Упражнение «Стихи - перевертыши» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Стихи - перевертыши»



Учитель говорит 6 «Собаки мяукают, кошки гавкают» Это называется стихи – перевертыши, где привычные всем действия начинают выполняться другими объектами. Такие стихи – перевертыши мы и попробуем сейчас с вами сочинить. Для того, чтобы вам сочинить такое нужно взять любое предложение как, например, «собака гуляет в лесу». Вам всего лишь надо поменять части предложения местами и получиться стих – перевертыш.(лес гуляет по собаке)
•Учитель делит класс на 5 групп, чтобы было примерно одинаковое количество человек и дает задание за определенное количество времени (2-3) минуты придумать в группе как можно больше стихов – перевертышей. По истечении времени подводятся итоги, будет учитываться оригинальность и количество придуманных стихов.

 

7.Домашнее задание

По типу упражнения №4 «Составление загадок по действию» составить согласно алгоритму загадку по теме «явления природы».

 

 Итоги занятия

• В конце занятия учитель подводит итоги, спрашивает понравилось ли им занятие и в качестве заключительного момента предлагает ответить на вопрос «Какие действия совершают ученики в школе, дома, на улице?» Ответ строится по принципу ученик работает, ученик отвечает, ученик делает домашнее задание.(должен быть назван объект и действие, которое он совершает в том или ином месте)

 

Занятие 13.Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов – это метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно, объектов.

1. Проверяем домашнее задание

Учитель проверяет наличие домашнего задания и выборочно спрашивает загадки, которые они составили для сегодняшнего урока.

 

Игра «Наоборот»

- У нас уже была подобная игра, но сейчас будет немного иначе.

•Дети встают в полукруг, и учитель поочередно кидает каждому мяч. Отвечать нужно быстро, не задумываясь, кто не знает, что ответить или долго думает – выбывает. Суть игра заключается в том, что учитель называет какое-либо существительное (объект) и кидает ученику, тот должен поймать и быстро назвать признак или действие, которое не свойственно этому предмету (рыбы - кожаная, медведь – вышивает)

 

Упражнение, где можно это использовать?

Ребята, представьте, что мы сейчас с вами придумали какое-то изобретение, которого еще не изобрели и его нет в реальное время. Давайте сейчас с вами подумаем, пофантазируем для чего могут понадобиться такие изобретения, предметы, как они могут помочь людям, как будут работать и для чего использоваться? Например, бутылка – напоминалка. Она пищит и в этот момент напоминает, что тебе нужно пополнить водный баланс, ведь для здоровья необходимо выпивать 1,5 – 2 литра воды в день, а многие люди забывают про это. Теперь попробуйте придумать что-то подобное, что будет необходимо народу,что принесет пользу и улучшит жизнь

 

Занятие 13. (второй урок)

 

Объяснение метода фокальных объектов

План действий метода фокальных объектов или сокращенно МФО:

1) Выбрать объект, который будем усовершенствовать 

2) Выбрать 3-4 случайных объекта (если придумать сложно, то можно открыть книгу на любой странице, ткнуть пальцем и какое слово попадется, то и использовать)

3) Выделить характерные, особенные свойства, признаки, действие предмета у случайных объектов

4) Перенести свойства случайных объектов на тот объект, который хотим усовершенствовать

5) Идет развитие идеи путем ассоциаций(Как это можно использовать и для чего это нужно? Что это может быть? Где это можно применить? Кому это надо? Кто это будет покупать?)

•В конце данного упражнения можно обсудить получившиеся изобретения и спросить учеников какое из изобретений они бы использовали в реальной жизни

 

Упражнение мастерим игрушку

Используя МФО ребятам необходимо придумать новогоднюю елочную игрушку и в качестве случайных объектов выбрать 1-2 слова. При оценивании обязательно будет учитываться оригинальность идеи.

 

6.Домашнее задание

• На основе последнего упражнения смастерить, дома елочную игрушку по вашей задумке, которую вы осуществили на сегодняшнем уроке.

 

Итоги занятия

Учитель благодарит всех за отличную работу на уроке, за огромное количество идей, которые они выдвигали на разных упражнениях. Также можно спросить учеников понравился ли им сегодняшнее занятие, какое из упражнений им больше пришлось по душе? До конца занятия, если не прозвенел звонок вести беседу о проведенном уроке.

