Написание выпускной квалификационной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Написание выпускной квалификационной работы



а) ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ИССЛЕДОВАНИЯ — основная часть выпускной квалификационной работы, в которой освещаются методика и техника исследования.

К текстовой части выпускной квалификационнойработы студентов-выпускников кафедры ЭОиА предъ­являются определенные требования: четкость построения, логиче­ская последовательность изложения материала, убедительная аргу­ментация, краткость и точность формулировок, исключающая воз­можность субъективного неоднозначного толкования, конкретность изложения результатов работы, доказательность выводов и обосно­ванность рекомендаций. (На эти недостатки студентам-выпускникам нашей кафедры не раз указывали члены ГЭК).

Рассмотрим данные положения более подробно, что также важно уяснить выпускникам кафедры ЭОиА. Для современ­ных научных текстов характерны отвлеченность, обобщенность и подчеркнутая логичность. Отвлеченность и обобщенность — следствие абстрактности на­учного мышления. Основная форма научного мышления — отвле­ченные понятия, закрепляющиеся в языке в виде терминов. Ведущие формы выражения научной мысли — суждения и умозаключения.

Логичность как ведущее качество научности речи проявляется в последовательности и непротиворечивости изложения. Для научного текста также характерна смысловая законченность, целостность и связность.

Важнейшим средством выражения логических связей яв­ляются:

· специальные слова, указывающие на последовательность развития мысли - вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.

· противоречивые отношения - однако, между тем, в то время как, тем не менее,

· причинно-следственные отношения - следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же,

· переход от одной мысли к другой - прежде чем перейти к..., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., рассмотрев, перейдем к..., необходимо остано­виться на..., необходимо рассмотреть,

· итог, вывод - итак, таким об­разом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сде­лать вывод, подведя итог, следует сказать.

Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и экспери­ментов, сведения и факты. Это обуславливает и точность словесного вы­ражения, а, следовательно, использование специальной (музыкальной) терминологии.

Благодаря специальным терминам, достигается возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и ха­рактеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений.

Нужно с большим вниманием выбирать научные термины и оп­ределения. Нельзя произвольно смешивать в одном тексте различ­ную терминологию, помня, что каждая наука (музыковедение, педагогика, психология, эстетика, социология и т.д.) имеют свою, присущую только ей терминологическую систему, свои термины и понятия.

У письменной научной речи имеются чисто стилистические особенности. Объективность изложения — основная стилевая черта такой речи, которая вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную истину. Отсюда наличие в тексте вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам, тот или иной факт можно представить как вполне достоверный (конечно, разумеется, действи­тельно), как предполагаемый (видимо, надо полагать), как возмож­ный (возможно, вероятно).

Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения (книга, монография, учебное (методическое) пособие, журнальная статья ит.д.), кем вы­сказана та или иная мысль (Шостакович. Ростропович, Шарль Мюнш, Рождественский), кому конкретно принадлежит то или иное выражение (Канерштейн, Эллигтон, Лоу, Мусин). В тексте это условие можно реализовать, используя спе­циальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведе­ниям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.)

Проблемный анализ литературы вопроса предполагает опреде­ленный уровень обобщения (соединение сходных, аналогичных точек зрения разных авторов). В процессе написания выпускной квалифи­кационной работы следует корректно использовать чужую мысль (приводятся точные цитаты, не допускаются искажения мысли авто­ра, дается точная ссылка), работа должна содержать собственную оценку чужой мысли (принимаю чужую точку зрения к сведению; со­глашаюсь и частично использую; принимаю за основу; не соглаша­юсь и привожу контраргументы; возражаю и привожу в подтверждение своей точки зрения материал; частично соглашаюсь; частично возражаю).

Приведем примеры согласия, форм возражения, частичного со­гласия:  Формы возражении: мы позволим себе (попробуем) возразить автору, который считал...: нам представляется недостаточно объективной (перспективной) точка зрения автора согласно которой…: нам представляется устаревшей (субъективной, узкой; из­лишне схематичной: дискуссионной: спорной; далеко не бесспорной) точка зрения...

