Мировая художественная культура

 

для студентов очной формы обучения специальности

50.02.01 Мировая художественная культура базовой подготовки

 

 

Минусинск  2015

 

 

Одобрены ПЦК специальности Мировая художественная культура Председатель ПЦК ________ Ю.Б. Антуфьева   протокол №____ от «»______20__ года         Составитель: Быкова О.В.     Составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальностям среднего профессионального образования 50.02.01 Мировая художественная культура базовой подготовки Зам.директора по учебной работе __________Ю.Е. Булатова

 

 

Учебная практика. Методические рекомендации для студентов очной формы обучения специальности 50.02.01 Мировая художественная культура

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Паспорт…………………………………………………………………4

Виды работ, выполняемые обучающимися во время практики…….7

Методические рекомендации…………………………………………..33

Приложения……………………………………………………………..34

ПАСПОРТ

Учебная практика проводится при освоении профессионального модуля ПМ.01

Сроки практики

В соответствии с графиком учебного процесса колледжа: с_____________по________________ в 4 семестре на базе колледжа и в учреждениях культуры и искусства Красноярского края и Республики Хакасия.

Практическое обучение студентов на базах практики проходит на основе прямых договоров между колледжем и организацией.

График практики и подбор баз практики, распределение студентов, совместно с руководителями практики осуществляет заведующий учебной и производственной практикой. Он же осуществляет методическое руководство и контроль за деятельностью практикантов. Руководители практики от колледжа устанавливают связь с руководителями баз практики и совместно с ними разрабатывают и согласовывают программы практики, содержание и планируемые результаты практики, определяют процедуру оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся, разрабатывают формы отчётности и оценочный материал прохождения практики, контролируют реализацию программы практики.

Работники баз практики предоставляют места обучающимся, назначают руководителей практики, обеспечивают безопасные условия прохождения практики обучающимися, проводят инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности, правилам внутреннего трудового распорядка.

Перед началом учебной практики проводится организационное собрание, на котором разъясняется порядок прохождения практики, выполнение заданий и ведение документации.

По итогам практики студенты предоставляют отчетную документацию, по итогам отчёта выставляется дифференцированный зачет.

 

Отчетная документация:

1.Дневник по практике (заполненный).

2.Отчёт (в форме презентации)

3. Аттестационный лист.

 

Дифференцированный зачет принимает комиссия из числа преподавателей учебного заведения и руководителей  практики.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПРАКТИКИ

 

 1. Организация учебной практики.

Обучающийся должен ознакомиться с программой практики, содержанием дневника и с методическими рекомендациями по выполнению заданий.

 

I. Анализ музыкального произведения

Схема анализа музыкального произведения:

Образ автора

1. Какое мироощущение и мировосприятие отличает музыку данного композитора?

2. В чем вы видите смысл его нравственных исканий, эстетических взглядов?

3. Каким новым способом музыка открывает вечное и прекрасное?

4. Каково отношение композитора к своим героям?

Постижение главной идеи произведения

1.Как вы думаете, для чего автор создал это произведение?

2.Какая основная мысль владела им в процессе его создания?

3. Каким способом открывает музыка вечное и прекрасное?

4.Почему композитор назвал произведение именно так?

5. Как высота и красота жанра передает огонь вдохновения этому произведению?

Разбор произведения

  1. Национальная принадлежность музыки. Народная музыка или написана композитором?
  2. Интонационно-образная основа произведения. Зерно-интонация.
  3. Развитие музыки.
  4. Музыкальный образ. Музыкальная драматургия.
  5. Изобразительность музыки
  6. Настроение, чувства, черты характера человека, выражение в музыке.
  7. О каких событиях рассказывает музыка
  8. При каких жизненных обстоятельствах могла бы прозвучать эта музыка??
  9. Принадлежность к одной из 3-х сфер: песенности, танцевальности, маршевости.
  10. Самостоятельное произведение или часть произведения крупного жанра?
  11. Элементы музыкальной речи:

- интонация;

- ритм;

- темп;

- лад;

 - звуковедение;

- штрихи

12. Средства выразительности (элементы муз-й речи)

- жанр произведения (опера, балет, симфония, концерт, увертюра, миниатюра, песня…);

 -состав исполнителей;

 - характер движения мелодии (плавно, отрывисто, скачками, поступенно)

- темп (быстро, умеренно и т.д)

- лад (мажор, минор, колорит)

- динамика(f,p,>, <)

- тембр

- характер сопровождение

- форма, построение музыкального произведения

13. Анализ формы

14. Принципы музыкальной драматургии

 

Литература

Основная

1.    Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1, 2. Л., 1963.