 

Занятие 14. Прием оживление

1. Проверка домашнего задания
Детям было задано смастерить новогоднюю игрушку, опираясь на метол фокальных объектов. Ученики представляют свои изобретения. После того, как все показали свои игрушки, класс выбирает 5 лучших, которые потом можно повесить на елке, а остальные новогодние игрушки ребят можно повесить в классе.

2.  Игра «Что я чувствую?»
•Детям дается задание, в котором нужно написать на пол страницы о чувствах любого предмета, находящихся в аудитории, но при этом, не упоминая в описании названия предмета.
Например: Каждый день по мне пишут и стирают. Мне очень грустно видеть, что ко мне порой никто не хочет подходить. Я думаю, что им просто страшно.…На выполнение задания дается 10 минут, после чего дети по одному читают свои описания, а остальные должны догадаться о каком предмете идет речь.

3. Игра на внимание «Одушевленное - неодушевленное»
•Учитель перечисляет разные слова. Когда учитель произносит живой объект - дети хлопают один раз, если неживой-два раза.
Примеры слов для игры:
стол, белка, человек, ноутбук, Снегурочка, окно, бабочка, кофта, Дед Мороз, мышь, карандаш, тарелка, медведь, бегемот, голубь, сумка, солнце, снеговик

Занятие 14. (второй урок)

4. Беседа о приеме «Оживление»
-Ребята, почему же когда называлось слово «Снегурочка» вы хлопнули один раз, а когда «снеговик» - два раза? Разве это не одно и тоже?
-…
-Значит в сказках предметы, которые в реальной жизни неживые, могут оживать? Оживает снеговик-получается Снегурочка.. Дети, а сможете ли вы вспомнить еще примеры предметов, которые оживали в сказках?
-…

5. Сочинение сказки
-Ребята, а вы когда-нибудь задумывались, какой жизнью бы жили предметы, которые вас окружают? Чем бы они занимались, что бы любили, что бы думали?
Совместно с детьми выбирается предмет, то есть будущий герой сказки.
-В сказках всегда есть сюжет. Нам нужно подумать, какая цель будет у нашего героя? С чем или быть может с кем он столкнется, когда будет идти к своей цели? Давайте подумаем, какая цель будет у …(Называется выбранный предмет.)
-…
-А теперь давайте попробуем сочинить сказку:
Однажды…
Пример сказки:
Карандаш потерялся. И попал он совсем в другой мир. В волшебный мир! Карандаш был испуган и его целью было найти свой дом!
- Эй ты!
Карандаш испуганно обернулся,но никого не увидел
-ЭЙ ТЫ,ГОВОРЮ!
Карандаш посмотрел вниз и увидел ластик!
-Ластик??? Ты? Я думал ты потерялся…
-Нет, меня бросил мой хозяин, прям как тебя!
Карандаш почувствовал тоску… Ему стало так обидно от этих слов. И он задумался.. «А что если это так?»
А ведь он очень любил быть полезным, очень любил свой дом и одна мысль о том, что его могли просто бросить доставляла ему боль…
И тут! Неожиданно стало темно!
Когда карандаш очнулся, он увидел мальчика! Того самого, его хозяина! Он выглядел таким счастливым, и все сомнения Карандаша испарились! Ведь его очень любят и он полезный!

 

6. Домашнее задание
-Вы когда-нибудь хотела научиться читать мысли? Давайте пофантазируем и попытаемся сделать это! У вас у всех наверняка есть телефоны, гаджеты. Предлагаю вам написать рассказ на страничку тетрадного листа «Что я чувствую каждый день?» Пишите рассказ от лица телефона. Если же у вас нет телефона, можете выбрать любой другой предмет, который с вами каждый день.

Подводим итоги

-Итак, ребята, спасибо вам за такую активную работу! Я надеюсь, вы получили много удовольствия на уроке! Это очень важно уметь ставить себя на место других.

 

                         Занятие 15. Метод морфологических таблиц.

•Метод морфологического ящика (или морфологический анализ) основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи и последующем их комбинировании.