Формы согласия: мы принимаем точку зрения (концепцию),...; полностью принимаем точку зрения..; поддерживаем, разделяем точку зрения... разрабатываем идею автора...: возвращаемся к забытой идее автора...; от­талкиваемся от мысли (идеи, точки зрения) автора и др.

Формы частичного согласия: принимая в целом точку зрения автора о...; мы хотели бы поставить вопрос об…; мы лишь частично принимаем точку зрения.... связанную с..... Пред­ставляется нецелесообразным.... Видим определенную искусствен­ность (надуманность)....

Сугубо деловой и конкретный характер описаний изучаемых яв­лений, фактов и процессов почти полностью исключает индивиду­альные особенности слога, эмоциональность и изобразительность. В настоящее время в научной речи уже довольно четко сформирова­лись определенные стандарты изложения материала. Так, описание экспериментов делается обычно с помощью кратких страдательных причастий. Например: "Получены данные...". "Было выделено несколько полифонических линий...".

Стиль письменной научной речи — это безличный монолог. Поэто­му изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосре­доточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Сейчас стало неписанным законом, когда автор выпускной ква­лификационной работы выступает во множественном числе и вместо "Я" употребляет "МЫ", считая, что выражение авторства как фор­мального коллектива придает больший объективизм изложению.

Качествами, определяющими культуру научной речи, является смысловая точность, ясность и краткость.

Смысловая точность — одно из главных условий, обеспечи­вающих научную и практическую ценности заключений в текстах курсовой и дипломной работ. Действительно, неправильно выбран­ное слово может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования той или иной фразы, придать все­му тексту нежелательную тональность. Это происходит в результате злоупотребления иностранными словами, в результате необдуманно­го использования терминов-синонимов, а также в результате непра­вильного словообразования и использования жаргонных слов. Хочется подчеркнуть, что не всегда студенты кафедры в нотных примерах верно расшифровывают авторские указания, что ведёт часто к неправильному ходу мысли и направлению исследования.

Другое необходимое качество научной речи — это ее ясность. Ясность — это умение писать доступно и доходчиво. К сожалению, на государственных экзаменах некоторые наши студенты пользуются узким кругом лексики, косноязычьем, жаргонными выражениями, что недопустимо. Большую пользу в этом отношении могут дать выступления с докладами по избранной теме на студенческих конференциях, на заседаниях кафедры, на теоретических занятиях по данному предмету.

Практика показывает, что много неясностей возникает там, где авторы употребляют слова и словосочетания с неопределенным или слишком обобщенным значением, или, стремясь придать своему труду наукообразный характер, дают простым, хорошо знакомым предме­там усложненные названия. Причиной неясности высказывания мо­жет стать неправильный порядок слов во фразе.

Краткость — третье необходимое и обязательное качество научной речи, более определяющее ее культуру. Реализация этого качества озна­чает умение избежать ненужных поворотов, излишней детализации и словесного мусора.

б) СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИ­ФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

• введение;

• теоретическая часть;

• аналитическая часть;

• экспериментальная часть;

• заключение;

• библиографический список;

• приложение.

Структура выпускной работы, соотношение объема работ по разделам в каждом конкретном случае определяются в зависимости от темы, объекта, предмета и целевой направленности

Объем дипломной работы, включая текстовый, табличный и иллюстративный материал составляют 40-60 страниц.

Во Введении дается обоснование актуальности темы, произво­дится постановка проблемы, определяется объект, предмет и цель исследования, формулируются гипотеза, задачи и методологические основы исследования, дается оценка состояния разработанности во­просов выбранной темы, кратко характеризуются методы, использованные при проведении исследования, литература и исходная информация. В окончательном виде Введение пишется после выполнения всей работы.

В начале выпускной квалификационной работы (теоретической) излагаются данные теории, анализируются и обобщаются взгляды авторов, научных школ, производится группировка направлений исследований в рассматривае­мой области, оценка различных методических подходов. Определяется своя точка зрения, концепция, на основании которых выбираются мето­дические подходы для разработки констатирующего и формирующего экспериментов. Необходимо, чтобы в процессе изложения содержания этой части работы автор осуществил переход от теоретических знаний к анализу практики, от анализа единичных фактов к их теоретическом обобщению.