2.    Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., 1986.

3.    Мазель Л. Анализ музыкальных произведений. М., 1959.

4.    Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. М., 1967.

5.    Способин И. Музыкальная форма. М., 1984.

6.    Холопова В. Формы музыкальных произведений. СПб., 1999.

Дополнительная

1.    Задерацкий В. Музыкальная форма. М., 1995.

2.    Заднепровская Г. Анализ музыкальных произведений. М., 2003.

3.    Козлов П., Степанов А. Анализ музыкального произведения. М., 1960.

4.    Ручьевская Е. и др. Анализ вокальных произведений. Л., 1988.

5.    Ручьевская Е. Классическая музыкальная форма. СПб., 1998.

6.    Скребков С. Анализ музыкальных произведений. М., 1960.

7.    Тюлин Ю. и др. Музыкальная форма. М., 1965.

8.    Холопова В. Мелодика. М., 1986.

9.    Холопова В. Музыкальный ритм. М., 1980.

10.  Холопова В. Музыкальный тематизм. М., 1983.

11.  Холопова В. Фактура. М., 1979.

12.  Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. М., 1974.

13.  Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Сложные формы. М., 1983.

 

Пример анализа произведения изобразительного искусства

 

Сандро Боттичелли «Весна» (ок. 1477 - 1478гг.) Картина «Весна» была создана в эпоху Ренессанса в Италии (Ранее Возрождение) по заказу семейства Медичи и иллюстрирует литературное произведение придворного поэта Анджело Полициано - поэму «Джостра» («Турнир»). 

Картина относится к флорентийской художественной школе и является примером станковой живописи. Крупный размер (204>123 см) необычен для светского изображения этой эпохи, а использованные материалы - традиционны. Картина написана на деревянной основе, покрытой гипсовым грунтом темперой.

С определенной степенью условности картину можно отнести к мифологическому жанру, а также к типу аллегорической картины, так как сюжет картины является аллегорическим воплощением царства Весны, как царства любви, красоты, радости. В целом произведению свойственно настроение задумчивости, поэтической грусти, а также сказочный характер изображения. В произведении использованы мифологические образы и образы природы.

Боттичелли взял за основу образы древнегреческой мифологии и переосмыслил их в соответствии с предпочтениями времени, а также особенностями собственной художественной манеры.

Персонажи картины являются носителями сложного философско-аллегорического смысла с элементами итальянской народной поэзии.

В композиции господствуют фигуры Венеры и Купидона.

В образе Афродиты (Венеры) слиты черты языческой, телесной, христианской и духовной красоты. Весна в узорчатом платье и венке, рассыпающая цветы, и Нимфа, преследуемая Ветром, - это общезначимые образы, характерные для народного эпоса разных стран и для античной мифологии. Персонажи, расположенные слева от Венеры, - хоровод трех Граций и Меркурий, отгоняющий жезлом облако, не общаются друг с другом, они погружены в себя, молчаливы, задумчивы, внутренне одиноки. Все изображенные скорее изображают движение, чем двигаются.

Женские образы, характерные для творчества Боттичелли, навеяны произведениями его учителя Фра Филиппо Липпи, а также внешностью реального персонажа - Симонетты Веспуччи: удлиненный овал лица, пухлые губы, кажущиеся заплаканными глаза.

Пропорции фигур в картине удлиненные, что также противоречит традиции Ренессанса, и сближает творчество мастера с готическим искусством.

Природа в произведении Боттичелли также отличается от традиционного изображения природы в картинах художников Раннего Возрождения - это не определенный ландшафт, а природа «вообще», состоящая из повторяющихся узнаваемых элементов (деревьев, цветов, неба, земли), «деревья вообще» (песенный образ дерева), «цветы вообще» самые прекрасные из деревьев и цветов. На деревьях могут одновременно быть изображены и цветы и плоды. Художник преследует в первую очередь цель создания прекрасного декоративного образа природы, а не реализма и точности изображения природных объектов. Предметы приобретают характер обобщенных поэтических образов.