1. Проверка домашнего задания

•Ученики поочередно (и по желанию) представляют классу рассказы «о жизни своего телефона». При необходимости – задаются вопросы и ведется обсуждение.

Учитель: Представим, что в класс сейчас зайдет незнакомый вам человек. Вы никогда его раньше не видели – но попробуйте предположить, каким он будет.

Ученики дают разные варианты ответов, учитель дожидается, пока не наберется несколько групп признаков оценки человека – по чертам внешности, характера и т.д. При необходимости – направляет класс в нужное русло с помощью наводящих вопросов.

Ученикам предлагается разбить озвученные характерные особенности на рупппы – и постараться объяснить, по какому признаку они это сделали.

После этого идет объяснение учителем сути данного приема – о выделении характерных групп признаков и подборе вариантов для каждого из них путем перебора. Удачные варианты выделяются, неудачные – отбрасываются.

Суть данного метода заключается в том, что, комбинируя признаки по разным категориям, можно создавать уникальные объекты.

Составление таблицы

•Формулировка задания – «Создать уникальный торт».

Перед выполнением задания класс озвучивает варианты формулировки категорий признаков (но их значения каждый придумывает сам). Примерами категорий могут быть: размер, вид наполнителя, вид коржей и т.д.

Раздаточный материал: шаблон таблицы для заполнения

Категории признаков  Значение признаков
   

Затем из получившихся групп признаков каждый ученик создает собственный объект – повторяющихся предметов быть не должно. Свои варианты тортов ученики озвучивают по очереди.

4. Домашнее задание

•Учитель рассказывает о том, что данный метод может применяться, в том числе, при создании оригинальных персонажей – для фильмов, рассказов, пьес. Ученикам предлагается попробовать составить такую табличку для собственного героя – подумать о том, где и в какую эпоху он живет, как выглядит, каков его род деятельности. Затем получившиеся категории признаков и их значение предлагается оформить в таблицу по уже известному ученикам плану.

Подведение итогов занятия

•Учитель благодарит учеников за креативность и хорошую работу на занятии – а также предлагает задать вопросы насчет данного метода и работы с ним.

        Занятие 16. Метод фантазирования Дж. Родари - "круги по воде"

•Занятие начинается с 2-3 минутного отрывка из мультфильма "Чипполино" 1961-го года
1. Затем следует вопрос к классу о том, кто такой Джанни Родари, какие его сказки они знают.

Учитель: Джанни Родари писал не только сказки, он также автор книги о том, как их можно писать. Сегодня мы познакомимся с его методом и попробуем его "в деле".


•Метод называется "круги на воде". Вы знаете, что происходит, если запустить плоским камнем по поверхности воды "блинчик"? (она приходит в движение, вместе с ней кувшинки, опавшие в воду листья и т.д.)
Точно так же целая история может начаться с одного слова.

•Вместе с учениками нужно придумать слово (5-7 букв, не должно содержать буквы "ы", "ь", "ъ"), затем на каждую букву придумать произвольные слова, которые не обязательно должны сочетаться по смыслу друг с другом.
Из получившихся слов следует всем вместе составить историю. Предварительно обсудить, что из перечисленных слов может являться героем истории, местом и временем действия, т.д.

2.Домашнее задание: на выбор ученикам предоставляются несколько слов ("кружка", "облако", "листок"). Их задача - придумать к каждой букве выбранного слова существительные или прилагательные, характеризующие его.

 

                          Занятие 17. "А что потом?" (2 занятия)

1. Проверяем домашнее задание

Проверка домашнего задания с предыдущего занятия: ученики рассказывают, какие слова-описания они придумали для слова-"камня". Ведется обсуждение, какие истории можно придумать с получившимися описаниями.

Учитель: Истории - особенно, если это сказки - всегда имеют предсказуемый финал. Герой побеждает злодея и воцаряется мир. А теперь давайте предположим, что произойдет после финала рассказа.

Ученикам предлагается вспомнить самые известные сказки, из них выбирается 2-3 путем обсуждения.

После этого ученикам нужно вспомнить:
- Какие герои участвовали в произведении;
- Какое место действия и сюжет у сказки.

Совместно класс в формате "живого общения" придумывает, какие события могли произойти после финала.

