Методы проектного обучения. Классификация проектов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы проектного обучения. Классификация проектов



Методы проектного обучения. Классификация проектов

Технология проектного обучения - это педагогическая технология, в которой видна самостоятельная, познавательная, творческая работа учащихся над разрешением проблемы по желаемому изменению объекта или процесса, способствующая реальному вхождению субъекта в культурное и историческое пространство социума. Специфика технологии проектного обучения выражается и в методах (традиционных и нетрадиционных), использование которых определяет успешность работы над проектом. Проектная деятельность обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития учащихся. Поэтому есть основание говорить о методах обучения проектной деятельности, под которыми понимаются целенаправленные и организованные способы и приёмы выполнения проектов.

Традиционные методы

  • Вербальные методы основаны на богатстве, выразительности и многоплановости устной речи. Использование словесных методов обучения предполагает наличие у учителя хорошей дикции, культуры речи. Большую роль играют темп, четкость, ясность, краткость, выразительность, образность, эмоциональность речи. Основными приемами и способами вербального обучения являются рассказ, объяснение, лекция, беседа, дискуссия, инструктирование.
  • Демонстрация представляет собой совокупность действий учителя (показ учащимся самих предметов или их моделей, а также представление им определенных явлений или процессов с соответствующим объяснением их существенных признаков).
  • Практические методы связаны с выполнением учащимися практических проектов и предусматривают максимум их самостоятельности и активности. Особое внимание уделяется выполнению правил техники безопасности. Выполнение практических работ требует значительного количества учебного времени.
  • Самостоятельные наблюдения как метод обучения применяются при длительном изучении процессов в естественных условиях. Этот метод может быть использован для изучения режимов работы, действия машин, аппаратуры и т.п.
  • Самостоятельная работа учащихся с литературой по теме проекта является одним из способов самостоятельного приобретения, закрепления и углубления необходимых специальных знаний.
  • Метод упражнений. Его сущность состоит в целенаправленном повторении коротких, сфокусированных действий, приемов выполнения отдельных операций. Применяется для формирования и отработки приемов работы, устранения излишних движений, исправления допущенных ошибок. К упражнениям применяются следующие требования: целесообразность, сознательность и системность.
  • Исторический метод. Творческие проекты разрабатываются на основе изучения предшествующих работ, выполненных по этой проблеме. Поэтому необходимо восстановить исторические этапы возникновения и развития тех или иных систем и объектов. При этом нужно подчеркнуть мысль о том, что любой предмет венчает цепь размышлений, изобретений, терпеливых усилий человека. Этот метод предполагает ознакомление учащихся с историческими документами, материалами, экспонатами, художественными произведениями и т.д.

Матрица выбора альтернатив

УО

Альтернативы

1

2

3

4

5

р б п р б п р б п р б п р б п
А Б В Г 4 5 2 5 7 2 8 10 28 10 16 50 3 3 1 4 4 6 1 5 12 18 1 20 1 2 4 3 1 7 3 4 1 14 12 12 2 1 3 2 3 10 4 3 6 10 12 6 5 4 5 1 10 4 2 1 50 16 10 1

Сумма произведений

104 51 39 34 77

 

УО – участники обсуждения, р – ранговая оценка, б – оценка в баллах,

п – произведение (рхб).

  • Метод «черного ящика» предполагает решение проблем посредством анализа конкретных ситуаций, которые подбираются таким образом, что при их анализе участники дискуссии невольно затрагивают вопросы возникновения дефектов с помощью специальных вопросов.
  • Метод 6-6: не менее 6 членов группы в течение 6 минут стараются сформулировать конкретные идеи, которые должны способствовать решению конкретной проблемы. Каждый участник на отдельном листе записывает свои соображения в лаконичной форме, после чего организуется групповое обсуждение всех подготовленных списков. В процессе обсуждения отсеиваются явно ошибочные, уточняются спорные мнения, оставшиеся группируются по определенным признакам. Задача - отобрать несколько важных альтернатив, причем их количество должно быть меньше числа участников дискуссии.

Методы группового решения творческих проектных задач могут быть обогащены методами коллективного стимулирования творческих поисков, среди которых можно назвать метод мозгового штурма («брейнсторминг», предложен А. Осборном в 40-х годах), метод морфологического анализа (разработан Цвикки), методы АРИЗ-ТРИЗ (автор Г.С. Альтшуллер).

Методы обучения, способствующие организации и реализации проектной деятельности, являются методами, активизирующими творческое мышление, помогающими выработать умение решать проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, целенаправленному сознательному поиску решения проблемы, созданию идеального образа и его объективации в реальном продукте. Нетрадиционные методы в сочетании с традиционными кардинально меняют технологию обучения. Они побуждают познавательную активность учащихся, содействуют становлению самостоятельности в мышлении и проектной деятельности. Методы развития опыта творческой проектной деятельности многообразны, что, с одной стороны, предоставляет педагогу простор для моделирования своей деятельности, с другой стороны, требует повышенного внимания и избирательности, так как многие методы имеют возрастные ограничения. Методы обучения школьников проектной деятельности используются в комплексе. При этом на каждом этапе выполнения проекта те или иные методы играют первостепенную роль.

Классификация проектов

Классификация проектов и проектной деятельности школьников может быть различной в зависимости от выбранного типологического признака. Обычно при классификации учитываются следующие типологические признаки:

  1. Доминирующая деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и др.
  2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
  3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участие в проекте, что характерно для телекоммуникационных проектов).
  4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
  5. Количество участников проекта.
  6. Продолжительность проекта.

Методы проектного обучения. Классификация проектов

Технология проектного обучения - это педагогическая технология, в которой видна самостоятельная, познавательная, творческая работа учащихся над разрешением проблемы по желаемому изменению объекта или процесса, способствующая реальному вхождению субъекта в культурное и историческое пространство социума. Специфика технологии проектного обучения выражается и в методах (традиционных и нетрадиционных), использование которых определяет успешность работы над проектом. Проектная деятельность обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития учащихся. Поэтому есть основание говорить о методах обучения проектной деятельности, под которыми понимаются целенаправленные и организованные способы и приёмы выполнения проектов.

Традиционные методы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.007 с.)