В картине преобладает плоскостное композиционное построение, сопровождающееся отсутствием перспективы. Художественной манере Боттичелли свойственна неопределенность пространства и времени, неопределенность освещения, иногда фигуры второго плана крупнее фигур первого плана. Все фигуры объединяет общий ритм, пронизывающий картину. В картинах эпохи Возрождения человек является центром композиции (весь мир строится вокруг него) - в картинах Боттичелли он утрачивает эту активную роль, он подвержен силам, действующим извне.

Краска наложена пастозно, почти рельефно. В картине преобладают холодные тонов с зеленовато-золотыми отблесками.

В целом художественную манеру Боттичелли характеризует изысканность форм и утонченность линий; декоративизм, нарядность, «готицизмы» - удлиненные невесомые фигуры, как будто не касающиеся земли.

 

Номеров

1.«Тщетная предосторожность»

2.«Сильфида»

3.«Жизель»

4.«Эсмеральда»

5. Видеозаписи концертных номеров: Государственного ансамбля

народного танца им. И.А.Моисеева; Государственного академического

хореографического ансамбля танца «Березка»; Государственного хора имени

М.Пятницкого; Дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски

Советской Армии им. А.В.Александрова, Театра танца «Гжель» и др.

6. Видеозаписи балетов (фрагментов) в различных редакциях:

• «Спящая красавица»

• «Лебединое озеро»

• «Щелкунчик»

• «Петрушка»

• «Жар-птица»

• Сен-Санс «Умирающий лебедь»

• «Красный мак» (фрагменты) • «Пламя Парижа» (фрагменты)

• «Бахчисарайский фонтан» (фрагменты)

• «Ромео и Джульетта»

• «Золушка»

• «Каменный цветок» (фрагменты)

• телевизионный балет «Анюта»

• из серии выпусков «Мастера русского балета»

7. Видеозаписи балетов в постановке балетмейстеров:

О. Виноградовой, Н. Боярчикова, И. Чернышова, В. Елизарьева, Д. Брянцева, М. Бежара, Б. Эйфмана, Дж. Баланчина, и др.

8. Видеозаписи балетов с участием выдающихся современных исполнителей.

9. Видеозаписи балетов из репертуара театров: «Русский балет», «Кремлевский балет», «Имперский балет», «Пермский театр» и др.

10.Видеозаписи конкурсов и фестивалей различных направлений:

мюзиклов, оперетт, опер и др. (фрагменты)


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.

Основная литература:
1. Амиргамзаева, О.А., Самые знаменитые мастера балета России [Текст] / О.А. Амиргамзаева, Ю.В Усова.— М.: Вече, 2002. – 521с.

2. Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий / сост. Н. Александрова. – СПб: Лань, 2011 

3. Блазис, К. Танцы вообще. Балетные знаменитости и национальные танцы. [Текст] / К. Блазис. - СПб: Лань, Планета Музыки, 2008

4. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность [Текст] / Л.Д. Блок. – М.: Искусство, 1987.

 5. Баланчин, Д. 101 рассказ о большом балете [Текст] / Д.Баланчин, Ф. Мэйсон Пер. с англ. У Санциной.— М.: Крон-Пресс, 2000 – 489с.
6. Балет: энциклопедия / Ред.кол. Ю.Н. Григорович, В.В. Ванслов, П.А.Гусев, В.Ф. Кухарский, А.А. Лапаури— М.: Советская энциклопедия, 1981. – 624с.
7. Бахрушин, Ю.А. История русского балета [Текст] / Ю.А.Бахрушин— М., 1977. – 256с.

8. Ванслов, В.В. В мире искусств[Текст] / В.В. Ванслов. – М.: Знание, 2003 

9. Вашкевич, Н.И. История хореографии всех веков и народов [Текст] / Н.И. Вашкевич. – СПб.: Лань; Планета музыки, 2009. – 192 с., ил. – Серия «Мир культуры, истории и философии».