Домашнее задание: класс разбивается на пары. Задача - придумать "продолжение" какой-либо сказки или другого известного литературного произведения. Следует придумать диалог между его героями после окончания истории, чтобы затем разыграть его по ролям в классе.

Следующее занятие посвящено просмотру получившихся сценок и обсуждению их.

 

                              Занятие 18. "Сказка-калька".

•Учитель: на прошлом занятии мы с вами уже говорили, что все сюжеты сказок имеют нечто общее - и даже попытались изменить это. Но что, если попробовать обратить известность сказочного сюжета себе на пользу?

•Вспомним сюжет сказки "Морозко" (ученикам показывается короткий фрагмент из фильма). А теперь попробуем упростить знакомый сюжет, сократим действия и обозначим персонажей буквами.

Получается:
"А" воспитывает "Б" и "В", при этом относится к ним по-разному. Однажды "А" отправляет "Б" в опасное место с опасным поручением. "Б", благодаря личным качествам, возвращается оттуда, получив много хорошего сверх ожидаемого. "А", увидев это, отправляет в то же место "В". "В", не обладая личными качествами "Б", не получает в этом месте ничего хорошего.

Ученикам предлагается подумать, какими могли бы быть персонажи "А", "Б" и "В", а также какие действия они могли бы совершать на протяжение всей получившейся истории.
Примечание: ученикам следует максимально абстрагироваться от изначального сюжета, например - предлагать абсурдные места действия (космический лайнер, деревня индейцев и т.д.)

Домашнее задание:

В качестве дополнительного задания на дом (по желанию) ученикам предлагается выполнить иллюстрации к получившейся истории (затем можно устроить выставку этих работ в классе).

 

                         Занятие 19. Прием "увеличение-уменьшение".

•Учитель: Давайте представим себе, что какой-то человек стал огромным-преогромным. Или наоборот, очень-очень маленьким. Что из этого получится?
А если это будет не человек?

•Ученикам предоставляется список предметов - им нужно преобразовать их в существующий предмет большего или меньшего размера, но со сходными признаками:

- Трубочка для сока -...
- Теннисный мяч -...
- Бублик -...
- Самолет -...

•А теперь представим, что самый обычный предмет превратился не в свой огромный или маленький "аналог", а просто изменил свой размер. Как нам следует использовать огромную лампочку? А книгу/наушники/стол...?

Учитель: Кроме того, можно увеличивать или уменьшать не весь объект, а только его часть. Или, если предмет состоит из нескольких частей, изменить количество его частей (машина с десятью колесами, собака с шестью лапами и т.д.) Придумайте объекты, которые можно с пользой для людей улучшить таким образом.

Домашнее задание:

 •Придумать рассказ на тему "Что случится, если я уменьшусь/увеличусь в 10 раз?"

 

                         Занятие 20. Ускорение-замедление.

•К занятию нужен раздаточный материал - карточки с названиями мест.

На столе перед классом стоит макет часов с подвижными стрелками (или нерабочие часы, на которых их можно крутить).

•Учитель (в ходе своей речи вращает стрелки часов быстрее или медленнее нужного): Сколько часов в сутках? А сколько минут укладывается в час? (дожидается ответов на вопросы) Теперь давайте представим, что время течет во много раз быстрее положенного? Или значительно медленнее?

Предлагается подумать, что случится с объектами, если время будет идти для них медленнее. А быстрее?
- молоко;
- человек;
- сезоны года;
- школьные перемены;
- праздники.

•Учащиеся разбиваются на группы по 3-4 человека. Каждая группа вытягивает, не глядя, одно из мест. Задание - придумать, какие сказочные изменения произойдут с этим местом, если время в нем замедлится или ускорится.

(Места: бассейн, библиотека, школьный коридор, больница, магазин, кинотеатр, улица)

 

                       Занятие 21.Метод Робинзона

•Продолжу рассказ о приемах фантазирования. Сегодняшний метод получил имя известного персонажа приключенческой литературы – Робинзона Крузо (сокращенно МРК). Чтобы воспользоваться этим приемом, совсем не обязательно терпеть кораблекрушение, достаточно мысленного эксперимента.