В аналитической части дается описание и проводится анализ становления и развития любительского оркестрового коллектива (эстрадного оркестра, ансамбля, рок-группы), воспитания и обучения детей в детской музыкальной школе. С помощью выбранной методологии исследования, анализируется сложившаяся ситуация, исследуется и обрабатывается информация, отобранная в соответствии с целями и задачами работы, необходимая для разработки методики и содержания формирующего эксперимента.

Экспериментальная часть содержит конкретные разработки со­держания и методов совершенствования воспитательно-образовательной работы или описание методик работы с любительским оркестром. Даются методические рекомендации по реализации полученных результатов в практику работы образова­тельных и культурно-просветительных учреждений. С этой целью раскрывается динамика и со­стояние изучаемого явления в данном любительском коллективе или учреждении, у группы участников оркестра (что было и что изменилось на протяжении определен­ного времени, чем определяется достигнутое, каковы количественные и качественные результаты, какие трудности и каким образом при­ходилось преодолевать).

Содержательные особенности работы определяют ее формальное деление на главы, параграфы, пункты. Целесообразно каждую главу завершать краткими выводами и (при необходимости) методическими рекомендациями.

Заключение содержит выводы по результатам проделанной ра­боты, показывающие позицию студента-выпускника при проведении исследова­ния, итоги выполненного анализа, основные рекомендации по улуч­шению работы с участниками оркестра (ансамбля), любительским оркестровым коллективом или с образовательным учреждением, возможные пути реализации разработанных рекомендаций.

 

 

в) РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

1. Выпускная квалификационная работа должна быть напеча­тана машинописным способом на одной стороне стандартного листа через 2 интервала, минимальная высота шрифта 2,5 мм. в соответст­вии с правилами машинописи технической и научной документации.

2. Выпускная квалификационная работа может быть набрана на компьютере. Размеры набора: кегль —-12. заголовки —14, полужир­ным, интервал между строк — полуторный.

3. Весь текст выпускной квалификационной работы печатается на листах белой бумаги 210 — 297 мм. С левой стороны листа оставляют свободное поле шириной не менее 30 мм., с правой — поле шириной не менее 10 мм. Вверху и внизу оставляют поле по 20 мм. При таких полях каждая страница должна содержать приблизительно 1800 знаков (30 строк, по 60 знаков в строке, считая каждый знак препинания и пробел между словами также за печатный знак), это относится и к компьютер­ному варианту.

4. Рисунки, нотные примеры и таблицы должны содержать соответственно подрисуночные подписи и названия, иметь порядковый номер, распола­гаться по мере обращения к ним в тексте, сопровождаться ссылками, пояснениями, выводами и т.п.

5. В выпускной квалификационной работе применяется сквоз­ная нумерация страниц, включая нотные примеры, рисунки, таблицы. Нумерация на­читается с оглавления (стр. 2).

6. Второстепенные материалы в виде нотного текста, графиков, таблиц, доку­ментов, поясняющих аналитическую и экспериментальную масти работы, могут быть вынесены в приложение к выпускной работе.

7. Иллюстративный материал должен быть выполнен на стан­дартных листах 210-297.

8. Все части выпускной работы должны быть взаимно связаны единой логикой, в соответствии с рассматриваемой темой и планом раскрытия: работа завершается библиографией.

9. При оформлении выпускной квалификационной работы не­обходимо соблюдать следующие требования:

• первый вариант текста пишется на одной стороне листа, с полями для замечаний, дополнений и т.п.:

• при окончательном оформлении текст печатается на машинке, компьютере;

• на втором листе выпускной работы располагается ее Оглав­ление, полно и логически правильно раскрывающее тему с постра­ничным указанием глав, параграфов, пунктов (См. прил. № 5- 6);

• в тексте четко обозначается структура работы: выделяются ее основные разделы в соответствии с Оглавлением, даётся глубокое и полное освещение всех вопросов, соблюдается научный стиль изложения:

• библиография располагается до Приложения, при этом необ­ходимо соблюдать следующие требования: список книг и статей носит алфавитный или списочный характер, при оформлении источника указывается фамилия автора, его инициалы, полное название ра­боты, место издания, год издания, количество страниц; журнальная или газетная статья оформляется также, но указывается, кроме того, название журнала: заглавие статьи из сборника с указанием места и года издания (См. прил. №7);

• ссылки в тексте на источники могут быть внутритекстовыми либо подстрочными (См. прил. № 8);                                  

• листы выпускной работы сшиваются и вкладываются в спе­циальную папку.