10. Деген, А. Балет 120 либретто. Композитор [Текст] / А. Деген. - СПб, 2008
11. Дубкова, С.И. Жар-Птица. Балетные сказки и легенды [Текст] / С.И. Дубкова – М.: Белый город, 2009. – 335с.

12. Еремина-Соленикова, Е.В. Старинные бальные танцы. Новое время. [Текст]/ Е.В. Еремина-Соленикова. – М.: Планета музыки, 2010

13. Жемчугова, П.П. Балеты [Текст] / П.П. Жемчугова. - СПб: «Литера», 2010

 14. Житомирский, Д. Балеты Чайковского [Текст] / Д. Житомирский. - Гос. муз. издательство. М., 1957

15. Иванов, В.Г. Русские танцовщики XX века [Текст] / В.Г. Иванов.– Пермь, 1994

Красовская В.М. Балет сквозь литературу. [Текст] – Спб: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, 2005

16. Красовская, В.М. История русского балета: учебное пособие [Текст] / В.М. Красовская. - СПб: Лань, 2008

17. Красовская, В. Западно-европейский балетный театр. От истоков до середины 18 в. [Текст] / В.Красовская – Л.,1979. – 435с.
18. Красовская, В. Западно-европейский балетный театр. Эпоха Новерра [Текст] / В.Красовская – Л.,1981. – 332с.
19. Красовская, В. Русский балетный театр. Начало 20 в. – хореографы. [Текст] / В.Красовская – Л.,1971. – 437с.

20. Красовская, В.М. Балет сквозь литературу [Текст] / В.М. Красовская. – Спб: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, 2005

21. Красовская, В.М. История русского балета: учебное пособие [Текст] / В.М. Красовская. - СПб: Лань, 2008

22. Коптелова, Е. Д. Игорь Моисеев. Академик и философ танца [Текст] / Е. Д. Коптелова. - СПб: Лань, Планета Музыки, 2012

23. Левинсон, М. История костюма. Полная хрестоматия [Текст] / М. Левинсон. - М., 2008

24. Никульский, А. Балерины [Текст] / А. Никульский. - Издательское содружество. М., 2008

25. Пасютинская, В. Волшебный мир танца [Текст] / В. Пасютинская.— М.,1989 – 198с.

26. Слонимский, Ю. Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра [Текст] / Ю. Слонимский. - М.-Л.: «Искусство», 1950

26. Соловьев, Н.В. Мария Тальони [Текст] / Н.В. Соловьев. - СПб: Лань. Планета Музыки, 2011

27. Сто балетных либретто: сборник. /Под. ред. В.Карпова.— М.-Л., 1966.–216с.

28. Русский балет: энциклопедия / Ред.кол. Е.П. Белова, Г.Н. Добровольская, В.М. Красовская, Е.Л.Суриц, Н.Ю. Чернова— М.: Большая Российская Энциклопедия, Согласие, 1997.— 567с.

29. Худеков, С.Н. Всемирная история танца [Текст] / С.Н. Худеков. - Эксмо. М., 2009

30. Худеков, С.Н. Иллюстрированная история танца [Текст] / С.Н. Худеков. – М.: Эсксмо, 2009. – 228 с.: ил.

31. Эльяш, Н. И. Образцы танца [Текст] / Н. И. Эльяш. - М., 1970


Дополнительная литература:

1. Армашевская, К. Вайнонен Н. Балетмейстер Вайнонен [Текст] /К. Армашевская— М., 1971. – 152с.

2. Баланчин, Д. Сто один рассказ о большом балете [Текст] / Д. Баланчин. - Крон-Пресс. М., 2004

3. Вальберх, И.И. Из архива балетмейстера. Дневники. Переписка. Сценарии. [Текст] / И.И. Вальберх. - СПб: Лань, Планета Музыки, 2010

4. Ванслов, В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии [Текст] /В. Ванслов — М., 1971. – 134с.
5. Голейзовский, К.Л. Образы русской народной хореографии [Текст] /К. Голейзовский.— М., 1964. – 276с.
6. Добровольская, Т. Балетмейстер Л. Якобсон [Текст] /Т.Добровольская.— М., 1969. –176с.