Игра №1

•Суть игры хорошо схватывают детки от 6 лет. Поэтому, даже если еще не читали книжку, то рассказываем кратко, кто такой Робинзон, чем он знаменит, и начинаем играть.

Учитель: Представим себе, что мы путем телепортации оказались на необитаемом острове, вот прямо так, как были. С собой, конечно, ничего не успели взять – ни спичек, ни телефона, ни палатки. Шаг №1

Учитель: определиться с потребностями: что самое необходимое, без чего не обойтись ни минуты на необитаемом острове?

Неужели самое важное – это конфеты? Или все-таки сначала нужно подумать, как защитить себя от хищников?

•После обсуждения составляем список, он может выглядеть приблизительно так:

1) Безопасность

 2) Вода

 3) Еда

 4) Инструменты

5) Крыша над головой

 6) Возможность подать сигнал

Учитель: расставив приоритеты, продолжаем путешествие по новой территории. И тут за поворотом мы видим корабль, который недавно затонул у берегов нашего острова (нет, починить его и уплыть нельзя, слишком поврежден). Людей на нем нет — команда спаслась, оставив трюмы, набитые до отказа… шляпами.

Подойдет любой простой предмет в неограниченном количестве: карандаши, тарелки, ботинки, чайники и т.д.?

Задание №2

•Учитель: как мы можем использовать этот ресурс, чтобы обеспечить себе безопасность, добыть пищу и воду, а еще, подать сигнал о своем местоположении? Как можно использовать размер, форму, физические и химические свойства наших объектов, их составные части?

•Метод Робинзона Крузо хорош тем, что помогает обострить ситуацию необходимости до предела. В этой мысленной игре можно посмотреть на объект с новой точки зрения и увидеть скрытые возможности для его использования. Таким образом, получается бороться с психологической инерцией (она пытается что-то бормотать на тему «так не бывает»,«ничего не выйдет» — смело игнорируем такие мысли) и сделать несколько шагов в сторону развития своей креативности.

Например, имея под рукой неограниченный запас головных уборов, можно вспомнить из чего они сделаны, использовать нитки для плетения рыболовных сетей.

Задание №3

•Обсудить и оценить найденные способы, выделяя самые неожиданные и интересные. Полученные идеи записать или зарисовать. Возможен более мягкий вариант игры, без мысленного попадания в суровые условия необитаемых тропиков. Вспомним сказку Джанни Родари «Шляпный дождь над Миланом» Учитель: у нас оказалось очень-очень много чего-либо, допустим, снова шляп. Свалились с неба (как они туда попали можно подумать позже). Что делать с этим богатством – не выбрасывать же?..

               Занятие 22. Прием фантазирования наоборот

•Как следует из названия, суть этого приема - показать, что будет, если у исходного объекта изменить свойство или функцию на противоположные.К примеру, сделать неподвижное подвижным, теплое холодным, прямое извилистым и т. д.

•Это один из любимых приемов в рекламе и дизайне.

•Его также легко заметить в детской и фантастической литературе: человек-невидимка Уэллса, вредные советы Остера, нестрана с невещами (неножик, невешалка, непушка, нетруба) у Родари.

•Можно выделить несколько подприемов из серии «наоборот»:

-Перевернуть с ног на голову.

- Сделать мягкое жестким и жестокое мягким.

-Перейти от симметрии к асимметрии.

•С помощью приема наоборот можно не только придумывать новые дизайнерские или фантастические идеи, но и разрешать некоторые проблемные ситуации.

Классическая задача про конфету:

•Необходимо поместить жидкую начинку внутрь самодельной шоколадной конфетки. Для этого начинку подогревают, чтобы она быстро заполняла шоколадную форму, но при этом тает шоколад и конфета портится. Как быть?

•Прием наоборот подсказывает, что в этой задаче можно сделать жидкое твердым, а твердое жидким. То есть, сначала заморозить начинку для каждой конфеты, а затем окунуть ее в горячий шоколад.

         Занятие 23. Прием фантазирования дробление-объединение

•Представляю еще один интуитивно понятный парный прием, помогающий придумывать новые усовершенствования или просто забавные объекты.

•Дробление и объединение часто применяют в дизайне для удобства, функциональности или для красоты. Поясню, в чем суть.