ОБРАЗЕЦ ПЛАНА-ГРАФИКА

Студента-выпускника кафедры ЭОиА

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

№ № Этапы и содержание работы Сроки
1 1 Ознакомление студентов с «Положением о государ­ственной аттестации» Вторая неделя сентября
1 2 Выбор темы работы и определение ее основного со­держания. Сентябрь
3 3 Подбор и изучение литературы по теме Октябрь
4 4 Составление плана выпускной квалификационной работы. Ноябрь
5 5 Уточнение темы и плана выпускной работы с науч­ным руководителем. Обоснование актуальности те­мы и вопросов для раскрытия в работе. Освещение вопросов теоретической части выпускной работы (на основе анализа и обобщения данных из литератур­ных источников и опыта). Консультации с научным руководителем. Обсуждение методики эксперимента. Декабрь
66 Проведение экспериментальной работы и обобщение ее результатов. Консультация с научным руководи­телем. Январь-март
7 7 Доработка теоретической части работы и описание эксперимента. Консультация с научным руководите­лем. Апрель - 1-2 неделя мая
8 8 Изложение заключения работы, формулировка вы­водов и предложений. Консультация с научным ру­ководителем. 2-3 неделя мая
9 9 Оформление выпускной работы. 4-я неделя мая
110 Подготовка выпускника к защите и защита выпуск­ной квалификационной работы. 1-я неделя июня

 

Дата составления плана-графика «___»__________200 г.

 

Руководитель дипломной работы ______________ (подпись)

 

Исполнитель дипломной работы ________________(подпись)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

РУБРИКАЦИЯ

За титульным листом располагается оглавление, т.е. список состав­ных тематических частей работы (рубрик) с указанием страниц, на кото­рых они располагаются. Выделяют несколько структурных элементов текста, иерархически подчиняющихся друг другу: часть, раздел, глава, параграф. Присвоение цифрового кода различным структурным элемен­там текста осуществляется следующим образом: рубрики более высокого порядка отмечаются римскими цифрами, подчиненные им — пропис­ными буквами, еще более низкие — арабскими.

В выпускных квалификационных работах используют две сис­темы нумерации: сквозную и индексационную. При сквозной нуме­рации удобно нумеровать рубрики более высоких ступеней насквозь, а более низкие в пределах параграфа (пример 1). Индексационная нумерация применяется при большой рубрикации и удобна в ссылках. Форма индекса — арабские цифры, разделенные точкой (пример 2) Можно использовать сочетание арабских и римских цифр (арабской цифрой нумеруется высшая рубрика (пример 3).

 

  ПРИМЕР 1. _______ ПРИМЕР 2. _____ ПРИМЕР З.

Раздел 1. 1. I
Глава I. 1.1. 1.1.
§1. 1.1.1. 1.1.1.
1) 1.1.1.1. 1.1.1.1.
2) 1.1.1.2. 1.1.1.2.
§2 1.1.2. 1.1.2.
1) 1.1.2.1. 1.1.2.1.
2) 1.1.2.2. 1.1.2.2.
Глава 2. 1.2. 1.2.
§3 1) 1.2.1. 1.2.1.1 1.2.1.           1.2.1.1.
2) 1.2.1.2. 1.2.1.2.
§4 1.2.2. 1.2.2.
1) 1.2.2.1. 1.2.2.1.
2) 1.2.2.2. 1.2.2.2.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №7

ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО АППАРАТА

Библиографический аппарат в любой научной работе (в том числе и выпускной квалификационной) — это ключ к источникам, которыми пользовался автор при ее написании. Вместе с тем, такой аппарат есть выражение научной этики и культуры научного труда. Именно по нему можно судить о степени осведомленности автора в имеющейся литературе по изучаемой проблеме. Библиографический аппарат выпускной квалификационной работы представлен библиографическим списком (списком использо­ванной литературы) и библиографическими ссылками,  которые оформляются в соответствии с ГОСТ—7.1.84 «Библиографическое описание документа» и с учетом кратких правил «Составление биб­лиографического описания» (2-е изд., дополненное — М.. Книжная палата. 1991).