7. Дешкова, И.П. Иллюстрированная энциклопедия балета в рассказах и исторических анекдотах для детей и родителей [Текст] / И.П. Дешкова. – М.: «Конец века», 1995

8. Красовская, В.М. История русского балета [Текст] /В.М. Красовская.— Л., 1978. – 275с.
9. Катонова, С. Музыка советского балета [Текст] /С. Катонова.— Л., 1980. – 182с.
10. Лопухов, Ф.В. Вглубь хореографии [Текст] / Ф.В. Лопухов. – М.: Фолиум, 2003

11. Львов Анохин, Б.А. Балетные спектакли последних лет [Текст] / Б.А. Львов Анохин. - «Знание». М., 1972

12. Надеждина, Е.Н. «Большой балет» (Основные этапы развития советского балета) [Текст] / Е.Н. Надеждина, Эльяш Н.И.- Изд. «Знание». М., 1964 

13. Петров, О. Русская балетная критика конца XVIII- первой половины XIX века [Текст] /О.Петрова— М.: Искусство, 1982. – 317с.

14. Плисецкая, М.Я. Читая жизнь свою [Текст] / М.Я. Плисецкая. - М.: АСТ, 2010

15. Тимофеев, Н.П. Мир балета. История. Творчество. Воспоминания. [Текст] / Н.П. Тимофеев. – М.: Просвещение, 1996

16. Русский балет: энциклопедия / под ред. А.П. Горкина. – М.: Согласие, 1997

17. Чижова, А. Танцует «Березка» [Текст] /А.Чижова.— М., 1967. – 189с.
18. Фокин, М.М. Против течения [Текст] / М.М. Фокин.— М., 1980. – 431с.
19. Эльяш, Н. Образы танца [Текст] /Н.Эльяш.— М., 1970. – 123с.
20. Эльяш, Н. Пушкин и балетный театр [Текст] / Н.Эльяш.— М., 1970. – 205с.

21. Энциклопедия «Балет». CD, 2003


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
1. http://www.nmg.ru
2. www.russianballet.ru
3. www/krugosvet.ru/artichs
4. http://www.twirpx.com/files/art/theater/?show=downloads
5. http://www.theatre-library.ru/

 

 

V. Анализ кино произведения

 

Схема анализа фильма

1.Название. Режиссер.

2. Синопсис фильма, или описание «ядра сюжета»: значимые персонажи, место действия, время действия. Что в фильме в самых общих чертах происходит, о чем он.

3. Тип фильма: какое это кино с точки зрения модели производства (авторское, голливудское, национальное, авангард и т.д.), какой жанр (если есть). Есть ли у фильма предшественники и последователи, похож ли он на них или существенно отличается. В какие нормативные ряды и линии восприятия мы встраиваем этот фильм.

4. Основная проблема фильма или круг проблем, о которых он побуждает думать.

5. Анализ кинематографических средств (спецэффекты, операторская работа, музыка, …)

6. Короткое заключение и выводы: что наиболее ценно и ново в этом фильме. Или, наоборот, почему он не выполняет свою задачу.

 

Советское и российское кино

1. Андрей Рублев

2. Белое солнце пустыни

3. Летят журавли

4. Зеркало

5. Человек - амфибия

6. Белорусский вокзал

7. Белый Бим, Черное ухо

8. Берегись автомобиля

9. Я шагаю по Москве

10. Бриллиантовая рука

11. Веселые ребята

12. Собачье сердце

13. Весна на Заречной улице

14. Джентельмены удачи

15. Калина красная

16. Девчата

17. Дерсу Узала

18. Неоконченная пьеса для механического пианино

19. Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен

20. Доживем до понедельника

21. Чапаев

22. Москва слезам не верит

23. Жестокий романс

24. Мой друг Иван Лапшин

25. История Аси Клячиной, которая любила да не вышла замуж

26. Карнавальная ночь

27. Кин-дза-дза

28. Курьер

29. Когда деревья были большими

30. Судьба человека

31. Тот самый Мюнхаузен

32. Начало

33. Сто дней после детства

34. Покровские ворота

35. Окно в Париж

36. Старший сын

37. Суворов

38. Свой среди чужих, чужой среди своих

39. Холодное лето пятьдесят третьего

40. Высота

41. Короткие встречи

42. Женитьба Бальзаминова

43. Утомленные солнцем

44. Александр Невский

45. Броненосец Потемкин

46. Асса

47. Брат

48. Остров

49. Свои

50. Отечественный фильм, идущий в кинотеатре на момент прохождения практики

 