Объединение

•Назначение приёма — добавить новые грани к образу, сделать объект более выразительным или более функциональным. Или то и другое вместе.

Модели применения приема фантазирования объединение:

-Когда соединяют одинаковые объекты

Дома наглядно демонстрируют суть приема

 

Несколько пеналов объединены для вместительности.

Из светофоров сотворен арт-объект.

-Когда соединяют разные объекты

В случае объединения разнородных предметов, можно говорить о повышении степени универсальности, потому что объект стал выполнять дополнительные функции.

Зеркало-гладильная доска

Стул-фитбол

-Когда один объект размещают внутри другого. Здесь происходит объединение предметов с одной функцией

Стол со «встроенной» тарелкой


Дробление.

•Учитель: Помните притчу о том, легко ли сломать веник? А если разделить его на прутики?

Часто, чтоб произвести над объектом сложное действие, необходимо его раздробить, а потом нужное действие выполнить с каждой частью. Либо объект изначально делают раздельным для изолированного осуществления действий.

Модели применения приема фантазирования дробление:

Когда исходный объект разделяют на части:

- жестко
- мягко
- делая части способными перемещаться относительно друг друга

•Можно увидеть такие примеры, когда предмет сначала разделяют на части, а затем части снова собирают в целое, оставляя исходный объект раздробленным.

«Объединение-дробление», как изобретательский принцип, применяется в решении ТРИЗовских задачек для устранения противоречия.

                           Занятие 24.Сказки про животных
1.Игра “Необычный зоопарк”.

•Учитель: Давайте сделаем так: я экскурсовод, а вы – “дети”. Я буду водить детей по зоопарку и рассказывать о жизни зверей. А поможет мне рассказать о зверюшке мой рисунок. Итак, проходите в наш зоопарк. В нашем зоопарке много диких зверей, вы увидите их сами. Я хочу вам рассказать о зайце. Подойдите к клетке.

Зайцы живут в лесу. У зайца длинные ушки, которые могут очень хорошо слушать, длинные и короткие лапки – вот почему зайчик скачет, маленький пушистый хвостик. Зайчик летом серый, а зимой беленький. Питается зайчик овощами, травкой, ловит мышей. Живет он в норке. Норка спасает его от хищников: волка, лисы. У него много врагов и спасают его быстрые и ловкие лапки, цвет шерстки (лапки быстро бегают, а цвет шерстки совпадает с цветом снега). Когда зайчишка бегает, то бежит он не прямо, а зигзагами – вправо, влево. И лисе и волку трудно понять, где заяц. Весной в норке появляются маленькие зайчики. Мне очень нравится зайчишка. Он очень симпатичный и не опасный зверек.

Затем учитель предлагает по очереди нескольким ученикам поменяться ролями: они – экскурсоводы, а все остальные – “дети в зоопарке”.

Ученик-экскурсовод выбирает себе любого зверя, которого он хорошо знает, и представляет, что он ведет рассказ о данном животном именно около клетки выбранного животного в зоопарке.

После краткого рассказа роль “экскурсовода” переходит любому желающему.

2.Беседа «Сказки про животных»

•Учитель: чему учат сказки? Так ли просты эти маленькие рассказы на самом деле? Оказывается, нет. В каждой сказке о животных есть доброе название, полноценный сюжет, колоритные персонажи, которые отражают во многом суть происходящего в действительности. Таким образом, с каждой новой сказкой ребенок учится познавать этот огромный мир.

•Рисование «Сказочные места»

              Занятие 25.Фантазирование и прогнозирование

•Фантазирование — мечтание, выдумывание, «сочинение» фантазий — чего-то невозможного, неправдоподобного, невероятного.

•Прогнозирование — определение тенденций и перспектив развития тех или иных процессов на основе анализа данных об их прошлом и нынешнем состоянии

1.Сказки от слова «Почему?»
•Игра «Обмен причинами». Беседа «Почемучки». Фантазирование «Мировые загадки».

•Упражнение «Найди причину».

Правила прогнозирования

•Игра «Чего раньше не было?». Беседа о правилах прогнозирования. Практическая работа по прогнозированию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.101 с.)