Библиографический список — элемент библиографического ап­парата, который содержит библиографические описания использо­ванных источников и помещается после заключения. Такой список составляет одну из существенных частей выпускной квалификацион­ной работы и поэтому позволяет судить о компетенции автора в ис­следуемом вопросе.

Библиография — описание источника не должно наблюдать пропуски каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п.

В выпускных квалификационных работах в библиографический список не включаются те источники, на которые нет ссылок в основ­ном тексте и которые практически не были использованы автором работы.

В выпускных квалификационных работах могут быть использо­ваны следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий авторов или заглавий, по тематике, по видам изданий, по характеру содержания, списки смешанного типа.

Алфавитный способ группировки источников: фамилии авторов и заглавий (если автор не указан) размещены по алфавиту. Однако не следует в одном списке смешивать разные алфавиты. Иностранные источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех источников на русском языке.

Записи рекомендуется располагать:

• при совпадении первых слов — по алфавиту вторых и т.д.:

• при нескольких работах одного автора — по алфавиту заглавий;

• при авторах - однофамильцах — по идентифицирующим призна­кам (младший, старший, отец, сын — от старших к младшим):

• при нескольких работах авторов, написанных им в соавторстве с другими — по алфавиту фамилий соавторов.

При алфавитном способе расположения библиографических описаний источников их список обычно не нумеруется. Связь биб­лиографических записей с основным текстом устанавливается при помощи фамилий авторов и года издания.

Библиографический список по хронологии публикации целесо­образен, когда основная задача списка — отразить развитие научной идеи или мысли. Принцип расположения описаний здесь — по году издания. Форма связи записи с основным текстом по номерам запи­сей в списке. Такие номера обычно заключают в круглые или пря­мые скобки Цифры в них показывают под каким номером следует в списке литературы искать нужный источник.

Если в расположенных подряд библиографических описаниях совпадают сведения, то во втором и последующих описаниях их за­меняют словами «тоже», «его же» и т.п.

Библиографический способ построенный тематически, приме­няется, когда необходимо отразить большое число библиографиче­ских описаний Такое построение позволяет быстро навести справку на книги на одну из тем, в то время как при алфавитном или хроно­логическом построении для этого пришлось бы прочитать весь спи­сок, отыскивая книги на нужную тему. В тематическом библиогра­фическом списке расположение описаний внутри рубрик может быть:

• по алфавиту фамилий авторов или первых слов заглавий (при описании под заглавием):

• по характеру содержания (от общих по содержанию источников к частным);

• по виду издания и алфавиту фамилий авторов или первых слов заглавий.

В выпускной квалификационной работе может быть представлен библиографический список смешанного построения, когда внутри глав­ных разделов списка применяются другие виды построения. Например: внутри алфавитного — хронологический (для работ одного автора), внутри списка по видам изданий — по алфавиту, или по характеру со­держания, или по тематике. Возможны и другие сочетания видов и под­видов построения, которые определяются целевым и читательским на­значением списка, а также особенностями его построения.

Примеры библиографического описания различных видов произведений печати.

1. Государственные стандарты и сборники документов: Библиогра­фическое описание документа. Общие требования и правила составле­ния: ГОСТ 17.1.84. - Введ. 01.01.86. — М., 1984. — 75 с. (система стан­дартов по информ. библиографическому и издательскому делу).

2. Составление библиографического описания: краткие прави­ла. - 2-е изд., доп. — М., Кн. палата, 1991. — 116 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.057 с.)