Зарубежное кино

  1. Гражданин Кэйн
  2. Касабланка
  3. Крестный отец
  4. Унесенные ветром
  5. Волшебник страны Оз
  6. Список Шиндлера
  7. Жизнь прекрасна
  8. Мост через реку Квай
  9. В джазе только девушки
  10. Все о Еве
  11. Китайский квартал
  12. Пролетая над гнездом кукушки
  13. Космическая одиссея 2001 года
  14. Бешеный бык
  15. Инопланетянин
  16. Вестсайдская история
  17. Кинг-Конг
  18. Трамвай "Желание
  19. Заводной апельсин
  20. Таксист
  21. Челюсти
  22. Молчание ягнят
  23. Форрест Гамп
  24. Золотая лихорадка
  25. Огни большого города
  26. Рокки
  27. Криминальное чтиво
  28. Завтрак у Тиффани
  29. Вечное сияние чистого разума
  30. Леон
  31. Реквием по мечте
  32. Достучаться до небес
  33. Интервью с вампиром
  34. Игры Разума
  35. Чарли и шоколадная фабрика
  36. Малхолланд Драйв
  37. Матрица
  38. С широко закрытыми глазами
  39. Амели
  40. Птицы
  41.  Укрощение строптивого
  42. Пианист
  43. Горбатая гора
  44. Семь самураев
  45. Последнее метро
  46. Ночи Кабирии
  47. Мулен Руж
  48. Аватар
  49. Гладиатор
  50. Зарубежный филь, идущий в кинотеатре на момент прохождения практики.

 

Интернет-ресурсы:

  1. http://www-kinomania.ru/
  2. http://www.youtube.com/channel/UCc4Gj-WdPIbF8fBmCYB2wqA
  3. http://www.kinopoisk.ru/
  4. http://www.great100.ru/
  5. http://priroda.inc.ru/film/film1/film_0.html

 

Сюжет может излагаться:

• В прямой хронологической последовательности событий;

• С отступлениями в прошлое - ретроспективами - и «экскурсами» в будущее;

• В преднамеренно измененной последовательности (см. художественное время в произведении).

 

Поэтическая лексика

Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;

- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;

- определить своеобразие и активность использования тропов

ЭПИТЕТ - художественное определение;

СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;

АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) - изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы;

ИРОНИЯ - скрытая насмешка;

ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;

ЛИТОТА - художественное преуменьшение;

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать;

МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

 

Поэтический синтаксис

 (синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)

- риторические вопросы, обращения, восклицания - они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;

- повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;

- антитезы – противопоставления;

Поэтическая фонетика

Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.)

- Аллитерация – повторение согласных звуков;

- Ассонанс – повторение гласных звуков;

- Анафора - единоначалия;

 

Драматическое произведение

Родовая специфика, «пограничное» положение драмы (Между литературой и театром) обязывает вести ее анализ по ходу развития драматического действия (в этом принципиальное отличие анализа драматического произведения от эпического или лирического). Поэтому предлагаемая схема носит условный характер, она лишь учитывает конгломерат основных родовых категорий драмы, особенность которых может проявиться по-разному в каждом отдельном случае именно в развитии действия (по принципу раскручиваемой пружины).

1. Общая характеристика драматического действия (характер, план и вектор движения, темп, ритм и т.д.). «Сквозное» действие и «подводные» течения.

2. Тип конфликта. Сущность драматизма и содержание конфликта, характер противоречий (двуплановость, внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие), «вертикальный» и «горизонтальный» план драмы.

3. Система действующих лиц, их место и роль в развитии драматического деиствия и разрешения конфликта. Главные и второстепенные герои. Внесюжетные и внесценические персонажи.

4. Система мотивов и мотивочное развитие сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст.

5. Композиционно-структурный уровень. Основные этапы в развитии драматического действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Принцип монтажности.

6. Особенности поэтики (смысловой ключ заглавия, роль театральной афиши, сценический хронотип, символика, сценический психологизм, проблема финала). Признаки театральности: костюм, маска, игра и постситуативный анализ, ролевые ситуации и др.

7. Жанровое своеобразие (драма, трагедия или комедия?). Истоки жанра, его реминисценции и новаторские решения автором.

8. Способы выражения авторской позиции (ремарки, диалогичность, сценичность, поэтика имен, лирическая атмосфера и др.)

9. Контексты драмы (историко-культурный, творческий, собственно-драматический).

10. Проблема интерпретаций и сценическая история.

 

 Список литературных произведений искусства, рекомендуемых для анализа

Пушкин А.С. «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Сожженное письмо», «Я Вас любил», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Безумных лет угасшее веселье», «Зима. Что делать мне в деревне?», «Все в жертву памяти твоей...», «Желание славы», «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Осень», «Бесы».

Лермонтов М.Ю. «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина», «Пророк», «Она не гордой красотой», «К портрету», «Силуэт», «Мой Демон», «Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Желание».

Гоголь Н.В. « Портрет».

Островский А.Н. « Гроза», «Бесприданница», «Свои люди – сочтемся».

Тютчев Ф.И.  «Полдень», «Silentium», «Видение», «Тени сизые смесились…», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я очи знал, – о, эти очи», «Природа – сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…».

Фет А.А. «Облаком волнистым…», «Осень», «Прости – и все забудь», «Шепот, робкое дыханье…», «Какое счастье – ночь, и мы одни...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта…».

Некрасов Н.А. «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Плач детей», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…»..

Лесков Н.С. « Очарованный странник».

Салтыков-Щедрин М.Е. « История одного города».

Достоевский Ф.М. « Преступление и наказание».

Толстой Л.Н. «Война и мир».

Чехов А.П. «Ионыч», «Дама с собачкой», «Палата № 6», «Вишневый сад».

Бунин И.А. Стихи:«Вечер», «Не устану повторять вас, звезды!…», «Мы встретились случайно на углу», «Я к ней пришел в полночный час…», «Ковыль», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…». Рассказы: Деревня, Антоновские яблоки», «Чаша жизни», «Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Чистый понедельник», «Митина любовь», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи».

Куприн А.И. « Олеся», «Гранатовый браслет».

Брюсов В.Я. «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны»

Бальмонт К.Д.  «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…»

Гумилев Н.С. «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»

Горький М. « Челкаш», «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне».

Блок А.А. «Незнакомка», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать».

Маяковский В.В. «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Пьеса «Клоп».

Есенин С.А. «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». Поэма «Анна Снегина».

Цветаева М.И. «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу…».

Булгаков М.А. « Мастер и Маргарита».

Ахматова А.А. «Смятение», «Молюсь оконному лучу..», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество», «Победителям», «Муза», «Поэма без героя». Поэма «Реквием».

Пастернак Б.Л. «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь».

Солженицын А.И. « Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича».

Шаламов В.Т. Колымские рассказы.

Шукшин В.М. « Чудик», «Микроскоп».

Рекомендуемая литература

Основные источники:

  1. Лебедев, В.Ю. Литература. 10 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч./ В.Ю. Лебедев. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Литература. 11 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч.1 / Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; сост. Е.П. Пронина; под ред. В.П. Журавлёва. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Литература. 11 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч.2 / В.А. Чалмаев, О.Н. Михайлов, А.И. Павловский и др.; сост. Е.П. Пронина; под ред. В.П. Журавлёва. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

 

Дополнительные источники:

  1. Анпеткова-Шарова, Г.Г. Античная литература [Текст]: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. – 3-е изд. стер. / Г.Г. Анпеткова-Шарова, В.С. Дуров – СПб: Филологический факультет СПбГУ; М.: Академия, 2008.
  2. Хрестоматия по литературе. 8-11 класс [Текст]: В 2 кн. / Авт.-сост. Н.В. Белов. – Минск: Харвест, 2010.

 

Интернет-источники:

1. Классика.ру [Электронный ресурс]: стихи, проза, биографии. – Режим доступа: http://www.klassika.ru – 10.10.2013.

2. Literas.ru [Электронный ресурс]: // Бесплатная Российская библиотека классики литературы. – Режим доступа: http://www.literas.ru/. – 10.10.2013.

3. Словари [Электронный ресурс]: литературная энциклопедия. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~книги/Лит.%20энциклопедия/. – 10.10.2013.

 

Периодические издания:

1. Библиотека: общероссийский массовый профессиональный журнал. – 2010-2013. – М.: Журнал «Библиотека», 2010 - 2013.

2. Литература в школе: научно-методический журнал / учредитель: ООО «Редакция журнала “Уроки литературы”», 2006 – 2011. – М: ЗАО «Алмаз-пресс», 2006 – 2011.

3. Педагогическая мастерская: научно-методический журнал / учредитель ООО «Свигорь», – 2009 – 2011. – М.: ООО «Свигорь», 2009 – 2011.

4. Современный урок: предметно-содержательный журнал для заместителей директора по учебно-воспитательной и научно-методической работе и учителей предметников / учредитель Центр «Педагогический поиск», – 2007 – 2013. – М.: Педагогический поиск, 2010-2013.

5. Русский язык и литература для школьников: научно-популярный журнал для старшеклассников / учредитель: ООО «Школьная пресса», – 2009-2011. – М.: Школьная пресса; Русский язык и литература в школе, 2009 – 2011.

6. Читаем, учимся, играем: журнал-сборник сценариев для школ и библиотек / ООО БИПЦ «Либерия-библиопринт», – 2008 – 2011. – М.: Либерия-библиопринт, 2008 – 2011.

Программное обеспечение

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]:.-М.ООО Кирилл и Мефодий 2002.-8 электрон.опт.диск (CD-ROM)

5.Анализ произведения и вида искусства (музыкального, театрального, изобразительного, хореографического, экранного, литературы): автор, идея, жанр, композиционное построение, форма, выразительные средства, художественный образ.

СМ. п.4.

 

6. Подготовка и публичное представление доклада или сообщения на основе анализа произведения искусства (музыкального, театрального, изобразительного, хореографического, экранного, литературы) или характеристики творческой деятельности исполнителя (композитора, художника, актера, режиссера и т.д.).

Обучающийся должен представить доклад, сообщение на основе анализа произведения искусства (музыкального, театрального, изобразительного, хореографического, экранного, литературы) или характеристики творческой деятельности исполнителя (композитора, художника, актера, режиссера и т.д.). Или защитное слово к презентации. СМ п.1.

 

7. Подготовка мероприятия по одному или несколькими видам искусства (музыкального, театрального, изобразительного, хореографического, экранного, литературы) на базе практики.

Обучающиеся совместно с руководителем практики подбирают материал для мероприятия.

 

8. Участие и проведение мероприятия по одному или несколькими видам искусства (музыкального, театрального, изобразительного, хореографического, экранного, литературы) на базе практики.

Обучающиеся могут принять участие в мероприятии по одному или несколькими видам искусства (музыкального, театрального, изобразительного, хореографического, экранного, литературы) на базе практики (обсуждение фильма, спектакля; круглый стол; подготовка презентации и т.д;)

 

9. Составление глоссария по видам искусства: музыкального, театрального, хореографического, изобразительного, экранного и литературы.

Обучающийся должен составить глоссарий по видам искусства выбранной для презентации эпохи.

 

10. Подготовка отчёта-презентации по учебной практике

Обучающийся должен подготовить презентацию и защитить её.

Приложение 1

Министерство культуры Красноярского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Минусинский колледж культуры и искусства»

 

ОТЧЕТ

О ПРОХОЖДЕНИИ

 УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 

 

Специальность – 50.02.01 Мировая художественная культура

СОГЛАСОВАНО:

Работодатель___________________

____________________________________

__________________/______________/

«____»_________________20__г.

мп

 

Выполнил (а)

студент (ка) 2 курса

очного отделения

 

 

Руководители практики:

__________________________

 

 

Минусинск 2015

Приложение 2

Описание слайдов

 

Слайд №1 – на первом слайде поместить информацию об учебном заведении, специальности, виде практики, темы проекта, кто выполнил и проверил, город, год;

титульный лист

Слайд №2 – оглавление

Слайд №3 – с третьего сл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.238 с.)